Темпы строительства жилья в Москве возрастают
Формулу равновесия интересов, позволяющую инвесторам осуществлять прибыльные проекты и делающую возможным создание в городе рабочих мест и нахождение бюджетных денег на социальную сферу, удалось найти правительству Москвы. Сегодня Москва — единственный город в России, где решаются такие тяжелые проблемы, как реконструкция ветхого жилого фонда, строительство жилья для очередников, ремонт инженерных коммуникаций. Локомотивом экономики города стала строительная отрасль.
Первый вице-премьер правительства Москвы, руководитель столичного комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции Владимир Ресин отметил, что строительство не только помогает решать жилищную проблему, но и обеспечивает городу приток капиталов, прирост рабочих мест и стабильное пополнение бюджета. В последнее время отрасль переживает настоящий бум. Московская недвижимость является одним из наиболее привлекательных объектов для инвестиций. Такие вложения гарантируют стабильную высокую прибыль и минимальные риски. Неудивительно, что объемы строящегося жилья в Москве и ближайших пригородах постоянно увеличиваются. Программа на 2005 г., как и другие годовые программы по строительству и вводу жилья, разрабатывается на основе Генерального плана развития города до 2020 г. Характерной особенностью последних планов стало то, что серьезное внимание при постройке новых микрорайонов уделяется созданию необходимой инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры. Конечно, темпы строительства социальных и культурных объектов зачастую отстают от темпов строительства коммерческого жилья. Бывает, что в новых микрорайонах не хватает школ, больниц или магазинов. Г-н Ресин признал отставание ряда социально значимых объектов от общих темпов строительства. В частности, как сообщает портал КДО, он упомянул московское метро, строительство которого в рамках бюджета практически заморожено. При росте числа спальных микрорайонов эта проблема приобретает серьезное значение. Многие тратят на дорогу к метро больше времени, чем в самой подземке. Особенно остро эта проблема стоит для обширных секторов города вблизи МКАД, оказавшихся между различными радиусами метро, ведь по мере удаления от центра увеличивается и расстояние между линиями метро. При всей остроте проблем с автомобильными дорогами Москва была и останется городом общественного транспорта, и решению этих задач должно быть уделено первостепенное внимание.
По темпам строительства Москва продолжает оставаться российским лидером. За последние 15 лет в городе было построено около 55 млн м2 жилья. Для сравнения: за всю историю Москвы эта цифра составила 188 млн м2. В 2004 г. было построено более 4,5 млн м2 жилья. Новой тенденцией стал активный выход московских строителей в другие регионы. После трагедии, случившейся в 2004 г. в "Трансвааль-парке", имел место недружественный акт со стороны подмосковных властей, которые пытались ограничить доступ столичным ДСК и крупным строительным корпорациям за пределы МКАД по причине якобы наблюдающейся недостаточности как качества, так и безопасности их строительной продукции. Однако анализ настоящей ситуации показывает, что московские строители уверенно осуществляют коммерческую экспансию за пределы МКАД. Это особенно важно, поскольку сегодня для многих доступное жилье — это жилье за пределами черты города. В дальнейшем будут усиливаться тенденция выхода типовых панельных домов за пределы города и интеграция Москвы и ее ближайших пригородов. Это объективный процесс, в основе которого — экономические факторы. В 2004 г. за пределами российской столицы было построено 400 тыс. м2 жилья, из них в Московском регионе — 250-300 тыс. м2. В перспективе московские строители также не намерены ограничиваться пределами МКАД. Ими будут осваиваться земли на окраинах Москвы и в ближайшем Подмосковье. Это в первую очередь такие площадки, как Кожухово, Щербинка, Молжаниново, Некрасовка, новые территории в районе Люберец.
Незадолго перед наступлением 2005 г. была снесена (точнее, взорвана) одна из девятиэтажек в районе метро "Площадь Ильича", где как грибы после дождя растут новые более комфортные дома популярных серий — Т-44М, П-3М. Сейчас идет расчистка площадки. Незадолго до этого мэр Москвы Юрий Лужков сказал, что Москву следует избавить не только от пятиэтажек, но и от другого некомфортного жилья включая панельные девятиэтажные здания. Эта идея была подхвачена газетой "Ведомости" и творчески развита другими журналистами. В результате все заговорили о том, что дефицит свободных площадок скоро приведет к массовому сносу домов более поздних периодов индустриального домостроения, в том числе брежневского периода. Однако г-н Ресин отметил, что это отнюдь не задача ближайшего времени, и беспокоиться жителям таких домов нет причин — это скорее задача для внуков. Что касается пятиэтажных домов, то в 2004 г. в Москве было снесено около 580 тыс. м2 пятиэтажек. План на 2005 г. предусматривает снос 600 тыс. м2 такого жилья, а в последующие годы — 600-700 тыс. м2. В целом по столице сносу подлежит около 3 млн м2 пятиэтажек самых нежизнеспособных серий. Так что многих москвичей переселение все-таки ожидает. В 2005 г. в Москве должно быть построено около 1,7 млн м2 социального жилья. В это число войдут и дома для переселенцев из снесенных хрущевок. Сегодня Москва — лучший рынок труда России, что привлекает сюда экономическую активность и вызывает приток населения. Однако при этом многие москвичи живут в стесненных условиях и даже имея хорошо оплачиваемую работу не могут догнать цены на жилье. Незадолго перед Новым годом Юрий Лужков весьма резко отозвался о внедрении в городе ипотеки, обвинив чиновников в дезинформировании населения, поскольку реально ипотека не работает. Зарплата большинства москвичей не позволяет им получить жилищный кредит. Владимир Ресин подтвердил, что кредиты в настоящее время слишком дороги. Что касается динамики цен, то глава столичного стройкомплекса не видит оснований для их падения. В то же время он отметил, что московские власти делают все возможное для сдерживания цен на рынке жилья. По его словам, на повышение цен работает множество факторов, в том числе растущая инфляция и стоимость энергии. Говоря о вопросе высокой стоимости столичных квартир, г-н Ресин подчеркнул, что основной проблемой являются не высокие цены, а низкие зарплаты. По его мнению, единственный выход из этой ситуации — предоставление людям возможности достойно зарабатывать. Большинство до сих пор не получает адекватного вознаграждения за свой труд. Это касается как бюджетников, так и сотрудников различных компаний. При капиталистических ценах они живут на социалистические зарплаты, и это несправедливо. Для того, чтобы ипотека заработала, проценты должны быть доступными. При сегодняшних процентах люди вынуждены к концу погашения кредита выплатить практически двойную стоимость квартиры, то есть купить еще одну квартиру — банку.
В качестве источника средств для осуществления всех этих реформ Владимир Ресин вслед за Юрием Лужковым назвал Стабилизационный фонд. "Я думаю, что нам надо не в Стабилизационный фонд для будущих поколений откладывать деньги, которые за гроши хранятся на западных счетах (мы же получаем за это мизерные проценты), а направить эти средства на строительство ипотечного жилья", — уверен г-н Ресин. По его мнению, этот шаг повлечет за собой решение многих проблем: "Это и строительство, и массовая занятость, и строительные материалы, и энергоресурсы, и зарплаты". Важно и то, что человек, имеющий возможность взять кредит на покупку жилья, получает мощный стимул для напряженного производительного труда. Это способно реально активизировать экономику.
Подготовил Сергей ЗОЛОТОВ
Первый вице-премьер правительства Москвы, руководитель столичного комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции Владимир Ресин отметил, что строительство не только помогает решать жилищную проблему, но и обеспечивает городу приток капиталов, прирост рабочих мест и стабильное пополнение бюджета. В последнее время отрасль переживает настоящий бум. Московская недвижимость является одним из наиболее привлекательных объектов для инвестиций. Такие вложения гарантируют стабильную высокую прибыль и минимальные риски. Неудивительно, что объемы строящегося жилья в Москве и ближайших пригородах постоянно увеличиваются. Программа на 2005 г., как и другие годовые программы по строительству и вводу жилья, разрабатывается на основе Генерального плана развития города до 2020 г. Характерной особенностью последних планов стало то, что серьезное внимание при постройке новых микрорайонов уделяется созданию необходимой инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры. Конечно, темпы строительства социальных и культурных объектов зачастую отстают от темпов строительства коммерческого жилья. Бывает, что в новых микрорайонах не хватает школ, больниц или магазинов. Г-н Ресин признал отставание ряда социально значимых объектов от общих темпов строительства. В частности, как сообщает портал КДО, он упомянул московское метро, строительство которого в рамках бюджета практически заморожено. При росте числа спальных микрорайонов эта проблема приобретает серьезное значение. Многие тратят на дорогу к метро больше времени, чем в самой подземке. Особенно остро эта проблема стоит для обширных секторов города вблизи МКАД, оказавшихся между различными радиусами метро, ведь по мере удаления от центра увеличивается и расстояние между линиями метро. При всей остроте проблем с автомобильными дорогами Москва была и останется городом общественного транспорта, и решению этих задач должно быть уделено первостепенное внимание.
По темпам строительства Москва продолжает оставаться российским лидером. За последние 15 лет в городе было построено около 55 млн м2 жилья. Для сравнения: за всю историю Москвы эта цифра составила 188 млн м2. В 2004 г. было построено более 4,5 млн м2 жилья. Новой тенденцией стал активный выход московских строителей в другие регионы. После трагедии, случившейся в 2004 г. в "Трансвааль-парке", имел место недружественный акт со стороны подмосковных властей, которые пытались ограничить доступ столичным ДСК и крупным строительным корпорациям за пределы МКАД по причине якобы наблюдающейся недостаточности как качества, так и безопасности их строительной продукции. Однако анализ настоящей ситуации показывает, что московские строители уверенно осуществляют коммерческую экспансию за пределы МКАД. Это особенно важно, поскольку сегодня для многих доступное жилье — это жилье за пределами черты города. В дальнейшем будут усиливаться тенденция выхода типовых панельных домов за пределы города и интеграция Москвы и ее ближайших пригородов. Это объективный процесс, в основе которого — экономические факторы. В 2004 г. за пределами российской столицы было построено 400 тыс. м2 жилья, из них в Московском регионе — 250-300 тыс. м2. В перспективе московские строители также не намерены ограничиваться пределами МКАД. Ими будут осваиваться земли на окраинах Москвы и в ближайшем Подмосковье. Это в первую очередь такие площадки, как Кожухово, Щербинка, Молжаниново, Некрасовка, новые территории в районе Люберец.
Незадолго перед наступлением 2005 г. была снесена (точнее, взорвана) одна из девятиэтажек в районе метро "Площадь Ильича", где как грибы после дождя растут новые более комфортные дома популярных серий — Т-44М, П-3М. Сейчас идет расчистка площадки. Незадолго до этого мэр Москвы Юрий Лужков сказал, что Москву следует избавить не только от пятиэтажек, но и от другого некомфортного жилья включая панельные девятиэтажные здания. Эта идея была подхвачена газетой "Ведомости" и творчески развита другими журналистами. В результате все заговорили о том, что дефицит свободных площадок скоро приведет к массовому сносу домов более поздних периодов индустриального домостроения, в том числе брежневского периода. Однако г-н Ресин отметил, что это отнюдь не задача ближайшего времени, и беспокоиться жителям таких домов нет причин — это скорее задача для внуков. Что касается пятиэтажных домов, то в 2004 г. в Москве было снесено около 580 тыс. м2 пятиэтажек. План на 2005 г. предусматривает снос 600 тыс. м2 такого жилья, а в последующие годы — 600-700 тыс. м2. В целом по столице сносу подлежит около 3 млн м2 пятиэтажек самых нежизнеспособных серий. Так что многих москвичей переселение все-таки ожидает. В 2005 г. в Москве должно быть построено около 1,7 млн м2 социального жилья. В это число войдут и дома для переселенцев из снесенных хрущевок. Сегодня Москва — лучший рынок труда России, что привлекает сюда экономическую активность и вызывает приток населения. Однако при этом многие москвичи живут в стесненных условиях и даже имея хорошо оплачиваемую работу не могут догнать цены на жилье. Незадолго перед Новым годом Юрий Лужков весьма резко отозвался о внедрении в городе ипотеки, обвинив чиновников в дезинформировании населения, поскольку реально ипотека не работает. Зарплата большинства москвичей не позволяет им получить жилищный кредит. Владимир Ресин подтвердил, что кредиты в настоящее время слишком дороги. Что касается динамики цен, то глава столичного стройкомплекса не видит оснований для их падения. В то же время он отметил, что московские власти делают все возможное для сдерживания цен на рынке жилья. По его словам, на повышение цен работает множество факторов, в том числе растущая инфляция и стоимость энергии. Говоря о вопросе высокой стоимости столичных квартир, г-н Ресин подчеркнул, что основной проблемой являются не высокие цены, а низкие зарплаты. По его мнению, единственный выход из этой ситуации — предоставление людям возможности достойно зарабатывать. Большинство до сих пор не получает адекватного вознаграждения за свой труд. Это касается как бюджетников, так и сотрудников различных компаний. При капиталистических ценах они живут на социалистические зарплаты, и это несправедливо. Для того, чтобы ипотека заработала, проценты должны быть доступными. При сегодняшних процентах люди вынуждены к концу погашения кредита выплатить практически двойную стоимость квартиры, то есть купить еще одну квартиру — банку.
В качестве источника средств для осуществления всех этих реформ Владимир Ресин вслед за Юрием Лужковым назвал Стабилизационный фонд. "Я думаю, что нам надо не в Стабилизационный фонд для будущих поколений откладывать деньги, которые за гроши хранятся на западных счетах (мы же получаем за это мизерные проценты), а направить эти средства на строительство ипотечного жилья", — уверен г-н Ресин. По его мнению, этот шаг повлечет за собой решение многих проблем: "Это и строительство, и массовая занятость, и строительные материалы, и энергоресурсы, и зарплаты". Важно и то, что человек, имеющий возможность взять кредит на покупку жилья, получает мощный стимул для напряженного производительного труда. Это способно реально активизировать экономику.
Подготовил Сергей ЗОЛОТОВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 02 за 2005 год в рубрике недвижимость