Качество и безопасность: проверено на практике

Окончание. Начало в СиН №21

Продолжаем рассказ о выездной коллегии департамента «Белавтодор», которая состоялась 24 мая 2005 г. Руководство департамента, отраслевых предприятий и Госавтоинспекции совершило объезд целого ряда дорог и объектов их ремонта и реконструкции.

М-7: Минск — граница с Литвой, М-6: Минск — Гродно

На этом участке маршрута коллеги обсуждают различные аспекты ремонта названных автомагистралей. Что касается дороги М-7, то здесь на одном из участков в этом году будет проводиться капитальный ремонт. В проекте есть раздел безопасности дорожного движения, заложены и
соответствующие требования к качеству, в том числе относительно ровности. Здесь будет обеспечена допустимая нагрузка в 11,5 тонн на одиночную ось, а для верхнего слоя покрытия предусматривается использовать щебеночно-мастичный асфальтобетон. Как поясняет директор «Белгипродора» Алексей Федоров, в проектных решениях проработаны и вопросы трещинообразования. Автобус въезжает на 6-ю дорогу, и речь заходит о выборе технологии ремонта цементобетонных покрытий. Алексей Федоров рассказывает о нескольких способах ремонта. Так, к примеру, в Западной Европе старое покрытие полностью разрушают, а затем устраивают новое. В Восточной Европе несколько другой подход: здесь
цементобетон расчленяют на фрагменты 1х1 м, а сверху укладывают слой асфальтобетона. В США, в свою очередь, предлагают иной способ — виброразрушение цементобетонных плит. В прошлом году к опыту американских коллег обратились и наши дорожники: в частности, технология виброразрушения была применена на 6-й дороге. В эффективности такой технологии участники коллегии убеждаются, когда автобус проезжает по участку, где применялось виброразрушение: ровность покрытия практически идеальная. Об этом говорит и руководитель 5-го треста Валерий Кириченко: на других участках дороги после ремонта ровность несколько хуже, кроме того, весной и осенью плиты там как бы «играют», и ровность, естественно, ухудшается.

ДЭУ-61. Итоги

В этом управлении Минского автодора, расположенного у кольцевой дороги, и подводятся итоги дня. Вначале участники коллегии заслушивают начальника дорожного отдела департамента Михаила Михейчика, который заостряет внимание собравшихся на нормативной базе отрасли в сфере безопасности дорожного движения, приводит статистику ДТП в местах производства работ и по сопутствующим дорожным условиям в разрезе автодоров. Затем начальник отдела правовой работы и общих вопросов «Белавтодора» Андрей Золотарев информирует о некоторых аспектах ответственности должностных лиц дорожных организаций в вопросе безопасности дорожного движения. Как отмечает Андрей Золотарев, в последнее время зарегистрирован ряд случаев, когда дорожников привлекали к уголовной ответственности по статье 319 Уголовного кодекса. При этом неоднократно на скамье подсудимых оказывались работники дорожных организаций столичного региона, и им выносились приговоры на основе отнюдь не бесспорных заключений одного эксперта из специализированного НИИ Минюста. Так, по некоторым данным, в одном случае на участке, где была ограничена скорость, водитель ее превысил, не справился с управлением и выехал на полосу встречного движения, где и произошло ДТП. Однако в итоге к ответственности привлекли должностное лицо дорожной организации. По этому поводу заместитель директора департамента «Белавтодор» Анатолий Лытин предлагает подключить необходимые службы департамента и довести это дело вплоть до Конституционного суда, а затем детально проанализировать ситуацию и, возможно, выйти с определенной законодательной инициативой. В свою очередь, первый заместитель директора департамента Геннадий Чепцов высказывает мысль о том, что можно обратиться в Верховный суд с просьбой рассматривать такие дела с участием юристов отраслевых предприятий (сейчас иски предъявляются к конкретному должностному лицу, и предприятие, на котором оно работает, остается за рамками судебного процесса). В ходе подведения итогов обсуждались и такие вопросы, как финансирование обустройства мест производства работ (особенно в части поиска источников), согласованности действий автодоров и облдорстроев при сбросе движения на местную сеть.

Говоря о безопасности дорожного движения, заместитель начальника Республиканской Госавтоинспекции Александр Менделев отмечает, что в последнее время сотрудничество дорожников и сотрудников ГАИ все больше укрепляется, что уже приводит к конкретным результатам. К примеру, в Минской области, где интенсивность движения очень высока, сейчас фиксируется меньше дорожно-транспортных происшествий, чем в Брестской. Это и есть результат совместной кропотливой работы. Поэтому, по мнению Александра Менделеева, тесное взаимодействие надо продолжать и в дальнейшем. О важности проблемы безопасности дорожного движения говорит и руководитель отрасли Александр Минин. По его словам, ежегодно в стране в дорожных авариях гибнет около 1800 человек. За 10 лет это уже 18 тысяч, в то время как за аналогичный период войны в Афганистане погибло 13 тысяч человек. Да, главную роль в вопросе безопасности движения играет, прежде всего, водитель, его поведение на дороге и знание правил, а также состояние автомобиля. Тем не менее, и дорожный фактор имеет существенное значение, а с учетом значительно возросшей интенсивности движения его роль только усиливается. Поэтому департамент «Белавтодор» и впредь будет прилагать максимум усилий, чтобы обеспечить комфортный и безопасный проезд по дорогам страны. Касаясь темы правовой защиты, Александр Минин разделяет ее на две части: защита прав дорог и защита сотрудников. По словам директора департамента, оба этих аспекта требуют повышенного внимания. Прецеденты уголовного преследования дорожников Александр Минин называет упущением руководства предприятий: в каждом ДЭУ и ДСУ должны быть свои юристы, которые обязаны обеспечивать адвокатуру сотрудникам. В целом же данная проблема требует глубокого и детального изучения. Свое мнение по поводу отражения вопросов качества и гарантий на выполнение дорожных работ высказывает первый заместитель директора департамента Геннадий Чепцов. Он подчеркивает, что в последнее время были достигнуты значительные улучшения целого ряда потребительских качеств дороги. Это отмечают как сами белорусы, так и гости страны. Однако остаются вопросы, над которыми необходимо работать. В частности, это касается ровности — по этому показателю Беларусь пока отстает от некоторых стран-соседок (есть здесь, конечно, и объективные причины — так, значительная часть белорусской дорожной сети эксплуатируется с превышением межремонтных сроков). К примеру, в Эстонии дороги по ровности значительно лучше, хотя дорожный бюджет этого государства не столь велик. Поэтому Геннадий Чепцов полагает, что у предприятий департамента есть резервы и возможности для качественного улучшения ровности наших дорог. По его мнению, более четкой проработки требует и вопрос гарантий, предоставляемых подрядчиком на выполненные работы.

Коллегия: результаты работы обнадеживают

24-25 мая департамент «Белавтодор» проводил коллегию. Повестка дня ее была достаточно насыщенной: в первый выездной день были рассмотрены вопросы обеспечения безопасности дорожного движения при реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог общего пользования и ответственности должностных лиц дорожных организаций, а также отражения вопросов качества и гарантий при заключении контрактов на выполнение дорожных работ и их практической реализации. На второй день участники коллегии собрались в департаменте «Белавтодор» и обсудили итоги работы отрасли за январь-апрель нынешнего года, проблемы мостового хозяйства, финансового состояния предприятий департамента. Кроме того, в рамках коллегии состоялось чествование отраслевой футбольной команды «Дорожник», проведшей удачный сезон как в Беларуси, так и на международной арене и в очередной раз завоевавшей чемпионское звание.

С основным докладом об итогах социально-экономического развития предприятий дорожного хозяйства, выполнении Программы дорожных работ и Программы действий департамента «Белавтодор» за январь-апрель 2005 г. выступила Тамара Камера, начальник экономического отдела департамента «Белавтодор». Как же отработали предприятия отрасли в отчетном периоде? Если говорить о финансовой составляющей, то доходы республиканского дорожного фонда составили 100,7% к уточненным плановым назначениям. Как отметила Тамара Камера, фактические расходы на содержание, ремонт, строительство (реконструкцию) республиканских автодорог, управление дорожным хозяйством и прочие расходы составили почти 175 млрд рублей и были профинансированы Министерством финансов в полном объеме, за исключением капитального ремонта. Как известно, в середине марта финансирование этого вида работ было приостановлено, но в ходе коллегии для дорожников прозвучала хорошая новость: президент страны согласовал программу капитального ремонта и направил этот документ в правительство, а значит, движение средств по этой статье вскоре возобновится. Что касается программы работ на республиканской сети, то она выполнена в целом на 100,5%. В разрезе на виды работ по графе «Содержание» выполнено 100%. Всеми предприятиями республиканских автодорог обеспечено непрерывное и безопасное движение транспортных средств. Кроме того, ликвидирована ямочность общей площадью 170,5 тыс. м2, а также проведен целый комплекс работ по подготовке дорог к летней эксплуатации. Работы по текущему ремонту выполнены на 110,3%, капитальному — на 99,8%, реконструкции и строительству — на 100,3%. На 107,6% выполнены задачи, отраженные в постановлении Совмина №335 «О некоторых мерах по развитию в 2003-2005 годах автомобильных дорог». В общем итоге программа работ в денежном выражении выполнена всеми заказчиками. Тревожит штаб дорожной отрасли другое: из-за низкого уровня организации работы подрядчиков не выполнена программа реконструкции и строительства на ряде дорог (заказчики заверили, что возникшее отставание будет ликвидировано в ближайшее время), а также превышение лимитов текущего ремонта Минским и Брестским автодорами (отметим, что здесь возникли объективные причины).

Важное значение для успешной работы в году имеет своевременность проведения тендеров и заключения договоров. Однако, как констатировала Тамара Камера, в этом плане не все предприятия сработали как положено. Поэтому департамент выдвигает заказчикам требование активизировать работу в этом направлении. В целом неплохо справились с программой работ в общем объеме (105,6%) и по республиканской сети (108,3%) подрядные предприятия. Что касается местных автодорог, то выполнение программы работ составило 105%, или 32% к году. Здесь за отчетный период выполнение работ по содержанию составило 106%, по текущему ремонту — 101%, по капитальному — 106%, по реконструкции и строительству — 108%. Здесь выполнена и программа работ за счет субвенций из РДФ на 111%, хотя финансирование по этой статье расходов еще не осуществлялось: соответствующий проект постановления Совета Министров все еще не подписан. Как отметила Тамара Камера, выполнены и основные параметры прогноза социально-экономического развития департамента. Так, инвестиции в основной капитал составили 106,8%, производство товарной продукции промышленности — 110% (план — 108%), объем экспорта услуг — 110,4% к заданию, энергосбережение — минус 13% (при задании минус 6%), рост объема платных услуг населению в сопоставимых ценах — 117,6% (задание — 113%). Среднемесячная заработная составила 499,1 тыс. рублей при задании 474,1 тыс. рублей.

Отдельно начальник экономического отдела департамента остановилась на экономических аспектах работы предприятий. Как показывают результаты отчетного периода, выручка от реализации продукции, товаров, работ и услуг по департаменту должна составить около 240 млрд рублей. Расходы на 1 тыс. рублей доходов снизятся более чем на 2%, а чистая прибыль планируется в размере 3,7 млрд рублей. Следует отметить, что здесь по сравнению с прошлым годом наметилась положительная тенденция: за аналогичный период 2004 года чистая прибыль составляла 0,8 млрд рублей. Тем не менее, получение убытков ожидают две организации: "Белдортранс" и "Дорстройиндустрия", а также 9 филиалов различных предприятий отрасли. При этом за аналогичный период прошлого года количество убыточных организаций и филиалов составляло 39 единиц. В целом, как видим, предприятия департамента успешно справились с доведенными заданиями. Однако в разрезе предприятий не все так гладко: многие из них допустили те или иные отклонения по различным параметрам. Отчеты о недостатках их руководителей и были заслушаны коллегией. Отметим, что большинство заверений о сроках наверстывания упущенного были приняты к сведению, а их исполнение будет проверено на последующих заседаниях коллегии. Поводя итоги рассмотрения данного вопроса, директор департамента «Белавтодор» Александр Минин заострил внимание коллегии на некоторых ключевых аспектах жизнедеятельности отрасли. Что касается ситуации с финансированием капитального ремонта, то здесь в ближайшее время ожидаются подвижки. Поэтому отклонений по этому виду работ по итогам пяти месяцев быть не должно. Естественно, определенные перекосы возникли и в связи с неблагоприятными погодными условиями: поздняя весна и проливные дожди внесли свою лепту в ход дорожных работ. Но капризы небесной канцелярии уже позади, и надо сконцентрировать максимум усилий на ликвидации возникших отставаний. Актуальной и серьезной руководитель отрасли считает проблему с субвенциями. Сейчас получается, что у нас до сих пор нет финансирования этой статьи расходов, которые утверждены еще в конце осени минувшего года в Законе о бюджете. По словам Александра Минина, на будущее этот вопрос надо отработать в принципиально другом ключе, дабы в последующие годы такой проблемы не возникало. Отдельно директор департамента коснулся проблем "Дорстройиндустрии". По его словам, этому предприятию необходимо составить четкую программу по выходу из кризиса и согласовать ее с «Белавтодором». Эта программа должна включать в себя комплекс мер по выходу на заданные рубежи с указанием сроков достижения положительных результатов. Одним из важнейших приоритетов в работе отрасли ее руководитель назвал инвестиции в основной капитал. Ответственность дорожников за выполнение этого показателя подчеркивает и тот факт, что практически половину Государственной инвестиционной программы Беларуси составляют объекты, финансируемые из республиканского дорожного фонда. Требует повышенного внимания и работа по использованию собственных средств организаций, особенно амортизационных фондов — максимальное их использование является долгосрочной политикой департамента.

Материалы подготовили Василий КУРЛОВИЧ, Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 22 за 2005 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость