«Белавтодор» подводит итоги
На базе РУП "Могилевавтодор" прошло заседание коллегии департамента "Белавтодор", на которой подводились итоги работы дорожных организаций в 2004 году и анализировались наработки и дальнейшие действия, позволяющие успешно справиться с поставленными перед дорожниками задачами в 2005 году. Предлагаем вниманию читателей наиболее интересные выступления.
Кравченко В.М., генеральный директор УП "Гомельоблдорстрой"
— Задачу по улучшению и совершенствованию содержания и развития автодорог области за 1-2 года не решить. Только выполнение всего комплекса дорожно-строительных работ позволит повысить потребительские качества дорог до соответствия требованиям современного уровня. В 2004 году на местных дорогах Гомельской области отмечена положительная динамика эксплуатационного состояния и качества содержания. Для этого предприятием проводилась планомерная работа: в каждом районе определялся участок дороги протяженностью 5-10 км, который приводился к параметрам, соответствующим СНиП, ГОСТ и СТБ. Тем самым создавался эталонный участок — образец для дальнейшей работы в каждом ДРСУ. По такому методу в 2004 году исполнено 1832 км. Эта работа продолжается. Новые технологии — шероховатые слои износа ремонтным поездом, машины для ямочного ремонта, разработанные нашими специалистами, установка по приготовлению и пакетированию эмульсионно-минеральной смеси, средства малой механизации и т.д. В условиях недостатка финансовых средств с целью более эффективного их использования у нас принята и реализуется программа по увеличению производства материалов, наращиванию объемов работ собственными силами. Наращиваем объем выпуска щебеночной продукции, кубовидного щебня, асфальтобетона и катионных битумных эмульсий, внедрили новое производство по изготовлению дорожных знаков. Местные дороги Гомельской области становятся более безопасными.
Менделев А.М., заместитель начальника УГАИ МВД
— Одним из основных резервов снижения уровня аварийности является улучшение качества содержания улично-дорожной сети, обустройство соответствующими техническими средствами организации дорожного движения, а также приведение технических параметров дорог и сооружений в соответствие современному уровню автомобилизации. Хочу отметить, что вопросы взаимодействия между департаментом и ГАИ в 2004 году приобрели еще более тесный характер, а результаты стали более действенными. Подведя итоги за прошедший год, следует отметить, что по сопутствующей причине неудовлетворительных дорожных условий в республике произошло 475 ДТП, что составило 6,6% от общего количества ДТП. УГАИ МВД удовлетворяет позиция департамента в части тесного сотрудничества с ГАИ и уделения пристального внимания повышению безопасности дорожного движения. Это касается и работы над совершенствованием нормативно-правовых актов в этой сфере совместно с БелдорНИИ и Белдорцентром, особенно с БелдорНИИ.
В 2005 году необходимо проработать и внести дополнения в СТБ 1300.2002 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения". С вступлением в силу разработанного Белдорцентром стандарта "Применение дорожных знаков переменной информации на дорогах общего пользования" и "Инструкции по применению в организации дорожного движения точечных световозвращающих элементов типа "кошачий глаз" будут установлены единые требования к применению новых ТСОДД. Реализация разработанных документов должна начаться уже в этом году, что, безусловно, снизит как тяжесть последствий от ДТП, так и количество погибших в них людей. В целях снижения аварийности с участием пешеходов обязательным требованием ГАИ в прошлом году являлось обустройство пешеходных переходов в одном уровне через проезжую часть для дорог 1 категории шумовыми полосами и светофорами. Приятно отметить, что все больше находят применение термопластичные материалы, в том числе шумовые краевые линии разметки. На наш взгляд, необходимо увеличить темпы внедрения новых материалов. Особое внимание в 2004 году ГАИ уделяло дороге М1/Е30. Произошло увеличение скоростного режима: почти половину дороги можно проехать в более комфортных условиях. Разработаны и реализуются республиканская и областные программы по обустройству аварийноопасных пешеходных переходов, автобусных остановок, мест концентрации ДТП современными ТСОДД. Однако есть ряд проблем, которые до сих пор не решены. Например, на МКАД по итогам 2004 года зафиксировано снижение аварийности, при этом пик ДТП пришелся на сентябрь. Ряд мероприятий не реализован. В 2005 году вопрос №1 — устройство освещения, окончание разработки и реализация проекта по организации движения на МКАД. Постановление №335 — большая работа, в том числе и по безопасности. Однако в процессе работ в ряде случаев в проекты без согласования с ГАИ были внесены изменения, негативно влияющие на безопасность дорожного движения. К примеру, место размещения пешеходного перехода и автобусной остановки у д. Слободка на направлении Минск — Дзержинск. Вызывают нарекания конструкции консоли дорожных знаков и светофоров на ряде дорог, подземный пешеходный переход на направлении Минск — Микашевичи (при сдаче объектов освещение работало, а затем — нет) и т.