Дорожники провели выездное совещание

На состоявшемся выездном совещании по вопросам качества автомобильных дорог в Минской области приняли участие заместитель премьер-министра страны Василий Гапеев, министр транспорта и коммуникаций Михаил Боровой, первый заместитель министра, директор департамента «Белавтодор» Александр Минин, руководители и специалисты департамента, отраслевых предприятий и др. Программа совещания оказалась довольно насыщенной: его участники на примере целого ряда объектов ознакомились с современными технологиями строительства и ремонта, системой и методами контроля качества, с тем, как на практике обеспечиваются безопасность и комфорт дорожного движения.

Хозяйство РУП «Магистральавтодора»


Первым пунктом маршрута совещания значилась дорога Р-1 Минск — Дзержинск на участке ее капитального ремонта недалеко от города Фаниполь. С работами на объекте присутствующих знакомили генеральный директор «Магистральавтодора» Юрий Масюк, руководитель 7-го треста Анатолий Жуковец и руководитель «Мостостроя» Леонид Максименко. Работы в данном месте проводятся в соответствии с постановлением правительства «О некоторых мерах по развитию в 2003-2005 годах автомобильных дорог». Уже в скором времени этот участок будет представлять собой комфортное и безопасное шестиполосное шоссе. Здесь не будет пересечений в одном уровне: для этого на объекте возводится путепровод, а для пешеходов предусмотрены два перехода.

Появятся тут и шумозащитные, а также противоослепляющие экраны. Участникам совещания довольно подробно разъяснили систему управления качеством на объекте, познакомили с современными технологиями укладки асфальтобетонного покрытия, а также с методами контроля качества дорожных работ, который осуществляется с помощью уникальной в своем роде приборной базы «Белдорцентра» и «БелдорНИИ». Особый интерес у вице-премьера вызвало нововведение этого года в части требований к ровности. Как известно, согласно приказу департамента «Белавтодор» отныне оценка ровности в отрасли осуществляется по международному индексу (IRI), а для дорог 1-3 категории при реконструкции и строительстве данный показатель должен составлять не более 2 м/км, при капитальном ремонте — не более 2,5 м/км. Дорожники располагают необходимым оборудованием для контроля данного показателя, в чем наглядно и убедился вице-премьер. По его словам, достижение намеченной цели — достаточно серьезная и важная задача, с которой необходимо справиться. Кроме того, вниманию участников совещания были представлены приборы, позволяющие оценивать прочность и несущую способность дороги, плотность асфальтобетона (это дает возможность оперативно и
качественно корректировать процесс укладки), коэффициент сцепления.

Работа РУП «Дорстройиндустрия»

Затем делегация посетила РУП «Дорстройиндустрия». Сегодня это многопрофильное предприятие, занимающееся выпуском различного дорожного оборудования и механизмов, строительных материалов. По словам его руководителя Владимира Дервенкова, это позволяет государству экономить значительные средства, не прибегая к импорту продукции. Участники совещания с интересом ознакомились с выпускаемыми «Дорстройиндустрией» машинами и механизмами для ремонта и содержания дорог, железобетонными конструкциями, барьерным ограждением, побывали в цехах предприятия. Кроме того, гости посетили щебеночный завод, который совсем недавно был окончательно введен в эксплуатацию и теперь призван обеспечить потребности отрасли в высококачественном кубовидном щебне мелких фракций. В ходе посещения завода была поднята и проблема поставок щебня: учитывая задачи по дорогам в рамках программы развития и возрождения села, отрасли необходимы дополнительные объемы поставок данного материала.

