Готовность дорожных организаций к зиме
В настоящее время актуальным для дорожников является вопрос обеспечения непрерывного и безопасного движения транспорта в предстоящий зимний период.
В текущем году в целях подготовки автомобильных дорог и искусственных сооружений на них к устойчивой работе в предстоящий осенне-зимний период и во исполнение постановления Совета Министров Республики Беларусь от 9 июня 2004 г. №697 "О подготовке народного хозяйства республики к работе в осенне-зимний период 2004/2005 года" в департаменте "Белавтодор" издан приказ от 30 июня 2004 г. №132, которым утвержден комплекс мер по подготовке дорог и организаций дорожного хозяйства к работе в осенне-зимний период 2004/2005 года. Дорожными организациями ведется реализация этих мер. В предприятиях, организациях изданы приказы, разработаны планы организационно-технических мероприятий. Созданы комиссии по координации предзимних подготовительных работ и для проверки готовности автомобильных дорог, искусственных сооружений, баз, дорожно-строительной техники и оборудования. Дорожными организациями выполняются работы по подготовке автомобильных дорог к зимней эксплуатации. В текущем году средним ремонтом улучшены сцепные качества усовершенствованных покрытий на республиканских дорогах общей площадью 11163 тыс. м2, что составляет 9,2% от наличия, на местных дорогах — 11228 тыс. м2 (6,1%), в том числе устроено: шероховатых слоев износа методом поверхностной обработки — 6648 тыс. м2 (123% от годовой программы) на республиканских дорогах и 10516 тыс. м2 (107%) на местных дорогах; тонкослойных покрытий — 3690 тыс. м2 (100%) на республиканских дорогах и 712 тыс. м2 (187%) на местных; защитных слоев асфальтобетонных покрытий по технологии "Сларри Сил" — 825 тыс. м2 (98%) на республиканских дорогах. Предприятиями республиканских и местных автомобильных дорог проведена защита инженерных проработок ДЭУ, ДРСУ и других подрядчиков по содержанию автомобильных дорог в зимний период. Разработаны планы-графики, в которых предусмотрено закрепление за участками дорог машин, механизмов, водительского состава и рабочих на зимний период 2004/2005 года, определены места установки снегозадерживающих щитов, посадки снегозащитных насаждений, а также участки дорог, на которые необходимо вывезти аварийные запасы противогололедных материалов.
В настоящее время выполняются работы по приведению в порядок автомобильных дорог и искусственных сооружений, полосы отвода, по заготовке противогололедных материалов, снегозадерживающих щитов, кольев, заготовке необходимых материалов для закрытия водопропускных труб. Проводится работа по ремонту и подготовке снегоочистительной и пескосолераспределительной техники к работе в зимний период. Основные мероприятия по подготовке к осенне-зимнему периоду выполнены к 1 ноября текущего года. Для борьбы с гололедицей на республиканских дорогах организациям необходимо заготовить не менее 630 тысяч тонн песчано-соляной смеси (до 1 ноября 2004 г. — не менее 80% — 504 тыс. тонн с последующим пополнением), соли технической — 256 тысяч тонн. Одной из проблем зимнего содержания дорог является применение профилактической (превентивной) обработки покрытий с целью предотвращения образования гололеда и снежно-ледяного наката. Для ее решения в необходимых объемах требуется обустройство дорог дорожноизмерительными станциями (ДИС). В настоящее время на дорогах страны уже функционируют 34 такие своеобразные дорожные метеослужбы. Это позволит значительно сократить время определения наличия зимней скользкости на проезжей части дорог и за счет этого повысить безопасность движения при одновременном снижении затрат на зимнее содержание дорог.
Уровни зимнего содержания автомобильных дорог
При зимнем содержании автодорог во главу угла ставится рациональное использование материально-технических и финансовых ресурсов, повышение качества содержания дорог и безопасности движения автотранспорта. Согласно этим целям первостепенное внимание уделяется республиканским дорогам, что обусловлено их спецификой (они связывают областные и районные центры, города и крупные поселки и принимают на себя около 80% грузопотока), а также дорогам с постоянным автобусным движением. При этом работа дорожных организаций четко регламентирована соответствующими документами. Если говорить более конкретно, то все автомобильные дороги разделены на пять уровней содержания. В основе такой градации лежит народнохозяйственное и административное значение и интенсивность движения. Так, к автотрассам 1-го уровня содержания (интенсивность — свыше 3000 транспортных единиц в сутки) относят, к примеру, дороги, соединяющие Минск с Национальным аэропортом и областными центрами, а также последние между собой. А последний, 5-й, уровень содержания — это местные дороги с интенсивностью движения менее 100 автомобилей в сутки. Исходя из этого для обработки покрытия противогололедными материалами (ПГМ) и снегоочистки установлены директивные сроки, которые определяются с момента прекращения снегопада (метели) либо образования (обнаружения) гололеда до завершения необходимого комплекса работ. Отсюда следует, что, к примеру, дороги, соединяющие столицу с областными центрами, должны быть полностью обработаны ПГМ за 3 часа с момента образования гололеда. А, к примеру, для дорог, соединяющих центральные усадьбы колхозов с ближайшими железнодорожными станциями, этот временной отрезок может составить 9 часов, причем на опасных участках.
К очистке проезжей части во время снегопадов и метелей дорожники приступают в зависимости от интенсивности осадков: по первым двум категориям содержания в том случае, если толщина рыхлого снега составляет 3-6 см, а на дорогах 5-го уровня — 10 см либо после прекращения снегопада. Правда, здесь есть одна существенная оговорка: в экстремальных условиях (снегопад интенсивностью более 5 см/ч продолжается более 6 ч, метель со скоростью ветра более 9 м/с или среднесуточная температура воздуха ниже минус 10°С наблюдаются более двух суток) эти сроки соответственно увеличиваются. В случае, если гололедица не ликвидирована в установленные сроки, скорость движения автотранспорта может быть ограничена до 30 км/ч. И еще: за ДТП, произошедшие по причине зимней скользкости во время выпадения осадков, а также в период директивного времени, отводимого для ее ликвидации, дорожные организации ответственности не несут. Практика показывает, что зимняя скользкость образуется практически одновременно на значительной протяженности автомобильных дорог. А ее устранение связано со значительными затратами времени, технических и трудовых ресурсов, что обусловлено выполнением большого объема работ в сложных условиях. Заметим, что зимнее содержание автодорог требует и немалых финансовых средств, в которых дорожники ограничены. Но какие бы препятствия ни чинила стихия, транспортные артерии должны работать бесперебойно, а пользователи дорог — получить возможность комфортного проезда. Именно на эти задачи ориентирует сегодня департамент "Белавтодор" отраслевые предприятия.
Требования к зимнему содержанию автомобильных дорог(выдержка из отраслевого нормативного документа)
5.1. Вся сеть автомобильных дорог общего пользования разделена на 5 уровней содержания, в т.ч. зимнего, в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1.
Директивные сроки обработки покрытия ПГМ и выполнения работ по очистке покрытия и обочин от снега при обычных и экстремальных погодных условиях в зависимости от уровней содержания приведены в таблице 2.
Примечания 1. Уровни содержания республиканских автомобильных дорог утверждаются департаментом "Белавтодор". 2. Уровни содержания местных автомобильных дорог утверждаются облисполкомами. 3. При установлении уровней содержания определяющим фактором является народнохозяйственное и административное значение автомобильных дорог. 4. Уровни содержания автомобильных дорог утверждаются на срок до 5 лет.