д. Тревожит состояние местных дорог: например, на участке дороги Колодищи — Заславль произошло 15 ДТП за 3 года и т.д., однако никаких мер на участках концентрации ДТП не предпринимается. Ежегодно наблюдается 10% рост ДТП на местной сети. Начало зимнего периода показало просчеты дорожных организаций: на отдельных участках республиканских дорог Могилевской области было фактически парализовано движение транспорта (подрядчик — ДРСУ Автомагистрали) по причине наличия недостаточного количества техники. У ДРСУ Автомагистрали плохое качество разметки. Много нареканий вызывает устройство электроосвещения. Местные власти не в состоянии его содержать и обслуживать.
Предлагаем: дальнейшее совершенствование нормативных документов в сфере повышения безопасности дорожного движения; продолжение работы по внедрению новых ТСОДД, особенно в местах концентрации ДТП, с параллельной разработкой документов, регламентирующих их применение; внедрение дополнительных мероприятий по повышению безопасности дорожного движения на МКАД; реализацию мероприятий, направленных на сокращение аварийности с участием пешеходов; дальнейшее использование световых многопозиционных дорожных знаков; увеличение темпов строительства пешеходных дорожек на участках дорог в пределах населенных пунктов и на подходах к ним.
Боровой И.И., председатель отраслевого профсоюза
— В последнее время профсоюзы набирают обороты и нормально функционируют. Председатели профкомов должны принимать участие в производственных совещаниях и других совещаниях, связанных с социально-экономическими вопросами. Что касается острых вопросов. Финансирование. Кредиты, которые берут предприятия, влияют на положение коллективов. Второе — это контракты. Перешли на контракты, все прошло более или менее нормально, но не везде однозначно, много жалоб, на некоторых предприятиях были серьезные социальные издержки. Придорожный сервис в последние годы резко изменился благодаря департаменту, однако есть серьезный недостаток: на государственных АЗС в основном отсутствует организация круглосуточного питания, нет отапливаемых туалетов и т.д. Безопасность движения. Ограждения рабочих мест: на одной дороге отлично, на другой — нет. Надо применять светоотражающую пленку в этих местах.
Шунько И.С., заместитель министра экономики
— Проблемы существовали и будут существовать. 850 лет надо для того, чтобы отремонтировать все местные дороги по нынешним темпам, если не изменим подходов к ремонтам и их стоимости. В одном из ОДС стоимость ремонта равна стоимости ремонта магистральных дорог. Это надо обязательно проанализировать. Материалы, которые расходуются на ремонты, в бесконтрольном состоянии. Много недостатков в области тендеров. Все положения по проведению тендеров надо проанализировать, навести здесь порядок. Пришло время их организацию возложить на Белдорресурсы. Третий вопрос — вопрос цен 91 года. Они уже не отражают действительности, не помогают планировать, мешают. Надо внести в соответствующие органы предложения о пересмотре этого вопроса. Непроизводительные расходы при строительстве дорог составляют до 30%. Это много. Налицо беззубость Белгипродора и департамента в этом вопросе. Надо пересмотреть, за что вы платите. Сколько средств ДФ перекачивается в другие структуры — это огромный резерв для уменьшения расходов. Надо более настойчиво поставить вопрос об ограничении движения ТКТС. Еще один вопрос — посты взвешивания. Кто будет взимать деньги за проезд ТКТС: либо проезжай в сберкассу за 10 км, либо организовывают кассу на месте, но банкам это невыгодно. Почему вы не ставите вопрос, чтобы весовщик принимал эти деньги? Почему-то сотрудники ГАИ требуют у дорожников деньги за то, что стоят у них на дороге. По-моему, должно быть наоборот (смех и аплодисменты). Все штрафы, которые взимает ГАИ за нарушения ПДД, идут в ГАИ, но не дорожникам. В постановлении коллегии все решения должны быть с конкретными сроками и исполнителями.
Новак В.А., заместитель министра ЖКХ
— Главные улицы городов — продолжение дорог или их начало, поэтому много общих вопросов. Приняли общую нормативную базу, благодарны за научное сотрудничество. За 2 года по благоустройству департаментом сделано очень много. Многое предстоит сделать в рамках программы возрождения и развития села: дороги и улицы агрогородков. У вас очень хорошая база, техническое оснащение, мы здесь отстаем. Есть и общие нерешенные проблемы. Одна из них — недостаточное количество и качество знаков маршрутного ориентирования в городах и на местных дорогах. Надо дорожникам с нашими специалистами решить проблему. Цены 1991 года — устаревший подход. Пора попросить Минархстрой поставить задачу перейти на цены хотя бы 2004 года, так как рубль стабилизировался.
Гапеев В.И., вице-премьер
— По информации о выполнении прогнозных показателей в целом по республике: из 16 показателей все выполнены. Дорожники вложили в это немалую лепту. Что необходимо в 2005 году? Еще больший вклад нужно внести в техперевооружение и в рост тех инвестиционных программ, которые вы у себя наметили. За последние годы дороги улучшились, улучшилось техническое оснащение. Надо усиливать дороги с учетом ТКТС. Однако нужно учитывать и сезонность, тем самым предупреждать повреждения. Что касается оказания платных услуг, их нужно оказывать больше: каждому предприятию нужно довести план платных услуг. За счет этого вы сможете изыскать дополнительные деньги для ремонта дорог. Есть ряд замечаний по эффективности использования дорожных фондов. В соответствии с этим появилось прямое поручение Президента: рассмотреть структуру дорожной отрасли и внести предложения главе государства по ее оптимизации. Такие предложения сформированы, хотя есть и некоторые разногласия (Минин), но в целом они сформированы и отправлены Президенту. Здесь учтены отношения "заказчик-подрядчик" относительно любого вида работ. Предлагается на базе автодоров сформировать дирекции в каждой области, которым передаются в хозяйственное управление местные и республиканские дороги. Облдорстроям передаются ДЭУ и ДРСУ, которые территориально будут объединяться в одну организацию. Дирекции будут заниматься сугубо функциями заказчика: проектированием, формированием программ работ и т.д. Дирекции будут принимать работы, давать добро через казначейство на оплату. Это позволит осуществлять более строгий контроль расходования средств, даст еще одну гарантию — направление денежных средств строго на дороги.
Если глава государства поддержит эти предложения, то в 2006 году местные и республиканский дорожные фонды будут объединены. Оценка качества дорог по балльной системе — чуть выше средней оценки. Нужно улучшать. Одобрена программа возрождения села — надо приводить в порядок сельские дороги. Программа потребует капитальных вложений. До 1 февраля надо обследовать, наметить программу и обсчитать в денежном выражении. Дороги между районами, улицы внутри агрогородков — приоритет. Если будет недостаточно средств, возможно, будет дополнительное финансирование дорог в этих населенных пунктах. Следующий момент — удешевление проектных и строительно-монтажных работ. Дорога через населенный пункт не должна быть второстепенной. Пешеходные дорожки и тротуары здесь должны быть заложены в проектах.
Подготовил Андрей АВДЕЕВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 04 за 2005 год в рубрике дороги