Жилищное строительство: задания увеличены
По данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, в 2004 г. в целом по республике введено в действие 3,5 млн м2 общей площади жилья, что составляет 109,2% к основному заданию (3200 тыс. м2), или 100% к максимальному показателю (3500 тыс. м2).
В сельской местности и малых городских поселениях сдано в эксплуатацию 1485,8 тыс. м2, или 155% к заданию на год. При этом непосредственно в сельской местности введено в действие 1220,7 тыс. м2 жилья, что составляет 35% от общего объема в целом по республике. Все области (кроме Минской и Могилевской) и г. Минск выполнили установленные постановлением Совета Министров и Национального банка Республики Беларусь от 31 декабря 2004 г. №1737/29 «О мерах по выполнению заданий на 2004 г. по строительству жилых домов» максимальные задания по строительству и вводу в эксплуатацию жилых домов. Более высокие общие показатели по вводу в действие жилья достигнуты в Брестской области (105%). Город Минск, Витебская, Гомельская и Гродненская области выполнили общие задания на 101%. Минская область при выполнении основного задания на 106% максимальное задание выполнила на 97% (недовведено в эксплуатацию 23,1 тыс. м2 общей площади жилья). Могилевская область — соответственно 104% и 95% (17,5 тыс. м2).
В то же время при значительном перевыполнении годовой программы жилищного строительства в сельской местности и малых городских поселениях (в разрезе областей от 129% до 173%) практически все области (за исключением Гродненской) не обеспечили выполнение доведенных постановлением Совета Министров и Национального банка заданий по строительству жилых домов в сельскохозяйственных организациях за счет их собственных средств и льготных кредитов ОАО «Белагропромбанк». В результате работники сельскохозяйственных организаций недополучили 664 дома. Наиболее низкие результаты по этому показателю в Минской (83%), Могилевской (91%) и Гомельской (93%) областях. Здесь не введено в эксплуатацию соответственно 301, 137 и 134 жилых дома. В Брестской области это задание выполнено на 96% (не возведено 63 дома) и в Витебской — на 98% (29 домов). По мнению облисполкомов, основным объективным фактором, повлиявшим на невыполнение установленных заданий по строительству жилья в сельскохозяйственных организациях, явилась необходимость переноса на 2005 г. ввода в эксплуатацию деревянных жилых домов, проектирование, изготовление срубов и строительство которых было начато в 2004 г. В каждой области изготовлено и установлено на фундаменты по 100 срубов таких домов. Учитывая, что особенности технологии возведения таких домов позволяют выполнить отделочные работы только после усадки сруба (в течение от 6 месяцев до года), ввод в эксплуатацию этих домов в полном объеме возможен лишь в текущем году.
Вместе с тем в сельскохозяйственных организациях за счет собственных средств работников, постоянно проживающих и работающих в сельской местности, с использованием финансовой поддержки государства включая льготные кредиты АСБ «Беларусбанк» введено в эксплуатацию 963 дома (квартиры). С учетом указанного жилья в целом по республике ввод в эксплуатацию в таких организациях за счет всех источников финансирования составил 10.094 дома (квартиры), что соответствует 5,15 дома (квартиры) в среднем на одну сельскохозяйственную организацию. Это в 3,9 раза превышает аналогичный показатель по объему введенного в действие жилья в 2003 г. Необходимо отметить, что в 2004 г. застройка сельских населенных пунктов осуществлялась преимущественно домами усадебного типа. Из 10.094 жилых помещений, введенных в эксплуатацию всельскохозяйственных организациях, 9900 (или 98%) являются домами усадебного типа.
Успешное выполнение годовой программы жилищного строительства в целом по республике стало возможным благодаря реализации облисполкомами, Минским горисполкомом, Министерством архитектуры и строительства, другими республиканскими органами государственного управления комплекса организационно-технических мер. Этому способствовало регулярное проведение заседаний штабов (на уровне областей, городов и районов), а также систематическое рассмотрение в Совете Министров хода выполнения заданий во вводу в эксплуатацию жилых домов. При этом основное внимание обращалось на обеспечение четкой и слаженной работы заказчиков и подрядных организаций, непрерывное и своевременное финансирование строек, концентрацию финансовых ресурсов из различных источников на вводных объектах с высокой степенью строительной готовности.
