Чего стоит строительство хорошей усадьбы
Постановлением Совета Министров и Национального банка Республики Беларусь от 9 августа 2005 г. №875/9 внесены изменения в постановление Совета Министров и Национального банка Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г. №1691/24 «О мерах по выполнению заданий на 2005 год по строительству жилых домов и внесении изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 октября 2004 г. №1258».
Внесение изменений в программу жилищного строительства на 2005 год вызвано необходимостью уточнения расчетных показателей по финансированию строительства жилья в связи с корректировкой проектов усадебных жилых домов, возводимых в сельскохозяйственных организациях. В основу уточнения показателей программы положены предложения Минстройархитектуры и облисполкомов по дополнительным объемам финансовых ресурсов, необходимых для строительства жилых домов в сельскохозяйственных организациях в связи с привязкой проектов усадебных жилых домов с улучшенными архитектурно- планировочными и потребительскими качествами, а также корректировкой проектной документации по уже начатым строительством домам с учетом пристройки веранд и надстройки мансард. Всего на финансирование строительства жилья по скорректированным проектам потребуется дополнительно 155,6 млрд рублей льготных кредитных ресурсов ОАО «Белагропромбанк».
27 мая 2005 г. в Дрогичинском районе Брестской области был проведен республиканский семинар по вопросам реализации Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010 годы, в котором принял участие и Президент Республики Беларусь. Большое внимание в ходе проведения семинара было, в частности, уделено вопросам развития социальной сферы села и совершенствования инфраструктуры сельских поселений. Глава государства подчеркнул, что в ближайшее время при решении актуальных проблем сельских жителей приоритетным направлением будет жилищное строительство, а также газификация, водоснабжение и дороги. Важнейшее место в Программе возрождения и развития села отведено жилищной сфере. Здесь заложен комплексный подход, сочетающий в себе развитие сельских поселений, строительство жилья и реконструкцию имеющегося жилищного фонда, создание необходимых инженерных коммуникаций, развитие социальной инфраструктуры и обеспечение на этой основе государственных социальных стандартов сельским жителям. Жилье будет строиться преимущественно в населенных пунктах со сложившейся инфраструктурой, наличием объектов социально-культурного назначения, а также имеющихся производств: животноводческих комплексов, крупных молочно-товарных ферм, перерабатывающих и обслуживающих предприятий. Застройка должна осуществляться, как правило, домами усадебного типа (деревянными, кирпичными, блочными и т.д.) с обязательным наличием хозяйственных построек и земельным участком не менее 0,2 гектара. Одновременно будет вестись также реконструкция и заселение пустующих домов, снос ветхих и непригодных для проживания строений с целью освобождения участков в местах с имеющейся инфраструктурой под новое строительство.
Программой возрождения села предусматривается дальнейшая активизация жилищного строительства в сельскохозяйственных организациях. Центральным звеном возрождения села должны стать качественно новые типы сельских поселков – агрогородки, которые будут иметь условия для проживания не хуже, чем в городах. Формирование агрогородков (всего по стране – 1481) будет способствовать устойчивому развитию сельских территорий и эффективному использованию государственных средств для обустройства села. Под «агрогородком» понимается благоустроенный населенный пункт, в котором предусматривается создание производственной и социальной инфраструктуры для обеспечения социальных стандартов проживающему в нем населению и жителям прилегающих территорий. Агрогородки будут создаваться на основе административных центров сельсоветов, территории которых являются исторически устоявшимися административными образованиями, а также центральных усадеб сельскохозяйственных организаций. Административные центры сельсоветов и центральные усадьбы сельхозорганизаций практически равномерно распределены по регионам страны, они характеризуются более высокой численностью населения, в них сосредоточено большинство объектов социальной и производственной инфраструктуры, что и является основным фактором для преобразования этих населенных пунктов в агрогородки (на базе такого населенного пункта, являющегося центральной усадьбой государственного унитарного предприятия «Племенной завод «Закозельский», и проводился республиканский семинар).
В рамках реализации программы возрождения села уже разработана 1481 схема генеральных планов агрогородков (в том числе в Брестской области – 221, Витебской – 256, Гомельской – 238, Гродненской – 239, Минской – 325 и Могилевской – 202). В текущем году предусматривается обустроить 164 агрогородка (в том числе в Брестской области – 19, Витебской – 24, Гомельской – 42, Гродненской – 19, Минской – 22 и Могилевской – 38). Минстройархитектуры, Минжилкомхозом, проектными и научно-исследовательскими организациями постоянно оказывается необходимая организационно- методическая помощь соответствующим службам облисполкомов по разработке генеральных планов развития агрогородков, схем размещения, реконструкции и нового строительства жилья, а также объектов инфраструктуры. Главой государства на совещании 21 июня 2005 г. по вопросам удешевления строительства жилых домов в сельскохозяйственных организациях поставлена задача строить жилье на селе только с архитектурно-планировочными и потребительскими качествами, отвечающими сельскому укладу жизни. В связи с этим облисполкомами проведен анализ готовности строящихся в текущем году жилых домов с учетом возможности пристройки веранд и обустройства мансардного этажа. Во втором полугодии необходимо ввести в эксплуатацию 4718 домов (квартир), из них перепроектировано 1696 домов, и 1281 дом должен быть перепроектирован до 1 сентября 2005 г. Не подлежит перепроектированию 1741 жилой дом (квартира), в том числе 426 – в многоквартирных жилых домах, 151 – в домах КПД и 1164 – в домах с уже выполненной кровлей и с высокой степенью готовности.
Постановлением коллегии Минстройархитектуры от 18 июля 2005 г. №121 утверждены 11 типовых проектов усадебных жилых домов с улучшенными архитектурно-планировочными решениями, по которым разработана необходимая проектно-сметная документация и передана во все облисполкомы. В целях расширения номенклатуры усадебных жилых домов для села облисполкомам также направлено письмо министерства о продолжении разработки проектов аналогичных жилых домов (с наличием веранд, дополнительного выхода на приусадебный участок, устройством цоколя высотой не менее 0,75 м, возможностью обустройства мансардного этажа, погреба или подвала в зависимости от условий привязки, в том числе от уровня грунтовых вод). После получения по этим проектам положительного заключения областных органов государственной экспертизы указанные проекты будут в оперативном порядке утверждаться коллегией Минстройархитектуры. В соответствии с решением Правительства и Нацбанка стоимость строительства жилых домов (квартир) в сельскохозяйственных организациях будет определяться в белорусских рублях согласно утвержденной проектно-сметной документации в ценах на дату начала строительства этих домов (квартир). В пределах нормативных сроков строительства жилых домов (квартир) стоимость строительства подлежит индексации по статистическим индексам изменения стоимости строительно- монтажных работ, утверждаемым в установленном порядке. Данный порядок распространяется и на ранее начатые строительством жилые дома, проектно- сметная документация по которым находится в стадии корректировки (с учетом пристройки веранд и надстройки мансард).
Реализация положений комментируемого постановления будет способствовать успешному выполнению заданий и мероприятий Программы возрождения села, что позволит обеспечить более высокий уровень жизни сельскому населению и станет основой для улучшения демографической ситуации и повышения престижности проживания в сельской местности.
Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь Республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов
Внесение изменений в программу жилищного строительства на 2005 год вызвано необходимостью уточнения расчетных показателей по финансированию строительства жилья в связи с корректировкой проектов усадебных жилых домов, возводимых в сельскохозяйственных организациях. В основу уточнения показателей программы положены предложения Минстройархитектуры и облисполкомов по дополнительным объемам финансовых ресурсов, необходимых для строительства жилых домов в сельскохозяйственных организациях в связи с привязкой проектов усадебных жилых домов с улучшенными архитектурно- планировочными и потребительскими качествами, а также корректировкой проектной документации по уже начатым строительством домам с учетом пристройки веранд и надстройки мансард. Всего на финансирование строительства жилья по скорректированным проектам потребуется дополнительно 155,6 млрд рублей льготных кредитных ресурсов ОАО «Белагропромбанк».
27 мая 2005 г. в Дрогичинском районе Брестской области был проведен республиканский семинар по вопросам реализации Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010 годы, в котором принял участие и Президент Республики Беларусь. Большое внимание в ходе проведения семинара было, в частности, уделено вопросам развития социальной сферы села и совершенствования инфраструктуры сельских поселений. Глава государства подчеркнул, что в ближайшее время при решении актуальных проблем сельских жителей приоритетным направлением будет жилищное строительство, а также газификация, водоснабжение и дороги. Важнейшее место в Программе возрождения и развития села отведено жилищной сфере. Здесь заложен комплексный подход, сочетающий в себе развитие сельских поселений, строительство жилья и реконструкцию имеющегося жилищного фонда, создание необходимых инженерных коммуникаций, развитие социальной инфраструктуры и обеспечение на этой основе государственных социальных стандартов сельским жителям. Жилье будет строиться преимущественно в населенных пунктах со сложившейся инфраструктурой, наличием объектов социально-культурного назначения, а также имеющихся производств: животноводческих комплексов, крупных молочно-товарных ферм, перерабатывающих и обслуживающих предприятий. Застройка должна осуществляться, как правило, домами усадебного типа (деревянными, кирпичными, блочными и т.д.) с обязательным наличием хозяйственных построек и земельным участком не менее 0,2 гектара. Одновременно будет вестись также реконструкция и заселение пустующих домов, снос ветхих и непригодных для проживания строений с целью освобождения участков в местах с имеющейся инфраструктурой под новое строительство.
