Дорожники отчитались за каждый рубль
По состоянию на 1 января 2005 г. сеть автомобильных дорог общего пользования составила 81.471 км, в том числе 15.377 км республиканских и 66.094 км местных. За 2004 год сеть автомобильных дорог возросла на 255 км за счет принятия на баланс 190 км внутрихозяйственных дорог и строительства 65 км новых дорог. Восстановительная стоимость основных фондов организаций дорожной отрасли составляет 14,7 трлн руб., или 8,2% всех основных фондов Республики Беларусь. Плотность автомобильных дорог на 1 кв. км территории составляет 0,39 км (в России в целом — 0,06 км, в Европейской части России — 0,15 км) и на 1000 жителей — 8,3 км (в России — 5,1 км). На автомобильных дорогах общего пользования имеется 5223 моста и путепровода протяженностью 167.258 пог. м и 89.420 штук труб протяженностью 1.293.399 пог. м. Рост сети автомобильных дорог общего пользования за три последних года характеризуется следующими данными:
Показатели | 2002 год | 2003 год | 2004 год |
Сеть автомобильных дорог общего пользования по состоянию на: | 1.01.2003 г.: 79.990 км | 1.01.2004 г.: 81.216 км | 1.01.2005 г.: 81.471 км |
В том числе: | |||
республиканских | 15.371 км | 15.396 км | 15.377 км |
местных | 64.619 км | 65.820 км | 66.094 км |
дороги с твердым покрытием | 69.348 км | 70.194 км | 70.981 км |
грунтовые | 10.642 км | 11.022 км | 10.490 км |
Особое значение уделялось работе по поддержанию транспортно-эксплуатационного состояния дорог на уровне, обеспечивающем безопасность дорожного движения. Технической инспекцией РУП «Белдорцентр» и автодорами осуществлялся постоянный контроль эксплуатационного состояния и качества содержания автомобильных дорог. В настоящее время 11.568 км республиканских дорог, или 75%, и 30.100 км местных дорог, или 66,7%, имеющих твердое покрытие, требуют капитальных ремонтов. Не обеспечена требуемая ровность покрытия на 5496 км (34%) республиканских дорог (за год увеличение на 5%), протяженность участков дорог с недостаточной прочностью и значительными дефектами дорожной одежды составила 6387 км, или 41%. Только 440 км республиканских дорог способны пропускать нагрузки в 11,5 тонн, а 1644 км могут выдерживать нагрузки не более 6 тонн на одиночную ось. Все эти факты говорят, что дорожная отрасль нуждается в увеличении финансирования, иначе остановить процесс ухудшения состояния дорог будет проблематично. Несмотря на выполнение всех показателей по реконструкции и ремонту, результаты диагностики республиканских дорог показали, что из- за воздействия ряда факторов транспортно-эксплуатационное состояние дорог ухудшается. Протяженность участков дорог с необеспеченной прочностью увеличилась за год на 143 км, с необеспеченной ровностью — на 1985 км, из них 994 км имеют колейность. Одним из факторов, влияющих на снижение транспортно-эксплуатационного состояния дорог, является проезд тяжеловесных транспортных средств. В 2004 году контроль весовых параметров транспортных средств осуществлялся 15 стационарными и 8 мобильными постами.
Потребность в объемах дорожных работ и их обеспеченность финансовыми ресурсами
Основной целью работы предприятий департамента «Белавтодор» является поддержание надлежащего технико-эксплуатационного состояния автомобильных дорог республики, а также безопасное и бесперебойное круглогодичное движение для пользователей дорог. В 2004 году Государственная программа «Дороги Беларуси» была обеспечена финансовыми средствами на 38% от потребности, что не позволяло в надлежащем состоянии поддерживать существующую сеть автомобильных дорог, а также конструктивно решать вопросы по расширению сети автомобильных дорог. Фактическое финансирование дорог в 2004 году по сравнению с 1991 годом уменьшилось в 1,3 раза и составило по республиканским дорогам 57%, по местным дорогам — 22% от потребности. Как следствие этого увеличился недоремонт дорог и ухудшается их техническое состояние. Если в 1992 году была восстановлена несущая способность 670 км республиканских и 1980 км местных дорог, то в 2004 году из-за недостатка финансовых ресурсов только 156 км и 64 км соответственно.
Бюджет республиканского дорожного фонда в 2004 году
Доходы дорожных фондов в 2004 году формировались за счет источников, определенных Законом Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О дорожных фондах в Республике Беларусь» от 29 декабря 2001 г. №73-3. Первоначально Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2004 год» доходы и расходы республиканского дорожного фонда с учетом поступления платы за проезд по автомобильной дороге «Брест — Минск — граница с Российской Федерацией» М-1/Е-30 (60,6 млрд руб.) были утверждены в сумме 659,4 млрд. руб. В ходе исполнения бюджета практически по всем фондообразующим источникам поступление средств составило более прогнозного, за исключением платы за проезд тяжеловесных, крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования, исключая дорогу М-1/Е-30 (92,6%). Указом Президента Республики Беларусь от 26 ноября 2004 г. №580 «Об увеличении отдельных показателей бюджета Республики Беларусь на 2004 год и о внесении изменений в Государственную инвестиционную программу на 2004 год» было произведено уточнение показателей бюджета республиканского дорожного фонда в сторону увеличения по доходам на 56,6 млрд руб. и расходов на 98,0 млрд руб., в том числе за счет направления свободных остатков средств фонда, образовавшихся на 1 января 2004 г., в размере 41,4 млрд руб. В итоге уточненные доходы республиканского дорожного фонда на 2004 год были определены с учетом платы за проезд автотранспортных средств по дороге М-1/Е-30 в сумме 759,9 млрд руб., фактически они составили 814,2 млрд руб. (107,2%), в том числе по источникам формирования:
млрд рублей
Источники формирования | Уточнен- ный план на 2004 г. | Факти- чески поступило за 2004 г. | Откло- нение | % выпол- нения |
Республиканский дорожный фонд: всего | 759,9 | 814,2 | 54,5 | 107,2 |
в том числе: | ||||
Остаток средств на 1.01.2004 г. (с учетом платы по М-1/Е-30) | 52,6 | 55,6 | 2,9 | 105,6 |
Налог с пользователей автомобильных дорог | 236,2 | 255,9 | 19,7 | 108,4 |
Налог с продаж автомобильного топлива | 379,8 | 410,7 | 30,9 | 108,1 |
Налог на приобретение автотранспортных средств | 26,2 | 26,7 | 0,5 | 101,8 |
Плата за проезд ТКТС по дорогам общего пользования, исключая автодорогу М-1/Е-30 | 6,3 | 5,8 | -0,5 | 92,6 |
Сбор за проезд автотранспортных средств иностранных государств по автодорогам общего пользования РБ | 6,6 | 6,6 | 0,0 | 100,0 |
Плата за проезд по а/д М-1/Е-30 | 50,5 | 51,4 | 0,9 | 101,8 |
Плата за проезд ТКТС по а/д М-1/Е-30 | 1,3 | 1,4 | 0,1 | 109,1 |
Прочие поступления | 0,3 | 0,2 | -0,1 | 73,8 |
Курсовая разница | -0,1 |
Использование средств республиканского дорожного фонда
Средства республиканского дорожного фонда с учетом уточнений расходов на 98 млрд руб. в сторону увеличения позволили обеспечить
финансирование основных мероприятий, вошедших в план социально-экономического развития дорожного хозяйства, относящегося к республиканской собственности, за прошедший отчетный год, и направлены на следующие цели:
млрд руб.
Наименование статей расходов | Пре- дусмот- рено по плану расх- одов | Профинан- сировано Министер- ством финансов (кассовое испол- нение) | От- кло- не- ние | % вы- пол- не- ния |
Расходы: всего | 759,9 | 763,3 | 3,4 | 100,4 |
в том числе: | ||||
Строительство и реконструкция республиканских автодорог (Закон «О бюджете Республики Беларусь на 2004 год»; «Государственная инвестиционная программа», утвержденная Указом Президента от18.02.2004 №99 и от 26.11.2004 №580) | 115,2 | 115,1 | -0,1 | 99,9 |
Капитальный ремонт республиканских автодорог (Закон «О бюджете Республики Беларусь на 2004 год»; Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.03.2003 №335) | 160,0 | 160,5 | 0,5 | 100,3 |
Текущий ремонт и содержание (включая средний ремонт) республиканских автодорог (Закон «О бюджете Республики Беларусь на 2004 год»; «Программа дорожных работ», приказ министра транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 31.12.2003 №639-Ц) | 280,2 | 280,3 | 0,1 | 100,0 |
Приобретение производственного оборудования для республиканских дорог (Закон «О бюджете Республики Беларусь на 2004 год»;«Программа технического перевооружения») | 29,0 | 29,0 | 0,0 | 100,0 |
Трансферты г. Минску | 32,7 | 32,7 | 0,0 | 100,0 |
Национальный парк «Беловежская пуща» (Распоряжение Президента Республики Беларусь от 20.07.2004 №184 РП) и «Национальный аэропорт «Минск» (Указ Президента Республики Беларусь от 26.11.2004 №580) | 4,7 | 4,7 | 0,0 | 100,0 |
Субвенции областям на развитие местных автодорог (Закон «О бюджете Республики Беларусь на 2004 год»;Указ Президента Республики Беларусь от 26.11.2004 №580) | 42,8 | 42,2 | -0,6 | 98,6 |
Финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (Закон «О бюджете Республики Беларусь на 2004 год»; Тематический план НИОКР) | 6,6 | 6,59 | -0,01 | 99,8 |
Содержание аппарата управления департамента (Закон «О бюджете Республики Беларусь на 2004 год»; Смета расходов, согласованная Министерством финансов Республики Беларусь) | 0,9 | 0,888 | -0,012 | 98,7 |
Прочие текущие расходы (Закон «О бюджете Республики Беларусь на 2004 год») | 5,8 | 5,8 | 0,0 | 100,0 |
Средства для обслуживания кредита ЕБРР (Кредитное соглашение с ЕБРР от 16.04.1994) | 26,0 | 26,9 | 0,9 | 103,5 |
Погашение кредита АСБ «Беларусбанк» и процентов по нему (Закон «О бюджете Республики Беларусь на 2004 год»; Договор с АСБ «Беларусбанк» от 28.05.2003 №0800040503) | 29,9 | 29,9 | 0,0 | 100,0 |
Погашение инвестиционного кредита по строительству РУП «Белавтострада» (Кредитное соглашение с ЕБРР от 16.04.1994) | 0,0 | 3,2 | 3,2 | |
Содержание УДВС РУП «Белавтострада»(Кредитное соглашение с ЕБРР от 16.04.1994) | 6,5 | 6,1 | -0,4 | 93.8 |
Погашение кредиторской задолженности за работы 2003 г. (Указ Президента Республики Беларусь от 26.11.2004 №580) | 19,5 | 19,5 | 0,0 | 100,0 |
Остаток средств РДФ на 1.01.2005 на едином казначейском счете Минфина | 50,9 | |||
в том числе: средства республиканского дорожного хозяйства | 45,2 | |||
средства трансфертов г.Минска | 5,7 |
В результате объем дорожных работ на республиканских автомобильных дорогах выполнен на 103,5%, что позволило обеспечить бесперебойное движение по ним транспортных средств в течение года. Из-за ограниченности финансовых ресурсов приоритетным направлением в использовании средств республиканского дорожного фонда является поддержание технического состояния существующей сети автомобильных дорог, обеспечивающего безопасное движение на них. В связи с этим основная масса финансовых ресурсов республиканского дорожного фонда (57,7%) использована на содержание и ремонт существующей сети дорог. Расходы на содержание и текущий ремонт республиканских автомобильных дорог профинансированы в сумме 137,1 млрд руб., средний ремонт — 143,2 млрд руб. Этим видом ремонта было отремонтировано 1622,5 км республиканских дорог и 3481,4 пог. м (43 тыс. м2) мостов на этих дорогах. Капитальный ремонт — 160,5 млрд руб. и отремонтировано 156,4 км республиканских дорог и 1080,6 пог. м (13,6 тыс. м2) мостов. Реконструкция и строительство профинансированы в сумме 115,1 млрд руб., введено в действие 45,3 км дорог, в том числе были реконструированы участки автодорог М-1/Е-30 Брест (Козловичи) — Минск — граница с Российской Федерацией (Редьки) — 8 км, М-3 Минск — Витебск — 6,2 км, М-4 Минск — Могилев — 7,8 км, Р-20 Витебск — Полоцк — граница с Латвийской Республикой (Григоровщина) — 5,1 км, Р-60 Купа — Занарочь — Брусы — 2,9 км, построены обходы городов Гродно — 5,2 км и Климовичи — 10,1 км и мост через Западный Буг на автодорожном переходе Козловичи — Кукурыки — 275,7 пог. м.
В ходе реализации постановления Правительства Республики Беларусь №335 по выполнению поручений Президента в прошедшем году выполнены работы по реконструкции и капитальному ремонту наиболее грузонапряженных участков республиканских дорог и строительству обходов городов общей протяженностью 91,2 км. На выполнение этих работ направлено 152,4 млрд руб., или 26% от средств республиканского дорожного фонда, предусмотренных на дорожные работы. Реконструированы участки дорог общей протяженностью 42,4 км. Введены все 8 объектов капитального ремонта общей протяженностью 48,8 км. В 2004 году продолжались работы по приведению в надлежащее состояние средним и текущим ремонтом республиканских дорог в 50-километровой зоне вокруг г. Минска. Капитальным ремонтом отремонтировано 38 км республиканских и 10 км местных дорог в этой зоне. Динамика ремонтов и строительства дорог и мостов в 2002-2004 гг. отражена ниже:
Ед. изм. | Выполнено | Темп роста | ||||
2002 год | 2003 год | 2004 год | 2003 г. к 2002 г. | 2004 г. к 2003 г. | ||
1.Средний и капитальный ремонт | ||||||
1.1. Автомобильных дорог общего пользования: всего | км | 5173,6 | 4914,7 | 5002,4 | 95,0 | 101,8 |
в том числе: | ||||||
республиканских | км | 1775,7 | 1861,8 | 1778,9 | 104,8 | 95,5 |
местных (включая субвенции из РДФ) | км | 3397,9 | 3052,9 | 3223,5 | 89,8 | 105,6 |
1.2. Автодорожных мостов на дорогах общего пользования: всего | пог. м | 6035,5 | 7245,0 | 6880,5 | 120,0 | 95,0 |
в том числе: | ||||||
республиканских | пог. м | 3092,5 | 3979,2 | 4562,0 | 128,7 | 114,6 |
местных (включая субвенции из РДФ) | пог. м | 2943,0 | 3265,8 | 2318,5 | 111,0 | 71,0 |
2.Реконструкция и строительство — ввод в действие | ||||||
2.1. Автомобильных дорог общего пользования: всего | км | 125,4 | 104,1 | 86,5 | 83,0 | 83,1 |
в том числе: | ||||||
республиканских | км | 27,8 | 54,6 | 45,3 | 196,4 | 83,0 |
местных (включая субвенции из РДФ) | км | 97,6 | 49,5 | 41,2 | 50,7 | 83,2 |
2.2. Автодорожных мостов на дорогах общего пользования: всего | пог. м | 287,1 | 510,1 | 414,1 | 177,7 | 81,2 |
в том числе: | ||||||
республиканских | пог. м | 165,8 | 373,7 | 275,7 | 225,4 | 73,8 |
местных (включая субвенции из РДФ) | пог. м | 121,3 | 136,4 | 138,4 | 112,4 | 101,5 |
В зимний период (январь-март) 2004 года для обеспечения непрерывного безопасного движения на республиканских дорогах в сложных метеоусловиях для ликвидации гололедицы и очистки от снега было израсходовано 480 тыс. т песчано-соляной смеси, 229,5 тыс. т чистой технической соли. По сравнению с зимним сезоном 2003 года (январь-март) в первом квартале 2004 года число посыпок проезжей части увеличилось на 153%. Расход песчано-соляной смеси составил 146%, соли — 179% к аналогичному периоду 2003 года. В среднем в сутки работало 630 единиц снегоочистительной и пескораспределительной техники, а в дни интенсивных снегопадов — до 1250 единиц техники. Стоимость зимнего содержания республиканских автомобильных дорог составила 68 млрд руб. При подготовке республиканских дорог к летнему сезону было ликвидировано 196 тыс. м2 ямочности, произведена окраска 1102 км барьерных и 169 км перильных ограждений, 165 тыс. стоек дорожных знаков, 95 тыс. сигнальных столбиков.
Спрофилированы обочины, приведена в порядок 31 тыс. км полос отвода дорог, отремонтировано 77,2 тыс. дорожных знаков, отремонтировано и окрашено 4087 автопавильонов. Подготовка дорог к летнему сезону и приведение в порядок полос отвода обошлись государству в 12,3 млрд руб. В летне-осенний период на республиканских автомобильных дорогах проведен комплекс работ по их содержанию и текущему ремонту. В том числе: ликвидация размывов обочин и откосов дорожного полотна, вызванных дождями, на участках протяженностью 3800 пог. м, скашивание травы и вырубка кустарников в полосе отвода на всей сети (15.377 км), ремонт и восстановление кюветов 7500 пог. м, ремонт деформационных швов и заливка трещин дорожного покрытия 8200 км.
За счет субвенций, выделенных областям из республиканского дорожного фонда в сумме 42,2 млрд руб., в 2004 году облисполкомами направлено: на развитие уровня сети местных автомобильных дорог 23,2 млрд руб., или 55% (за счет этих средств построено, реконструировано и отремонтировано 508,7 км местных дорог при задании 488,6 км и 198,7 пог. м мостов (задание — 225,7 пог. м); на благоустройство и ремонт улиц, являющихся продолжением республиканских автомобильных дорог в городах областного и районного значения, — 19,0 млрд руб., или 45%. Отчетность об использовании представленных трансфертов на ремонт и развитие проезжей части улиц г. Минска, являющихся продолжением республиканских автомобильных дорог в сумме 32,7 млрд руб., в нарушение части второй пункта 3 «Положения об использовании средств, представляемых областям из республиканского дорожного фонда, и трансфертов, представляемых г. Минску», утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 мая 2004 г. №523 за 2004 год, как и за предыдущие годы, департаменту «Белавтодор» не представлена. В соответствии с программой технического перевооружения предприятий дорожной отрасли, относящейся к республиканской собственности, использовано 29,0 млрд руб. (приобретено 219 единиц машин и оборудования для содержания, ремонта и строительства автомобильных дорог). В 2004 году в доход республиканского дорожного фонда поступило платы за проезд по автомобильной дороге Брест — Минск — граница с Российской Федерацией $24,4 млн, из которых 52% направлено на погашение основного долга по кредиту Европейского банка реконструкции и развития и уплату процентов за пользование кредитом, создание полуторного запаса очередного платежа по сроку на 20 января 2005 г. и 48,0% ($11,8 млн) на ремонт и содержание данной дороги при потребности на эти работы около $50 млн. Остаток средств на счете обслуживания кредита Европейского банка реконструкции и развития на 1 января 2005 г. составил $5,6 млн.
Работа, направленная на экономию средств республиканского дорожного фонда
Департаментом постоянно ведется работа по стабилизации ценовой ситуации в дорожном хозяйстве. Систематический контроль, проведение тендеров обеспечили стабилизацию цен на основные дорожно-строительные материалы, конструкции и технику, производимые предприятиями отрасли.
Ограничивается и будет ограничиваться область применения дорогостоящих импортных материалов. В результате проведения маркетинговых исследований и проверки правильности формирования калькуляций стоимости продукции, выпускаемой предприятиями дорожной отрасли, стоимость отдельных видов продукции в течение года была снижена на величину от 22% до 82%, что составляет свыше 800 млн рублей. Выполнение мероприятий по снижению затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг, доведенных до организаций, позволило снизить себестоимость на 3,2%. Экономический эффект составил 14,5 млрд рублей.
Подготовил по материалам отчета об использовании средств РДФ Беларуси за 2004 г. Александр ПАНИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 18 за 2005 год в рубрике дороги