В последнее время руководство страны уделяет повышенное внимание развитию дорожного сервиса, поэтому в программе совещания было запланировано посещение одного из таких объектов — сервисного комплекса «Веста», расположенного на дороге М1/Е30 Брест — Минск — граница с Российской Федерацией. Именно такие объекты, предлагающие целый набор самых необходимых услуг (заправка, кафе, магазин, туалет, стоянка и др.), являют собой перспективное и приоритетное направление в развитии дорожного сервиса. На этой же дороге участники совещания ознакомились с работами по устройству разметки и методами контроля ее потребительских качеств. Современные приборы позволяют определить не только ее яркость и световозвращаемость, но и толщину. Такой контроль, безусловно, отражается в конечном итоге на качестве разметки, расходе материала. Все шире в последнее время используются горячие и холодные пластики, а это уже большая долговечность, а также возможность создания шумового эффекта, а значит — повышение безопасности дорожного движения. Здесь же участникам совещания продемонстрировали работу «Белавтострады» по устройству поверхностной обработки на битумных эмульсиях. А чуть дальше, на съезде на Слуцкое шоссе — защитные слои Сларри Сил. О преимуществах данной технологии, появившейся на наших дорогах около 5 лет назад, рассказал руководитель «Автомагистрали» Кузьма Мельников.

РУП «Минскавтодор»: технологии и инновации

Следующим объектом в повестке дня стал участок капитального ремонта дороги Р-23 Минск — Микашевичи. Перед тем, как ознакомиться с положением дел на объекте, генеральный директор «Минскавтодора» Олег Пигунов проинформировал о работе по ремонту и благоустройству дорог к предстоящему республиканскому фестивалю-ярмарке «Дожинки-2005». По его словам, сейчас делается все возможное, чтобы обеспечить комфортное и безопасное движение, уделяется внимание и эстетике пути. В свою очередь, руководитель 8-го треста Викентий Шабан рассказал об особенностях капремонта 23-й дороги, о том, как осуществляется процесс контроля качества. Затем директор «Белгипродора» Алексей Федоров доложил о преимуществах виброрезонансной технологии для ремонта цементобетонных покрытий, а также изложил экономическую целесообразность данного метода.

Подведение итогов

Итоги совещания подводились в районе поселка Сенница. Как отметил заместитель руководителя правительства Василий Гапеев, он воочию убедился в том, что труд дорожника очень тяжелый. И действительно, если летом на дорогах выполняются масштабные работы по ремонту, реконструкции и строительству, то зимой идет не менее напряженная борьба со снежной стихией; круглогодично осуществляется содержание дорог. В своем выступлении Василий Гапеев отметил, что сегодня в республике довольно плотная сеть автомобильных дорог, которые занимают около 1% ее территории. Отрадно, что в последнее время все больше белорусов и гостей страны отмечают хорошее качество наших дорог. Но время неумолимо бежит вперед, возрастает количество транспорта, увеличиваются, естественно, и нагрузки на дороги. На первый план выдвигаются повышенные требования к безопасности дорожного движения, качеству содержания, ремонта и строительства, потребительским свойствам дороги. Естественно, что государство ставит задачу, чтобы каждый дорожный рубль работал с максимальной отдачей. Это значит, что приоритетными должны быть современные и высокоэффективные технологии с использованием отечественных ресурсов. По словам Василия Гапеева, в этом году страна будет подводить итоги социально-экономического развития за 2001-2005 годы, и надо приложить все усилия, чтобы обеспечить выполнение намеченных показателей и выйти с хорошим заделом в следующую пятилетку. Важной вехой для дорожной отрасли является анализ выполнения Государственной программы «Дороги Беларуси» на 1997-2005 годы и разработка соответствующего документа на предстоящий период. Глобальные задачи стоят и в рамках реализации программы развития и возрождения села. В этом году в стране должны быть завершены работы по 164 агрогородкам, а значит, все дорожные вопросы в них должны быть закрыты. Целый блок задач предстоит решить в части реструктуризации отрасли согласно поручению главы государства. При этом необходимо, чтобы данный процесс прошел с минимальными издержками для дорожного хозяйства. В заключение вице-премьер поблагодарил участников совещания за организацию такого насыщенного и полезного мероприятия, а также за достойную работу отрасли в первом полугодии нынешнего года.

Затем слово взял министр транспорта и коммуникаций Михаил Боровой. По его словам, в рамках совещания были продемонстрированы лишь некоторые фрагменты работы дорожников, но они дали комплексное представление как о вопросах качества, так и о системе управления дорожным хозяйством, о стратегии развития отрасли. Сейчас на дорогах страны проводится большая работа, серьезные задачи выполняются в рамках постановления Совета Министров «О некоторых мерах по развитию в 2003-2005 годах автомобильных дорог». При этом выполнение задания правительства идет в намеченном режиме. Удовлетворен министр и тем, что дорожники базируются на своих материалах, кадрах, технике и технологиях, что в отрасли сложился хороший конгломерат науки, диагностики и практики.