Программой возрождения села предусматривается дальнейшая активизация жилищного строительства в сельскохозяйственных организациях. Центральным звеном возрождения села должны стать качественно новые типы сельских поселков – агрогородки, которые будут иметь условия для проживания не хуже, чем в городах. Формирование агрогородков (всего по стране – 1481) будет способствовать устойчивому развитию сельских территорий и эффективному использованию государственных средств для обустройства села. Под «агрогородком» понимается благоустроенный населенный пункт, в котором предусматривается создание производственной и социальной инфраструктуры для обеспечения социальных стандартов проживающему в нем населению и жителям прилегающих территорий. Агрогородки будут создаваться на основе административных центров сельсоветов, территории которых являются исторически устоявшимися административными образованиями, а также центральных усадеб сельскохозяйственных организаций. Административные центры сельсоветов и центральные усадьбы сельхозорганизаций практически равномерно распределены по регионам страны, они характеризуются более высокой численностью населения, в них сосредоточено большинство объектов социальной и производственной инфраструктуры, что и является основным фактором для преобразования этих населенных пунктов в агрогородки (на базе такого населенного пункта, являющегося центральной усадьбой государственного унитарного предприятия «Племенной завод «Закозельский», и проводился республиканский семинар).
В рамках реализации программы возрождения села уже разработана 1481 схема генеральных планов агрогородков (в том числе в Брестской области – 221, Витебской – 256, Гомельской – 238, Гродненской – 239, Минской – 325 и Могилевской – 202). В текущем году предусматривается обустроить 164 агрогородка (в том числе в Брестской области – 19, Витебской – 24, Гомельской – 42, Гродненской – 19, Минской – 22 и Могилевской – 38). Минстройархитектуры, Минжилкомхозом, проектными и научно-исследовательскими организациями постоянно оказывается необходимая организационно- методическая помощь соответствующим службам облисполкомов по разработке генеральных планов развития агрогородков, схем размещения, реконструкции и нового строительства жилья, а также объектов инфраструктуры. Главой государства на совещании 21 июня 2005 г. по вопросам удешевления строительства жилых домов в сельскохозяйственных организациях поставлена задача строить жилье на селе только с архитектурно-планировочными и потребительскими качествами, отвечающими сельскому укладу жизни. В связи с этим облисполкомами проведен анализ готовности строящихся в текущем году жилых домов с учетом возможности пристройки веранд и обустройства мансардного этажа. Во втором полугодии необходимо ввести в эксплуатацию 4718 домов (квартир), из них перепроектировано 1696 домов, и 1281 дом должен быть перепроектирован до 1 сентября 2005 г. Не подлежит перепроектированию 1741 жилой дом (квартира), в том числе 426 – в многоквартирных жилых домах, 151 – в домах КПД и 1164 – в домах с уже выполненной кровлей и с высокой степенью готовности.
Постановлением коллегии Минстройархитектуры от 18 июля 2005 г. №121 утверждены 11 типовых проектов усадебных жилых домов с улучшенными архитектурно-планировочными решениями, по которым разработана необходимая проектно-сметная документация и передана во все облисполкомы. В целях расширения номенклатуры усадебных жилых домов для села облисполкомам также направлено письмо министерства о продолжении разработки проектов аналогичных жилых домов (с наличием веранд, дополнительного выхода на приусадебный участок, устройством цоколя высотой не менее 0,75 м, возможностью обустройства мансардного этажа, погреба или подвала в зависимости от условий привязки, в том числе от уровня грунтовых вод). После получения по этим проектам положительного заключения областных органов государственной экспертизы указанные проекты будут в оперативном порядке утверждаться коллегией Минстройархитектуры. В соответствии с решением Правительства и Нацбанка стоимость строительства жилых домов (квартир) в сельскохозяйственных организациях будет определяться в белорусских рублях согласно утвержденной проектно-сметной документации в ценах на дату начала строительства этих домов (квартир). В пределах нормативных сроков строительства жилых домов (квартир) стоимость строительства подлежит индексации по статистическим индексам изменения стоимости строительно- монтажных работ, утверждаемым в установленном порядке. Данный порядок распространяется и на ранее начатые строительством жилые дома, проектно- сметная документация по которым находится в стадии корректировки (с учетом пристройки веранд и надстройки мансард).
Реализация положений комментируемого постановления будет способствовать успешному выполнению заданий и мероприятий Программы возрождения села, что позволит обеспечить более высокий уровень жизни сельскому населению и станет основой для улучшения демографической ситуации и повышения престижности проживания в сельской местности.
Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь Республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 35 за 2005 год в рубрике недвижимость