Жилье и права детей
Продолжение. Начало в СиН №№ 38, 39
Остается до сих пор нерешенным вопрос, рассмотрение которого было поручено главой государства еще в 1996 году (пп.2.2 Указа от 10.09.1996 г. №358 "О мерах по улучшению жилищных условий молодежи"). Речь идет об использовании на финансирование жилищного строительства ранее накопленных средств населения. Это денежные вклады молодых граждан и их родителей в Сберегательном банке "Беларусбанк", суммы по договорам страхования детей по состоянию на 1 января 1992 г. и облигации Государственного целевого беспроцентного займа СССР 1990 года. Эти средства в случае их индексации могли бы быть направлены на строительство (реконструкцию) или покупку жилых помещений для бывших на тот период времени молодых граждан, которые сейчас уже имеют свои семьи, воспитывают детей и нуждаются в улучшении жилищных условий.
Способствовало бы решению жилищных проблем семей, воспитывающих детей, и одновременно стимулировало бы привлечение средств населения в жилищную сферу введение специальных накопительных банковских счетов на детей. Попытка введения таких счетов была предпринята в республике в 1994 году. Постановлением Совета Министров от 21.06.1994 г. №467 "О целевых вкладах на детей для строительства или приобретения жилья" было принято предложение Сберегательного банка о введении нового вида сбережений — целевого вклада на детей для строительства или приобретения жилья с выплатой дохода по нему в размере 300% годовых.
Тогда было определено, что целевой вклад открывается на имя гражданина Республики Беларусь, родившегося после 1 июля 1994 г. (в редакции постановления от 1.07.1994 г. №19 — после 1 января 1995 г.), на сумму 500 тыс. рублей (в ценах 1994 года) за счет средств Сберегательного банка и хранится до достижения им 18-летнего возраста. Досрочная и частичная выдача вклада и дохода по нему не предусматривалась. По окончании срока хранения вклад должен был использоваться строго по целевому назначению путем безналичного перечисления его вкладчику на строительство или приобретение жилья на территории Республики Беларусь.
В связи с наисложнейшей в тот период в республике экономической обстановкой указанное постановление о введении накопительных банковских счетов было отменено (постановление Совета Министров от 5.01.1995 г. №5). В настоящее время, когда, как следует из официальных источников, преодолен спад производства и достигнута положительная динамика макроэкономических процессов (обеспечиваются ежегодные приросты ВВП, производство промышленной продукции и потребительских товаров, улучшена система социальной защиты населения) можно было бы вернуться к введению накопительных счетов для детей, определив порядок их открытия и функционирования, адекватный нынешней социально-экономической ситуации (предусмотрев как минимум, в частности, что на такие вклады начисляются проценты, обеспечивающие индексацию накопленных средств в объеме увеличения стоимости строительства жилья).
В конечном счете как дальнейшее совершенствование нормативных правовых документов в этой области, так и упорядочение льгот для семей, воспитывающих детей, может значительно расширить их возможности в улучшении жилищных условий и обеспечить реализацию гарантированных государством жилищных прав, что несомненно будет способствовать и улучшению в целом демографической ситуации в стране.
Пользование жилыми помещениями
В соответствии с положениями гражданского, жилищного и семейного законодательства дети имеют равное с другими членами семьи право пользования жилыми помещениями. Отношения по пользованию жилыми помещениями регулируются соответствующими статьями Жилищного кодекса Республики Беларусь.
В соответствии со ст. 30, 57, 117 ЖК несовершеннолетние члены семьи нанимателя, собственника жилого помещения имеют равное с нанимателем, собственником и другими членами их семей право пользования жилым помещением.
Если для защиты интересов несовершеннолетнего ребенка установлена опека (попечительство), защита его жилищных прав осуществляется опекуном (попечителем), который, в частности, может в интересах ребенка требовать установления порядка пользования жилым помещением, заключения отдельного договора найма и др. На совершение таких сделок необходимо согласие органов опеки и попечительства (ст.161 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, ч.2 ст.35 Гражданского кодекса), иначе они будут недействительны. В то же время, граждане, вселившиеся в жилое помещение нанимателя в качестве опекунов или попечителей, самостоятельного права на это жилое помещение не приобретают, за исключением случаев признания их членами семьи нанимателя.
При обмене жилых помещений, занимаемых гражданами, над которыми установлена опека (попечительство), и жилых помещений, в которых проживают несовершеннолетние дети, также требуется согласие органов опеки и попечительства. Отказ этих органов в даче согласия на обмен может быть обжалован в вышестоящий исполнительный и распорядительный орган или в судебном порядке (п.5 Правил обмена жилых помещений государственного жилищного фонда в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Совета Министров от 02.08.1999 г. №1191). Разрешение жалобы вышестоящим органом не является препятствием для подачи жалобы в суд.
Одной из действенных мер по защите жилищных прав детей-сирот, по мнению Министерства образования, может стать обмен жилого помещения по инициативе опекуна (попечителя) в случае лишения родителей их родительских прав.
При несогласии родителей, лишенных родительских прав либо ограниченных в правах на воспитание ребенка, на обмен жилого помещения опекун (попечитель) может в интересах ребенка требовать заключения отдельного договора найма (постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 30 марта 2000 г. №3 "О некоторых вопросах применения судами жилищного законодательства").
При помещении детей на воспитание в детские учреждения, к родственникам, опекунам или попечителям за ними должны закрепляться жилые помещения по месту их жительства и, следовательно, сохраняться право на жилое помещение на весь период пребывания в детских учреждениях, если в жилом помещении, из которого выбыли дети, остались проживать другие члены семьи.
Такая норма была четко прописана в прежнем Жилищном кодексе (ст.70). Действующий ЖК не содержит такой специальной нормы, и в ст.84 лишь определено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании пребывания в детских учреждениях, у родственников, опекунов (попечителей) предоставляются вне очереди жилые помещения социального пользования, если за ними не сохранилось жилое помещение или если они не могут быть по другим причинам вселены в жилое помещение, из которого выбыли.
Министерство образования полагает, что необходимо урегулировать порядок закрепления жилых помещений за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Данное жилье не должно изыматься местными исполнительными и распорядительными органами, а органам опеки и попечительства должно быть предоставлено право сдавать по договору поднайма жилое помещение, закрепленное за несовершеннолетними, выбывшими в детские интернатные учреждения, к опекуну, попечителю, в учреждения образования.
Особо важными являются вопросы защиты прав детей при регулировании отношений по выселению граждан из жилых помещений.
В ЖК 1983 года наряду с иными категориями граждан, которые могли быть выселены из служебного жилого помещения и общежития только с предоставлением другого жилого помещения, были отнесены и одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми. Новый Жилищный кодекс льгот для такой категории граждан, проживающих в общежитиях и служебных жилых помещениях, не содержит. Следовательно, при увольнении с работы они могут быть выселены и без предоставления другого жилого помещения.
Вместе с тем, для указанных граждан, проживающих вместе с несовершеннолетними детьми в общежитиях, такая льгота предусмотрена п.46.7 Положения об общежитиях, утвержденного постановлением Совета Министров от 15 сентября 1999 г. №1437. В целях достижения полноты защиты прав детей представляется, что все-таки следовало бы восстановить указанную норму в Жилищном кодексе и одновременно рассмотреть вопрос о распространении ее действия на многодетные семьи и семьи, воспитывающие детей-инвалидов.
В проекте новой редакции Жилищного кодекса заложены некоторые новые положения в части защиты прав детей при решении вопросов о выселении из жилых помещений. Так, предусмотрено, что не допускается выселение из общежития (независимо от оснований его предоставления) без предоставления другого жилого помещения учащихся и студентов, которые являются детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Предусмотрено также, что при выселении нанимателя и членов его семьи, уклоняющихся от внесения платы за пользование жилым помещением, техническое обслуживание дома и коммунальные услуги с предоставлением жилого помещения типовых потребительских качеств по общей площади менее занимаемого (ст.71 ЖК) во внимание должны приниматься интересы детей, направленных в детские интернатные учреждения, под опеку (попечительство), при других формах устройства на воспитание, если за ними сохраняется жилое помещение.
