Зима как экзамен на состоятельность
В ходе состоявшейся коллегии департамента "Белавтодор" рассматривалась готовность организаций дорожного хозяйства к устойчивой работе в зимний период.
Предваряя рассмотрение данного вопроса, руководитель отрасли Александр Минин подчеркнул значимость этого аспекта в деятельности дорожников для всего народного хозяйства страны. Образно говоря, сейчас отрасль сдает настоящий экзамен всему народу Беларуси — настолько высока в данный момент ее ответственность за обеспечение бесперебойного движения. От себя добавим, что в день проведения коллегии практически во всей республике шли мощные снегопады, будто и небесная канцелярия тоже решила проверить готовность дорожников к борьбе со стихией. Надо сказать, что главные цели, которые ставило руководство департамента перед отраслевыми предприятиями при подготовке к зиме, были достигнуты, а осуществленный комплекс подготовительных мероприятий, в свою очередь, должен стать залогом успешного результата зимнего содержания белорусских автотрасс. Об этом свидетельствуют и данные, которые привел выступивший с основным докладом начальник управления содержания дорожной сети "Белавтодора" Василий Яковлев. Он, в частности, отметил, что уже по состоянию на 15 ноября предприятиями республиканских дорог было заготовлено 552 тыс. тонн песчано-соляной смеси (87,8% от потребности на зимний период), облдорстроями — 463,5 тыс. тонн (71,2% соответственно). С середины октября дорожные службы, ответственные за содержание дорог, переведены на круглосуточный режим работы для сбора оперативной информации о состоянии проезжаемости на автомобильных дорогах, обеспечении безопасности движения и своевременного принятия мер по выполнению работ зимнего содержания автодорог. Для уточнения оперативной информации налажено взаимодействие с местными службами ГАИ и диспетчерскими автобусных станций. Кроме того, выполнен комплекс мер организационного и технического характера. В частности, проведена защита инженерной проработки организаций отрасли по содержанию автодорог в зимний период, разработаны планы-графики, в которых предусмотрено закрепление за участками дорог машин, механизмов, водительского состава и рабочих. Для определения готовности автодорог и искусственных сооружений на них к эксплуатации в зимний период проведен осенний осмотр. Он показал, что эксплуатационное состояние дорог нынешней осенью улучшилось (3,71 балла против 3,66 балла минувшей весной и 3,70 прошлогодней осенью). В разрезе конструктивных элементов хуже других выглядят проезжая часть (3,29) и водопропускные трубы (3,41).
Обильные снегопады (толщина снежного покрова кое-где достигала 25-30 см), перепады температур, сильнейшие ветры — с такими капризами погоды столкнулись дорожники в конце ноября. В связи с экстремальными погодными условиями во многих ЛДД была объявлена 2-я степень сложности работ по зимнему содержанию. Надо сказать, что отрасль с честью выдержала это испытание, и в результате проезд по дорогам был обеспечен. Об этом доложили руководители автодоров и облдорстроев, об этом свидетельствует и отсутствие претензий со стороны ГАИ. Тем не менее, как сообщил Василий Яковлев, были зафиксированы некоторые недоработки. Так, оказалось, что отдельные автодоры обрабатывают мосты и путепроводы обычной песчано-соляной смесью, тогда как есть указание применять здесь только специальные противогололедные материалы с ингибиторами коррозии. Кроме того, выяснилось, что у некоторых соседних ДЭУ утренняя пересменка производится синхронно, к тому же, несколько великовато то время, которое отводится для смены водительского состава и загрузки распределителей противогололедными материалами. В этой связи было высказано мнение, что начало и длительность пересменок нужно проанализировать в каждом предприятии и при необходимости откорректировать. На коллегии также был приведен случай задержки в движении транспорта. В субботу на дороге М-5 Минск — Гомель сразу на двух участках развернуло две фуры, а техника, имеющаяся в распоряжении дорожников, оказалась недостаточно мощной для того, чтобы убрать автопоезда с проезжей части. В данной ситуации пришлось прибегнуть к помощи военных, которые предоставили свой тягач. Здесь же обнаружился и еще один аспект: на место происшествия выехал только один экипаж ГАИ (такова традиционная практика этих подразделений), который, разбирая ДТП, естественно, уже не мог заниматься организацией движения в месте ЧП. На будущее, как было отмечено на коллегии, необходимо организовать более эффективное взаимодействие с органами МВД, чтобы при необходимости на место происшествия выезжало несколько экипажей. Данное происшествие стало поводом для того, чтобы департамент принял решение о создании в автодорах мобильных звеньев для ликвидации чрезвычайных ситуаций. В регионах, где имеются войсковые части с мощной техникой, будут заключаться договора на ее использование при необходимости (соответственно, эта техника должна быть постоянно наготове), а где такой возможности нет, ДЭУ оснастят специальными тягачами и кранами. Это один из нескольких узловых моментов в зимнем содержании, на которых сосредоточил внимание коллегии Василий Яковлев. Еще одним важным аспектом, по его мнению, являются снегозадерживающие зеленые насаждения, которые представляют собой довольно эффективное пассивное средство борьбы со снежными заносами. Дело в том, что старые ели постепенно приходят в негодность, а при посадке новых возникает проблема их приживаемости. Здесь свое слово должна сказать и отраслевая наука. Добавим, что никто не снимает вопрос о снегозадерживающих щитах — их своевременной и в полном объеме установке. Кроме того, как подчеркнул начальник управления департамента, следует учитывать нюансы содержания дорог еще при проектировании объектов реконструкции и капитального ремонта. Требует объединения в единую систему и работа дорожно-измерительных станций (сейчас информация с ДИС, комплектация которых осуществлялась тремя различными поставщиками, идет раздельно), что должно повысить их эффективность при осуществлении работ по зимнему содержанию. Медленно происходит наладка оборудования и организация передачи оперативной информации пользователям. В своем выступлении Василий Яковлев коснулся и такой актуальной темы, как финансирование и обеспеченность топливом. В данный момент предприятия испытывают острую нехватку этих ресурсов (кое-где топлива не осталось и на неделю), что при нынешних погодных условиях недопустимо. Долгожданный указ о корректировке дорожного бюджета все еще не подписан, а лимиты по тем или иным причинам уже практически закончились. Исчерпаны у многих предприятий и возможности привлечения заемных средств. В связи с этим в департаменте подготовлены письма в правительство республики с просьбой о выделении дополнительных средств и отпуске топлива в кредит. Дорожники надеются, что руководство страны окажет им поддержку в столь трудное для отрасли время.
В завершение рассмотрения коллегией данного вопроса слово взял первый заместитель директора департамента Геннадий Чепцов. Как подчеркнул Г. Чепцов, зима — это очень серьезный период, в который пользователи дорог (а год от года их становится все больше и больше) несут повышенные затраты на транспортные расходы. В этой связи он привел данные расчетов "Белгипродора", согласно которым в структуре дорожных работ именно зимнее содержание приносит наибольший эффект пользователям, а значит, от своевременной посыпки дороги противогололедными материалами и очистки ее от снега в конечном счете выигрывает и каждый автомобилист в частности, и народное хозяйство в целом. Поэтому отрасль должна сосредоточить максимум усилий на обеспечении непрерывного и достаточно скоростного (не менее 70-80 км/ч) движения транспорта. Дорожники обязаны постоянно давать нужный результат, их работа находится под пристальным вниманием пользователей различного ранга — начиная от простых тружеников и заканчивая высшими должностными лицами государства, и здесь важна каждая мелочь. В заключение Г. Чепцов выразил уверенность в том, что предприятия отрасли достойно выполнят свой долг и порадуют всех граждан страны и ее гостей хорошими условиями движения.
Материалы полосы подготовили Василий КУРЛОВИЧ, Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ
Предваряя рассмотрение данного вопроса, руководитель отрасли Александр Минин подчеркнул значимость этого аспекта в деятельности дорожников для всего народного хозяйства страны. Образно говоря, сейчас отрасль сдает настоящий экзамен всему народу Беларуси — настолько высока в данный момент ее ответственность за обеспечение бесперебойного движения. От себя добавим, что в день проведения коллегии практически во всей республике шли мощные снегопады, будто и небесная канцелярия тоже решила проверить готовность дорожников к борьбе со стихией. Надо сказать, что главные цели, которые ставило руководство департамента перед отраслевыми предприятиями при подготовке к зиме, были достигнуты, а осуществленный комплекс подготовительных мероприятий, в свою очередь, должен стать залогом успешного результата зимнего содержания белорусских автотрасс. Об этом свидетельствуют и данные, которые привел выступивший с основным докладом начальник управления содержания дорожной сети "Белавтодора" Василий Яковлев. Он, в частности, отметил, что уже по состоянию на 15 ноября предприятиями республиканских дорог было заготовлено 552 тыс. тонн песчано-соляной смеси (87,8% от потребности на зимний период), облдорстроями — 463,5 тыс. тонн (71,2% соответственно). С середины октября дорожные службы, ответственные за содержание дорог, переведены на круглосуточный режим работы для сбора оперативной информации о состоянии проезжаемости на автомобильных дорогах, обеспечении безопасности движения и своевременного принятия мер по выполнению работ зимнего содержания автодорог. Для уточнения оперативной информации налажено взаимодействие с местными службами ГАИ и диспетчерскими автобусных станций. Кроме того, выполнен комплекс мер организационного и технического характера. В частности, проведена защита инженерной проработки организаций отрасли по содержанию автодорог в зимний период, разработаны планы-графики, в которых предусмотрено закрепление за участками дорог машин, механизмов, водительского состава и рабочих. Для определения готовности автодорог и искусственных сооружений на них к эксплуатации в зимний период проведен осенний осмотр. Он показал, что эксплуатационное состояние дорог нынешней осенью улучшилось (3,71 балла против 3,66 балла минувшей весной и 3,70 прошлогодней осенью). В разрезе конструктивных элементов хуже других выглядят проезжая часть (3,29) и водопропускные трубы (3,41).
Обильные снегопады (толщина снежного покрова кое-где достигала 25-30 см), перепады температур, сильнейшие ветры — с такими капризами погоды столкнулись дорожники в конце ноября. В связи с экстремальными погодными условиями во многих ЛДД была объявлена 2-я степень сложности работ по зимнему содержанию. Надо сказать, что отрасль с честью выдержала это испытание, и в результате проезд по дорогам был обеспечен. Об этом доложили руководители автодоров и облдорстроев, об этом свидетельствует и отсутствие претензий со стороны ГАИ. Тем не менее, как сообщил Василий Яковлев, были зафиксированы некоторые недоработки. Так, оказалось, что отдельные автодоры обрабатывают мосты и путепроводы обычной песчано-соляной смесью, тогда как есть указание применять здесь только специальные противогололедные материалы с ингибиторами коррозии. Кроме того, выяснилось, что у некоторых соседних ДЭУ утренняя пересменка производится синхронно, к тому же, несколько великовато то время, которое отводится для смены водительского состава и загрузки распределителей противогололедными материалами. В этой связи было высказано мнение, что начало и длительность пересменок нужно проанализировать в каждом предприятии и при необходимости откорректировать. На коллегии также был приведен случай задержки в движении транспорта. В субботу на дороге М-5 Минск — Гомель сразу на двух участках развернуло две фуры, а техника, имеющаяся в распоряжении дорожников, оказалась недостаточно мощной для того, чтобы убрать автопоезда с проезжей части. В данной ситуации пришлось прибегнуть к помощи военных, которые предоставили свой тягач. Здесь же обнаружился и еще один аспект: на место происшествия выехал только один экипаж ГАИ (такова традиционная практика этих подразделений), который, разбирая ДТП, естественно, уже не мог заниматься организацией движения в месте ЧП. На будущее, как было отмечено на коллегии, необходимо организовать более эффективное взаимодействие с органами МВД, чтобы при необходимости на место происшествия выезжало несколько экипажей. Данное происшествие стало поводом для того, чтобы департамент принял решение о создании в автодорах мобильных звеньев для ликвидации чрезвычайных ситуаций. В регионах, где имеются войсковые части с мощной техникой, будут заключаться договора на ее использование при необходимости (соответственно, эта техника должна быть постоянно наготове), а где такой возможности нет, ДЭУ оснастят специальными тягачами и кранами. Это один из нескольких узловых моментов в зимнем содержании, на которых сосредоточил внимание коллегии Василий Яковлев. Еще одним важным аспектом, по его мнению, являются снегозадерживающие зеленые насаждения, которые представляют собой довольно эффективное пассивное средство борьбы со снежными заносами. Дело в том, что старые ели постепенно приходят в негодность, а при посадке новых возникает проблема их приживаемости. Здесь свое слово должна сказать и отраслевая наука. Добавим, что никто не снимает вопрос о снегозадерживающих щитах — их своевременной и в полном объеме установке. Кроме того, как подчеркнул начальник управления департамента, следует учитывать нюансы содержания дорог еще при проектировании объектов реконструкции и капитального ремонта. Требует объединения в единую систему и работа дорожно-измерительных станций (сейчас информация с ДИС, комплектация которых осуществлялась тремя различными поставщиками, идет раздельно), что должно повысить их эффективность при осуществлении работ по зимнему содержанию. Медленно происходит наладка оборудования и организация передачи оперативной информации пользователям. В своем выступлении Василий Яковлев коснулся и такой актуальной темы, как финансирование и обеспеченность топливом. В данный момент предприятия испытывают острую нехватку этих ресурсов (кое-где топлива не осталось и на неделю), что при нынешних погодных условиях недопустимо. Долгожданный указ о корректировке дорожного бюджета все еще не подписан, а лимиты по тем или иным причинам уже практически закончились. Исчерпаны у многих предприятий и возможности привлечения заемных средств. В связи с этим в департаменте подготовлены письма в правительство республики с просьбой о выделении дополнительных средств и отпуске топлива в кредит. Дорожники надеются, что руководство страны окажет им поддержку в столь трудное для отрасли время.
В завершение рассмотрения коллегией данного вопроса слово взял первый заместитель директора департамента Геннадий Чепцов. Как подчеркнул Г. Чепцов, зима — это очень серьезный период, в который пользователи дорог (а год от года их становится все больше и больше) несут повышенные затраты на транспортные расходы. В этой связи он привел данные расчетов "Белгипродора", согласно которым в структуре дорожных работ именно зимнее содержание приносит наибольший эффект пользователям, а значит, от своевременной посыпки дороги противогололедными материалами и очистки ее от снега в конечном счете выигрывает и каждый автомобилист в частности, и народное хозяйство в целом. Поэтому отрасль должна сосредоточить максимум усилий на обеспечении непрерывного и достаточно скоростного (не менее 70-80 км/ч) движения транспорта. Дорожники обязаны постоянно давать нужный результат, их работа находится под пристальным вниманием пользователей различного ранга — начиная от простых тружеников и заканчивая высшими должностными лицами государства, и здесь важна каждая мелочь. В заключение Г. Чепцов выразил уверенность в том, что предприятия отрасли достойно выполнят свой долг и порадуют всех граждан страны и ее гостей хорошими условиями движения.
Материалы полосы подготовили Василий КУРЛОВИЧ, Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 49 за 2004 год в рубрике дороги