Коснулся министр и вопроса развития трансъевропейских транспортных коридоров, проходящих по территории Беларуси. Если «первая» дорога страны сегодня имеет достойный уровень, то коридором 9Б (Вильнюс — Минск — Киев) предстоит серьезно заняться. В настоящее время министерство проводит целенаправленную работу, чтобы включить данную дорогу в число объектов, финансируемых Евросоюзом. Отдельно министр остановился на проекте Государственной программы «Дороги Беларуси» на 2006-2015 годы. По его словам, над этим документом необходимо капитально поработать. Кроме того, Михаил Боровой предложил вынести проект программы на всенародное обсуждение по аналогии с правилами дорожного движения. Что касается работы над издержками, то первый шаг в этом направлении уже сделан — сейчас осуществляется процесс оптимизации структуры и управления дорожным хозяйством как на республиканском, так и на местном уровнях. В ближайшее время Минтрансу предстоит выработать предложения по дальнейшему реформированию. И здесь очень важно определиться с подходами к данному процессу, с ситуацией по дорожным фондам, — на все это необходимо определенное время. В завершение своего выступления Михаил Боровой отметил, что, несмотря на сложность и объем поставленных правительством и президентом задач, министерство видит пути их решения и приложит все усилия, чтобы достойно выполнить их. О работе по выполнению комплекса мероприятий в соответствии с указом главы государства «О повышении эффективности использования дорожных фондов и совершенствовании управления дорожной деятельностью» проинформировал первый заместитель министра, директор департамента «Белавтодор» Александр Минин. По его словам, в настоящее время уставы «Минскавтодорцентра» и «Белорусского дорожного инженерно-технического центра» уже прошли процедуру регистрации в Минском горисполкоме. Рассмотрены также примерная структура, штатные расписания и вопрос размещения организаций, проработана организационная структура всей системы управления дорогами с учетом реформирования, скорректирована программа дорожных работ. При этом, как подчеркнул Александр Минин, процесс реформ не дал сбоев в деятельности отрасли: программа дорожных работ за полугодие выполнена в полном объеме, все дорожные организации прибыльные. Единственное «но» в реализации положений указа — неразворотливость облисполкомов в части реформирования системы управления местными дорогами. В их адрес были направлены конкретные предложения, однако четкого ответа пока так и не пришло. Что касается дальнейших преобразований в дорожном хозяйстве, то, по мнению директора департамента, в этом году ко второму этапу реформирования приступать нецелесообразно. В силу объективных причин необходимо некоторое время для «притирки» новой системы. Что касается основных проблем, которые стоят сегодня перед дорожниками, то это, в первую очередь, финансирование. Сейчас, в разгар строительного сезона, отрасль испытывает нехватку средств в объеме порядка 30 млрд рублей. В результате предприятия вынуждены брать кредиты, что не в положительную сторону сказывается на их работе, в частности, на инвестиционной политике. Поэтому Александр Минин обратился к вице-премьеру с просьбой ускорить процесс корректировки бюджета — ведь обычно соответствующий указ выходит только в конце года, и все это время дорожники находятся в постоянном напряжении.

Вандализм на дорогах

В результате умышленных и других действий участников дорожного движения (кражи и мелкие хищения, умышленное или неумышленное уничтожение и повреждение дорожного имущества) и при дорожно-транспортных происшествиях дорожному хозяйству наносится значительный материальный ущерб, на возмещение которого расходуются государственные средства. За первое полугодие на республиканских автомобильных дорогах потери от вандализма составили около 65 млн рублей (в первом полугодии 2004 года — 55 млн рублей). Общая сумма ущерба дорожному имуществу при ДТП составила 60 млн рублей (за аналогичный период прошлого года — 32 млн рублей).

Василий КУРЛОВИЧ, Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 31 за 2005 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость