Потенциал железнодорожного транспорта Беларуси предполагается направить на развитие международного транзита

Как сообщает отдел информации БЖД, за 8 месяцев текущего года Белорусской железной дорогой перевезено 72,3 млн тонн грузов, что на 5,5% больше, чем за аналогичный период 2003 года. Грузооборот составил 26,4 млн тонно-километров, тем самым увеличившись на 5,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В структуре перевозок главное место занимают:
— по вывозу: нефтегрузы — 49,6%; удобрения — 22,3%; стройматериалы — 8,6%; лесные грузы — 4,9%;
— по ввозу: нефтегрузы — 18%; лом черных металлов — 12,5%; черные металлы — 11,3%; хлебные грузы — 10,1%; остальные грузы — 32,1%;
— по транзиту: нефтегрузы — 48,4%; черные металлы — 12,8%; удобрения — 6,8%; уголь — 4,9%.

Объем инвестиций в основной капитал за 8 месяцев текущего года составил 97,9%. Показатель по энергосбережению за 7 месяцев текущего года выполнен на уровне 9,0% при задании 9,0%.
Потенциал железнодорожного транспорта Беларуси предопределяет в качестве приоритетного направления развитие международного транзита. На долю этого сегмента грузовых перевозок приходится более трети (34%) общего объема перевозок. Белорусская магистраль работала и продолжает работать в условиях жесткой конкурентной борьбы за транзит с железными дорогами Украины, стран Балтии, предприятиями автомобильного транспорта, в том числе за ввоз и вывоз. Определяющие для дороги маршруты проходят в основном из регионов России, Казахстана и Украины в балтийские порты — Клайпеду, Вентспилс, а также Калининград. На нынешнем этапе развития Белорусская железная дорога активно внедряет информационные технологии, модернизирует и закупает подвижной состав, проводит реконструкцию вычислительного центра, модернизирует ведомственную сеть связи и передачи информации на основе цифровых технологий, создает систему автоматической идентификации подвижного состава (САИПС), разрабатывает проект по организации скоростного движения пассажирских поездов до 160 км/час на участке Красное — Минск — Брест. Решение задачи привлечения дополнительных транзитных перевозок через территорию Беларуси зависит не только от работы дороги. Необходимо четкое взаимодействие и взаимопонимание железнодорожников, пограничников и таможенников, других контрольных органов, совершенствование нормативных и правовых актов в области осуществления транзитных перевозок.

Сегодня Белорусской железной дорогой совместно с Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь проводится большая работа по совершенствованию таможенного законодательства на железнодорожном транспорте. На протяжении нескольких последних лет в Беларуси осуществляется эксперимент по применению упрощенного порядка таможенного оформления и контроля транзитных грузов. Согласно принятому решению транзитные грузы могут задерживаться только в определенных случаях. Упрощенный порядок оказал влияние на увеличение транзитных грузопотоков по направлениям, попадающим под действие эксперимента. С начала его применения в 2001 году объемы транзита по этим направлениям по отношению к 2000 году увеличились почти в 2 раза, а в 2003 году по отношению к 2000 году — более чем в 5 раз. В настоящее время ГТК Республики Беларусь введен нормативный правовой акт, предусматривающий введение упрощенного порядка на постоянной основе. Пока он будет распространяться только на 10% перевозок транзитных грузов. Благодаря шагам, предпринятым железнодорожными администрациями России, Беларуси и других стран, активизировалась работа и по разработке конвенции Европейской экономической комиссии ООН о процедуре международного таможенного транзита при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Беларусью уже подготовлены соответствующие предложения по проекту Конвенции. Ее принятие позволит применять в странах — участницах СМГС железнодорожную накладную в качестве таможенного документа на всем пути следования.

В связи со вступлением в мае 2004 года в Евросоюз стран Балтии и Польши, которые имеют общие границы с Беларусью, порядок пропуска грузов через пограничные переходы этих государств изменился незначительно. Железнодорожными администрациями стран, вступивших в ЕС, ужесточены требования к вагонам-цистернам колеи 1520 мм и контейнерам-цистернам, используемым для перевозки опасных грузов. При транспортировке же грузов из стран СНГ в Литву, Латвию и Эстонию требования к подвижному составу в техническом и коммерческом отношении не изменились.
В текущем году развернута деятельность в рамках подписанного меморандума о сотрудничестве между ОАО "РЖД" и Германскими железными дорогами. В порядке реализации меморандума подготовлен и согласован проект "Соглашения между ОАО "РЖД" и БЧ об электронном обмене данными при перевозке грузов в российско-белорусском железнодорожном сообщении". На 1-м этапе в рамках пилот-проекта разработано и проведено тестирование электронного обмена перевозочными документами между Россией и Беларусью по участку Брест — Москва. Обмен осуществляется в объеме железнодорожной накладной по факту погрузки на импортные и транзитные грузы, следующие на Россию или на Польшу и Германию через пограничную станцию Брест. На данном этапе передача производится 1 раз в сутки. Анализ результатов электронного обмена данными показал работоспособность разработанного программно-технического решения. Применение таких технологий значительно повышает производительность труда, снижает эксплуатационные расходы за счет оптимизации процесса перевозок и энергосбережения.

Результаты работы дороги следующие: за 8 месяцев 2004 г. абсолютное снижение потребления топливно-энергетических ресурсов составит 11 тысяч 960 тонн условного топлива. За 5 последних лет снижение составило с 10,17% до 5,9%. В 2004 году объем инвестиций в основной капитал дороги составит 383 млрд рублей — в основном это затраты на обновление активной части основных фондов с максимальным эффектом от вложения. Под ним понимается технико-экономическое обоснование, бизнес-планы, удешевление строительства путем применения отечественных материалов, использование разработок Национальной Академии наук Беларуси, отраслевых вузов, Белорусского государственного университета транспорта.

Подготовили Василий КУРЛОВИЧ, Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 41 за 2004 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость