Итоги и задачи работы дорожной отрасли

Дорожное хозяйство Республики Беларусь представляет собой одну из важнейших отраслей экономики страны, от состояния и надежности которой зависят производственные, торговые и другие сферы и которое является одним из важных элементов Европейской транспортной системы.

Сеть дорог общего пользования

По состоянию на 1.01.2005 сеть автомобильных дорог общего пользования составила 81.471 км, в том числе 15.441 км республиканских и 66030 км — местных дорог. За 2004 год сеть автомобильных дорог возросла на 255 км за счет принятия на баланс 190 км внутрихозяйственных дорог и строительства новых 65 км. 22,7 тыс. сельских населенных пунктов, или 97% от общего количества имеют подъезды по дорогам общего пользования. Сегодня 713 сельских населенных пунктов не имеют таких подъездов. Восстановительная стоимость основных фондов организаций дорожной отрасли составляет 14,7 трлн рублей, или 8,2% от всех основных фондов Республики Беларусь (на дороги и дорожные сооружения приходится 91%, из них 8% — стоимость мостов; изношенность дорог и дорожных сооружений составляет 35%, из них мостов — 19%).

О выполнении прогнозных показателей (в целом по департаменту)
В целях обеспечения выполнения основных параметров социально-экономического развития была разработана и реализована в установленные сроки Программа действий департамента. Ход ее выполнения неоднократно в течение года рассматривался на совещаниях аппарата департамента и заседаниях коллегии. Всего проведено 12 заседаний коллегии, на которых рассмотрено 45 актуальных для жизнеобеспечения отрасли вопросов, требующих всестороннего изучения, рассмотрения и принятия коллегиального решения. В результате все параметры прогноза социально-экономического развития департамента «Белавтодор» на 2004 год выполнены. Введено в эксплуатацию 45,3 км республиканских автодорог. Инвестиции в основной капитал составили 200 млрд рублей (102%), из них за счет средств организаций — 49,4 млрд рублей. Использовано 69% амортизационных отчислений. Реальная среднемесячная заработная плата возросла на 20%. Введено в эксплуатацию 1069 м2 жилья (119%). Объем экспорта услуг составил $20,5 млн — 128% от программных параметров развития экспорта услуг, в том числе: экспорт строительных услуг — $5,4 млн — 191%; плата за проезд и проезд ТКТС — $15,1 млн — 114%. На 12% снижено потребление энергоресурсов. Рост производства товарной продукции промышленности в сопоставимых ценах составил 109,4%, рост производства потребительских товаров в сопоставимых ценах — 117%, рост объема платных услуг населению в сопоставимых ценах — 132%. Ожидаемый уровень рентабельности — 7%.

Финансовое обеспечение дорожной отрасли
Бюджет республиканского и местных дорожных фондов с учетом внесенных изменений составил 1004 млрд рублей. По оперативным данным за 2004 год в дорожные фонды поступило 1092 млрд рублей (109%), в том числе в республиканский дорожный фонд 757 млрд рублей (107%). По всем источникам формирования республиканского дорожного фонда обеспечено перевыполнение прогнозного поступления средств, за исключением сбора за проезд ТКТС по дорогам общего пользования (92,6%). Доходная часть местных дорожных фондов выполнена в сумме 335 млрд рублей (113%). По всем областям достигнуто перевыполнение прогнозных показателей доходов местных дорожных фондов, что позволило полностью профинансировать дорожные работы. Следует отметить, что в течение года всеми автодорами допускалось нарушение планово-финансовой дисциплины, а именно перевыполнение программы дорожных работ.
Перерасход против утвержденных лимитов составил 19,9 млрд рублей, в том числе:
· по строительству — 2,0 млрд руб. («Магистральавтодор» — 0,4 млрд руб., «Витебскавтодор» — 0,5 млрд руб., «Минскавтодор» — 0,3 млрд руб., «Белавтострада» — 0,4 млрд руб., «Дорстройиндустрия» и УО ГУЦ «Белдорстрой» — по 0,2 млрд руб.);
· по капитальному ремонту — 3,4 млрд руб. («Магистральавтодор» — 1,3 млрд руб., «Белавтострада» — 1,6 млрд руб., «Витебскавтодор», «Могилевавтодор» и «Белдорсвязь» — по 0,2 млрд руб.);
· по среднему ремонту — 9,0 млрд руб. («Магистральавтодор» — 1,4 млрд руб., «Бреставтодор» — 1,6 млрд руб., «Витебскавтодор», «Гродноавтодор», «Могилевавтодор» — по 1,0 млрд руб., «Минскавтодор» — 1,9 млрд руб. и «Гомельавтодор» — 0,3 млрд руб.);
· по текущему ремонту и содержанию — 5,5 млрд руб. («Магистральавтодор» — 3,0 млрд руб., «Бреставтодор» и «Гомельавтодор» — по 0,2 млрд руб., «Гродноавтодор» — 0,5 млрд руб., «Минскавтодор» — 0,6 млрд руб. и «Могилевавтодор» — 0,9 млрд руб.).
Это обстоятельство порождало образование кредиторской задолженности за выполненные работы, несоблюдение расчетной дисциплины по платежам в бюджет за энергоносители, по заработной плате.

Ход выполнения программы «Дороги Беларуси»
К сожалению, Государственная программа «Дороги Беларуси» в 2004 году была обеспечена финансовыми средствами на 38% от потребности, в том числе: по республиканским дорогам — 57%, по местным дорогам — 22%.

Об итогах выполнения программы дорожных работ за 2004 год
Программа дорожных работ по дорогам общего пользования за 2004 год выполнена (в сумме 830,7 млрд рублей (103,6%) по всем показателям. Отремонтировано 5.002,4 км дорог (118,6%) и 6.898,2 пог. м мостов (109,4%), реконструировано и построено 86,5 км дорог (104,7%) и 414,1 пог. м мостов (105,0%).

Республиканские автомобильные дороги
На республиканских автомобильных дорогах освоено 575,3 млрд рублей (103,9%) всеми заказчиками, которые обеспечили бесперебойное движение автотранспорта по автомобильным дорогам.
Справочно: Средним ремонтом отремонтировано 1.622,4 км республиканских дорог (101,7%) и 3 481,4 пог. м мостов (106,0%). Капитальным ремонтом отремонтировано 156,4 км республиканских дорог (100,1%) и 1 080,6 пог. м мостов (100,5%). Введено в эксплуатацию 45,3 км дорог (107%) и 276 пог. м мостов (100%).

Местные автомобильные дороги и взаимодействие с регионами
Выполнение программы работ за счет местного дорожного фонда за 2004 год составило 232,3 млрд рублей (104,3%).
Справочно: Средним ремонтом отремонтировано 2.661,4 км местных дорог (137,2%) и 1.710,4 пог. м мостов (120,4%). Капитальным ремонтом отремонтировано 64,1 км местных дорог (120,7%) и 562,2 пог. м мостов (117,3%). Введено в эксплуатацию 20,3 км местных дорог (103,6%) и 74,2 пог. м мостов (101,0%).
За счет субвенций из республиканского дорожного фонда отремонтировано, реконструировано и построено 519 км местных автомобильных дорог и 127,8 пог. м мостов на них. Вместе с тем, следует отметить, что значительная часть субвенций (19,4 млрд рублей (45,5%) из 42,6 млрд рублей) облисполкомами направлена на ремонт улиц городов, а не на развитие местных дорог. Следует отметить, что по Гомельской области не выполнен согласно утвержденному перечню ремонт местных дорог за счет субвенций из республиканского дорожного фонда (программа — 28,1 км, факт — 25,2 км).

Анализ хода выполнения поручений, данных главой государства
Успешная реализация постановления правительства Республики Беларусь №335 по выполнению поручений президента достигнута за счет напряженной и конкретной работы практически всех подразделений департамента: и проектировщиков, и эксплуатационников, и строителей, а также работников науки, промышленности и связи. В прошедшем году выполнены работы по реконструкции и капитальному ремонту наиболее грузонапряженных участков республиканских автомобильных дорог и строительству обходов городов общей протяженностью 91,1 км при определенном в постановлении Совета Министров задании 90,6 км. На выполнение этих работ направлено 154,8 млрд рублей, или 28% от средств республиканского дорожного фонда, предусмотренных на дорожные работы. Реконструированы участки дорог общей протяженностью 45,3 км. Введены все 8 объектов капитального ремонта общей протяженностью 48,8 км.

