Жилье и права детей

Продолжение. Начало в СиН №38

При обсуждении в апреле текущего года проекта Закона Республики Беларусь "О гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на заседании в Национальном собрании Республики Беларусь участниками круглого стола высказан ряд замечаний и предложений по усилению предусмотренных в законопроекте государственных гарантий права на жилище. Эти замечания и предложения рассмотрены соответствующими республиканскими органами государственного управления, а также Национальным центром законопроектной деятельности.
Отмечено, в частности, что согласно части второй статьи 1 Закона от 19.11.1993 г. "О правах ребенка" (в редакции Закона от 25 октября 2000 г.) правовой статус ребенка прекращается с достижением совершеннолетия, а жилые помещения социального пользования (внеочередное право на получение которых согласно ст.84 ЖК имеют дети-сироты) по действующему законодательству могут предоставляться гражданам только после достижения совершеннолетия. Эта несогласованность требует устранения, так как вызывает большие проблемы в правоприменительной практике при решении жилищных проблем граждан, относившихся ранее к таким категориям и утратившим этот статус в связи с достижением совершеннолетия.

По мнению ряда облисполкомов, требует нормативного урегулирования порядок предоставления жилья детям после выбытия их из детских учреждений (окончания пребывания у опекунов, попечителей) в случаях, если за ними не сохранились жилые помещения или если они не могут быть по другим причинам вселены в жилое помещение, из которого выбыли ранее. Например, Гомельский облисполком предлагает нормативно определить, что органы опеки и попечительства должны официально подтверждать (оформлять соответствующее заключение) невозможность вселения детей в жилые помещения, где они проживали ранее до направления в детские интернатные учреждения (к опекунам, попечителям). Минский облисполком считает, что должен быть разработан специальный нормативный акт, регламентирующий порядок и механизм признания невозможности вселения детей в прежнее жилое помещение. В таком нормативном документе может быть дан перечень или определение так называемых "других причин", по которым дети не могут занять жилое помещение, из которого они выбыли.
Немало вопросов на практике возникает и в связи с неурегулированностью порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам, за которыми не было закреплено жилое помещение (или даже не могло быть закреплено жилое помещение — "подкинутые дети", дети, у которых родители не имели в постоянном пользовании или в собственности жилья, и др.). Получается, что действующим законодательством для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имевших закрепленного за ними жилого помещения, вообще не определены льготы по внеочередному обеспечению жилыми помещениями социального пользования, и они должны получать жилье на общих основаниях, то есть в порядке очередности с учетом даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после окончания пребывания в детских интернатных учреждениях, у опекунов (попечителей), или, точнее, с момента приобретения полной дееспособности. Этот пробел в законодательстве также может быть устранен при доработке новой редакции Жилищного кодекса.

Проектом новой редакции Жилищного кодекса предусматривается, что местные исполнительные и распорядительные органы обязаны предоставить жилое помещение детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находившимся в детских интернатных учреждениях, под опекой (попечительством), в приемной семье, в течение одного года с даты окончания пребывания в детских учреждениях, под опекой (попечительством), в приемной семье либо — с их согласия — после обучения в учреждениях, обеспечивающих получение высшего, среднего специального, профессионально-технического образования, а также гражданам, относившимся к таким категориям, по окончании срока службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь.
В проекте Закона "О гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что такие дети, не имеющие жилого помещения или права пользования жилым помещением в населенном пункте по месту учебы, должны обеспечиваться соответствующими учреждениями образования общежитием без взимания платы за проживание либо при отсутствии общежития денежной компенсацией стоимости найма (поднайма) жилого помещения в порядке и по нормам, установленным Советом Министров Республики Беларусь или уполномоченным им государственным органом.
По мнению Министерства образования, в целях защиты жилищных прав детей-сирот и для решения вопроса временного обеспечения жилыми помещениями выпускников учреждений образования до выделения жилых помещений социального пользования необходимо предоставлять им места в общежитиях. Для этого потребуется либо создавать специальные общежития, либо в существующих общежитиях закреплять специальные "социальные" места с правом прописки лиц указанной категории. Предоставление выпускникам учреждений образования "социальных" мест в общежитиях позволит им трудоустраиваться по специальности в соответствии с направлением на работу.

