Кадровые вопросы
Бесспорно, кадры играют решающую роль в производственном процессе, от них зависит, насколько эффективно работает отдельное предприятие и отрасль в целом. Поэтому в дорожной отрасли кадровый вопрос был и остается одним из важнейших приоритетов. При этом в последнее время особый акцент делается на приток молодежи — выпускников вузов и техникумов. О том, как продвигается эта работа на сегодняшний день, шла речь в ходе коллегии департамента «Белавтодор». С основным докладом по данному вопросу выступил начальник отдела кадров и специальной работы департамента Евгений Кучинский.
По его словам, по состоянию на начало июля нынешнего года в отрасли работают 1295 руководящих работников и специалистов, возраст которых является предпенсионным и пенсионным, а это 11% от их общего количества. Кроме того, в ряде предприятий отрасли наблюдается явно недостаточное количество специалистов-дорожников. Так, в свое время отдел кадров департамента проанализировал образовательный уровень руководителей и специалистов автодоров и дорожно-строительных организаций. В результате выяснилось, что, к примеру, в Брестском автодоре доля сотрудников с дорожным образованием составляет лишь 26,6%, в Витебском — 21,8%, в «Белавтостраде» — 21,3% и т.д. Поэтому в целях преемственности поколений и повышения качественного уровня специалистов коллегия департамента в 2004 и 2005 годах принимала решения о привлечении в каждое структурное подразделение отрасли не менее одного молодого специалиста. Между тем, в настоящее время подготовку специалистов дорожного профиля в стране осуществляют БНТУ, БелГУТ, Белорусско-Российский университет, Брестский университет и Гомельский дорожно-строительный техникум. Однако большинство этих учебных заведений не в полной мере удовлетворяет потребность регионов в специалистах-дорожниках. Лишь БНТУ можно действительно назвать главной «кузницей» дорожных кадров: как по подбору профессорско-преподавательского состава и материально-техническому оснащению, так и по количеству выпускников, приходящих работать в отрасль. Всего в настоящее время в дорожном хозяйстве работают 577 молодых специалистов. Эти люди сделали свой выбор, и теперь им нужна поддержка, чтобы они ощутили твердую почву под ногами, перспективу профессионального роста. Все это, по мнению главного кадровика отрасли, очень важно в становлении личности.
Как отметил далее Евгений Кучинский, практика однозначно свидетельствует о том, что в организациях, где молодые специалисты с первого дня окружены заботой и вниманием, где созданы условия для максимальной реализации знаний и обеспечена достойная заработная плата, где проводится дорожная идеология, поддерживается корпоративный стиль отрасли, там и текучесть кадров снижается до минимума. Отрадно, что примеров таких подходов к закреплению молодых специалистов у нас немало. Так, на ряде предприятий остро нуждающимся предоставляется жилье или на первых порах общежитие, полностью или частично компенсируются средства, затраченные ими на его найм. Оказывается и такая поддержка, как единовременная помощь при вступлении в брак, рождении ребенка, возвращении на предприятие после службы в вооруженных силах. Особого внимания в этом плане заслуживает работа «Мостостроя». В марте текущего года на производственном совете предприятия обсуждался вопрос о работе с молодыми специалистами. В результате данное направление было рекомендовано считать важнейшей задачей каждого руководителя. Это и проявление заботы о становлении молодых специалистов, их профессиональном и служебном росте, быте, закреплении в филиалах, обеспечении жильем. Немаловажно, что руководству головного предприятия и филиалов рекомендовано теснее взаимодействовать с БНТУ в деле подготовки специалистов-мостостроителей, а также взять под личный контроль проведение производственной практики студентов. Довольно грамотно в «Мостострое» подошли и к вопросу обеспеченности кадрами. Эту проблему предприятие решает путем заключения договоров со своими работниками, с выпускниками средних школ, родители которых работают в «Мостострое», и вузами на подготовку специалистов с высшим образованием. В нынешнем году, к примеру, такие договора были заключены с 31 выпускником школ. Кроме этого, хорошей и проверенной формой работы с молодыми кадрами является проведение слетов молодых специалистов. Так, в октябре прошлого года на базе «Минскавтодора» был организован региональный слет, в котором приняло участие около 140 молодых специалистов из дорожных организаций Минской области, а также руководители и сотрудники департамента «Белавтодор», других предприятий отрасли. В итоге получился интересный и содержательный разговор, который сопровождался показом объектов дорожного хозяйства и техники.
