Мостовое хозяйство: проблемы и перспективы
Вопрос состояния мостового парка страны постоянно находится в центре внимания руководства отрасли. Этой проблеме было посвящено III республиканское совещание дорожников, ее регулярно рассматривают на коллегиях департамента «Белавтодор». Вот и в конце сентября коллегия «Белавтодора» изучила работу предприятий дорожного хозяйства по улучшению состояния мостовых сооружений на автомобильных дорогах. С основным докладом выступил заместитель начальника управления содержания дорожной сети департамента Александр Головнев.
Как было отмечено в докладе, в настоящее время система управления состоянием мостов «Белмост» внедрена и используется всеми автодорами и «Белавтострадой». Что касается предприятий местных автодорог, то установка программного обеспечения произведена только в Брестском, Гомельском и Минском облдорстроях, эти же организации начали диагностику сооружений и внесение ее результатов в компьютерную базу данных СУСМ «Белмост». Между тем, результаты диагностики показывают, что сегодня на автодорогах общего пользования 2294 сооружения (43,9% от общего количества) не соответствуют нормативным требованиям. На республиканской сети это 860 мостов и путепроводов (40,1%), на местной — 1434 (46,6%). В то же время анализ изменения состояния сооружений на республиканской сети дорог красноречиво свидетельствует о том, что департаменту не только удалось остановить процесс ухудшения технического состояния мостового парка и накопления недоремонтов в целом, но и несколько улучшить эксплуатационные характеристики сооружений.
Так, если на начало прошлого года их состояние оценивалось в 4,15 балла по 7-балльной шкале, то к сентябрю нынешнего года составило уже 4,7 балла. В числе других положительных моментов Александр Головнев также назвал проведение значительной работы по устранению критических дефектов сооружений. К сожалению, констатировал докладчик, нынешний уровень финансирования мостовых работ позволяет только поддерживать состояние мостового парка. Макроэкономические расчеты, выполненные с использованием программного комплекса СУСМ «Белмост», показывают, что на содержание и текущий ремонт сооружений на республиканских дорогах необходимо ежегодно направлять 36 млрд рублей. В нынешнем году на эти виды работ предусмотрено лишь 22,9 млрд рублей. Недостаточны и объемы капитального ремонта (в программе-2005 значится 2423,7 погонных метра), хотя, следует отметить, в предыдущие пару лет они были еще меньше. Поэтому, как отметил Александр Головнев, сейчас необходимо уделять особое внимание эффективному и обоснованному вложению средств.
В частности, следует выработать единый подход к определению требуемого объема финансирования ремонтов сооружений, упорядочить стоимость данных работ. Для решения следующей стратегической задачи отрасли — доведения технического состояния сооружений до нормативных требований — требуется резкое увеличение объема капитального ремонта мостов. В нынешнем году на эти цели направляется лишь 27,5 млрд рублей, тогда как потребности мостового парка оцениваются в 810 млрд. Кроме того, по мнению докладчика, в условиях существующего финансирования следует пересмотреть проектные решения, материалы, конструкции и технологии в части снижения сметной стоимости работ с сохранением и улучшением качества строительной продукции. При этом одним из основных источников повышения эффективности капвложений может стать использование интеллектуальной собственности научных и проектных организаций отрасли. Необходимо также более широко использовать новые технологии и современные материалы, позволяющие повысить не только надежность, но и долговечность эксплуатируемых сооружений. Здесь уже есть положительные тенденции (к примеру, внешнее армирование углепластиковой арматурой, полимерцементные сухие ремонтные смеси), однако монолитное мостостроение по-прежнему не находит у нас должного применения. Определенные изменения нужно внести в некоторые отраслевые нормативные документы: «Классификаторы работ…» и «Положение о мостовой службе».
Заслушав выступление Александра Головнева, коллегия в целом согласилась с предложениями докладчика. Подводя итоги рассмотрения данного вопроса, и.о. директора департамента «Белавтодор» Геннадий Чепцов отметил, что мостовое хозяйство отрасли нуждается в значительных объемах ремонтных работ. Однако на деле идет их падение: если в 2003 году было отремонтировано 3970 погонных метров сооружений, а в 2004 — 4560 погонных метра, то в нынешнем запланировано лишь 3760. Поэтому уже в ближайшее время необходимо подготовить обоснованные предложения по увеличению этих объемов на будущий год, особенно в части капитального ремонта и реконструкции мостов. При этом важно учесть производственные мощности подрядных мостостроительных предприятий, т.е. рост ремонтов должен быть адекватен развитию возможностей мостовиков.
