Резервы нужно искать, но не в ущерб делу
Наша республика не богата на полезные ископаемые, но у нас есть немало рукотворных богатств, что в большой степени компенсирует этот объективный недостаток. Народная мудрость гласит: "Дороги — это жизнь", и это хорошо понимают в Беларуси. За последние 10 лет автомобильные дороги республики особенно преобразились и стали добротной визиткой нашего государства. За этот период был реализован ряд значимых дорожных проектов. Если в 1994 году общая протяженность сети автодорог Беларуси составляла 49 тыс. км, то в настоящее время — уже более 81 тыс. км. На дорогах общего пользования функционирует 5219 мостов. Общая стоимость основных производственных фондов дорожной отрасли по состоянию на 1 января 2004 г. превышает 14,5 триллионов рублей в действующих ценах, что составляет более 8% стоимости всех основных производственных фондов страны. Достойным примером того, что наша страна поступательно движется вперед, является и проведенная в сжатые сроки успешная реконструкция кольцевой дороги вокруг Минска. Дорожники республики и сейчас решают не менее грандиозные задачи, среди которых — укрепление сети дорог республики в соответствии с возросшими на нее нагрузками, реконструкция под европейский уровень въездов и выездов из столицы. Ведущая роль отводится дорожникам в реализации планов по социально-экономическому развитию белорусского села.
Все вышесказанное свидетельствует о том, что механизм организации работы наших дорожников на всех уровнях доказал свою профессиональную состоятельность. Их позиция встречает понимание и доверие. Единственно верным в условиях недостатка финансовых средств и в связи с этим хронического недоремонта автодорог стал и ориентир на относительно щадящий режим пользования дорожной сетью, ориентир в первую очередь на ее содержание. В результате принятых мер в условиях резкого роста числа автотранспортных средств и несоразмерных нагрузок на дорожные покрытия не было допущено ухудшения условий, обеспечивающих безопасность дорожного движения. В отличие от наших ближайших соседей, в Беларуси даже в период разгула зимней стихии обеспечивается бесперебойный проезд по автомобильным дорогам. Пользователь белорусскими дорогами имеет возможность рассчитать свое прибытие в тот или иной населенный пункт вплоть до нескольких минут. Следует напомнить и то, что наше государство по общему признанию специалистов находится в самой что ни на есть неблагоприятной для автодорог климатической зоне. Здесь в течение долгой неустойчивой зимы привычными являются сильные снегопады и метели, отмечается до полусотни переходов от -1 до +1 градуса по Цельсию. А это разрушительно действует на дорожное покрытие. В этом отношении хотелось бы напомнить, что еще не столь давно правительству республики приходилось прибегать к принятию специального постановления по борьбе с ямочностью на дорогах. Сейчас же эта работа организовывается на уровне Штаба дорожной отрасли и дорожных предприятий. Уже к маю на республиканской дорожной сети практически полностью устраняется ямочность. Все вышеназванное для наших граждан стало привычным, как бы само собой разумеющимся. Но нельзя забывать, что дается это немалыми усилиями того отлаженного дорожного механизма, который путем проб и ошибок наработан десятилетиями.
Тем не менее, время не стоит на месте, государство продолжает и в деятельности дорожной системы кропотливо искать резервы. Поставлена задача по ужесточению контроля за рациональным использованием финансовых средств. Над этим вот уже в течение полугода работает ряд центральных и местных органов власти, депутаты различных уровней и непосредственно само Министерство транспорта и коммуникаций и Штаб дорожной отрасли департамента "Белавтодор". Никто не может оспорить того, что неиспользованные резервы у дорожников есть, но их нужно выявить и реализовать таким образом, чтобы не навредить годами отлаженному дорожному механизму, в том числе и механизму управления многочисленными отраслевыми предприятиями и организациями. Как лучше провести всю эту работу? Наш корреспондент обратился к ряду бывших и нынешних руководителей, депутатам республиканского масштаба, которые о дорожной отрасли знают не понаслышке, с просьбой высказать свою точку зрения на решаемую в настоящее время проблему.
Василий Иванович Шарапов — министр дорожного строительства и эксплуатации дорог БССР с 1972 по 1987 гг.
В нынешнем положении считаю своим долгом заявить: при всех реорганизациях нельзя игнорировать опыт прошлых лет. Современные задачи, которые стоят перед дорожниками нашей страны как на республиканской, так и на местной сети дорог, сродни тем задачам, которые поставила перед нами жизнь в том далеком 1972 году. И не зря тогда Петр Миронович Машеров принял непростое решение — создать Миндорстрой. Только в таких условиях мы выполнили те планы, которые диктовала нам жизнь. Как хотите назовите штаб дорожной отрасли, но только все дорожное хозяйство, и республиканское и местное, обязано быть в руках одного хозяина — профессионала своего дела. И финансовые средства тоже — сколько получили, столько и вложили, за столько и отчитались перед беспристрастными и опытными контролерами. Торги и перетягивания одеяла здесь просто неуместны. А облдорстрои могут быть с двойным подчинением — дорожному штабу, облисполкому. Все это можно делать и без увеличения общей численности управленческого звена. Только после принятия решения по этим основополагающим вопросам откроются и реальные резервы.
Депутат Палаты Представителей Национального собрания Республики Беларусь Татьяна Геннадьевна Голубева.
Народная мудрость "Хлеб всему голова, а дорога всему начало" звучит как напоминание о том, что дороги и те, кто их строит, заслуживают внимательного к себе отношения. Что касается нынешних ожидаемых в системе "Белавтодора" преобразований, то понятно: при любых реорганизациях в первую очередь необходимо придерживаться извечного принципа: не навреди. Профессионалов нельзя лишать возможности самим организовывать свое дело. Несколько перефразировав известное изречение, скажу: сапоги тачать должен сапожник, а дороги строить — дорожник. Нельзя повторить те времена, когда, чтобы устранить на дорогах ямочность, принималось специальное постановление правительства республики. Когда дорожники были в Министерстве архитектуры и строительства в качестве управления эксплуатации автомобильных дорог, а это было 10 лет назад, я руководила стройиндустрией. Мне приходилось в отсутствие заместителя министра, ныне руководителя департамента "Белавтодор", курировать и дорожную отрасль. Только тогда, когда вплотную столкнулась с управлением дорожными делами, я по-настоящему прочувствовала, что дорожное дело — это серьезная, очень специфическая епархия. Принимать в ней решения нужно беспристрастно и со знанием всех производственных тонкостей. Прошло время, и начались дискуссии, куда передавать дорожную отрасль. Считаю, что передавать дорожников в Минтранс с его извечным желанием в первую очередь перевезти побольше грузов, не заботясь полноценно о готовности к этому дорог, было в то время неверно. С учетом реализации в нашей республике Программы по возрождению села и приданию в связи с этим совершенно иного облика сельским дорогам считаю, что управление дорогами — и местными, и республиканскими — должно быть централизовано, в то же время местную сеть дорог было бы уместно подвести и под общее двойное подчинение. Да, контроль за рачительным использованием дорожных средств, а они немалые, в том числе и с целью недопущения их отвлечения на иные работы, следовало бы усилить. Но в основе этого должна лежать беспристрастность. Мы находимся в центре Европы, и по состоянию наших дорог судят о нас самих, о нашей способности грамотно и рачительно вести наше хозяйство. Так что преобразования в дорожной отрасли, на мой взгляд, должны учитывать все эти моменты.
Заместитель председателя Гродненского облисполкома — депутат Палаты Представителей Национального собрания республики Владимир Михайлович Малец.
Да, мы понимаем: поставленная задача оптимизировать систему управления дорожной отраслью должна быть решена. Хочу в связи с этим отметить, что дороги у нас в республике достаточно добротные, прослеживается и динамика их развития. И управление отраслью, насколько я знаю, пока не разрегулировано. Правда, дорожникам, судя по всему, нелегко в настоящее время. К чему приводит, когда транспорт колесит бесконтрольно по дорогам, можно судить по нашей соседке — Польше. Там колейность такая, что автомобиль на дорогах бросает, как корабль по волнам. Но Польша пошла на это, зная, что Евросоюз выделит им на восстановление дорог многомиллиардный кредит. Такого кредита нам ожидать не от кого. Самим приходится восстанавливать дороги, и, несмотря на усилия, у нас около 60% из них эксплуатируются со значительным превышением межремонтных сроков. Благодаря принципиальной позиции дорожников у нас было принято единственно верное решение — взять в первую очередь ориентир на рачительное их использование. Нельзя забывать и о том, что наши дорожники работают с недорогими и недостаточно качественными строительными материалами — тем же низкопробным битумом. Правда, это в определенной степени компенсируется внедрением новых технологий, использованием в дорожном строительстве того же щебнемастичного асфальтобетона. Грандиозной считаю поставленную перед дорожниками задачу привести в порядок местную сеть дорог, тем самым реализовать конституционное право наших граждан: автолавка должна всегда прибыть в село по расписанию, вовремя обязаны успеть и скорая помощь, и пожарные. А посмотрите, сколько мы теряем зерна из-за плохих дорог при подъезде к зернотокам, не говоря уже о потерях ГСМ. А ведь будут создаваться и агрогородки. К рачительному отношению к сохранности сельхозпродукции нас призывает и недавно принятый Закон о бюджете республики на 2005 год. Пока же мы из-за неудовлетворительного состояния дорог в сельской местности теряем миллиарды рублей. Все это подтверждает народную мудрость: дороги дoроги, но бездорожье — дороже. Да, резервы нужно искать, контроль за рачительным использованием дорожных средств необходимо усилить, но только не за счет ослабления властных функций штаба дорожной отрасли. Наоборот, их следует усилить.
Подготовил Андрей АВДЕЕВ
Все вышесказанное свидетельствует о том, что механизм организации работы наших дорожников на всех уровнях доказал свою профессиональную состоятельность. Их позиция встречает понимание и доверие. Единственно верным в условиях недостатка финансовых средств и в связи с этим хронического недоремонта автодорог стал и ориентир на относительно щадящий режим пользования дорожной сетью, ориентир в первую очередь на ее содержание. В результате принятых мер в условиях резкого роста числа автотранспортных средств и несоразмерных нагрузок на дорожные покрытия не было допущено ухудшения условий, обеспечивающих безопасность дорожного движения. В отличие от наших ближайших соседей, в Беларуси даже в период разгула зимней стихии обеспечивается бесперебойный проезд по автомобильным дорогам. Пользователь белорусскими дорогами имеет возможность рассчитать свое прибытие в тот или иной населенный пункт вплоть до нескольких минут. Следует напомнить и то, что наше государство по общему признанию специалистов находится в самой что ни на есть неблагоприятной для автодорог климатической зоне. Здесь в течение долгой неустойчивой зимы привычными являются сильные снегопады и метели, отмечается до полусотни переходов от -1 до +1 градуса по Цельсию. А это разрушительно действует на дорожное покрытие. В этом отношении хотелось бы напомнить, что еще не столь давно правительству республики приходилось прибегать к принятию специального постановления по борьбе с ямочностью на дорогах. Сейчас же эта работа организовывается на уровне Штаба дорожной отрасли и дорожных предприятий. Уже к маю на республиканской дорожной сети практически полностью устраняется ямочность. Все вышеназванное для наших граждан стало привычным, как бы само собой разумеющимся. Но нельзя забывать, что дается это немалыми усилиями того отлаженного дорожного механизма, который путем проб и ошибок наработан десятилетиями.
Тем не менее, время не стоит на месте, государство продолжает и в деятельности дорожной системы кропотливо искать резервы. Поставлена задача по ужесточению контроля за рациональным использованием финансовых средств. Над этим вот уже в течение полугода работает ряд центральных и местных органов власти, депутаты различных уровней и непосредственно само Министерство транспорта и коммуникаций и Штаб дорожной отрасли департамента "Белавтодор". Никто не может оспорить того, что неиспользованные резервы у дорожников есть, но их нужно выявить и реализовать таким образом, чтобы не навредить годами отлаженному дорожному механизму, в том числе и механизму управления многочисленными отраслевыми предприятиями и организациями. Как лучше провести всю эту работу? Наш корреспондент обратился к ряду бывших и нынешних руководителей, депутатам республиканского масштаба, которые о дорожной отрасли знают не понаслышке, с просьбой высказать свою точку зрения на решаемую в настоящее время проблему.
Василий Иванович Шарапов — министр дорожного строительства и эксплуатации дорог БССР с 1972 по 1987 гг.
В нынешнем положении считаю своим долгом заявить: при всех реорганизациях нельзя игнорировать опыт прошлых лет. Современные задачи, которые стоят перед дорожниками нашей страны как на республиканской, так и на местной сети дорог, сродни тем задачам, которые поставила перед нами жизнь в том далеком 1972 году. И не зря тогда Петр Миронович Машеров принял непростое решение — создать Миндорстрой. Только в таких условиях мы выполнили те планы, которые диктовала нам жизнь. Как хотите назовите штаб дорожной отрасли, но только все дорожное хозяйство, и республиканское и местное, обязано быть в руках одного хозяина — профессионала своего дела. И финансовые средства тоже — сколько получили, столько и вложили, за столько и отчитались перед беспристрастными и опытными контролерами. Торги и перетягивания одеяла здесь просто неуместны. А облдорстрои могут быть с двойным подчинением — дорожному штабу, облисполкому. Все это можно делать и без увеличения общей численности управленческого звена. Только после принятия решения по этим основополагающим вопросам откроются и реальные резервы.
Депутат Палаты Представителей Национального собрания Республики Беларусь Татьяна Геннадьевна Голубева.
Народная мудрость "Хлеб всему голова, а дорога всему начало" звучит как напоминание о том, что дороги и те, кто их строит, заслуживают внимательного к себе отношения. Что касается нынешних ожидаемых в системе "Белавтодора" преобразований, то понятно: при любых реорганизациях в первую очередь необходимо придерживаться извечного принципа: не навреди. Профессионалов нельзя лишать возможности самим организовывать свое дело. Несколько перефразировав известное изречение, скажу: сапоги тачать должен сапожник, а дороги строить — дорожник. Нельзя повторить те времена, когда, чтобы устранить на дорогах ямочность, принималось специальное постановление правительства республики. Когда дорожники были в Министерстве архитектуры и строительства в качестве управления эксплуатации автомобильных дорог, а это было 10 лет назад, я руководила стройиндустрией. Мне приходилось в отсутствие заместителя министра, ныне руководителя департамента "Белавтодор", курировать и дорожную отрасль. Только тогда, когда вплотную столкнулась с управлением дорожными делами, я по-настоящему прочувствовала, что дорожное дело — это серьезная, очень специфическая епархия. Принимать в ней решения нужно беспристрастно и со знанием всех производственных тонкостей. Прошло время, и начались дискуссии, куда передавать дорожную отрасль. Считаю, что передавать дорожников в Минтранс с его извечным желанием в первую очередь перевезти побольше грузов, не заботясь полноценно о готовности к этому дорог, было в то время неверно. С учетом реализации в нашей республике Программы по возрождению села и приданию в связи с этим совершенно иного облика сельским дорогам считаю, что управление дорогами — и местными, и республиканскими — должно быть централизовано, в то же время местную сеть дорог было бы уместно подвести и под общее двойное подчинение. Да, контроль за рачительным использованием дорожных средств, а они немалые, в том числе и с целью недопущения их отвлечения на иные работы, следовало бы усилить. Но в основе этого должна лежать беспристрастность. Мы находимся в центре Европы, и по состоянию наших дорог судят о нас самих, о нашей способности грамотно и рачительно вести наше хозяйство. Так что преобразования в дорожной отрасли, на мой взгляд, должны учитывать все эти моменты.
Заместитель председателя Гродненского облисполкома — депутат Палаты Представителей Национального собрания республики Владимир Михайлович Малец.
Да, мы понимаем: поставленная задача оптимизировать систему управления дорожной отраслью должна быть решена. Хочу в связи с этим отметить, что дороги у нас в республике достаточно добротные, прослеживается и динамика их развития. И управление отраслью, насколько я знаю, пока не разрегулировано. Правда, дорожникам, судя по всему, нелегко в настоящее время. К чему приводит, когда транспорт колесит бесконтрольно по дорогам, можно судить по нашей соседке — Польше. Там колейность такая, что автомобиль на дорогах бросает, как корабль по волнам. Но Польша пошла на это, зная, что Евросоюз выделит им на восстановление дорог многомиллиардный кредит. Такого кредита нам ожидать не от кого. Самим приходится восстанавливать дороги, и, несмотря на усилия, у нас около 60% из них эксплуатируются со значительным превышением межремонтных сроков. Благодаря принципиальной позиции дорожников у нас было принято единственно верное решение — взять в первую очередь ориентир на рачительное их использование. Нельзя забывать и о том, что наши дорожники работают с недорогими и недостаточно качественными строительными материалами — тем же низкопробным битумом. Правда, это в определенной степени компенсируется внедрением новых технологий, использованием в дорожном строительстве того же щебнемастичного асфальтобетона. Грандиозной считаю поставленную перед дорожниками задачу привести в порядок местную сеть дорог, тем самым реализовать конституционное право наших граждан: автолавка должна всегда прибыть в село по расписанию, вовремя обязаны успеть и скорая помощь, и пожарные. А посмотрите, сколько мы теряем зерна из-за плохих дорог при подъезде к зернотокам, не говоря уже о потерях ГСМ. А ведь будут создаваться и агрогородки. К рачительному отношению к сохранности сельхозпродукции нас призывает и недавно принятый Закон о бюджете республики на 2005 год. Пока же мы из-за неудовлетворительного состояния дорог в сельской местности теряем миллиарды рублей. Все это подтверждает народную мудрость: дороги дoроги, но бездорожье — дороже. Да, резервы нужно искать, контроль за рачительным использованием дорожных средств необходимо усилить, но только не за счет ослабления властных функций штаба дорожной отрасли. Наоборот, их следует усилить.
Подготовил Андрей АВДЕЕВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 51 за 2004 год в рубрике дороги