Семинар в Бресте: совершенствование дорожной разметки
На прошлой неделе, 26 августа, в Бресте состоялся семинар по вопросам совершенствования технологии и контроля качества работ по устройству горизонтальной разметки на автомобильных дорогах и улицах. В его работе приняли участие руководство и работники департамента «Белавтодор», предприятий дорожной отрасли, Госавтоинспекции, производители разметочной техники и материалов. То, что такой широкий круг специалистов собрался обсудить данную проблему, не случайно. Дорожная разметка играет значимую роль в вопросе обеспечения безопасности дорожного движения – ее своевременное применение (с учетом качества выполнения работ) позволяет без больших финансовых затрат более чем на 20% уменьшать количество ДТП, увеличивать скорость движения автомобилей и пропускную способность дорог. Кроме того, наличие разметки является важным фактором повышения потребительских качеств дороги.
Естественно, чтобы водитель мог уверенно и комфортабельно чувствовать себя за рулем, ему необходимо иметь контрольные точки для ориентации на дороге, т.е. разметку. Она направляет потоки автомобилей, показывает направление проезжей части дороги, обозначает ее границы и др. При этом особенно остро работоспособность разметки востребована в темное время суток, а также при плохих погодных условиях. Поэтому в департаменте «Белавтодор» стремятся к тому, чтобы разметка функционировала во все периоды года, чтобы она была активным помощником для пользователей дорог. Что нужно предпринять для улучшения потребительских качеств разметки, повышения срока ее службы, как определить наиболее эффективные разметочные материалы, в том числе и с экономической точки зрения, – эти и другие вопросы были в центре внимания участников семинара.
Первая часть мероприятия представляла собой пленарное заседание, в ходе которого был заслушан целый ряд докладов. Открыл семинар первый заместитель директора департамента «Белавтодор» Геннадий Чепцов. Как он отметил, в последнее время в республике значительно возросло количество автотранспорта, увеличилась и интенсивность дорожного движения, что, естественно, предъявляет повышенные требования к делу обеспечения безопасности дорожного движения. Геннадий Чепцов также высказал точку зрения руководства отрасли на значение горизонтальной разметки проезжей части в деле повышения безопасности дорожного движения, а также отметил необходимость решения задачи по увеличению сроков службы разметки. С докладом о современных разметочных материалах, а также процессах совершенствования их качества и технологий выступил Дмитрий Черненко, директор УП «СТиМ» – лидера белорусского рынка по производству разметочных материалов и механизмов для их нанесения. Об основных показателях качества эмалей и пластиков, их сравнительной стоимости, сроках службы и экономической эффективности рассказал начальник управления безопасности и содержания дорог института дорожных исследований Валерий Хатковский. Опытом применения разметочных материалов на главной дороге страны – М1/Е30 Брест – Минск – граница Российской Федерации поделился первый заместитель генерального директора «Белавтострады» Владимир Вушев. Он также высказал свою точку зрения по поводу путей улучшения качества разметок. Применяемым материалам для горизонтальной разметки дорог и технологии их нанесения были посвящены выступления руководителей СП «Дормарк» и РУП «Дорпласт» – Василия Бордака и Георгия Солодовникова. Эти предприятия активно продвигают на белорусский рынок разметок пластики горячего и холодного нанесения и уже имеют определенный опыт работы с такими материалами.
В докладе начальника экономического отдела департамента «Белавтодор» Тамары Камеры прозвучала информация о сравнительной стоимости устройства разметок на республиканских автомобильных дорогах. Она также остановилась на вопросе учета экономической эффективности при выборе материалов для разметки. Довольно интересными для белорусских дорожников были выступления коллег из стран-соседок – России (ее представляла Нелли Костова, сотрудник «СоюздорНИИ») и Украины (Юрий Гостев, «ГосдорНИИ»).
После теоретической части семинара его участники ознакомились с практическими аспектами нанесения различного рода разметочных материалов разными механизмами. Вначале была продемонстрирована технология нанесения разметочной эмали на автодороге М1/Е30. Здесь участники семинара наглядно убедились в том, что именно гидравлический способ нанесения краски дает лучшее качество – это, к слову, подтвердили и показания специального прибора, с помощью которого были проведены замеры световозвращаемости свеженанесенной разметки. При этом, что интересно, на данном участке работала разметочная машина 1996 года выпуска. По идее, ее уже пора списать, однако «Белавтострада» с помощью УП «СТиМ» модернизировала машину и теперь этот механизм работает так же, как и его современные аналоги.
Затем участники семинара побывали на базе УП «СТиМ», где им был продемонстрирован широкий спектр оборудования для нанесения разметки, выпускаемого этим предприятием, а также непосредственно разметочные материалы. При этом буквально каждый экземпляр техники был показан в работе: начиная от «малюток» типа «Контур 30» и заканчивая такими современными механизмами как «Шмель 11А» и «Шмель 77». Особый интерес у участников семинара вызвала демонстрация нанесения горячего и холодного пластика, а также оборудование, позволяющее разметочной машине практически идеально повторять линии «старой» разметки. В центре внимания был также и пульт управления разметочными пистолетами, который, помимо своей основной функции, позволяет осуществлять детальнейший контроль за расходом материалов, временем, в течение которого осуществлялась работа, пройденном пути, открашенной площади и т.д. Здесь же СП «Дормарк» продемонстрировало свою работу по нанесению термопластика. Участники семинара ознакомились также с базой УП «СТиМ», побывали в лаборатории и цехах предприятия, где осуществляются выпуск разметочного оборудования и материалов. Затем на одном из участков автодороги Р-83 Брест – Каменец была продемонстрирована работа РУП «Дорпласт» по нанесению термопластиков собственного производства.
Подводились итоги семинара на базе УП «СТиМ». Здесь было высказано немало дельных предложений в части совершенствования технологий и контроля качества работ по устройству горизонтальной разметки. Все они нашли отражение в рекомендациях семинара. В этом документе, в частности, говорится о том, что участники семинара решили одобрить внедрение материалов с улучшенными свойствами, позволяющими производить устройство разметки при отрицательных температурах и до полного формирования устроенных асфальтобетонных покрытий (поверхностных обработок). Кроме этого, производителям разметочных материалов рекомендуется постоянно совершенствовать качество разметочных эмалей и пластиков с учетом обеспечения ими требуемых потребительских качеств (яркость, световозвращаемость, цвет) и функциональной долговечности.
В свою очередь, владельцам автодорог следует обеспечить постоянный контроль за изменением потребительских свойств разметки в процессе ее эксплуатации, добиваться выполнения поставщиками материалов гарантийных обязательств. Также необходимо ужесточить входной контроль качества разметочных материалов и их составляющих: не только эмалей, красок и пластиков, но и стеклошариков. При этом во главу угла ставится обеспечение жесткого контроля за нормой расхода материалов, для чего разметочные механизмы должны быть дополнены соответствующим оборудованием. Что касается последнего, то предприятиям республиканских дорог рекомендовано приобретать современную разметочную технику, в том числе с использованием безвоздушной системы нанесения материалов.
В целях повышения качества разметки к этим работам необходимо более широко привлекать подрядные организации на условии выдачи ими гарантийных паспортов, что позволит устранять преждевременные износы за счет подрядчика.
В рекомендациях также значится тот факт, что в отрасли назрела необходимость создания лаборатории по комплексному контролю качества разметки и соответствующих материалов. Возможно, что такая структура будет создана на базе «Белорусского дорожного инженерно-технического центра». Будет проработан и вопрос изготовления в нашей республике дешевых приборов по измерению такого свойства разметки, как световозвращение. Пока же наши предприятия вынуждены приобретать дорогостоящие зарубежные аналоги.
По итогам проведения семинара был поставлен ряд задач в области совершенствования нормативной базы. Так, в ближайшее время будет разработан перечень основных критериев по разметочным материалам для проведения тендеров по их приобретению. Отдельного внимания требует вопрос сокращения срока между устройством либо ремонтом покрытия и нанесением горизонтальной разметки – сейчас он, по ряду причин, составляет минимум один месяц. Не исключено, что выходом из данной ситуации может стать устройство временной разметки. Кроме того, предстоит обобщить информацию о разметочных пластиках и стеклошариках для возможного внесения изменений в соответствующий стандарт на разметочные материалы. К слову, практика применения этого документа должна стать предметом внимания учебного семинара с участием представителей владельцев дорог и производителей разметочных материалов. Планируется, что такое мероприятие состоится уже в этом году.
Материал подготовили Василий КУРЛОВИЧ, Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ
Естественно, чтобы водитель мог уверенно и комфортабельно чувствовать себя за рулем, ему необходимо иметь контрольные точки для ориентации на дороге, т.е. разметку. Она направляет потоки автомобилей, показывает направление проезжей части дороги, обозначает ее границы и др. При этом особенно остро работоспособность разметки востребована в темное время суток, а также при плохих погодных условиях. Поэтому в департаменте «Белавтодор» стремятся к тому, чтобы разметка функционировала во все периоды года, чтобы она была активным помощником для пользователей дорог. Что нужно предпринять для улучшения потребительских качеств разметки, повышения срока ее службы, как определить наиболее эффективные разметочные материалы, в том числе и с экономической точки зрения, – эти и другие вопросы были в центре внимания участников семинара.
Первая часть мероприятия представляла собой пленарное заседание, в ходе которого был заслушан целый ряд докладов. Открыл семинар первый заместитель директора департамента «Белавтодор» Геннадий Чепцов. Как он отметил, в последнее время в республике значительно возросло количество автотранспорта, увеличилась и интенсивность дорожного движения, что, естественно, предъявляет повышенные требования к делу обеспечения безопасности дорожного движения. Геннадий Чепцов также высказал точку зрения руководства отрасли на значение горизонтальной разметки проезжей части в деле повышения безопасности дорожного движения, а также отметил необходимость решения задачи по увеличению сроков службы разметки. С докладом о современных разметочных материалах, а также процессах совершенствования их качества и технологий выступил Дмитрий Черненко, директор УП «СТиМ» – лидера белорусского рынка по производству разметочных материалов и механизмов для их нанесения. Об основных показателях качества эмалей и пластиков, их сравнительной стоимости, сроках службы и экономической эффективности рассказал начальник управления безопасности и содержания дорог института дорожных исследований Валерий Хатковский. Опытом применения разметочных материалов на главной дороге страны – М1/Е30 Брест – Минск – граница Российской Федерации поделился первый заместитель генерального директора «Белавтострады» Владимир Вушев. Он также высказал свою точку зрения по поводу путей улучшения качества разметок. Применяемым материалам для горизонтальной разметки дорог и технологии их нанесения были посвящены выступления руководителей СП «Дормарк» и РУП «Дорпласт» – Василия Бордака и Георгия Солодовникова. Эти предприятия активно продвигают на белорусский рынок разметок пластики горячего и холодного нанесения и уже имеют определенный опыт работы с такими материалами.
В докладе начальника экономического отдела департамента «Белавтодор» Тамары Камеры прозвучала информация о сравнительной стоимости устройства разметок на республиканских автомобильных дорогах. Она также остановилась на вопросе учета экономической эффективности при выборе материалов для разметки. Довольно интересными для белорусских дорожников были выступления коллег из стран-соседок – России (ее представляла Нелли Костова, сотрудник «СоюздорНИИ») и Украины (Юрий Гостев, «ГосдорНИИ»).
После теоретической части семинара его участники ознакомились с практическими аспектами нанесения различного рода разметочных материалов разными механизмами. Вначале была продемонстрирована технология нанесения разметочной эмали на автодороге М1/Е30. Здесь участники семинара наглядно убедились в том, что именно гидравлический способ нанесения краски дает лучшее качество – это, к слову, подтвердили и показания специального прибора, с помощью которого были проведены замеры световозвращаемости свеженанесенной разметки. При этом, что интересно, на данном участке работала разметочная машина 1996 года выпуска. По идее, ее уже пора списать, однако «Белавтострада» с помощью УП «СТиМ» модернизировала машину и теперь этот механизм работает так же, как и его современные аналоги.
Затем участники семинара побывали на базе УП «СТиМ», где им был продемонстрирован широкий спектр оборудования для нанесения разметки, выпускаемого этим предприятием, а также непосредственно разметочные материалы. При этом буквально каждый экземпляр техники был показан в работе: начиная от «малюток» типа «Контур 30» и заканчивая такими современными механизмами как «Шмель 11А» и «Шмель 77». Особый интерес у участников семинара вызвала демонстрация нанесения горячего и холодного пластика, а также оборудование, позволяющее разметочной машине практически идеально повторять линии «старой» разметки. В центре внимания был также и пульт управления разметочными пистолетами, который, помимо своей основной функции, позволяет осуществлять детальнейший контроль за расходом материалов, временем, в течение которого осуществлялась работа, пройденном пути, открашенной площади и т.д. Здесь же СП «Дормарк» продемонстрировало свою работу по нанесению термопластика. Участники семинара ознакомились также с базой УП «СТиМ», побывали в лаборатории и цехах предприятия, где осуществляются выпуск разметочного оборудования и материалов. Затем на одном из участков автодороги Р-83 Брест – Каменец была продемонстрирована работа РУП «Дорпласт» по нанесению термопластиков собственного производства.
Подводились итоги семинара на базе УП «СТиМ». Здесь было высказано немало дельных предложений в части совершенствования технологий и контроля качества работ по устройству горизонтальной разметки. Все они нашли отражение в рекомендациях семинара. В этом документе, в частности, говорится о том, что участники семинара решили одобрить внедрение материалов с улучшенными свойствами, позволяющими производить устройство разметки при отрицательных температурах и до полного формирования устроенных асфальтобетонных покрытий (поверхностных обработок). Кроме этого, производителям разметочных материалов рекомендуется постоянно совершенствовать качество разметочных эмалей и пластиков с учетом обеспечения ими требуемых потребительских качеств (яркость, световозвращаемость, цвет) и функциональной долговечности.
В свою очередь, владельцам автодорог следует обеспечить постоянный контроль за изменением потребительских свойств разметки в процессе ее эксплуатации, добиваться выполнения поставщиками материалов гарантийных обязательств. Также необходимо ужесточить входной контроль качества разметочных материалов и их составляющих: не только эмалей, красок и пластиков, но и стеклошариков. При этом во главу угла ставится обеспечение жесткого контроля за нормой расхода материалов, для чего разметочные механизмы должны быть дополнены соответствующим оборудованием. Что касается последнего, то предприятиям республиканских дорог рекомендовано приобретать современную разметочную технику, в том числе с использованием безвоздушной системы нанесения материалов.
В целях повышения качества разметки к этим работам необходимо более широко привлекать подрядные организации на условии выдачи ими гарантийных паспортов, что позволит устранять преждевременные износы за счет подрядчика.
В рекомендациях также значится тот факт, что в отрасли назрела необходимость создания лаборатории по комплексному контролю качества разметки и соответствующих материалов. Возможно, что такая структура будет создана на базе «Белорусского дорожного инженерно-технического центра». Будет проработан и вопрос изготовления в нашей республике дешевых приборов по измерению такого свойства разметки, как световозвращение. Пока же наши предприятия вынуждены приобретать дорогостоящие зарубежные аналоги.
По итогам проведения семинара был поставлен ряд задач в области совершенствования нормативной базы. Так, в ближайшее время будет разработан перечень основных критериев по разметочным материалам для проведения тендеров по их приобретению. Отдельного внимания требует вопрос сокращения срока между устройством либо ремонтом покрытия и нанесением горизонтальной разметки – сейчас он, по ряду причин, составляет минимум один месяц. Не исключено, что выходом из данной ситуации может стать устройство временной разметки. Кроме того, предстоит обобщить информацию о разметочных пластиках и стеклошариках для возможного внесения изменений в соответствующий стандарт на разметочные материалы. К слову, практика применения этого документа должна стать предметом внимания учебного семинара с участием представителей владельцев дорог и производителей разметочных материалов. Планируется, что такое мероприятие состоится уже в этом году.
Материал подготовили Василий КУРЛОВИЧ, Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 33 за 2005 год в рубрике дороги