Всего в нынешнем году в организации отрасли пришли работать 327 молодых специалистов, 235 из которых имеют дорожное образование. Как подчеркнул Евгений Кучинский, это стало возможным в результате большой и кропотливой работы многих работников кадровых служб, которые приняли активное участие в распределении выпускников, заблаговременно встречались с ними, сумели заинтересовать условиями труда и его оплаты. Например, в «Белгипродор» пришли работать 20 молодых специалистов, ДСТ №2 — 22, ДСТ №5 — 15, «Мостострой» — 15, «Трест Белтрансстрой» — 19. При этом особенно была отмечена работа «Белорусского дорожного инженерно-технического центра» по привлечению молодых специалистов. Несмотря на период реорганизации, руководство этого предприятия не отказалось от своих договорных обязательств перед вузами и приняло на работу 17 выпускников. Вместе с тем, констатировал докладчик, не все организации отрасли выполнили поставленную задачу по привлечению молодых специалистов. Что интересно, среди них практически все автодоры, «Белавтострада» и «Витебскоблдорстрой». При этом, «забыв» о молодежи, некоторые из этих предприятий одновременно брали к себе на работу специалистов со стажем, а кое-где по-прежнему остаются вакантные места. К примеру, «Гомельавтодор» не использовал возможности привлечения молодых специалистов из БелГУТа и Гомельского дорожно-строительного техникума, представитель предприятия не прибыл на распределение в БНТУ. В результате в автодор при наличии 8 структурных подразделений прибыло только 4 специалиста. Исходя из изложенного, Евгений Кучинский предложил обратить внимание руководителей «отличившихся» организаций на просчеты в кадровой работе, а также продолжить работу по ежегодному привлечению молодых специалистов из расчета не менее одного в каждое структурное подразделение. По его словам, для решения этого вопроса целесообразно совместно с учебными заведениями, осуществляющими подготовку специалистов дорожного профиля, заблаговременно проводить подбор кандидатов на работу из числа студентов 3-4 курсов, а по возможности материально поддерживать их в период учебы. Кроме того, докладчик высказал мнение о необходимости практиковать коллективные посещения Музея истории дорожного хозяйства. Это, по мнению Евгения Викторовича, поможет приобщить молодых специалистов к традициям и идеологии дорожной отрасли уже в начале их трудовой деятельности.
Вынося на обсуждение коллегии проект постановления по кадровому вопросу, и.о. директора департамента «Белавтодор» Геннадий Чепцов положительно оценил инициативу по организации слета молодых специалистов в минувшем году, выдвинув, в свою очередь, предложение о проведении встречи руководства «Белавтодора» и дорожных организаций с будущими выпускниками — нынешними студентами 4-5 курсов, в ходе которой последние смогут не только познакомиться с дорожной отраслью, ее традициями, условиями работы и оплаты труда, но, возможно, и определиться с местом дальнейшего трудоустройства. Планируется, что такое мероприятие состоится уже в I квартале 2006 года.
Василий КУРЛОВИЧ, Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ
По его словам, по состоянию на начало июля нынешнего года в отрасли работают 1295 руководящих работников и специалистов, возраст которых является предпенсионным и пенсионным, а это 11% от их общего количества. Кроме того, в ряде предприятий отрасли наблюдается явно недостаточное количество специалистов-дорожников. Так, в свое время отдел кадров департамента проанализировал образовательный уровень руководителей и специалистов автодоров и дорожно-строительных организаций. В результате выяснилось, что, к примеру, в Брестском автодоре доля сотрудников с дорожным образованием составляет лишь 26,6%, в Витебском — 21,8%, в «Белавтостраде» — 21,3% и т.д. Поэтому в целях преемственности поколений и повышения качественного уровня специалистов коллегия департамента в 2004 и 2005 годах принимала решения о привлечении в каждое структурное подразделение отрасли не менее одного молодого специалиста. Между тем, в настоящее время подготовку специалистов дорожного профиля в стране осуществляют БНТУ, БелГУТ, Белорусско-Российский университет, Брестский университет и Гомельский дорожно-строительный техникум. Однако большинство этих учебных заведений не в полной мере удовлетворяет потребность регионов в специалистах-дорожниках. Лишь БНТУ можно действительно назвать главной «кузницей» дорожных кадров: как по подбору профессорско-преподавательского состава и материально-техническому оснащению, так и по количеству выпускников, приходящих работать в отрасль. Всего в настоящее время в дорожном хозяйстве работают 577 молодых специалистов. Эти люди сделали свой выбор, и теперь им нужна поддержка, чтобы они ощутили твердую почву под ногами, перспективу профессионального роста. Все это, по мнению главного кадровика отрасли, очень важно в становлении личности.
Как отметил далее Евгений Кучинский, практика однозначно свидетельствует о том, что в организациях, где молодые специалисты с первого дня окружены заботой и вниманием, где созданы условия для максимальной реализации знаний и обеспечена достойная заработная плата, где проводится дорожная идеология, поддерживается корпоративный стиль отрасли, там и текучесть кадров снижается до минимума. Отрадно, что примеров таких подходов к закреплению молодых специалистов у нас немало. Так, на ряде предприятий остро нуждающимся предоставляется жилье или на первых порах общежитие, полностью или частично компенсируются средства, затраченные ими на его найм. Оказывается и такая поддержка, как единовременная помощь при вступлении в брак, рождении ребенка, возвращении на предприятие после службы в вооруженных силах. Особого внимания в этом плане заслуживает работа «Мостостроя». В марте текущего года на производственном совете предприятия обсуждался вопрос о работе с молодыми специалистами. В результате данное направление было рекомендовано считать важнейшей задачей каждого руководителя. Это и проявление заботы о становлении молодых специалистов, их профессиональном и служебном росте, быте, закреплении в филиалах, обеспечении жильем. Немаловажно, что руководству головного предприятия и филиалов рекомендовано теснее взаимодействовать с БНТУ в деле подготовки специалистов-мостостроителей, а также взять под личный контроль проведение производственной практики студентов. Довольно грамотно в «Мостострое» подошли и к вопросу обеспеченности кадрами. Эту проблему предприятие решает путем заключения договоров со своими работниками, с выпускниками средних школ, родители которых работают в «Мостострое», и вузами на подготовку специалистов с высшим образованием. В нынешнем году, к примеру, такие договора были заключены с 31 выпускником школ. Кроме этого, хорошей и проверенной формой работы с молодыми кадрами является проведение слетов молодых специалистов. Так, в октябре прошлого года на базе «Минскавтодора» был организован региональный слет, в котором приняло участие около 140 молодых специалистов из дорожных организаций Минской области, а также руководители и сотрудники департамента «Белавтодор», других предприятий отрасли. В итоге получился интересный и содержательный разговор, который сопровождался показом объектов дорожного хозяйства и техники.
Всего в нынешнем году в организации отрасли пришли работать 327 молодых специалистов, 235 из которых имеют дорожное образование. Как подчеркнул Евгений Кучинский, это стало возможным в результате большой и кропотливой работы многих работников кадровых служб, которые приняли активное участие в распределении выпускников, заблаговременно встречались с ними, сумели заинтересовать условиями труда и его оплаты. Например, в «Белгипродор» пришли работать 20 молодых специалистов, ДСТ №2 — 22, ДСТ №5 — 15, «Мостострой» — 15, «Трест Белтрансстрой» — 19. При этом особенно была отмечена работа «Белорусского дорожного инженерно-технического центра» по привлечению молодых специалистов. Несмотря на период реорганизации, руководство этого предприятия не отказалось от своих договорных обязательств перед вузами и приняло на работу 17 выпускников. Вместе с тем, констатировал докладчик, не все организации отрасли выполнили поставленную задачу по привлечению молодых специалистов. Что интересно, среди них практически все автодоры, «Белавтострада» и «Витебскоблдорстрой». При этом, «забыв» о молодежи, некоторые из этих предприятий одновременно брали к себе на работу специалистов со стажем, а кое-где по-прежнему остаются вакантные места. К примеру, «Гомельавтодор» не использовал возможности привлечения молодых специалистов из БелГУТа и Гомельского дорожно-строительного техникума, представитель предприятия не прибыл на распределение в БНТУ. В результате в автодор при наличии 8 структурных подразделений прибыло только 4 специалиста. Исходя из изложенного, Евгений Кучинский предложил обратить внимание руководителей «отличившихся» организаций на просчеты в кадровой работе, а также продолжить работу по ежегодному привлечению молодых специалистов из расчета не менее одного в каждое структурное подразделение. По его словам, для решения этого вопроса целесообразно совместно с учебными заведениями, осуществляющими подготовку специалистов дорожного профиля, заблаговременно проводить подбор кандидатов на работу из числа студентов 3-4 курсов, а по возможности материально поддерживать их в период учебы. Кроме того, докладчик высказал мнение о необходимости практиковать коллективные посещения Музея истории дорожного хозяйства. Это, по мнению Евгения Викторовича, поможет приобщить молодых специалистов к традициям и идеологии дорожной отрасли уже в начале их трудовой деятельности.
Вынося на обсуждение коллегии проект постановления по кадровому вопросу, и.о. директора департамента «Белавтодор» Геннадий Чепцов положительно оценил инициативу по организации слета молодых специалистов в минувшем году, выдвинув, в свою очередь, предложение о проведении встречи руководства «Белавтодора» и дорожных организаций с будущими выпускниками — нынешними студентами 4-5 курсов, в ходе которой последние смогут не только познакомиться с дорожной отраслью, ее традициями, условиями работы и оплаты труда, но, возможно, и определиться с местом дальнейшего трудоустройства. Планируется, что такое мероприятие состоится уже в I квартале 2006 года.
Василий КУРЛОВИЧ, Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 39 за 2005 год в рубрике дороги