Василий КУРЛОВИЧ, Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ
Как было отмечено в докладе, в настоящее время система управления состоянием мостов «Белмост» внедрена и используется всеми автодорами и «Белавтострадой». Что касается предприятий местных автодорог, то установка программного обеспечения произведена только в Брестском, Гомельском и Минском облдорстроях, эти же организации начали диагностику сооружений и внесение ее результатов в компьютерную базу данных СУСМ «Белмост». Между тем, результаты диагностики показывают, что сегодня на автодорогах общего пользования 2294 сооружения (43,9% от общего количества) не соответствуют нормативным требованиям. На республиканской сети это 860 мостов и путепроводов (40,1%), на местной — 1434 (46,6%). В то же время анализ изменения состояния сооружений на республиканской сети дорог красноречиво свидетельствует о том, что департаменту не только удалось остановить процесс ухудшения технического состояния мостового парка и накопления недоремонтов в целом, но и несколько улучшить эксплуатационные характеристики сооружений.
Так, если на начало прошлого года их состояние оценивалось в 4,15 балла по 7-балльной шкале, то к сентябрю нынешнего года составило уже 4,7 балла. В числе других положительных моментов Александр Головнев также назвал проведение значительной работы по устранению критических дефектов сооружений. К сожалению, констатировал докладчик, нынешний уровень финансирования мостовых работ позволяет только поддерживать состояние мостового парка. Макроэкономические расчеты, выполненные с использованием программного комплекса СУСМ «Белмост», показывают, что на содержание и текущий ремонт сооружений на республиканских дорогах необходимо ежегодно направлять 36 млрд рублей. В нынешнем году на эти виды работ предусмотрено лишь 22,9 млрд рублей. Недостаточны и объемы капитального ремонта (в программе-2005 значится 2423,7 погонных метра), хотя, следует отметить, в предыдущие пару лет они были еще меньше. Поэтому, как отметил Александр Головнев, сейчас необходимо уделять особое внимание эффективному и обоснованному вложению средств.
В частности, следует выработать единый подход к определению требуемого объема финансирования ремонтов сооружений, упорядочить стоимость данных работ. Для решения следующей стратегической задачи отрасли — доведения технического состояния сооружений до нормативных требований — требуется резкое увеличение объема капитального ремонта мостов. В нынешнем году на эти цели направляется лишь 27,5 млрд рублей, тогда как потребности мостового парка оцениваются в 810 млрд. Кроме того, по мнению докладчика, в условиях существующего финансирования следует пересмотреть проектные решения, материалы, конструкции и технологии в части снижения сметной стоимости работ с сохранением и улучшением качества строительной продукции. При этом одним из основных источников повышения эффективности капвложений может стать использование интеллектуальной собственности научных и проектных организаций отрасли. Необходимо также более широко использовать новые технологии и современные материалы, позволяющие повысить не только надежность, но и долговечность эксплуатируемых сооружений. Здесь уже есть положительные тенденции (к примеру, внешнее армирование углепластиковой арматурой, полимерцементные сухие ремонтные смеси), однако монолитное мостостроение по-прежнему не находит у нас должного применения. Определенные изменения нужно внести в некоторые отраслевые нормативные документы: «Классификаторы работ…» и «Положение о мостовой службе».
Заслушав выступление Александра Головнева, коллегия в целом согласилась с предложениями докладчика. Подводя итоги рассмотрения данного вопроса, и.о. директора департамента «Белавтодор» Геннадий Чепцов отметил, что мостовое хозяйство отрасли нуждается в значительных объемах ремонтных работ. Однако на деле идет их падение: если в 2003 году было отремонтировано 3970 погонных метров сооружений, а в 2004 — 4560 погонных метра, то в нынешнем запланировано лишь 3760. Поэтому уже в ближайшее время необходимо подготовить обоснованные предложения по увеличению этих объемов на будущий год, особенно в части капитального ремонта и реконструкции мостов. При этом важно учесть производственные мощности подрядных мостостроительных предприятий, т.е. рост ремонтов должен быть адекватен развитию возможностей мостовиков.
Василий КУРЛОВИЧ, Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 39 за 2005 год в рубрике дороги