Витебский, Гродненский и Минский облисполкомы, поддерживая предложение Минобразования об обеспечении детей-сирот местами в общежитиях (причем независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности), полагают, что в Государственной инвестиционной программе должна быть выделена подпрограмма "Дети-сироты" с целевым направлением средств республиканского бюджета на строительство малогабаритных квартир для этой категории граждан.
Гомельский облисполком предлагает включить в проект Закона "О гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" статью об обязанности органов опеки и попечительства ведения банка данных о таких детях, отслеживать их нахождение в интернатных учреждениях, планировать возвращение детей данной категории в населенный пункт их постоянного проживания, предусматривать для них квотирование рабочих мест на предприятиях, возложив тем самым обязанность по трудоустройству и предоставлению жилья на местные исполнительные и распорядительные органы.
Гродненский облисполком считает, что, если было изъятие жилого помещения при направлении ребенка в детское учреждение, то потом жилое помещение должно предоставляться ему в течение месяца после окончания пребывания в этом учреждении, а не в течение одного года, как это предусмотрено в проекте новой редакции Жилищного кодекса.
Заслуживает внимания и мнение Министерства жилищно-коммунального хозяйства о том, что наряду с созданием банка данных о детях-сиротах местные исполнительные и распорядительные органы должны планировать выделение финансовых средств на целевое строительство жилых помещений социального пользования для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С учетом высказанных предложений требуется серьезный анализ подготовленных проектов нормативных правовых актов по этой тематике и соответствующая их доработка до обсуждения в Парламенте.
Следует отметить, что семьи, имеющие детей, а также дети-сироты по действующему законодательству имеют ряд льгот при строительстве (реконструкции) и приобретении жилых помещений в частную собственность. Тем из них, кто в соответствии с законодательными актами имеет право на получение государственной поддержки, могут быть в установленном порядке предоставлены льготные кредиты и одноразовые безвозмездные субсидии для улучшения жилищных условий.
Согласно ст.13 ЖК право на получение льготных кредитов, субсидий и иных форм государственной поддержки для указанной цели имеют малообеспеченные трудоспособные граждане Республики Беларусь, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также граждане, на которых распространяется действие ст.84 ЖК о внеочередном предоставлении жилых помещений социального пользования. К таким малообеспеченным гражданам отнесены лица, у которых среднемесячный совокупный доход на каждого члена семьи не превосходит двукратного среднемесячного среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи из 4 человек (постановлением Минтруда и соцзащиты от 20.07.2004 г. №90 1 МПБ утвержден в размере 204470 рублей), исчисленного за 12 месяцев, предшествующих месяцу открытия кредитной линии (подачи документов на получение субсидии), и располагающие заявленным имуществом, общая стоимость которого не превышает:
для получения льготного кредита — двукратного предельного размера льготного кредита для данной семьи;
для получения субсидии — стоимости квартиры типовых потребительских качеств исходя из максимальной нормы предоставления общей площади жилого помещения социального пользования для данной семьи.

Льготные кредиты и субсидии предоставляются в порядке очередности исходя из времени принятия граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Вместе с тем, п.6 Положения о предоставлении гражданам Республики Беларусь одноразовых безвозмездных субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений определено, что местные исполнительные и распорядительные органы имеют право предоставлять многодетным семьям субсидии вне очереди.
Кроме того, в соответствии с п.п.1.10 Указа Президента Республики Беларусь от 14.04.2000 г. (с учетом внесенных изменений и дополнений) вне очереди в списки на льготное кредитование могут быть включены многодетные семьи, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находившиеся в детских учреждениях, у родственников, под опекой (попечительством), по окончании пребывания в детских учреждениях, у родственников, опекунов (попечителей) либо с их согласия после обучения в высшем, среднем специальном, профессионально-техническом учебном заведении, по окончании срока службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь, если за ними не сохранилось жилое помещение или если они не могут быть по другим причинам вселены в жилое помещение, из которого выбыли. Этим же Указом (пп.1.11) установлено, что многодетные семьи, указанные дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также и молодые семьи, молодые граждане из числа одиноких матерей, разведенных (овдовевших) супругов, воспитывающих несовершеннолетних детей, в том числе проживающие совместно с родителями (независимо от уровня обеспеченности жилой площадью), в общежитиях, в служебных жилых помещениях, по договору поднайма в домах государственного жилищного фонда или по договору найма в домах частного жилищного фонда (независимо от длительности проживания) имеют право на совместное использование льготного кредита и одноразовой безвозмездной субсидии на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.

Под молодыми гражданами понимаются лица в возрасте до 31 года, а под молодыми семьями — семьи, в которых хотя бы один из супругов находится в возрасте до 31 года на момент принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. К членам семьи молодого гражданина (молодой семьи) относятся его супруг (независимо от возраста) и их дети.
Указом Президента Республики Беларусь от 1 марта 2004 г. №124 "О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2000 г. №185" состоящим на квартирном учете многодетным семьям установлены специальные льготы, расширяющие возможности их непосредственного участия в улучшении своих жилищных условий.
В этих целях главой государства на многодетные семьи, проживающие как в городах, так и в сельской местности, распространены более льготные "сельские" условия кредитования при строительстве (реконструкции) и приобретении жилых помещений. Теперь для них величина льготного кредита будет определяться по нормируемой общей площади строящегося жилого помещения и показателю стоимости строительства 1 квадратного метра общей площади жилого помещения типовых потребительских качеств для соответствующего типа жилых зданий, утверждаемому местными исполнительными и распорядительными органами, в размере до 95% стоимости строительства норматива льготно кредитуемой площади жилого помещения. Максимальный срок, на который предоставляются льготные кредиты, установлен до 40 лет. Плата за пользование этими кредитами в течение срока их погашения определена в размере 5% годовых (ранее кредиты предоставлялись в размере до 75% стоимости строительства на срок до 20 лет и под 10% годовых).

Весьма существенной поддержкой для многодетных семей (кроме льготного кредита и субсидии) станет дополнительная финансовая помощь государства в погашении задолженности по кредитам. Ранее такая помощь оказывалась при рождении детей только молодым семьям в следующих размерах:
при рождении первого ребенка — 10% от остатка задолженности по выданным кредитам;
при рождении второго ребенка — 20% от остатка задолженности;
при рождении третьего ребенка и последующих детей — 30% от остатка задолженности.

Теперь наряду с этой помощью в соответствии с Указом главы государства семьям (независимо от возраста супругов) будет предоставляться финансовая помощь в погашении задолженности по льготным кредитам в размерах:
при рождении третьего ребенка — 30% от суммы задолженности по выданным кредитам;
при рождении четвертого ребенка — 50% от суммы задолженности по выданным кредитам;
при рождении пятого ребенка и последующих детей — 100% от суммы задолженности по выданным кредитам.

Кроме того, Положением об оказании семьям при рождении трех и более детей финансовой помощи государства в погашении задолженности по льготным кредитам, полученным на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений (утверждено постановлением Совета Министров от 31.03.2004 №356, принятым во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 01.03.2004 №124) определено, что при рождении в семье двойни финансовая помощь оказывается в следующих размерах:
если в семье до рождения двойни был один ребенок — 30% от суммы задолженности по выданным льготным кредитам;
если в семье до рождения двойни было два ребенка — на одного ребенка из двойни 30% от суммы задолженности по выданным льготным кредитам и на другого ребенка из двойни 50% от суммы задолженности по выданным льготным кредитам, уменьшенной на размер финансовой помощи, рассчитанной на первого ребенка из двойни;
если в семье до рождения двойни было трое и более детей — 100% от суммы задолженности по выданным льготным кредитам.

При рождении в семье тройни и более детей размер финансовой помощи определяется по аналогии.
Расчет финансовой помощи производится открытым акционерным обществом "Сберегательный банк "Беларусбанк" от суммы задолженности по льготным кредитам, образовавшейся на дату рождения ребенка (детей).
Вместе с тем в законодательстве еще остаются некоторые пробелы в части предоставления льгот многодетным семьям. Так, в целях создания равных условий таким семьям необходимо решить вопрос об оказании финансовой помощи государства в погашении задолженности по льготным кредитам семьям не только при рождении третьего и последующих детей (после заключения кредитного договора и получения льготного кредита), но и семьям, которые уже имеют статус многодетных на момент предоставления льготного кредита.
Известно, что по уровню доходов и материальных ресурсов для удовлетворения насущных потребностей в наихудшем положении находятся многодетные, особенно многодетные неполные семьи. Неполными в соответствии с законодательством считаются семьи, в которых дети находятся на иждивении и воспитании одного родителя. К неполным относятся семьи:
— женщин, родивших детей вне брака и не состоящих в браке;
— вдов (вдовцов), не вступивших в новый брак, на воспитании которых находятся несовершеннолетние дети;
— родителя, расторгнувшего брак и воспитывающего несовершеннолетних детей;
— родителя, не заключившего новый брак, если второй из них признан безвестно отсутствующим;
— одиноких граждан, усыновивших детей.

Поэтому установление для таких семей новых дополнительных льгот (что в принципе предусмотрено ст.63 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье) явилось бы еще одним важным шагом на пути реализации комплекса мер по оказанию всесторонней помощи и социальной защите семьи.
Требуется внесение дополнения и в Положение о предоставлении гражданам Республики Беларусь одноразовых безвозмездных субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений (утверждено постановлением Совета Министров от 30.04.2002 №555) в части предоставления права на внеочередное получение субсидий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, так как по Указу от 14.04.2000 г. №185 они имеют право на внеочередное включение в списки на льготное кредитование и право на совместное использование льготного кредита и субсидии.

Продолжение следует

Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь Республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 39 за 2004 год в рубрике недвижимость

©1995-2024 Строительство и недвижимость