Формирование единого транспортного пространства СНГ
Географическое положение Республики Беларусь предопределило ее роль в качестве транзитной дорожной державы, а автомобильные дороги — это важнейший элемент транспортной системы государства и в то же время мощная централизующая сила, без которой немыслимо его экономическое, социальное и культурное развитие. Дорожное хозяйство представляет собой одну из важнейших отраслей экономики республики, поскольку производственные, торговые и другие сферы непосредственно зависят от состояния и надежной работы автодорожной сети. Для страны, строящей свой суверенитет и одновременно имеющей теснейшие связи с соседями, автомобильные дороги составляют одно из основных национальных достояний.
Международные автомобильные дороги СНГ
Главными приоритетами государственной дорожной политики являются рациональное развитие и улучшение технического состояния сети автомобильных дорог общего пользования, а также интеграция магистральных дорог в Европейскую транспортную систему и в единую сеть международных автомагистралей СНГ. Правительства государств — участников СНГ, сознавая необходимость эффективного транспортного обеспечения общего экономического пространства, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы и капиталов, придавая большое значение совместному, полному и качественному использованию транспортных инфраструктур, подписали 9 октября 1997 г. Соглашение о принципах формирования общего транспортного пространства и взаимодействия государств — участников СНГ в области транспортной политики. В развитие этого Соглашения дорожными администрациями стран Содружества совместно с Секретариатом Межправительственного совета дорожников и Исполкомом СНГ был подготовлен Протокол о международных автомобильных дорогах Содружества Независимых Государств, который подписали главы правительств государств — участников СНГ 11 сентября 1998 г. в Москве. Кроме того, в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог главами правительств стран СНГ 4 июня 1999 г. в Минске подписано Соглашение о массах и габаритах транспортных средств, осуществляющих межгосударственные перевозки по автомобильным дорогам государств — участников СНГ.
В настоящее время осуществляется подготовка к реализации Соглашения о введении международного сертификата взвешивания грузовых транспортных средств на территориях государств — участников СНГ, подписанного на заседании Совета глав правительств СНГ 16 апреля 2004 г. в г. Чолпон Ата. Применение этого документа позволит значительно упростить процедуру пересечения границ грузовыми автотранспортными средствами и сократить время нахождения в пути. Реализуется Программа по созданию Единой системы измерений и скоординированной системы нормативных и методических документов для автомобильных дорог стран СНГ. В Протоколе о международных автомобильных дорогах СНГ сформулированы основные принципы и подходы к формированию и развитию сети международных автомобильных дорог СНГ, определены меры, направленные на их интеграцию в Европейскую и Азиатскую системы автомобильных дорог и транспортных коридоров, создание современной сети объектов дорожного сервиса и оказание услуг международным автоперевозчикам, а также организацию взаимодействия дорожных администраций.
Протяженность проходящих по территории Беларуси международных автомобильных дорог СНГ составляет 3516 км. При этом часть из них совпадает с маршрутами трансъевропейских транспортных коридоров №№ 2, 9 и 9Б и дорогами Европейской сети категории "Е", а остальные являются важнейшими республиканскими дорогами — в частности, М-1/Е30: Брест — Минск — граница с Россией; М-8/Е95: граница с Россией — Витебск — Гомель — граница с Украиной; М-7/Е28: Минск — Ошмяны — граница с Литвой; М-5/Е271: Минск — Гомель; М-11/Е85: граница с Литвой — Слоним — Бытень; М-10: граница с Россией — Гомель — Кобрин; Р-2: Столбцы — Ивацевичи — Кобрин; Р-23: Минск — Слуцк и др. Эти дороги являются важнейшими маршрутами при перевозке транзитных грузов через территорию Республики Беларусь, и по ним ежегодно пропускается более 70% всего транзитного потока автотранспортных средств.
Следует отметить, что в 2003 году на развитие международных автомобильных дорог СНГ из республиканского дорожного фонда было направлено около 140 млрд рублей (1/3 средств на дорожные работы), отремонтировано и реконструировано более 350 км дорожных покрытий. В условиях сложившихся транспортных потоков постоянно обеспечивается поддержание надлежащего транспортно-эксплуатационного состояния республиканских дорог, входящих в состав международных автомобильных дорог СНГ, за счет обеспечения соответствующего уровня их содержания, своевременного проведения текущих ремонтов, повышения безопасности дорожного движения, улучшения информации для водителей, внедрения системы маршрутного ориентирования, улучшения качества инженерного обустройства. Развитие объектов придорожного сервиса осуществляется за счет привлечения финансовых средств частных инвесторов.
Развитие дорожного хозяйства государств — участников СНГ
26 июня 2003 г. руководители и полномочные представители дорожных администраций подписали в г. Петрозаводске Декларацию об основных направлениях развития дорожного хозяйства государств — участников СНГ.