Материалы полосы подготовили Василий КУРЛОВИЧ, Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ
В текущем году в целях подготовки автомобильных дорог и искусственных сооружений на них к устойчивой работе в предстоящий осенне-зимний период и во исполнение постановления Совета Министров Республики Беларусь от 9 июня 2004 г. №697 "О подготовке народного хозяйства республики к работе в осенне-зимний период 2004/2005 года" в департаменте "Белавтодор" издан приказ от 30 июня 2004 г. №132, которым утвержден комплекс мер по подготовке дорог и организаций дорожного хозяйства к работе в осенне-зимний период 2004/2005 года. Дорожными организациями ведется реализация этих мер. В предприятиях, организациях изданы приказы, разработаны планы организационно-технических мероприятий. Созданы комиссии по координации предзимних подготовительных работ и для проверки готовности автомобильных дорог, искусственных сооружений, баз, дорожно-строительной техники и оборудования. Дорожными организациями выполняются работы по подготовке автомобильных дорог к зимней эксплуатации. В текущем году средним ремонтом улучшены сцепные качества усовершенствованных покрытий на республиканских дорогах общей площадью 11163 тыс. м2, что составляет 9,2% от наличия, на местных дорогах — 11228 тыс. м2 (6,1%), в том числе устроено: шероховатых слоев износа методом поверхностной обработки — 6648 тыс. м2 (123% от годовой программы) на республиканских дорогах и 10516 тыс. м2 (107%) на местных дорогах; тонкослойных покрытий — 3690 тыс. м2 (100%) на республиканских дорогах и 712 тыс. м2 (187%) на местных; защитных слоев асфальтобетонных покрытий по технологии "Сларри Сил" — 825 тыс. м2 (98%) на республиканских дорогах. Предприятиями республиканских и местных автомобильных дорог проведена защита инженерных проработок ДЭУ, ДРСУ и других подрядчиков по содержанию автомобильных дорог в зимний период. Разработаны планы-графики, в которых предусмотрено закрепление за участками дорог машин, механизмов, водительского состава и рабочих на зимний период 2004/2005 года, определены места установки снегозадерживающих щитов, посадки снегозащитных насаждений, а также участки дорог, на которые необходимо вывезти аварийные запасы противогололедных материалов.
В настоящее время выполняются работы по приведению в порядок автомобильных дорог и искусственных сооружений, полосы отвода, по заготовке противогололедных материалов, снегозадерживающих щитов, кольев, заготовке необходимых материалов для закрытия водопропускных труб. Проводится работа по ремонту и подготовке снегоочистительной и пескосолераспределительной техники к работе в зимний период. Основные мероприятия по подготовке к осенне-зимнему периоду выполнены к 1 ноября текущего года. Для борьбы с гололедицей на республиканских дорогах организациям необходимо заготовить не менее 630 тысяч тонн песчано-соляной смеси (до 1 ноября 2004 г. — не менее 80% — 504 тыс. тонн с последующим пополнением), соли технической — 256 тысяч тонн. Одной из проблем зимнего содержания дорог является применение профилактической (превентивной) обработки покрытий с целью предотвращения образования гололеда и снежно-ледяного наката. Для ее решения в необходимых объемах требуется обустройство дорог дорожноизмерительными станциями (ДИС). В настоящее время на дорогах страны уже функционируют 34 такие своеобразные дорожные метеослужбы. Это позволит значительно сократить время определения наличия зимней скользкости на проезжей части дорог и за счет этого повысить безопасность движения при одновременном снижении затрат на зимнее содержание дорог.
Уровни зимнего содержания автомобильных дорог
При зимнем содержании автодорог во главу угла ставится рациональное использование материально-технических и финансовых ресурсов, повышение качества содержания дорог и безопасности движения автотранспорта. Согласно этим целям первостепенное внимание уделяется республиканским дорогам, что обусловлено их спецификой (они связывают областные и районные центры, города и крупные поселки и принимают на себя около 80% грузопотока), а также дорогам с постоянным автобусным движением. При этом работа дорожных организаций четко регламентирована соответствующими документами. Если говорить более конкретно, то все автомобильные дороги разделены на пять уровней содержания. В основе такой градации лежит народнохозяйственное и административное значение и интенсивность движения. Так, к автотрассам 1-го уровня содержания (интенсивность — свыше 3000 транспортных единиц в сутки) относят, к примеру, дороги, соединяющие Минск с Национальным аэропортом и областными центрами, а также последние между собой. А последний, 5-й, уровень содержания — это местные дороги с интенсивностью движения менее 100 автомобилей в сутки. Исходя из этого для обработки покрытия противогололедными материалами (ПГМ) и снегоочистки установлены директивные сроки, которые определяются с момента прекращения снегопада (метели) либо образования (обнаружения) гололеда до завершения необходимого комплекса работ. Отсюда следует, что, к примеру, дороги, соединяющие столицу с областными центрами, должны быть полностью обработаны ПГМ за 3 часа с момента образования гололеда. А, к примеру, для дорог, соединяющих центральные усадьбы колхозов с ближайшими железнодорожными станциями, этот временной отрезок может составить 9 часов, причем на опасных участках.
К очистке проезжей части во время снегопадов и метелей дорожники приступают в зависимости от интенсивности осадков: по первым двум категориям содержания в том случае, если толщина рыхлого снега составляет 3-6 см, а на дорогах 5-го уровня — 10 см либо после прекращения снегопада. Правда, здесь есть одна существенная оговорка: в экстремальных условиях (снегопад интенсивностью более 5 см/ч продолжается более 6 ч, метель со скоростью ветра более 9 м/с или среднесуточная температура воздуха ниже минус 10°С наблюдаются более двух суток) эти сроки соответственно увеличиваются. В случае, если гололедица не ликвидирована в установленные сроки, скорость движения автотранспорта может быть ограничена до 30 км/ч. И еще: за ДТП, произошедшие по причине зимней скользкости во время выпадения осадков, а также в период директивного времени, отводимого для ее ликвидации, дорожные организации ответственности не несут. Практика показывает, что зимняя скользкость образуется практически одновременно на значительной протяженности автомобильных дорог. А ее устранение связано со значительными затратами времени, технических и трудовых ресурсов, что обусловлено выполнением большого объема работ в сложных условиях. Заметим, что зимнее содержание автодорог требует и немалых финансовых средств, в которых дорожники ограничены. Но какие бы препятствия ни чинила стихия, транспортные артерии должны работать бесперебойно, а пользователи дорог — получить возможность комфортного проезда. Именно на эти задачи ориентирует сегодня департамент "Белавтодор" отраслевые предприятия.
Требования к зимнему содержанию автомобильных дорог(выдержка из отраслевого нормативного документа)
5.1. Вся сеть автомобильных дорог общего пользования разделена на 5 уровней содержания, в т.ч. зимнего, в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1.
Директивные сроки обработки покрытия ПГМ и выполнения работ по очистке покрытия и обочин от снега при обычных и экстремальных погодных условиях в зависимости от уровней содержания приведены в таблице 2.
Уровни содержания дорог | Народнохозяйственное и административное значение автомобильных дорог общего пользования данного уровня содержания | Интенсивность движения в транспортных единицах, авт./сут |
1 | Республиканские автомобильные дороги, включенные в сеть международных автомобильных дорог; важнейшие республиканские дороги, соединяющие г.Минск с административными центрами областей и Национальным аэропортом Минск и административные центры областей между собой | более3000 |
2 | Республиканские дороги, соединяющие административные центры областей с административными центрами районов; подъезды к пограничным пунктам таможенного оформления; местные автомобильные дороги, имеющие важное народно-хозяйственное значение | 1000-3000 |
3 | Республиканские дороги, не отнесенные к уровням содержания 1 и 2, соединяющие, как правило, административные центры районов между собой по одному из направлений; местные автомобильные дороги, соединяющие города районного подчинения, поселки городского типа с административными центрами районов, а также с ближайшими железнодорожными станциями и республиканскими автомобильными дорогами | 500-1000 |
4 | Прочие республиканские дороги, не отнесенные к уровням содержания 1, 2 и 3; местные дороги, не отнесенные к уровням содержания 2 и 3, а также автомобильные дороги, соединяющие центральные усадьбы совхозов и колхозов, административные центры сельсоветов, больницы, культурно-исторические памятники с административными центрами областей и районов и с ближайшими железнодорожными станциями и республиканскими автомобильными дорогами | 100-500 |
5 | Местные дороги, не отнесенные к уровням содержания 2, 3 и 4 | менее 100 |
Материалы полосы подготовили Василий КУРЛОВИЧ, Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 46 за 2004 год в рубрике дороги