Жилье в программе возрождения села
Проект Программы социально-экономического развития и возрождения села на 2005-2010 годы разработан в соответствии с поручением главы государства Министерством сельского хозяйства и продовольствия, Институтом аграрной экономики Национальной академии наук Беларуси, Научно-исследовательским экономическим институтом Министерства экономики с участием других республиканских органов государственного управления.
Как отмечается в проекте Программы, решение проблемы социально-экономического развития и возрождения села является важной составной частью общегосударственного процесса стабилизации, перехода к устойчивому развитию экономики страны и повышению благосостояния сельского населения. Исходя из этого на программном уровне разработан комплекс мер и механизмов, направленных на улучшение социально-экономической ситуации на селе и повышение жизненного уровня сельского населения.
В проекте Программы содержатся основные социально-экономические приоритеты и задачи государственной политики возрождения белорусского села, а также правовые, организационные, экономические, кадровые и другие условия, необходимые для их реализации, оживления и устойчивого перспективного развития сельской социальной инфраструктуры, повышения культурного и жизненного уровня сельского населения, увеличения занятости населения, уважения к труду и общественным ценностям, придания нового импульса формирования конкурентоспособной рыночной аграрной экономики. Важнейшее место в проекте Программы отведено жилищной сфере. Здесь заложен комплексный подход, сочетающий в себе развитие сельских поселений, строительство жилья и реконструкцию имеющегося жилищного фонда, создание необходимых инженерных коммуникаций, развитие социальной инфраструктуры и обеспечение на этой основе государственных социальных стандартов сельским жителям.
В последние годы в сельской местности произошла активизация жилищного строительства. За 1998-2003 годы на селе введено в эксплуатацию 49,4 тыс. квартир (домов) общей площадью 5,6 млн м2. Жилищные условия за этот период улучшили более 30 тыс. сельских семей. Начиная с 1999 года ежегодный объем возведения жилья в сельской местности устойчиво превышает 30% от общего объема по республике. Средняя общая площадь одного жилого помещения, построенного сельскохозяйственной организацией, составляет 90-95 м2, в том числе в домах усадебного типа — 92-97 м2, в многоквартирных жилых домах — 71-73 м2, а индивидуальными застройщиками — 110 м2. Строительство жилья в сельской местности характеризуется неравномерным распределением по административно-территориальным регионам. Так, в 25 районах, примыкающих к г. Минску, областным центрам, крупным городам, было введено в эксплуатацию 57,7% общей площади жилых домов, в остальных 93 районах — только 42,3%. Вместе с тем, при выполнении в 2000-2003 годах в целом заданий по вводу в действие жилья в сельской местности в объеме не менее 30% от общего ввода по республике ввод жилых помещений в сельскохозяйственных организациях составил от 2 до 2,3 жилых дома (квартиры) на одно хозяйство (при задании не менее 5). Не в полной мере использованы возможности по возведению жилья хозяйственным способом. Только 3-7% от общего объема вводимого в эксплуатацию жилья на селе построено непосредственно самими сельскохозяйственными организациями (в прежние годы этот показатель достигал 20%). Серьезной причиной этого является неплатежеспособность хозяйств, что не позволяет банкам предоставлять им кредиты на жилищное строительство. В республике на начало 2004 года насчитывалось 2164 сельскохозяйственные организации, имевшие задолженность 372,9 млрд рублей по долгосрочным кредитам, полученным в 1996-2003 годах, в том числе по кредитам на строительство жилья 299,2 млрд рублей, или 80,2%. Из общего количества организаций были рентабельными только 162 хозяйства, у которых задолженность по жилищным кредитам составляла 28,8 млрд рублей.
В целях финансовой поддержки сельскохозяйственных организаций по комплексному решению проблемы строительства жилья на селе Указом Президента Республики Беларусь от 1 марта 2004 г. №123 им предоставлена отсрочка на 3 года по погашению кредитов, выданных на жилищное строительство в соответствии с Указом от 2 сентября 1996 г. №346 "О некоторых мерах по развитию жилищного строительства на селе". Такие кредиты выдавались ОАО "Белагропромбанк" в 1996-2003 годах сроком на 10 лет с началом погашения через 3 года после получения и уплатой 5% годовых. Указом предусмотрена также возможность внесения изменений в кредитные договоры, по которым выданы кредиты, в части увеличения срока погашения этих кредитов с 10 до 40 лет с сохранением ставки за пользование ими в размере 5% годовых. Реализация данных норм позволит многим сельскохозяйственным организациям решить проблему выполнения договорных обязательств по возврату полученных ранее кредитов и выплате процентов за пользование ими. Новый указ расширяет возможности сельскохозяйственных организаций по финансированию жилищного строительства и на перспективу. В 2004 и последующих годах льготные кредиты будут предоставляться им отделениями ОАО "Белагропромбанк" не на 10 лет (как это было прежде), а на срок до 40 лет и, что не менее важно, под ту же льготную 5-процентную ставку за пользование кредитами. В целях обеспечения возвратности кредитов и соблюдения банковского законодательства облисполкомам и райисполкомам поручено продлить срок действия выданных ими ОАО "Белагропромбанк" поручительств (гарантий). Такие гарантии выдавались банку при необходимости в соответствии с Указом от 12 мая 1998 г. №236 по кредитам, получаемым колхозами, совхозами и другими сельскохозяйственными предприятиями, находящимися в коммунальной собственности.
Программой возрождения села предусматривается дальнейшая активизация жилищного строительства в сельскохозяйственных организациях. Намечается направить на эти цели в предстоящем пятилетии 2,97 трлн рублей (льготные кредитные ресурсы и собственные средства сельскохозяйственных организаций), что позволит построить 51,4 тыс. усадебных домов (квартир) и таким образом обеспечить выполнение задания главы государства о вводе в эксплуатацию в среднем на хозяйство ежегодно не менее 5 домов (квартир) до полного решения жилищной проблемы в аграрной сфере. Жилье будет строиться преимущественно в населенных пунктах со сложившейся инфраструктурой, наличием объектов социально-культурного назначения, а также имеющихся производств: животноводческих комплексов, крупных молочно-товарных ферм, перерабатывающих и обслуживающих предприятий. Застройка должна осуществляться, как правило, домами усадебного типа (деревянными, кирпичными, блочными и т.д.) общей площадью 70-80 м2 с обязательным наличием хозяйственных построек и земельного участка не менее 0,2 гектара. Одновременно надлежит вести реконструкцию и заселение пустующих домов, снос ветхих и непригодных для проживания строений с целью освобождения участков в местах с имеющейся инфраструктурой под новое строительство. При строительстве (реконструкции) жилых помещений должен обеспечиваться оптимальный уровень их инженерного обустройства (водоснабжение, электро- и газоснабжение, канализация). Кроме того, проект Программы содержит задания по строительству (реконструкции) и ремонту 17,7 тыс. км местных автомобильных дорог, улиц, подъездных путей к производственным объектам для обеспечения связи сельских населенных пунктов с дорогами общего пользования и другими населенными пунктами. Реализация заданий и мероприятий Программы возрождения села после ее утверждения в установленном порядке не только позволит ускорить улучшение жилищных условий работников агропромышленного комплекса, но и будет способствовать эффективному решению стоящих перед этой важной отраслью народного хозяйства задач.
Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь Республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов
Как отмечается в проекте Программы, решение проблемы социально-экономического развития и возрождения села является важной составной частью общегосударственного процесса стабилизации, перехода к устойчивому развитию экономики страны и повышению благосостояния сельского населения. Исходя из этого на программном уровне разработан комплекс мер и механизмов, направленных на улучшение социально-экономической ситуации на селе и повышение жизненного уровня сельского населения.
В проекте Программы содержатся основные социально-экономические приоритеты и задачи государственной политики возрождения белорусского села, а также правовые, организационные, экономические, кадровые и другие условия, необходимые для их реализации, оживления и устойчивого перспективного развития сельской социальной инфраструктуры, повышения культурного и жизненного уровня сельского населения, увеличения занятости населения, уважения к труду и общественным ценностям, придания нового импульса формирования конкурентоспособной рыночной аграрной экономики. Важнейшее место в проекте Программы отведено жилищной сфере. Здесь заложен комплексный подход, сочетающий в себе развитие сельских поселений, строительство жилья и реконструкцию имеющегося жилищного фонда, создание необходимых инженерных коммуникаций, развитие социальной инфраструктуры и обеспечение на этой основе государственных социальных стандартов сельским жителям.
В последние годы в сельской местности произошла активизация жилищного строительства. За 1998-2003 годы на селе введено в эксплуатацию 49,4 тыс. квартир (домов) общей площадью 5,6 млн м2. Жилищные условия за этот период улучшили более 30 тыс. сельских семей. Начиная с 1999 года ежегодный объем возведения жилья в сельской местности устойчиво превышает 30% от общего объема по республике. Средняя общая площадь одного жилого помещения, построенного сельскохозяйственной организацией, составляет 90-95 м2, в том числе в домах усадебного типа — 92-97 м2, в многоквартирных жилых домах — 71-73 м2, а индивидуальными застройщиками — 110 м2. Строительство жилья в сельской местности характеризуется неравномерным распределением по административно-территориальным регионам. Так, в 25 районах, примыкающих к г. Минску, областным центрам, крупным городам, было введено в эксплуатацию 57,7% общей площади жилых домов, в остальных 93 районах — только 42,3%. Вместе с тем, при выполнении в 2000-2003 годах в целом заданий по вводу в действие жилья в сельской местности в объеме не менее 30% от общего ввода по республике ввод жилых помещений в сельскохозяйственных организациях составил от 2 до 2,3 жилых дома (квартиры) на одно хозяйство (при задании не менее 5). Не в полной мере использованы возможности по возведению жилья хозяйственным способом. Только 3-7% от общего объема вводимого в эксплуатацию жилья на селе построено непосредственно самими сельскохозяйственными организациями (в прежние годы этот показатель достигал 20%). Серьезной причиной этого является неплатежеспособность хозяйств, что не позволяет банкам предоставлять им кредиты на жилищное строительство. В республике на начало 2004 года насчитывалось 2164 сельскохозяйственные организации, имевшие задолженность 372,9 млрд рублей по долгосрочным кредитам, полученным в 1996-2003 годах, в том числе по кредитам на строительство жилья 299,2 млрд рублей, или 80,2%. Из общего количества организаций были рентабельными только 162 хозяйства, у которых задолженность по жилищным кредитам составляла 28,8 млрд рублей.
В целях финансовой поддержки сельскохозяйственных организаций по комплексному решению проблемы строительства жилья на селе Указом Президента Республики Беларусь от 1 марта 2004 г. №123 им предоставлена отсрочка на 3 года по погашению кредитов, выданных на жилищное строительство в соответствии с Указом от 2 сентября 1996 г. №346 "О некоторых мерах по развитию жилищного строительства на селе". Такие кредиты выдавались ОАО "Белагропромбанк" в 1996-2003 годах сроком на 10 лет с началом погашения через 3 года после получения и уплатой 5% годовых. Указом предусмотрена также возможность внесения изменений в кредитные договоры, по которым выданы кредиты, в части увеличения срока погашения этих кредитов с 10 до 40 лет с сохранением ставки за пользование ими в размере 5% годовых. Реализация данных норм позволит многим сельскохозяйственным организациям решить проблему выполнения договорных обязательств по возврату полученных ранее кредитов и выплате процентов за пользование ими. Новый указ расширяет возможности сельскохозяйственных организаций по финансированию жилищного строительства и на перспективу. В 2004 и последующих годах льготные кредиты будут предоставляться им отделениями ОАО "Белагропромбанк" не на 10 лет (как это было прежде), а на срок до 40 лет и, что не менее важно, под ту же льготную 5-процентную ставку за пользование кредитами. В целях обеспечения возвратности кредитов и соблюдения банковского законодательства облисполкомам и райисполкомам поручено продлить срок действия выданных ими ОАО "Белагропромбанк" поручительств (гарантий). Такие гарантии выдавались банку при необходимости в соответствии с Указом от 12 мая 1998 г. №236 по кредитам, получаемым колхозами, совхозами и другими сельскохозяйственными предприятиями, находящимися в коммунальной собственности.
Программой возрождения села предусматривается дальнейшая активизация жилищного строительства в сельскохозяйственных организациях. Намечается направить на эти цели в предстоящем пятилетии 2,97 трлн рублей (льготные кредитные ресурсы и собственные средства сельскохозяйственных организаций), что позволит построить 51,4 тыс. усадебных домов (квартир) и таким образом обеспечить выполнение задания главы государства о вводе в эксплуатацию в среднем на хозяйство ежегодно не менее 5 домов (квартир) до полного решения жилищной проблемы в аграрной сфере. Жилье будет строиться преимущественно в населенных пунктах со сложившейся инфраструктурой, наличием объектов социально-культурного назначения, а также имеющихся производств: животноводческих комплексов, крупных молочно-товарных ферм, перерабатывающих и обслуживающих предприятий. Застройка должна осуществляться, как правило, домами усадебного типа (деревянными, кирпичными, блочными и т.д.) общей площадью 70-80 м2 с обязательным наличием хозяйственных построек и земельного участка не менее 0,2 гектара. Одновременно надлежит вести реконструкцию и заселение пустующих домов, снос ветхих и непригодных для проживания строений с целью освобождения участков в местах с имеющейся инфраструктурой под новое строительство. При строительстве (реконструкции) жилых помещений должен обеспечиваться оптимальный уровень их инженерного обустройства (водоснабжение, электро- и газоснабжение, канализация). Кроме того, проект Программы содержит задания по строительству (реконструкции) и ремонту 17,7 тыс. км местных автомобильных дорог, улиц, подъездных путей к производственным объектам для обеспечения связи сельских населенных пунктов с дорогами общего пользования и другими населенными пунктами. Реализация заданий и мероприятий Программы возрождения села после ее утверждения в установленном порядке не только позволит ускорить улучшение жилищных условий работников агропромышленного комплекса, но и будет способствовать эффективному решению стоящих перед этой важной отраслью народного хозяйства задач.
Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь Республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 47 за 2004 год в рубрике недвижимость