Руководствуясь основными положениями Соглашения о принципах формирования общего транспортного пространства и взаимодействия государств — участников СНГ в области транспортной политики и выражая озабоченность состоянием автомобильных дорог и дорожного хозяйства государств — участников СНГ, наличием ряда проблем, связанных с законодательно-правовым обеспечением их финансирования и организационного развития, а также формированием эффективной структуры управления дорожным хозяйством, руководители дорожных администраций отметили, что транспорт как составная часть производственной инфраструктуры в мировой экономике выступает важнейшей составляющей интеграционных процессов. Расширение спроса на перевозки автомобильным транспортом на мировых рынках сопровождается новыми более высокими требованиями к качеству сети автомобильных дорог и дорожной инфраструктуре. Таким образом, одним из ключевых звеньев развития мировой экономики является совершенствование автомобильных дорог и всего дорожного хозяйства. Развитие национальных сетей автомобильных дорог и международных автомобильных дорог СНГ является важнейшим условием сближения народов и стран Содружества, формирования благоприятного инвестиционного климата, обеспечения свободы передвижения населения и грузов, а интеграция транспортной инфраструктуры государств — участников СНГ в мировую транспортную систему становится частью общего процесса их интеграции в мировое экономическое сообщество. Были поддержаны основные принципы реализации государственной дорожной политики:
1. Автомобильные дороги являются общественным достоянием и средством централизации государства. Государство несет основную ответственность за финансирование их содержания и развития.
2. Спрос на услуги автомобильного транспорта должен находиться на оптимально необходимом общественном уровне (по возможностям общества и государства).
3. Пользователи автомобильных дорог должны возмещать обществу и государству издержки, которые связаны со строительством и поддержанием их в состоянии, необходимом для проезда по ним автомобильного транспорта.
4. Все виды дорожных работ осуществляются субъектами хозяйствования различных форм собственности на конкурсной основе при четком определении обязанностей органов управления (заказчика) и хозяйствующего субъекта.
5. Все осуществляемые программы, все используемые средства и все результаты деятельности в дорожном хозяйстве должны быть открыты для правительства, парламента, пользователей дорог и общества в целом.
Признано необходимым сосредоточить усилия дорожных администраций на разработке согласованной базы правовых актов и технических нормативных документов с целью сближения подходов государств — участников СНГ к проведению экономической и научно-технической политики при осуществлении дорожной деятельности. При этом основополагающими документами должны являться законы об автомобильных дорогах, финансировании дорожного хозяйства, межгосударственные и региональные стандарты в рамках СНГ.
Подтверждена целесообразность совершенствования систем государственного управления дорожным хозяйством для более полного обеспечения нужд экономики и интересов населения каждой страны в транспортных связях включая разделение функций заказчика и подрядчика, формирование рынка дорожных работ и всемерное развитие справедливой и открытой конкуренции на нем, наделение национальных дорожных администраций достаточными полномочиями и самостоятельностью в управлении дорожным хозяйством.
Материалы полосы подготовили Василий КУРЛОВИЧ, Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ
Международные автомобильные дороги СНГ
Главными приоритетами государственной дорожной политики являются рациональное развитие и улучшение технического состояния сети автомобильных дорог общего пользования, а также интеграция магистральных дорог в Европейскую транспортную систему и в единую сеть международных автомагистралей СНГ. Правительства государств — участников СНГ, сознавая необходимость эффективного транспортного обеспечения общего экономического пространства, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы и капиталов, придавая большое значение совместному, полному и качественному использованию транспортных инфраструктур, подписали 9 октября 1997 г. Соглашение о принципах формирования общего транспортного пространства и взаимодействия государств — участников СНГ в области транспортной политики. В развитие этого Соглашения дорожными администрациями стран Содружества совместно с Секретариатом Межправительственного совета дорожников и Исполкомом СНГ был подготовлен Протокол о международных автомобильных дорогах Содружества Независимых Государств, который подписали главы правительств государств — участников СНГ 11 сентября 1998 г. в Москве. Кроме того, в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог главами правительств стран СНГ 4 июня 1999 г. в Минске подписано Соглашение о массах и габаритах транспортных средств, осуществляющих межгосударственные перевозки по автомобильным дорогам государств — участников СНГ.
В настоящее время осуществляется подготовка к реализации Соглашения о введении международного сертификата взвешивания грузовых транспортных средств на территориях государств — участников СНГ, подписанного на заседании Совета глав правительств СНГ 16 апреля 2004 г. в г. Чолпон Ата. Применение этого документа позволит значительно упростить процедуру пересечения границ грузовыми автотранспортными средствами и сократить время нахождения в пути. Реализуется Программа по созданию Единой системы измерений и скоординированной системы нормативных и методических документов для автомобильных дорог стран СНГ. В Протоколе о международных автомобильных дорогах СНГ сформулированы основные принципы и подходы к формированию и развитию сети международных автомобильных дорог СНГ, определены меры, направленные на их интеграцию в Европейскую и Азиатскую системы автомобильных дорог и транспортных коридоров, создание современной сети объектов дорожного сервиса и оказание услуг международным автоперевозчикам, а также организацию взаимодействия дорожных администраций.
Протяженность проходящих по территории Беларуси международных автомобильных дорог СНГ составляет 3516 км. При этом часть из них совпадает с маршрутами трансъевропейских транспортных коридоров №№ 2, 9 и 9Б и дорогами Европейской сети категории "Е", а остальные являются важнейшими республиканскими дорогами — в частности, М-1/Е30: Брест — Минск — граница с Россией; М-8/Е95: граница с Россией — Витебск — Гомель — граница с Украиной; М-7/Е28: Минск — Ошмяны — граница с Литвой; М-5/Е271: Минск — Гомель; М-11/Е85: граница с Литвой — Слоним — Бытень; М-10: граница с Россией — Гомель — Кобрин; Р-2: Столбцы — Ивацевичи — Кобрин; Р-23: Минск — Слуцк и др. Эти дороги являются важнейшими маршрутами при перевозке транзитных грузов через территорию Республики Беларусь, и по ним ежегодно пропускается более 70% всего транзитного потока автотранспортных средств.
Следует отметить, что в 2003 году на развитие международных автомобильных дорог СНГ из республиканского дорожного фонда было направлено около 140 млрд рублей (1/3 средств на дорожные работы), отремонтировано и реконструировано более 350 км дорожных покрытий. В условиях сложившихся транспортных потоков постоянно обеспечивается поддержание надлежащего транспортно-эксплуатационного состояния республиканских дорог, входящих в состав международных автомобильных дорог СНГ, за счет обеспечения соответствующего уровня их содержания, своевременного проведения текущих ремонтов, повышения безопасности дорожного движения, улучшения информации для водителей, внедрения системы маршрутного ориентирования, улучшения качества инженерного обустройства. Развитие объектов придорожного сервиса осуществляется за счет привлечения финансовых средств частных инвесторов.
Развитие дорожного хозяйства государств — участников СНГ
26 июня 2003 г. руководители и полномочные представители дорожных администраций подписали в г. Петрозаводске Декларацию об основных направлениях развития дорожного хозяйства государств — участников СНГ.
Руководствуясь основными положениями Соглашения о принципах формирования общего транспортного пространства и взаимодействия государств — участников СНГ в области транспортной политики и выражая озабоченность состоянием автомобильных дорог и дорожного хозяйства государств — участников СНГ, наличием ряда проблем, связанных с законодательно-правовым обеспечением их финансирования и организационного развития, а также формированием эффективной структуры управления дорожным хозяйством, руководители дорожных администраций отметили, что транспорт как составная часть производственной инфраструктуры в мировой экономике выступает важнейшей составляющей интеграционных процессов. Расширение спроса на перевозки автомобильным транспортом на мировых рынках сопровождается новыми более высокими требованиями к качеству сети автомобильных дорог и дорожной инфраструктуре. Таким образом, одним из ключевых звеньев развития мировой экономики является совершенствование автомобильных дорог и всего дорожного хозяйства. Развитие национальных сетей автомобильных дорог и международных автомобильных дорог СНГ является важнейшим условием сближения народов и стран Содружества, формирования благоприятного инвестиционного климата, обеспечения свободы передвижения населения и грузов, а интеграция транспортной инфраструктуры государств — участников СНГ в мировую транспортную систему становится частью общего процесса их интеграции в мировое экономическое сообщество. Были поддержаны основные принципы реализации государственной дорожной политики:
1. Автомобильные дороги являются общественным достоянием и средством централизации государства. Государство несет основную ответственность за финансирование их содержания и развития.
2. Спрос на услуги автомобильного транспорта должен находиться на оптимально необходимом общественном уровне (по возможностям общества и государства).
3. Пользователи автомобильных дорог должны возмещать обществу и государству издержки, которые связаны со строительством и поддержанием их в состоянии, необходимом для проезда по ним автомобильного транспорта.
4. Все виды дорожных работ осуществляются субъектами хозяйствования различных форм собственности на конкурсной основе при четком определении обязанностей органов управления (заказчика) и хозяйствующего субъекта.
5. Все осуществляемые программы, все используемые средства и все результаты деятельности в дорожном хозяйстве должны быть открыты для правительства, парламента, пользователей дорог и общества в целом.
Признано необходимым сосредоточить усилия дорожных администраций на разработке согласованной базы правовых актов и технических нормативных документов с целью сближения подходов государств — участников СНГ к проведению экономической и научно-технической политики при осуществлении дорожной деятельности. При этом основополагающими документами должны являться законы об автомобильных дорогах, финансировании дорожного хозяйства, межгосударственные и региональные стандарты в рамках СНГ.
Подтверждена целесообразность совершенствования систем государственного управления дорожным хозяйством для более полного обеспечения нужд экономики и интересов населения каждой страны в транспортных связях включая разделение функций заказчика и подрядчика, формирование рынка дорожных работ и всемерное развитие справедливой и открытой конкуренции на нем, наделение национальных дорожных администраций достаточными полномочиями и самостоятельностью в управлении дорожным хозяйством.
Материалы полосы подготовили Василий КУРЛОВИЧ, Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 48 за 2004 год в рубрике дороги