На особом контроле в правительстве были вопросы обеспечения равномерного выделения финансовых средств на строительство жилья по всем источникам (полностью использованы средства, предусмотренные на предоставление субсидий гражданам, осуществлявшим строительство и реконструкцию жилых помещений; кредитные ресурсы на льготное кредитование использованы на 71,6%, средства по инвестиционной программе — на 96,8%, по программе ликвидации последствий аварии на ЧАЭС — на 99% и средства местных бюджетов — на 91,3%). В целом по республике с использованием средств консолидированного бюджета введено в эксплуатацию 276,9 тыс. м2 общей площади жилых помещений (или 8% от общего объема), в том числе государственных капитальных вложений — 37,7 тыс. м2, средств по программе ликвидации последствий аварии на ЧАЭС — 15,7 тыс. м2, местных бюджетов — 43,8 тыс. м2, одноразовых безвозмездных субсидий — 28,9 тыс. м2, местных бюджетных жилищно-инвестиционных фондов — 150,7 тыс. м2. За счет средств населения введено в действие 1827,4 тыс. м2 жилья (52,2% от общего объема), за счет средств организаций включая займы и инновационные фонды, иностранных источников — 240,1 тыс. м2 (6,8%), в том числе за счет собственных средств организаций — 199,1 тыс. м2, займов,предоставляемых работникам, — 21 тыс. м2, инновационных фондов — 14,3 тыс. м2, иностранных источников — 5,7 тыс. м2 жилья. С использованием кредитных ресурсов банков введено в эксплуатацию 1156,1 тыс. м2 общей площади жилых помещений (33% от общего объема), в том числе за счет льготных кредитов — 1084,5 тыс. м2. На строительство жилья в сельскохозяйственных организациях использовано 358,1 млрд BYR инвестиций (или 92,6% от расчетного объема финансирования на год), 66,6 млрд BYR средств консолидированного бюджета (57,1%), 14,2 млрд BYR собственных средств сельскохозяйственных организаций (79,1%). Ритмичное финансирование жилищного строительства достигалось и за счет использования средств местных бюджетных жилищно-инвестиционных фондов, образованных областными и Минским городским Советами депутатов в соответствии с Законом о бюджете Республики Беларусь на 2004 г. Общая сумма средств этих фондов, использованных на строительство жилья как в городской, так и в сельской местности, а также на строительство объектов инженерно-транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки, составила 218,4 млрд BYR. Вместе с тем на общем положительном фоне жилищного строительства особую заботу вызывает жилищная проблема в сельской местности. Темпы строительства жилья в агропромышленном комплексе на селе остаются недостаточными. Сельскохозяйственными организациями в 2004 г. введено в эксплуатацию в сельской местности только 52,6% общей площади жилых домов. Остальное жилье в сельской местности вводится организациями и населением, в большей своей части не связанными с агропромышленным комплексом. Дальнейшее развитие жилищного строительства в сельской местности должно осуществляться на основе снижения его стоимости, сведения к минимуму издержек в строительном производстве, сокращения стоимости проектных работ, совершенствования проектных решений и организации строительства, ужесточения взаимной ответственности заинтересованных сторон за соблюдение сроков строительства и расчетов за выполненные работы, применения более дешевых и эффективных материалов и конструкций,задействования экономических рычагов ресурсосбережения, введения механизма стимулирования участников инвестиционного процесса за снижение материалоемкости и стоимости строительства, совершенствования планирования жилищного строительства в сельской местности, исходя из реальной потребности каждой сельскохозяйственной организации.
Не в полной мере используются возможности по возведению жилья хозяйственным способом. Только от 1% до 5% от общего объема вводимого в эксплуатацию жилья на селе построено в 2004 г. непосредственно самими сельскохозяйственными организациями (в прежние годы этот показатель достигал 20%).
Результаты работы строительного комплекса по выполнению программы жилищного строительства в 2004 г. рассмотрены на итоговой коллегии Министерства архитектуры и строительства с участием руководителей других республиканских органов государственного управления, облисполкомов и Минского горисполкома. Анализ этих результатов должен стать основой для выработки и реализации мер по повышению эффективности работы на всех уровнях инвестиционного процесса в целях безусловного выполнения более напряженной программы жилищного строительства в 2005 году. В соответствии с важнейшими параметрами прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2005 г. (утверждены Указом Президента Республики Беларусь от 10 сентября 2004 г. №437) постановлением Совета Министров и Национального банка Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г. №1691/24 установлены конкретные задания по областям, г. Минску, республиканским органам государственного управления и другим организациям по вводу в эксплуатацию общей площади жилых домов. Всего в 2005 г. планируется ввести в действие 3,5-4,0 млн м2 общей площади жилья, в том числе в сельской местности и малых городских поселениях 1,05-1,2 млн м2 (или 30% от общего объема). В текущем году увеличены по сравнению с 2004 г. поквартальные параметры ввода в эксплуатацию жилья: в первом полугодии — не менее 45% и за 9 месяцев 2005 г. — 75% годового объема (в 2004 г. эти показатели составляли соответственно 40% и 70% годового объема). Задание на I квартал остается на прежнем уровне — не менее 15% годового объема. Значительно увеличены (в среднем в 1,7 раза) задания министерствам, концернам, другим республиканским органам государственного управления, банкам по вводу в эксплуатацию общей площади жилых домов за счет средств организаций, долевого участия, займов и инновационных фондов. Как и прежде, важное внимание уделяется жилищному строительству в сельской местности. Облисполкомам, Министерству сельского хозяйства и продовольствия, Министерству архитектуры и строительства поручено обеспечить строительство 9965 жилых домов в сельскохозяйственных организациях с привлечением льготных кредитных ресурсов ОАО «Белагропромбанк» (исходя из потребности организаций в трудовых ресурсах и перспектив их развития в соответствии с предусматриваемыми на 2005-2010 гг. мероприятиями по возрождению и развитию села). При этом Министерству статистики и анализа поручено при подведении итогов выполнения заданий учитывать отдельной строкой одноквартирные жилые дома, квартиры, построенные за счет собственных средств граждан, постоянно проживающих в сельских населенных пунктах и работающих в сельскохозяйственных организациях, в том числе с использованием государственной поддержки.
Выполнение программы жилищного строительства должно обеспечиваться ритмичным и своевременным финансированием строек. Поэтому постановлением Правительства и Национального банка установлены расчетные показатели по финансированию жилищного строительства в 2005 г. по регионам и источникам финансирования. Расчетная потребность в финансовых средствах определялась Министерством экономики исходя из средней стоимости одного квадратного метра общей площади жилых домов, объемов незавершенного жилищного строительства на 1 января 2005 г., объемов строительных заделов на 2006 г., прогнозного индекса роста цен в строительстве. Потребность в льготных кредитных ресурсах рассчитана с учетом изменений с 1 января 2005 г. условий льготного кредитования и необходимости обеспечения многодетных семей жильем в течение одного года. Всего для выполнения годового задания по вводу в эксплуатацию жилья требуется 2636,3 млрд BYR. Намечено, что эти потребности на 41,7% будут покрыты льготными кредитными ресурсами (1100 млрд BYR), на 36,1% — средствами населения (952 млрд BYR), на 10,3% — средствами местных целевых бюджетных жилищно- инвестиционных фондов (272 млрд BYR), на 8,5% — средствами предприятий и организаций включая займы и инновационные фонды (230 млрд BYR), на 3,4% (82,3 млрд BYR) — за счет бюджетных средств, направляемых на предоставление одноразовых безвозмездных субсидий, на строительство жилых помещений для льготных категорий граждан, определенных законодательством, а также за счет средств на ликвидацию последствий аварии на ЧАЭС.
Как известно, традиционно средства местных бюджетных жилищно-инвестиционных фондов направляются на строительство жилья в сельской местности (в размере не менее 30%), на предоставление займов (кредитов) и ссуд гражданам, а также юридическим лицам (осуществляющим предпринимательскую деятельность по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства) для строительства (реконструкции) и приобретения жилых помещений, а также на строительство объектов инженерно-транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки. В текущем году в соответствии с п.п. 4.3 статьи 11 Закона Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2005 г.» областным и Минскому городскому советам депутатов предписано направлять средства указанных фондов и на строительство жилья для переселения в установленном порядке граждан из сносимых и переоборудуемых для использования в других целях ветхих и непригодных для проживания жилых домов. Установлено также, что республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству, местные исполнительные и распорядительные органы могут использовать на финансирование строительства жилья и объектов инженерно-транспортной инфраструктуры средства инновационных фондов, а также другие средства, находящиеся в их распоряжении. Причем гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, эти средства должны предоставляться в виде займов в порядке и на условиях, определенных Примерным положением, утвержденным постановлением Совета Министров от 30 марта 2000 г. №428 «О дополнительном привлечении средств организаций для финансирования жилищного строительства». Согласно Закону «О бюджете Республики Беларусь на 2005 г.» (п.п. 2.2 статьи 22) источником финансирования жилищного строительства будет являться и часть средств местных бюджетов, направляемая в соответствии со статьей 21 Закона о приватизации жилищного фонда на индексацию именных приватизационных чеков «Жилье», начисленных непосредственно гражданам, членам их семей, нуждающимся в улучшении жилищных условий. В сельской местности реализация программ жилищного строительства в районах должна осуществляться с учетом концептуальных положений Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010 гг. Этой программой в целях устойчивого развития сельских территорий, мотивации проживания в сельской местности и эффективного использования государственных средств для обустройства села предусматривается формирование качественно новых типов сельских поселков — агрогородков. Под агрогородком понимается благоустроенный населенный пункт, в котором предусматривается создание производственной и социальной инфраструктуры для обеспечения социальных стандартов проживающему в нем населению и жителям прилегающих территорий. Предполагается, что агрогородки будут создаваться на основе административных центров сельсоветов, территории которых являются исторически устоявшимися административными образованиями, а также центральных усадеб сельскохозяйственных организаций. Административные центры сельсоветов и центральные усадьбы сельхозорганизаций практически равномерно распределены по регионам республики, они характеризуются более высокой численностью населения, в них сосредоточено большинство объектов социальной и производственной инфраструктуры, что и является основным фактором для преобразования этих населенных пунктов в агрогородки. В рамках реализации программы возрождения села должны быть разработаны районные схемы размещения агрогородков и генеральные планы их развития с определением объемов нового строительства, реконструкции и обустройства существующих в них объектов жилищного, социально-культурного, бытового и производственного назначения. При этом будет предусматриваться приоритетное внедрение перспективных проектов строительства жилых домов, жилищно-производственных, общественных зданий, адаптированных к местным особенностям. Создание соответствующей инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры агрогородков позволит оптимизировать сельское расселение, сократить в два раза радиус обслуживания населения, обеспечить более высокий уровень жизни сельского населения и станет основой для улучшения демографической ситуации и повышения престижности проживания в сельской местности.
Особо важной задачей при реализации государственной жилищной политики является совершенствование механизма финансирования строительства (реконструкции) и ремонта жилых помещений. Прежде всего речь идет о более широком использовании внебюджетных источников финансирования, введении в практику новых финансово-кредитных механизмов. В этих целях в текущем году Минстройархитектуры совместно с заинтересованными осуществляется доработка проекта Закона о строительных сбережениях, а также прорабатываются вопросы практического применения систем строительных сбережений и ипотечного кредитования, образования сети страховых компаний по страхованию долгосрочных ссуд, инвестиционных рисков с введением страховых взносов по жилищному строительству. В регионах республики уже развернута конкретная практическая работа по выполнению указанных директивных и нормативных документов. Ход выполнения установленных заданий по жилищному строительству находится на постоянном контроле в Совете Министров, а персональная ответственность за обеспечение их выполнения возложена на министра архитектуры и строительства, министра сельского хозяйства и продовольствия, председателей облисполкомов и Минского горисполкома, председателей правлений открытых акционерных обществ «Сберегательный банк «Беларусбанк» и «Белагропромбанк».
Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь Республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов
В сельской местности и малых городских поселениях сдано в эксплуатацию 1485,8 тыс. м2, или 155% к заданию на год. При этом непосредственно в сельской местности введено в действие 1220,7 тыс. м2 жилья, что составляет 35% от общего объема в целом по республике. Все области (кроме Минской и Могилевской) и г. Минск выполнили установленные постановлением Совета Министров и Национального банка Республики Беларусь от 31 декабря 2004 г. №1737/29 «О мерах по выполнению заданий на 2004 г. по строительству жилых домов» максимальные задания по строительству и вводу в эксплуатацию жилых домов. Более высокие общие показатели по вводу в действие жилья достигнуты в Брестской области (105%). Город Минск, Витебская, Гомельская и Гродненская области выполнили общие задания на 101%. Минская область при выполнении основного задания на 106% максимальное задание выполнила на 97% (недовведено в эксплуатацию 23,1 тыс. м2 общей площади жилья). Могилевская область — соответственно 104% и 95% (17,5 тыс. м2).
В то же время при значительном перевыполнении годовой программы жилищного строительства в сельской местности и малых городских поселениях (в разрезе областей от 129% до 173%) практически все области (за исключением Гродненской) не обеспечили выполнение доведенных постановлением Совета Министров и Национального банка заданий по строительству жилых домов в сельскохозяйственных организациях за счет их собственных средств и льготных кредитов ОАО «Белагропромбанк». В результате работники сельскохозяйственных организаций недополучили 664 дома. Наиболее низкие результаты по этому показателю в Минской (83%), Могилевской (91%) и Гомельской (93%) областях. Здесь не введено в эксплуатацию соответственно 301, 137 и 134 жилых дома. В Брестской области это задание выполнено на 96% (не возведено 63 дома) и в Витебской — на 98% (29 домов). По мнению облисполкомов, основным объективным фактором, повлиявшим на невыполнение установленных заданий по строительству жилья в сельскохозяйственных организациях, явилась необходимость переноса на 2005 г. ввода в эксплуатацию деревянных жилых домов, проектирование, изготовление срубов и строительство которых было начато в 2004 г. В каждой области изготовлено и установлено на фундаменты по 100 срубов таких домов. Учитывая, что особенности технологии возведения таких домов позволяют выполнить отделочные работы только после усадки сруба (в течение от 6 месяцев до года), ввод в эксплуатацию этих домов в полном объеме возможен лишь в текущем году.
Вместе с тем в сельскохозяйственных организациях за счет собственных средств работников, постоянно проживающих и работающих в сельской местности, с использованием финансовой поддержки государства включая льготные кредиты АСБ «Беларусбанк» введено в эксплуатацию 963 дома (квартиры). С учетом указанного жилья в целом по республике ввод в эксплуатацию в таких организациях за счет всех источников финансирования составил 10.094 дома (квартиры), что соответствует 5,15 дома (квартиры) в среднем на одну сельскохозяйственную организацию. Это в 3,9 раза превышает аналогичный показатель по объему введенного в действие жилья в 2003 г. Необходимо отметить, что в 2004 г. застройка сельских населенных пунктов осуществлялась преимущественно домами усадебного типа. Из 10.094 жилых помещений, введенных в эксплуатацию всельскохозяйственных организациях, 9900 (или 98%) являются домами усадебного типа.
Успешное выполнение годовой программы жилищного строительства в целом по республике стало возможным благодаря реализации облисполкомами, Минским горисполкомом, Министерством архитектуры и строительства, другими республиканскими органами государственного управления комплекса организационно-технических мер. Этому способствовало регулярное проведение заседаний штабов (на уровне областей, городов и районов), а также систематическое рассмотрение в Совете Министров хода выполнения заданий во вводу в эксплуатацию жилых домов. При этом основное внимание обращалось на обеспечение четкой и слаженной работы заказчиков и подрядных организаций, непрерывное и своевременное финансирование строек, концентрацию финансовых ресурсов из различных источников на вводных объектах с высокой степенью строительной готовности.
На особом контроле в правительстве были вопросы обеспечения равномерного выделения финансовых средств на строительство жилья по всем источникам (полностью использованы средства, предусмотренные на предоставление субсидий гражданам, осуществлявшим строительство и реконструкцию жилых помещений; кредитные ресурсы на льготное кредитование использованы на 71,6%, средства по инвестиционной программе — на 96,8%, по программе ликвидации последствий аварии на ЧАЭС — на 99% и средства местных бюджетов — на 91,3%). В целом по республике с использованием средств консолидированного бюджета введено в эксплуатацию 276,9 тыс. м2 общей площади жилых помещений (или 8% от общего объема), в том числе государственных капитальных вложений — 37,7 тыс. м2, средств по программе ликвидации последствий аварии на ЧАЭС — 15,7 тыс. м2, местных бюджетов — 43,8 тыс. м2, одноразовых безвозмездных субсидий — 28,9 тыс. м2, местных бюджетных жилищно-инвестиционных фондов — 150,7 тыс. м2. За счет средств населения введено в действие 1827,4 тыс. м2 жилья (52,2% от общего объема), за счет средств организаций включая займы и инновационные фонды, иностранных источников — 240,1 тыс. м2 (6,8%), в том числе за счет собственных средств организаций — 199,1 тыс. м2, займов,предоставляемых работникам, — 21 тыс. м2, инновационных фондов — 14,3 тыс. м2, иностранных источников — 5,7 тыс. м2 жилья. С использованием кредитных ресурсов банков введено в эксплуатацию 1156,1 тыс. м2 общей площади жилых помещений (33% от общего объема), в том числе за счет льготных кредитов — 1084,5 тыс. м2. На строительство жилья в сельскохозяйственных организациях использовано 358,1 млрд BYR инвестиций (или 92,6% от расчетного объема финансирования на год), 66,6 млрд BYR средств консолидированного бюджета (57,1%), 14,2 млрд BYR собственных средств сельскохозяйственных организаций (79,1%). Ритмичное финансирование жилищного строительства достигалось и за счет использования средств местных бюджетных жилищно-инвестиционных фондов, образованных областными и Минским городским Советами депутатов в соответствии с Законом о бюджете Республики Беларусь на 2004 г. Общая сумма средств этих фондов, использованных на строительство жилья как в городской, так и в сельской местности, а также на строительство объектов инженерно-транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки, составила 218,4 млрд BYR. Вместе с тем на общем положительном фоне жилищного строительства особую заботу вызывает жилищная проблема в сельской местности. Темпы строительства жилья в агропромышленном комплексе на селе остаются недостаточными. Сельскохозяйственными организациями в 2004 г. введено в эксплуатацию в сельской местности только 52,6% общей площади жилых домов. Остальное жилье в сельской местности вводится организациями и населением, в большей своей части не связанными с агропромышленным комплексом. Дальнейшее развитие жилищного строительства в сельской местности должно осуществляться на основе снижения его стоимости, сведения к минимуму издержек в строительном производстве, сокращения стоимости проектных работ, совершенствования проектных решений и организации строительства, ужесточения взаимной ответственности заинтересованных сторон за соблюдение сроков строительства и расчетов за выполненные работы, применения более дешевых и эффективных материалов и конструкций,задействования экономических рычагов ресурсосбережения, введения механизма стимулирования участников инвестиционного процесса за снижение материалоемкости и стоимости строительства, совершенствования планирования жилищного строительства в сельской местности, исходя из реальной потребности каждой сельскохозяйственной организации.
Не в полной мере используются возможности по возведению жилья хозяйственным способом. Только от 1% до 5% от общего объема вводимого в эксплуатацию жилья на селе построено в 2004 г. непосредственно самими сельскохозяйственными организациями (в прежние годы этот показатель достигал 20%).
Результаты работы строительного комплекса по выполнению программы жилищного строительства в 2004 г. рассмотрены на итоговой коллегии Министерства архитектуры и строительства с участием руководителей других республиканских органов государственного управления, облисполкомов и Минского горисполкома. Анализ этих результатов должен стать основой для выработки и реализации мер по повышению эффективности работы на всех уровнях инвестиционного процесса в целях безусловного выполнения более напряженной программы жилищного строительства в 2005 году. В соответствии с важнейшими параметрами прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2005 г. (утверждены Указом Президента Республики Беларусь от 10 сентября 2004 г. №437) постановлением Совета Министров и Национального банка Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г. №1691/24 установлены конкретные задания по областям, г. Минску, республиканским органам государственного управления и другим организациям по вводу в эксплуатацию общей площади жилых домов. Всего в 2005 г. планируется ввести в действие 3,5-4,0 млн м2 общей площади жилья, в том числе в сельской местности и малых городских поселениях 1,05-1,2 млн м2 (или 30% от общего объема). В текущем году увеличены по сравнению с 2004 г. поквартальные параметры ввода в эксплуатацию жилья: в первом полугодии — не менее 45% и за 9 месяцев 2005 г. — 75% годового объема (в 2004 г. эти показатели составляли соответственно 40% и 70% годового объема). Задание на I квартал остается на прежнем уровне — не менее 15% годового объема. Значительно увеличены (в среднем в 1,7 раза) задания министерствам, концернам, другим республиканским органам государственного управления, банкам по вводу в эксплуатацию общей площади жилых домов за счет средств организаций, долевого участия, займов и инновационных фондов. Как и прежде, важное внимание уделяется жилищному строительству в сельской местности. Облисполкомам, Министерству сельского хозяйства и продовольствия, Министерству архитектуры и строительства поручено обеспечить строительство 9965 жилых домов в сельскохозяйственных организациях с привлечением льготных кредитных ресурсов ОАО «Белагропромбанк» (исходя из потребности организаций в трудовых ресурсах и перспектив их развития в соответствии с предусматриваемыми на 2005-2010 гг. мероприятиями по возрождению и развитию села). При этом Министерству статистики и анализа поручено при подведении итогов выполнения заданий учитывать отдельной строкой одноквартирные жилые дома, квартиры, построенные за счет собственных средств граждан, постоянно проживающих в сельских населенных пунктах и работающих в сельскохозяйственных организациях, в том числе с использованием государственной поддержки.
Выполнение программы жилищного строительства должно обеспечиваться ритмичным и своевременным финансированием строек. Поэтому постановлением Правительства и Национального банка установлены расчетные показатели по финансированию жилищного строительства в 2005 г. по регионам и источникам финансирования. Расчетная потребность в финансовых средствах определялась Министерством экономики исходя из средней стоимости одного квадратного метра общей площади жилых домов, объемов незавершенного жилищного строительства на 1 января 2005 г., объемов строительных заделов на 2006 г., прогнозного индекса роста цен в строительстве. Потребность в льготных кредитных ресурсах рассчитана с учетом изменений с 1 января 2005 г. условий льготного кредитования и необходимости обеспечения многодетных семей жильем в течение одного года. Всего для выполнения годового задания по вводу в эксплуатацию жилья требуется 2636,3 млрд BYR. Намечено, что эти потребности на 41,7% будут покрыты льготными кредитными ресурсами (1100 млрд BYR), на 36,1% — средствами населения (952 млрд BYR), на 10,3% — средствами местных целевых бюджетных жилищно- инвестиционных фондов (272 млрд BYR), на 8,5% — средствами предприятий и организаций включая займы и инновационные фонды (230 млрд BYR), на 3,4% (82,3 млрд BYR) — за счет бюджетных средств, направляемых на предоставление одноразовых безвозмездных субсидий, на строительство жилых помещений для льготных категорий граждан, определенных законодательством, а также за счет средств на ликвидацию последствий аварии на ЧАЭС.
Как известно, традиционно средства местных бюджетных жилищно-инвестиционных фондов направляются на строительство жилья в сельской местности (в размере не менее 30%), на предоставление займов (кредитов) и ссуд гражданам, а также юридическим лицам (осуществляющим предпринимательскую деятельность по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства) для строительства (реконструкции) и приобретения жилых помещений, а также на строительство объектов инженерно-транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки. В текущем году в соответствии с п.п. 4.3 статьи 11 Закона Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2005 г.» областным и Минскому городскому советам депутатов предписано направлять средства указанных фондов и на строительство жилья для переселения в установленном порядке граждан из сносимых и переоборудуемых для использования в других целях ветхих и непригодных для проживания жилых домов. Установлено также, что республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству, местные исполнительные и распорядительные органы могут использовать на финансирование строительства жилья и объектов инженерно-транспортной инфраструктуры средства инновационных фондов, а также другие средства, находящиеся в их распоряжении. Причем гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, эти средства должны предоставляться в виде займов в порядке и на условиях, определенных Примерным положением, утвержденным постановлением Совета Министров от 30 марта 2000 г. №428 «О дополнительном привлечении средств организаций для финансирования жилищного строительства». Согласно Закону «О бюджете Республики Беларусь на 2005 г.» (п.п. 2.2 статьи 22) источником финансирования жилищного строительства будет являться и часть средств местных бюджетов, направляемая в соответствии со статьей 21 Закона о приватизации жилищного фонда на индексацию именных приватизационных чеков «Жилье», начисленных непосредственно гражданам, членам их семей, нуждающимся в улучшении жилищных условий. В сельской местности реализация программ жилищного строительства в районах должна осуществляться с учетом концептуальных положений Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010 гг. Этой программой в целях устойчивого развития сельских территорий, мотивации проживания в сельской местности и эффективного использования государственных средств для обустройства села предусматривается формирование качественно новых типов сельских поселков — агрогородков. Под агрогородком понимается благоустроенный населенный пункт, в котором предусматривается создание производственной и социальной инфраструктуры для обеспечения социальных стандартов проживающему в нем населению и жителям прилегающих территорий. Предполагается, что агрогородки будут создаваться на основе административных центров сельсоветов, территории которых являются исторически устоявшимися административными образованиями, а также центральных усадеб сельскохозяйственных организаций. Административные центры сельсоветов и центральные усадьбы сельхозорганизаций практически равномерно распределены по регионам республики, они характеризуются более высокой численностью населения, в них сосредоточено большинство объектов социальной и производственной инфраструктуры, что и является основным фактором для преобразования этих населенных пунктов в агрогородки. В рамках реализации программы возрождения села должны быть разработаны районные схемы размещения агрогородков и генеральные планы их развития с определением объемов нового строительства, реконструкции и обустройства существующих в них объектов жилищного, социально-культурного, бытового и производственного назначения. При этом будет предусматриваться приоритетное внедрение перспективных проектов строительства жилых домов, жилищно-производственных, общественных зданий, адаптированных к местным особенностям. Создание соответствующей инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры агрогородков позволит оптимизировать сельское расселение, сократить в два раза радиус обслуживания населения, обеспечить более высокий уровень жизни сельского населения и станет основой для улучшения демографической ситуации и повышения престижности проживания в сельской местности.
Особо важной задачей при реализации государственной жилищной политики является совершенствование механизма финансирования строительства (реконструкции) и ремонта жилых помещений. Прежде всего речь идет о более широком использовании внебюджетных источников финансирования, введении в практику новых финансово-кредитных механизмов. В этих целях в текущем году Минстройархитектуры совместно с заинтересованными осуществляется доработка проекта Закона о строительных сбережениях, а также прорабатываются вопросы практического применения систем строительных сбережений и ипотечного кредитования, образования сети страховых компаний по страхованию долгосрочных ссуд, инвестиционных рисков с введением страховых взносов по жилищному строительству. В регионах республики уже развернута конкретная практическая работа по выполнению указанных директивных и нормативных документов. Ход выполнения установленных заданий по жилищному строительству находится на постоянном контроле в Совете Министров, а персональная ответственность за обеспечение их выполнения возложена на министра архитектуры и строительства, министра сельского хозяйства и продовольствия, председателей облисполкомов и Минского горисполкома, председателей правлений открытых акционерных обществ «Сберегательный банк «Беларусбанк» и «Белагропромбанк».
Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь Республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 11 за 2005 год в рубрике недвижимость