Жилье в концепции социально-экономического развития на 2006-2010 гг.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 марта 2004 г. №323 Министерством экономики с участием министерств и других органов государственного управления, Национальной академии наук, Национального банка подготовлен проект Концепции программы социально- экономического развития на 2006-2010 гг.

Как отмечается в проекте Концепции, основной целью социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы является дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе развития и эффективного использования человеческого потенциала, технического перевооружения и совершенствования структуры экономики, роста ее конкурентоспособности, развития системы государственных социальных стандартов. Формирование целей и задач социально-экономического развития на указанный период основано на всестороннем учете политических и экономических условий и факторов, ключевых проблем и ограничений на пути устойчивого экономического роста, тенденций и темпов развития стран — соседей Беларуси, прежде всего Российской Федерации, а также стран, входящих в СНГ и другие интеграционные образования. Исходя из преемственности направлений экономического развития и роли важнейших факторов в достижении социально-экономических целей, в Концепции предложены следующие приоритетные направления социально-экономического развития:

. всестороннее гармоничное развитие человека на основе повышения реальных денежных доходов, качественного совершенствования систем здравоохранения, образования и культуры, физической культуры и спорта, жилищного строительства и других отраслей сферы услуг;
. инновационное развитие национальной экономики;
. наращивание экспортного потенциала на основе повышения уровня конкурентоспособности национальной экономики;
. развитие агропромышленного комплекса и социальное возрождение села.

Главными целями развития строительного комплекса на 2006-2010 годы являются: наиболее полное обеспечение потребностей населения и народного хозяйства в высокоэффективной строительной продукции, создание новых и модернизация действующих основных производственных фондов, сокращение сроков и стоимости строительства, материало- и энергоемкости продукции, повышение ее качества и конкурентоспособности, обеспечение роста экспорта строительных материалов, конструкций и услуг. Ставится задача обеспечить создание новых и расширение объемов внедрения уже разработанных ресурсосберегающих технологий, прогрессивных строительных материалов и конструкций, универсальных архитектурно-конструктивно- планировочных систем зданий и сооружений, повышающих их теплозащитные и потребительские качества.

В сфере жилищного строительства предусматривается ежегодный ввод жилья не менее 3-3,5 млн м2. При этом обеспеченность общей площадью на одного человека в 2010 году должна достигнуть 24,5-25 м2 против 23 м2 в 2005 году. Будет совершенствоваться структура возводимого жилья по источникам финансирования. В 2010 году за счет средств государственного бюджета будет возводиться 5% жилья против 8,1% в 2003 году, собственных средств организаций включая кредиты — 12,5% против 11,9%, средств населения включая кредиты — 82% против 79,3%, средств инновационных фондов — 0,5%. Отношение стоимости одного квадратного метра жилья к среднемесячной заработной плате, составлявшее в 2003 году 1,76, к 2010 году должно уменьшиться и достичь 0,9-1, что будет свидетельствовать об обеспечении доступности жилья для граждан со средней заработной платой в эквиваленте более $450 в месяц. Основные направления развития жилищного строительства предусматривают повышение уровня комфортности жилья и его потребительских и эксплуатационных качеств с учетом действующих и перспективных норм расселения и соблюдения градостроительных регламентов. В сельской местности и малых городских поселениях должно быть обеспечено возведение жилья в объемах не менее 30% от общего ввода. Увеличение платежеспособного спроса на жилье должно достигаться на основе снижения его себестоимости, роста доходов населения, развития институтов долгосрочного жилищного кредитования, в том числе ипотечного, и создания условий для их функционирования и развития, сохранения действующих и развития новых форм поддержки и помощи малоимущим гражданам в обеспечении жильем.

Проект предусматривает и основные направления развития жилищно-коммунального хозяйства страны. В первую очередь это обеспечение нормативов социального стандарта при обеспечении жильем и коммунальными услугами. В этих целях требуется развитие инженерной инфраструктуры населенных пунктов (в том числе расширение оснащенности недостающими видами инженерного обустройства поселений в сельской местности), обеспечение их надежности и устойчивости функционирования при одновременном снижении затрат на производство и оказание услуг за счет модернизации производственных мощностей, внедрения энергоэффективных технологий, оптимизации структуры управления производством. За счет реализации мероприятий по демонополизации обслуживания и ремонта жилищного фонда, развития конкуренции доля жилищного фонда, обслуживаемого на конкурсной основе, должна быть доведена до 60% (в частности, путем создания специализированных компаний и товариществ собственников). Предполагается поэтапно по мере увеличения доходов населения довести к концу 2010 года уровень возмещения населением затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг до 75-80%. При этом с учетом предусматриваемого прогнозом роста доходов населения и увеличения тарифов на жилищно-коммунальные услуги удельный вес платежей за жилищно-коммунальные услуги в доходах семьи может составить не более 15%. Одним из главных направлений дальнейшего развития жилищного хозяйства является создание конкурентной среды в этой отрасли.

Существующее сегодня совмещение жилищно-коммунальными организациями определенных функций управления жилищным фондом и хозяйственной деятельности по техническому обслуживанию этого фонда не способствует повышению эффективности управления жилищным фондом, его эксплуатации и ремонта. Поэтому ставится задача осуществить разделение функций и введение полноценных договорных отношений между собственниками жилищного фонда (или уполномоченной организацией), организациями жилищно-коммунального хозяйства и подрядными организациями. В 2006-2010 годах предполагается осуществить переход на профессиональное управление коммунальным жилищным фондом на конкурсной основе. При этом собственник жилищного фонда будет обязан заключать с организацией жилищно- коммунального хозяйства либо организацией, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда, договор на управление жилищным фондом в форме возмездного оказания услуг. Для обеспечения равных условий организациям различных форм собственности при управлении коммунальным жилищным фондом потребуется изменение существующих правоотношений. Реформа в жилищном хозяйстве должна обеспечить на первом этапе конкуренцию подрядных организаций при получении заказа на предоставление жилищно-коммунальных услуг и на втором этапе — конкуренцию в сфере управления недвижимостью при получении заказа от собственника на управление жилищным фондом.

Вместе с тем в определенных случаях должна оставаться возможность сохранения в отрасли государственных организаций жилищно-коммунального хозяйства. Например, если собственники жилых помещений изберут именно такую форму обслуживания недвижимого имущества или при невозможности в принципе создания конкуренции в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг в малых городах, городских поселках и сельской местности (это может быть присуще жилищному фонду в военных городках и на других закрытых территориях).
Разработанная в соответствии с Концепцией Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы подготовлена к утверждению в установленном порядке. Ее реализация будет направлена на решение первоочередных проблем развития страны и закрепление устойчивых темпов экономического роста.

Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь Республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 35 за 2005 год в рубрике недвижимость

©1995-2024 Строительство и недвижимость