И все же думается, что этих мер недостаточно. Для усиления гарантий жилищных прав несовершеннолетних детей необходимо рассмотреть вопрос о введении нормы, предусматривающей учет интересов детей и в ряде других случаев выселения из жилых помещений, как-то:
— выселение из жилых домов, грозящих обвалом (ст.38 ЖК);
— выселение без предоставления гражданам жилого помещения в случаях систематического разрушения или порчи жилых помещений либо использования их не по назначению, систематического нарушения правил пользования жилыми помещениями (ст.39 ЖК);
— выселение в связи со сносом или переоборудованием жилого помещения (ст.69 ЖК);
— выселение в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией жилого дома (ст.68 ЖК).
Заслуживает внимания и вопрос о возможности передачи жилых помещений социального пользования, в которых проживают граждане из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во владение и пользование по обычному бессрочному договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда.
Предложения о такой передаче социального жилья после истечения 10 лет с момента его предоставления поддержаны Минжилкомхозом и Минобразования и направлены в соответствующие инстанции для включения в проект новой редакции Жилищного кодекса.
Следует обратить внимание и на вопрос защиты прав детей при приватизации гражданами занимаемых ими на условиях договора найма жилых помещений в домах государственного жилищного фонда. При оформлении приватизации жилого помещения жилищные квоты несовершеннолетних членов семьи нанимателя, проживающих совместно с ним, суммируются с квотой родителей, а при их отсутствии — с квотой одного из совершеннолетних членов семьи.
Поэтому несовершеннолетние члены семьи нанимателя, родившиеся до 1 июля 1992 г., квота которых зачтена при приватизации, также являются участниками приватизации и имеют право на долю в жилом помещении. Отчуждение такого жилого помещения без согласия органов опеки и попечительства является основанием для признания сделки недействительной.
Окончание следует
Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь Республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов
Остается до сих пор нерешенным вопрос, рассмотрение которого было поручено главой государства еще в 1996 году (пп.2.2 Указа от 10.09.1996 г. №358 "О мерах по улучшению жилищных условий молодежи"). Речь идет об использовании на финансирование жилищного строительства ранее накопленных средств населения. Это денежные вклады молодых граждан и их родителей в Сберегательном банке "Беларусбанк", суммы по договорам страхования детей по состоянию на 1 января 1992 г. и облигации Государственного целевого беспроцентного займа СССР 1990 года. Эти средства в случае их индексации могли бы быть направлены на строительство (реконструкцию) или покупку жилых помещений для бывших на тот период времени молодых граждан, которые сейчас уже имеют свои семьи, воспитывают детей и нуждаются в улучшении жилищных условий.
Способствовало бы решению жилищных проблем семей, воспитывающих детей, и одновременно стимулировало бы привлечение средств населения в жилищную сферу введение специальных накопительных банковских счетов на детей. Попытка введения таких счетов была предпринята в республике в 1994 году. Постановлением Совета Министров от 21.06.1994 г. №467 "О целевых вкладах на детей для строительства или приобретения жилья" было принято предложение Сберегательного банка о введении нового вида сбережений — целевого вклада на детей для строительства или приобретения жилья с выплатой дохода по нему в размере 300% годовых.
Тогда было определено, что целевой вклад открывается на имя гражданина Республики Беларусь, родившегося после 1 июля 1994 г. (в редакции постановления от 1.07.1994 г. №19 — после 1 января 1995 г.), на сумму 500 тыс. рублей (в ценах 1994 года) за счет средств Сберегательного банка и хранится до достижения им 18-летнего возраста. Досрочная и частичная выдача вклада и дохода по нему не предусматривалась. По окончании срока хранения вклад должен был использоваться строго по целевому назначению путем безналичного перечисления его вкладчику на строительство или приобретение жилья на территории Республики Беларусь.
В связи с наисложнейшей в тот период в республике экономической обстановкой указанное постановление о введении накопительных банковских счетов было отменено (постановление Совета Министров от 5.01.1995 г. №5). В настоящее время, когда, как следует из официальных источников, преодолен спад производства и достигнута положительная динамика макроэкономических процессов (обеспечиваются ежегодные приросты ВВП, производство промышленной продукции и потребительских товаров, улучшена система социальной защиты населения) можно было бы вернуться к введению накопительных счетов для детей, определив порядок их открытия и функционирования, адекватный нынешней социально-экономической ситуации (предусмотрев как минимум, в частности, что на такие вклады начисляются проценты, обеспечивающие индексацию накопленных средств в объеме увеличения стоимости строительства жилья).
В конечном счете как дальнейшее совершенствование нормативных правовых документов в этой области, так и упорядочение льгот для семей, воспитывающих детей, может значительно расширить их возможности в улучшении жилищных условий и обеспечить реализацию гарантированных государством жилищных прав, что несомненно будет способствовать и улучшению в целом демографической ситуации в стране.
Пользование жилыми помещениями
В соответствии с положениями гражданского, жилищного и семейного законодательства дети имеют равное с другими членами семьи право пользования жилыми помещениями. Отношения по пользованию жилыми помещениями регулируются соответствующими статьями Жилищного кодекса Республики Беларусь.
В соответствии со ст. 30, 57, 117 ЖК несовершеннолетние члены семьи нанимателя, собственника жилого помещения имеют равное с нанимателем, собственником и другими членами их семей право пользования жилым помещением.
Если для защиты интересов несовершеннолетнего ребенка установлена опека (попечительство), защита его жилищных прав осуществляется опекуном (попечителем), который, в частности, может в интересах ребенка требовать установления порядка пользования жилым помещением, заключения отдельного договора найма и др. На совершение таких сделок необходимо согласие органов опеки и попечительства (ст.161 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, ч.2 ст.35 Гражданского кодекса), иначе они будут недействительны. В то же время, граждане, вселившиеся в жилое помещение нанимателя в качестве опекунов или попечителей, самостоятельного права на это жилое помещение не приобретают, за исключением случаев признания их членами семьи нанимателя.
При обмене жилых помещений, занимаемых гражданами, над которыми установлена опека (попечительство), и жилых помещений, в которых проживают несовершеннолетние дети, также требуется согласие органов опеки и попечительства. Отказ этих органов в даче согласия на обмен может быть обжалован в вышестоящий исполнительный и распорядительный орган или в судебном порядке (п.5 Правил обмена жилых помещений государственного жилищного фонда в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Совета Министров от 02.08.1999 г. №1191). Разрешение жалобы вышестоящим органом не является препятствием для подачи жалобы в суд.
Одной из действенных мер по защите жилищных прав детей-сирот, по мнению Министерства образования, может стать обмен жилого помещения по инициативе опекуна (попечителя) в случае лишения родителей их родительских прав.
При несогласии родителей, лишенных родительских прав либо ограниченных в правах на воспитание ребенка, на обмен жилого помещения опекун (попечитель) может в интересах ребенка требовать заключения отдельного договора найма (постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 30 марта 2000 г. №3 "О некоторых вопросах применения судами жилищного законодательства").
При помещении детей на воспитание в детские учреждения, к родственникам, опекунам или попечителям за ними должны закрепляться жилые помещения по месту их жительства и, следовательно, сохраняться право на жилое помещение на весь период пребывания в детских учреждениях, если в жилом помещении, из которого выбыли дети, остались проживать другие члены семьи.
Такая норма была четко прописана в прежнем Жилищном кодексе (ст.70). Действующий ЖК не содержит такой специальной нормы, и в ст.84 лишь определено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании пребывания в детских учреждениях, у родственников, опекунов (попечителей) предоставляются вне очереди жилые помещения социального пользования, если за ними не сохранилось жилое помещение или если они не могут быть по другим причинам вселены в жилое помещение, из которого выбыли.
Министерство образования полагает, что необходимо урегулировать порядок закрепления жилых помещений за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Данное жилье не должно изыматься местными исполнительными и распорядительными органами, а органам опеки и попечительства должно быть предоставлено право сдавать по договору поднайма жилое помещение, закрепленное за несовершеннолетними, выбывшими в детские интернатные учреждения, к опекуну, попечителю, в учреждения образования.
Особо важными являются вопросы защиты прав детей при регулировании отношений по выселению граждан из жилых помещений.
В ЖК 1983 года наряду с иными категориями граждан, которые могли быть выселены из служебного жилого помещения и общежития только с предоставлением другого жилого помещения, были отнесены и одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми. Новый Жилищный кодекс льгот для такой категории граждан, проживающих в общежитиях и служебных жилых помещениях, не содержит. Следовательно, при увольнении с работы они могут быть выселены и без предоставления другого жилого помещения.
Вместе с тем, для указанных граждан, проживающих вместе с несовершеннолетними детьми в общежитиях, такая льгота предусмотрена п.46.7 Положения об общежитиях, утвержденного постановлением Совета Министров от 15 сентября 1999 г. №1437. В целях достижения полноты защиты прав детей представляется, что все-таки следовало бы восстановить указанную норму в Жилищном кодексе и одновременно рассмотреть вопрос о распространении ее действия на многодетные семьи и семьи, воспитывающие детей-инвалидов.
В проекте новой редакции Жилищного кодекса заложены некоторые новые положения в части защиты прав детей при решении вопросов о выселении из жилых помещений. Так, предусмотрено, что не допускается выселение из общежития (независимо от оснований его предоставления) без предоставления другого жилого помещения учащихся и студентов, которые являются детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Предусмотрено также, что при выселении нанимателя и членов его семьи, уклоняющихся от внесения платы за пользование жилым помещением, техническое обслуживание дома и коммунальные услуги с предоставлением жилого помещения типовых потребительских качеств по общей площади менее занимаемого (ст.71 ЖК) во внимание должны приниматься интересы детей, направленных в детские интернатные учреждения, под опеку (попечительство), при других формах устройства на воспитание, если за ними сохраняется жилое помещение.
И все же думается, что этих мер недостаточно. Для усиления гарантий жилищных прав несовершеннолетних детей необходимо рассмотреть вопрос о введении нормы, предусматривающей учет интересов детей и в ряде других случаев выселения из жилых помещений, как-то:
— выселение из жилых домов, грозящих обвалом (ст.38 ЖК);
— выселение без предоставления гражданам жилого помещения в случаях систематического разрушения или порчи жилых помещений либо использования их не по назначению, систематического нарушения правил пользования жилыми помещениями (ст.39 ЖК);
— выселение в связи со сносом или переоборудованием жилого помещения (ст.69 ЖК);
— выселение в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией жилого дома (ст.68 ЖК).
Заслуживает внимания и вопрос о возможности передачи жилых помещений социального пользования, в которых проживают граждане из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во владение и пользование по обычному бессрочному договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда.
Предложения о такой передаче социального жилья после истечения 10 лет с момента его предоставления поддержаны Минжилкомхозом и Минобразования и направлены в соответствующие инстанции для включения в проект новой редакции Жилищного кодекса.
Следует обратить внимание и на вопрос защиты прав детей при приватизации гражданами занимаемых ими на условиях договора найма жилых помещений в домах государственного жилищного фонда. При оформлении приватизации жилого помещения жилищные квоты несовершеннолетних членов семьи нанимателя, проживающих совместно с ним, суммируются с квотой родителей, а при их отсутствии — с квотой одного из совершеннолетних членов семьи.
Поэтому несовершеннолетние члены семьи нанимателя, родившиеся до 1 июля 1992 г., квота которых зачтена при приватизации, также являются участниками приватизации и имеют право на долю в жилом помещении. Отчуждение такого жилого помещения без согласия органов опеки и попечительства является основанием для признания сделки недействительной.
Окончание следует
Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь Республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 40 за 2004 год в рубрике недвижимость