50-километровая зона вокруг г. Минска
Продолжались работы в 50-километровой зоне вокруг г. Минска. Капитальным ремонтом отремонтировано 38 км республиканских и 10 км местных дорог. Средним и текущим ремонтом и содержанием приведены в надлежащее состояние автомобильные дороги в 50-километровой зоне. Следует отметить недостаточную активную работу РУП «Магистральавтодор» по выполнению соглашения департамента и Минского горисполкома в части освещения участков кольцевой дороги вокруг г. Минска и строительства дополнительных пешеходных переходов.

Содержание автомобильных дорог в 2004 году
Вопросы содержания дорог в прошедшем году были под особым вниманием и контролем департамента «Белавтодор». Инспекцией Белдорцентра и автодорами осуществлялся постоянный контроль эксплуатационного состояния и качества содержания автомобильных дорог. Большое внимание уделялось работам по поддержанию транспортно-эксплуатационного состояния дорог на уровне, обеспечивающем безопасность дорожного движения.
Надо отметить, что эксплутационное состояние дорог улучшилось в «Витебскавтодоре» и «Гомельавтодоре» (на 0,1 и 0,09 балла соответственно) и снизилось в «Гродноавтодоре» (на 0,01 балла — 3,79/3,78). Самые высокие оценки имеют дороги ДЭУ-4 «Белавтострада» (3,86 балла), ДЭУ-38 «Витебскавтодор» (3,90 балла), ДЭУ-43 «Гомельавтодор» (3,93 балла). Наиболее низкие оценки эксплуатационного состояния по результатам осеннего осмотра имеют следующие дороги: «Магистральавтодор» — 3,52; ДЭУ-11 (3,10), ДЭУ-17 (3,06); «Витебскавтодор» — 3,66; ДЭУ-31 (3,50), ДЭУ-34 (3,56); «Белавтострада» — 3,68; ДЭУ-8 (3,50), ДЭУ-6 (3,58). Оценка качества содержания республиканских автомобильных дорог, исходя из полученных оценок по результатам осеннего осмотра 2004 года, осталась на уровне 2003 года. Самые низкие оценки качества содержания получили ДЭУ-11 и 17 «Магистральавтодор». В ходе проведения осеннего осмотра республиканских автомобильных дорог выявлено 1483 км с дефектами разметки, что составляет 9,8% от общего количества осмотренных. Наибольшее количество километров, имеющих дефекты разметки, выявлено на дорогах ДЭУ-16 «Магистральавтодор», ДЭУ-43 «Гомельавтодор» и ДЭУ-31 «Витебскавтодор». Средняя оценка эксплуатационного состояния местных дорог при осеннем осмотре 2004 года составила 3,70 балла, качество содержания — 3,77 балла, и по оценкам облдорстроев эти показатели остались на уровне 2003 года. Но, как показывают контрольные проверки, в действительности эти показатели намного ниже, и качество содержания местных дорог на несколько порядков ниже соответственно республиканских. Говоря о содержании местных дорог, необходимо отметить, что затраты на содержания одного их километра в Гомельской области в 1,5-2 раза выше, чем в других областях, в то же время транспортно-эксплуатационное состояние дорог находится практически на одном уровне.

О состоянии автомобильных дорог общего пользования
В настоящее время 11.568 км, или 75%, республиканских дорог и 30.100 км, или 66,7%, местных дорог, имеющих твердое покрытие, требуют капитального ремонта. Соответствуют нормам 7.965 км, или 49,7%, не обеспечена требуемая ровность покрытия на 5.496 км, или 34%, республиканских дорог (за год увеличилось на 5%), протяженность участков дорог с недостаточной прочностью и значительными дефектами дорожной одежды составила 6.387 км, или 41%. Только 440 км республиканских дорог способны пропускать нагрузки 11,5 тонн на ось, 7.056 км — 10 тонн, а 1.644 км могут выдерживать нагрузки не более 6 тонн на одиночную ось. И при таком состоянии республиканских дорог финансовые средства позволяют капитально отремонтировать в 2005 году только 310 км дорог, или 2,7% от потребности. Все эти факты говорят о том, что дорожная отрасль нуждается в увеличении финансирования, или остановить процесс ухудшения состояния дорог будет проблематично. В 2004 году на республиканских автомобильных дорогах капитальным ремонтом отремонтировано 156,4 км, устроено тонкослойных покрытий на 540 км и защитных слоев на 1.060 км. В результате повышена несущая способность на 156 км, улучшена ровность на 696 км, повышены сцепные качества покрытий на 1756 км дорог. Потери от вандализма на республиканских дорогах в сравнении с 2003 годом уменьшились на 28% и составили 83 млн рублей. Вместе с тем, несмотря на выполнение всех показателей по реконструкции и ремонту, результаты диагностики республиканских дорог показали, что из-за воздействия ряда факторов транспортно-эксплуатационное состояние дорог ухудшается. Протяженность участков дорог с необеспеченной прочностью увеличилась за год на 143 км, с необеспеченной ровностью — на 1985 км, из них 994 км имеют колейность (на 01.01.2004 колейность была на 1411 км). Одним из факторов, влияющих на ухудшение транспортно-эксплуатационного состояния дорог, является проезд тяжеловесных транспортных средств, и у нас нет другого выхода, кроме ужесточения нормативной базы и усиления контроля за проездом ТКТС.

О контроле за проездом ТКТС
С этого года контроль весовых параметров транспортных средств на границе будет осуществляться транспортной инспекцией Минтранса, а внутри страны — постами контроля Белдорцентра. В 2004 году работало 15 стационарных постов и 8 мобильных. Принятие постановления Совета Министров Республики Беларусь от 7 апреля 2004 г. №381 «Об утверждении допустимых весовых и габаритных параметров транспортных средств, проезжающих по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь, и ставок платы за проезд тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств» удалось устранить ряд существующих нестыковок с правилами дорожного движения, что позволило более четко ориентировать перевозчиков в существующем порядке пропуска ТКТС. В то же время, автоперевозчики с целью уклонения от контроля транспортных средств путем взвешивания для пересечения государственной границы выбирают пункты пропуска, не оснащенные весовым оборудованием. Избежав таким образом оплаты за проезд, они наносят существенный ущерб экономике государства, разрушая автомобильные дороги приграничной инфраструктуры, несущая способность которых не рассчитана на пропуск ТКТС. В целях исключения подобных ситуаций департаментом «Белавтодор» разработаны и в настоящее время согласовываются проекты нормативных правовых актов по введению перечня пунктов пропуска через государственную границу Республики Беларусь транспортных средств общей массой свыше 24 тонн. Но никакие хорошие документы не решают проблемы без ежедневной кропотливой работы прежде всего на уровне начальников ЛДД и ДЭУ. Это еще не использованные резервы. Одновременно в целях сохранности автомобильных дорог необходимо повысить меру ответственности:
· за транспортно-эксплуатационное состояние обслуживаемых автомобильных дорог и искусственных сооружений, за контроль режима пропуска ТКТС при неблагоприятных условиях, а также принятие необходимых мер по недопущению неконтролируемого проезда ТКТС;
· руководителей автодоров за достоверность и своевременность представляемой в службу контроля ТКТС необходимой информации, а также за информирование пользователей автомобильных дорог о вводимых ограничениях в неблагоприятные периоды года.

О состоянии искусственных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования
На сегодняшний день на дорогах общего пользования эксплуатируется 5329 мостовых сооружений общей протяженностью 166.891 пог. м, в том числе 2258 сооружения на республиканских автомобильных дорогах. Из них 924 сооружения (41%) требуют капитального ремонта (реконструкции). Только для их ремонта требуется 750 млрд рублей. За 2004 год было капитально отремонтировано 1080 пог. м (42) и средним ремонтом — 3.481 пог. м (73) мостов, а требуют капитального ремонта 14.500 пог. м. Необходимо отметить, что по сравнению с 2003 годом качество проводимых работ по содержанию мостовых сооружений улучшилась, то есть повысилась роль мостовых инспекций автодоров. Работы по устранению дефектов на мостах во многом зависят от ответственности, а также умения организовать работу начальников ДЭУ, ЛДД и не требуют значительных финансовых средств. Более 74% (1674 шт.) мостового парка на республиканских дорогах — это сооружения с несоответствием нормативу барьерного и перильного ограждений. Наибольшее количество таких сооружений имеют «Магистральавтодор», «Минскавтодор» и «Бреставтодор». Облдорстроями внедрение системы «Белмост» ведется крайне медленно, в связи с чем отображение реальной картины технического состояния мостовых сооружений даже не представляется возможным.

Продолжение следует

Подготовили Василий КУРЛОВИЧ, Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 06 за 2005 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость