Дорожники отчитались за каждый рубль


По состоянию на 1 января 2005 г. сеть автомобильных дорог общего пользования составила 81.471 км, в том числе 15.377 км республиканских и 66.094 км местных. За 2004 год сеть автомобильных дорог возросла на 255 км за счет принятия на баланс 190 км внутрихозяйственных дорог и строительства 65 км новых дорог. Восстановительная стоимость основных фондов организаций дорожной отрасли составляет 14,7 трлн руб., или 8,2% всех основных фондов Республики Беларусь. Плотность автомобильных дорог на 1 кв. км территории составляет 0,39 км (в России в целом — 0,06 км, в Европейской части России — 0,15 км) и на 1000 жителей — 8,3 км (в России — 5,1 км). На автомобильных дорогах общего пользования имеется 5223 моста и путепровода протяженностью 167.258 пог. м и 89.420 штук труб протяженностью 1.293.399 пог. м. Рост сети автомобильных дорог общего пользования за три последних года характеризуется следующими данными:

Показатели2002 год2003 год2004 год
Сеть автомобильных дорог общего пользования по состоянию на:1.01.2003 г.: 79.990 км1.01.2004 г.: 81.216 км1.01.2005 г.: 81.471 км
В том числе:
республиканских15.371 км15.396 км15.377 км
местных64.619 км65.820 км66.094 км
дороги с твердым покрытием69.348 км70.194 км70.981 км
грунтовые10.642 км11.022 км10.490 км


Особое значение уделялось работе по поддержанию транспортно-эксплуатационного состояния дорог на уровне, обеспечивающем безопасность дорожного движения. Технической инспекцией РУП «Белдорцентр» и автодорами осуществлялся постоянный контроль эксплуатационного состояния и качества содержания автомобильных дорог. В настоящее время 11.568 км республиканских дорог, или 75%, и 30.100 км местных дорог, или 66,7%, имеющих твердое покрытие, требуют капитальных ремонтов. Не обеспечена требуемая ровность покрытия на 5496 км (34%) республиканских дорог (за год увеличение на 5%), протяженность участков дорог с недостаточной прочностью и значительными дефектами дорожной одежды составила 6387 км, или 41%. Только 440 км республиканских дорог способны пропускать нагрузки в 11,5 тонн, а 1644 км могут выдерживать нагрузки не более 6 тонн на одиночную ось. Все эти факты говорят, что дорожная отрасль нуждается в увеличении финансирования, иначе остановить процесс ухудшения состояния дорог будет проблематично. Несмотря на выполнение всех показателей по реконструкции и ремонту, результаты диагностики республиканских дорог показали, что из- за воздействия ряда факторов транспортно-эксплуатационное состояние дорог ухудшается. Протяженность участков дорог с необеспеченной прочностью увеличилась за год на 143 км, с необеспеченной ровностью — на 1985 км, из них 994 км имеют колейность. Одним из факторов, влияющих на снижение транспортно-эксплуатационного состояния дорог, является проезд тяжеловесных транспортных средств. В 2004 году контроль весовых параметров транспортных средств осуществлялся 15 стационарными и 8 мобильными постами.

Потребность в объемах дорожных работ и их обеспеченность финансовыми ресурсами

Основной целью работы предприятий департамента «Белавтодор» является поддержание надлежащего технико-эксплуатационного состояния автомобильных дорог республики, а также безопасное и бесперебойное круглогодичное движение для пользователей дорог. В 2004 году Государственная программа «Дороги Беларуси» была обеспечена финансовыми средствами на 38% от потребности, что не позволяло в надлежащем состоянии поддерживать существующую сеть автомобильных дорог, а также конструктивно решать вопросы по расширению сети автомобильных дорог. Фактическое финансирование дорог в 2004 году по сравнению с 1991 годом уменьшилось в 1,3 раза и составило по республиканским дорогам 57%, по местным дорогам — 22% от потребности. Как следствие этого увеличился недоремонт дорог и ухудшается их техническое состояние. Если в 1992 году была восстановлена несущая способность 670 км республиканских и 1980 км местных дорог, то в 2004 году из-за недостатка финансовых ресурсов только 156 км и 64 км соответственно.

Бюджет республиканского дорожного фонда в 2004 году

Доходы дорожных фондов в 2004 году формировались за счет источников, определенных Законом Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О дорожных фондах в Республике Беларусь» от 29 декабря 2001 г. №73-3. Первоначально Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2004 год» доходы и расходы республиканского дорожного фонда с учетом поступления платы за проезд по автомобильной дороге «Брест — Минск — граница с Российской Федерацией» М-1/Е-30 (60,6 млрд руб.) были утверждены в сумме 659,4 млрд. руб. В ходе исполнения бюджета практически по всем фондообразующим источникам поступление средств составило более прогнозного, за исключением платы за проезд тяжеловесных, крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования, исключая дорогу М-1/Е-30 (92,6%). Указом Президента Республики Беларусь от 26 ноября 2004 г. №580 «Об увеличении отдельных показателей бюджета Республики Беларусь на 2004 год и о внесении изменений в Государственную инвестиционную программу на 2004 год» было произведено уточнение показателей бюджета республиканского дорожного фонда в сторону увеличения по доходам на 56,6 млрд руб. и расходов на 98,0 млрд руб., в том числе за счет направления свободных остатков средств фонда, образовавшихся на 1 января 2004 г., в размере 41,4 млрд руб. В итоге уточненные доходы республиканского дорожного фонда на 2004 год были определены с учетом платы за проезд автотранспортных средств по дороге М-1/Е-30 в сумме 759,9 млрд руб., фактически они составили 814,2 млрд руб. (107,2%), в том числе по источникам формирования:

млрд рублей
Источники формированияУточнен-
ный план на 2004 г.
Факти-
чески поступило
за 2004 г.
Откло-
нение
% выпол-
нения
Республиканский дорожный фонд: всего759,9814,254,5107,2
в том числе:
Остаток средств на 1.01.2004 г. (с учетом платы по М-1/Е-30)52,655,62,9105,6
Налог с пользователей автомобильных дорог236,2255,919,7108,4
Налог с продаж автомобильного топлива379,8410,730,9108,1
Налог на приобретение автотранспортных средств26,226,70,5101,8
Плата за проезд ТКТС по дорогам общего пользования, исключая автодорогу М-1/Е-306,35,8-0,592,6
Сбор за проезд автотранспортных средств иностранных государств по автодорогам общего пользования РБ6,66,60,0100,0
Плата за проезд по а/д М-1/Е-3050,551,40,9101,8
Плата за проезд ТКТС по а/д М-1/Е-301,31,40,1109,1
Прочие поступления0,30,2-0,173,8
Курсовая разница-0,1


Использование средств республиканского дорожного фонда

Средства республиканского дорожного фонда с учетом уточнений расходов на 98 млрд руб. в сторону увеличения позволили обеспечить
финансирование основных мероприятий, вошедших в план социально-экономического развития дорожного хозяйства, относящегося к республиканской собственности, за прошедший отчетный год, и направлены на следующие цели:

млрд руб.
Наименование статей расходовПре-
дусмот-
рено по плану расх-
одов
Профинан-
сировано Министер-
ством финансов (кассовое испол-
нение)
От-
кло-
не-
ние
% вы-
пол-
не-
ния
Расходы: всего759,9763,33,4100,4
в том числе:
Строительство и реконструкция республиканских автодорог (Закон «О бюджете Республики Беларусь на 2004 год»; «Государственная инвестиционная программа», утвержденная Указом Президента от18.02.2004 №99 и от 26.11.2004 №580)115,2115,1-0,199,9
Капитальный ремонт республиканских автодорог (Закон «О бюджете Республики Беларусь на 2004 год»; Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.03.2003 №335)160,0160,50,5100,3
Текущий ремонт и содержание (включая средний ремонт) республиканских автодорог (Закон «О бюджете Республики Беларусь на 2004 год»; «Программа дорожных работ», приказ министра транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 31.12.2003 №639-Ц)280,2280,30,1100,0
Приобретение производственного оборудования для республиканских дорог (Закон «О бюджете Республики Беларусь на 2004 год»;«Программа технического перевооружения»)29,029,00,0100,0
Трансферты г. Минску32,732,70,0100,0
Национальный парк «Беловежская пуща» (Распоряжение Президента Республики Беларусь от 20.07.2004 №184 РП) и «Национальный аэропорт «Минск» (Указ Президента Республики Беларусь от 26.11.2004 №580)4,74,70,0100,0
Субвенции областям на развитие местных автодорог (Закон «О бюджете Республики Беларусь на 2004 год»;Указ Президента Республики Беларусь от 26.11.2004 №580)42,842,2-0,698,6
Финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (Закон «О бюджете Республики Беларусь на 2004 год»; Тематический план НИОКР)6,66,59-0,0199,8
Содержание аппарата управления департамента (Закон «О бюджете Республики Беларусь на 2004 год»; Смета расходов, согласованная Министерством финансов Республики Беларусь)0,90,888-0,01298,7
Прочие текущие расходы (Закон «О бюджете Республики Беларусь на 2004 год»)5,85,80,0100,0
Средства для обслуживания кредита ЕБРР (Кредитное соглашение с ЕБРР от 16.04.1994)26,026,90,9103,5
Погашение кредита АСБ «Беларусбанк» и процентов по нему (Закон «О бюджете Республики Беларусь на 2004 год»; Договор с АСБ «Беларусбанк» от 28.05.2003 №0800040503)29,929,90,0100,0
Погашение инвестиционного кредита по строительству РУП «Белавтострада» (Кредитное соглашение с ЕБРР от 16.04.1994)0,03,23,2
Содержание УДВС РУП «Белавтострада»(Кредитное соглашение с ЕБРР от 16.04.1994)6,56,1-0,493.8
Погашение кредиторской задолженности за работы 2003 г. (Указ Президента Республики Беларусь от 26.11.2004 №580)19,519,50,0100,0
Остаток средств РДФ на 1.01.2005 на едином казначейском счете Минфина50,9
в том числе: средства республиканского дорожного хозяйства45,2
средства трансфертов г.Минска5,7


В результате объем дорожных работ на республиканских автомобильных дорогах выполнен на 103,5%, что позволило обеспечить бесперебойное движение по ним транспортных средств в течение года. Из-за ограниченности финансовых ресурсов приоритетным направлением в использовании средств республиканского дорожного фонда является поддержание технического состояния существующей сети автомобильных дорог, обеспечивающего безопасное движение на них. В связи с этим основная масса финансовых ресурсов республиканского дорожного фонда (57,7%) использована на содержание и ремонт существующей сети дорог. Расходы на содержание и текущий ремонт республиканских автомобильных дорог профинансированы в сумме 137,1 млрд руб., средний ремонт — 143,2 млрд руб. Этим видом ремонта было отремонтировано 1622,5 км республиканских дорог и 3481,4 пог. м (43 тыс. м2) мостов на этих дорогах. Капитальный ремонт — 160,5 млрд руб. и отремонтировано 156,4 км республиканских дорог и 1080,6 пог. м (13,6 тыс. м2) мостов. Реконструкция и строительство профинансированы в сумме 115,1 млрд руб., введено в действие 45,3 км дорог, в том числе были реконструированы участки автодорог М-1/Е-30 Брест (Козловичи) — Минск — граница с Российской Федерацией (Редьки) — 8 км, М-3 Минск — Витебск — 6,2 км, М-4 Минск — Могилев — 7,8 км, Р-20 Витебск — Полоцк — граница с Латвийской Республикой (Григоровщина) — 5,1 км, Р-60 Купа — Занарочь — Брусы — 2,9 км, построены обходы городов Гродно — 5,2 км и Климовичи — 10,1 км и мост через Западный Буг на автодорожном переходе Козловичи — Кукурыки — 275,7 пог. м.

В ходе реализации постановления Правительства Республики Беларусь №335 по выполнению поручений Президента в прошедшем году выполнены работы по реконструкции и капитальному ремонту наиболее грузонапряженных участков республиканских дорог и строительству обходов городов общей протяженностью 91,2 км. На выполнение этих работ направлено 152,4 млрд руб., или 26% от средств республиканского дорожного фонда, предусмотренных на дорожные работы. Реконструированы участки дорог общей протяженностью 42,4 км. Введены все 8 объектов капитального ремонта общей протяженностью 48,8 км. В 2004 году продолжались работы по приведению в надлежащее состояние средним и текущим ремонтом республиканских дорог в 50-километровой зоне вокруг г. Минска. Капитальным ремонтом отремонтировано 38 км республиканских и 10 км местных дорог в этой зоне. Динамика ремонтов и строительства дорог и мостов в 2002-2004 гг. отражена ниже:

Ед. изм.ВыполненоТемп роста
2002 год2003 год2004 год2003 г. к 2002 г.2004 г. к 2003 г.
1.Средний и капитальный ремонт
1.1. Автомобильных дорог общего пользования: всегокм5173,64914,75002,495,0101,8
в том числе:
республиканскихкм1775,71861,81778,9104,895,5
местных (включая субвенции из РДФ)км3397,93052,93223,589,8105,6
1.2. Автодорожных мостов на дорогах общего пользования: всегопог. м6035,57245,06880,5120,095,0
в том числе:
республиканскихпог. м3092,53979,24562,0128,7114,6
местных (включая субвенции из РДФ)пог. м2943,03265,82318,5111,071,0
2.Реконструкция и строительство — ввод в действие
2.1. Автомобильных дорог общего пользования: всегокм125,4104,186,583,083,1
в том числе:
республиканскихкм27,854,645,3196,483,0
местных (включая субвенции из РДФ)км97,649,541,250,783,2
2.2. Автодорожных мостов на дорогах общего пользования: всегопог. м287,1510,1414,1177,781,2
в том числе:
республиканскихпог. м165,8373,7275,7225,473,8
местных (включая субвенции из РДФ)пог. м121,3136,4138,4112,4101,5


В зимний период (январь-март) 2004 года для обеспечения непрерывного безопасного движения на республиканских дорогах в сложных метеоусловиях для ликвидации гололедицы и очистки от снега было израсходовано 480 тыс. т песчано-соляной смеси, 229,5 тыс. т чистой технической соли. По сравнению с зимним сезоном 2003 года (январь-март) в первом квартале 2004 года число посыпок проезжей части увеличилось на 153%. Расход песчано-соляной смеси составил 146%, соли — 179% к аналогичному периоду 2003 года. В среднем в сутки работало 630 единиц снегоочистительной и пескораспределительной техники, а в дни интенсивных снегопадов — до 1250 единиц техники. Стоимость зимнего содержания республиканских автомобильных дорог составила 68 млрд руб. При подготовке республиканских дорог к летнему сезону было ликвидировано 196 тыс. м2 ямочности, произведена окраска 1102 км барьерных и 169 км перильных ограждений, 165 тыс. стоек дорожных знаков, 95 тыс. сигнальных столбиков.

Спрофилированы обочины, приведена в порядок 31 тыс. км полос отвода дорог, отремонтировано 77,2 тыс. дорожных знаков, отремонтировано и окрашено 4087 автопавильонов. Подготовка дорог к летнему сезону и приведение в порядок полос отвода обошлись государству в 12,3 млрд руб. В летне-осенний период на республиканских автомобильных дорогах проведен комплекс работ по их содержанию и текущему ремонту. В том числе: ликвидация размывов обочин и откосов дорожного полотна, вызванных дождями, на участках протяженностью 3800 пог. м, скашивание травы и вырубка кустарников в полосе отвода на всей сети (15.377 км), ремонт и восстановление кюветов 7500 пог. м, ремонт деформационных швов и заливка трещин дорожного покрытия 8200 км.

За счет субвенций, выделенных областям из республиканского дорожного фонда в сумме 42,2 млрд руб., в 2004 году облисполкомами направлено: на развитие уровня сети местных автомобильных дорог 23,2 млрд руб., или 55% (за счет этих средств построено, реконструировано и отремонтировано 508,7 км местных дорог при задании 488,6 км и 198,7 пог. м мостов (задание — 225,7 пог. м); на благоустройство и ремонт улиц, являющихся продолжением республиканских автомобильных дорог в городах областного и районного значения, — 19,0 млрд руб., или 45%. Отчетность об использовании представленных трансфертов на ремонт и развитие проезжей части улиц г. Минска, являющихся продолжением республиканских автомобильных дорог в сумме 32,7 млрд руб., в нарушение части второй пункта 3 «Положения об использовании средств, представляемых областям из республиканского дорожного фонда, и трансфертов, представляемых г. Минску», утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 мая 2004 г. №523 за 2004 год, как и за предыдущие годы, департаменту «Белавтодор» не представлена. В соответствии с программой технического перевооружения предприятий дорожной отрасли, относящейся к республиканской собственности, использовано 29,0 млрд руб. (приобретено 219 единиц машин и оборудования для содержания, ремонта и строительства автомобильных дорог). В 2004 году в доход республиканского дорожного фонда поступило платы за проезд по автомобильной дороге Брест — Минск — граница с Российской Федерацией $24,4 млн, из которых 52% направлено на погашение основного долга по кредиту Европейского банка реконструкции и развития и уплату процентов за пользование кредитом, создание полуторного запаса очередного платежа по сроку на 20 января 2005 г. и 48,0% ($11,8 млн) на ремонт и содержание данной дороги при потребности на эти работы около $50 млн. Остаток средств на счете обслуживания кредита Европейского банка реконструкции и развития на 1 января 2005 г. составил $5,6 млн.

Работа, направленная на экономию средств республиканского дорожного фонда

Департаментом постоянно ведется работа по стабилизации ценовой ситуации в дорожном хозяйстве. Систематический контроль, проведение тендеров обеспечили стабилизацию цен на основные дорожно-строительные материалы, конструкции и технику, производимые предприятиями отрасли.
Ограничивается и будет ограничиваться область применения дорогостоящих импортных материалов. В результате проведения маркетинговых исследований и проверки правильности формирования калькуляций стоимости продукции, выпускаемой предприятиями дорожной отрасли, стоимость отдельных видов продукции в течение года была снижена на величину от 22% до 82%, что составляет свыше 800 млн рублей. Выполнение мероприятий по снижению затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг, доведенных до организаций, позволило снизить себестоимость на 3,2%. Экономический эффект составил 14,5 млрд рублей.

Подготовил по материалам отчета об использовании средств РДФ Беларуси за 2004 г. Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 18 за 2005 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость