Жилье и права детей

Важнейшей политической, социальной и экономической задачей является всесторонняя гарантированная защита государством и обществом детства, семьи и материнства нынешнего и будущих поколений.

Наряду с гарантией гражданам Республики Беларусь права на жилище (ст.48 Конституции Республики Беларусь) законодательство содержит и ряд специальных норм, гарантирующих право на жилище детям. Так, ст.18 Закона Республики Беларусь "О правах ребенка" (от 19.11.1993 №2570-XII) предусмотрено, что каждый ребенок имеет право на жилище. Реализация данного права осуществляется в порядке, установленном жилищным законодательством Республики Беларусь.
В Кодексе Республики Беларусь о браке и семье (от 09.07.1999 г. №278-3) определено (ст.192), что каждый ребенок имеет право на жилище, соответствующее по размеру и качеству принятым в Республике Беларусь нормам и стандартам. Ребенок, являющийся членом семьи нанимателя или собственника жилого помещения, независимо от места его проживания пользуется наравне с нанимателем или собственником правом на занимаемое им жилое помещение.

Местом жительства гражданина согласно Гражданскому кодексу Республики Беларусь (ст.19) признается тот населенный пункт, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних в возрасте до 14 лет или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их родителей, усыновителей или опекунов.
Соответствующие положения содержатся и в Кодексе Республики Беларусь о браке и семье. Так, согласно ст.74 Кодекса местом жительства ребенка считается место жительства его родителей. Место жительства ребенка в случае отдельного проживания родителей вследствие расторжения брака или по другим причинам определяется по обоюдному согласию родителей. При отсутствии согласия между родителями спор о том, с кем будет проживать ребенок, разрешается судом исходя из интересов ребенка и с учетом его желания. Суд учитывает, кто из родителей проявляет большую заботу и внимание к ребенку, возраст ребенка и привязанность к каждому из родителей, личные качества родителей, возможность создания надлежащих материально-бытовых условий и нравственно-психологической атмосферы, обеспечения надлежащего уровня воспитания.

В Законе Республики Беларусь "О правах ребенка" наряду с закреплением права каждого ребенка жить в семье, знать своих родителей, а также права на их заботу, совместное с ними проживание (за исключением случаев, когда разлучение с одним или обоими родителями необходимо в интересах ребенка) определена и норма (ст.15), дающая ребенку право выбора одного из родителей для совместного проживания по достижении им десяти лет. Ребенок, оставшийся без попечения родителей, при невозможности передать его на воспитание в семью определяется в государственные и негосударственные детские интернатные учреждения на патронатное воспитание (ст.30).
Таковы общие законодательные нормы. Вместе с тем, реализация гарантированных ребенку прав обеспечивается и рядом других нормативных правовых документов.

Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий
В соответствии с действующим Жилищным кодексом Республики Беларусь и Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Беларусь (утверждены постановлением Совета Министров от 22.09.1999 г. №1468) граждане имеют право самостоятельно состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента приобретения полной дееспособности.
По гражданскому законодательству способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18-летнего возраста.
В случае, когда законодательством допускается эмансипация (ст.26 Гражданского кодекса) или вступление в брак до достижения 18 лет, гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме соответственно с момента принятия решения об эмансипации или со времени вступления в брак. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака. При признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом.

Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору (контракту) или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органов опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии такого согласия — по решению суда.
До приобретения полной дееспособности дети принимаются в установленном порядке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий вместе с родителями в составе семей, в которых они проживают в данном населенном пункте. Причем семья вправе состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства, а также по месту работы каждого ее члена.
Наряду с общим основанием, дающим право для принятия на квартирный учет (обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 м2), законодательство содержит и другие (не зависящие от уровня обеспеченности общей площадью) самостоятельные основания для принятия на учет семей с детьми. Так, в соответствии со статьей 43 ЖК признаются, в частности, нуждающимися в улучшении жилищных условий граждане, родившие (усыновившие) и воспитывающие детей без вступления в брак, не имеющие отдельной квартиры, а также проживающие в однокомнатной квартире или одной комнате с другим гражданином независимо от его пола, кроме супругов.

Вместе с тем, в ходе подготовки и обсуждения специалистами проекта Закона Республики Беларусь "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" выявлено несовершенство норм, регламентирующих учет детей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
По мнению Национального центра законопроектной деятельности, имеется несогласованность ряда норм действующего Жилищного кодекса (стст. 12, 42, 83 и 84). Так, для реализации предусмотренного статьей 84 права на внеочередное получение жилого помещения социального пользования детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, необходимо встать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Статьей же 42 ЖК установлено, что граждане имеют право самостоятельно состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента приобретения полной дееспособности. То есть получается, что ребенку-сироте необходимо дождаться наступления полной дееспособности и только после этого встать на квартирный учет и ожидать в течение определенного времени реализации своего права на указанную льготу наряду с другими льготными категориями граждан, имеющими право на получение во внеочередном порядке жилого помещения социального пользования (это граждане, жилые помещения которых в результате стихийного бедствия, техногенных и социальных катастроф стали непригодными для проживания, больные активной формой туберкулеза и некоторые другие). Это ставит детей в худшее положение при реализации их жилищных прав по сравнению с другими гражданами, претендующими на получение социального жилья.

В целях устранения указанной коллизии Министерством образования еще в 2000 году предлагалось предусмотреть в Жилищном кодексе, что местные исполнительные и распорядительные органы, являющиеся в соответствии с Кодексом о браке и семье органами опеки и попечительства, должны осуществлять учет несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся во внеочередном обеспечении жильем, с момента поступления их под опеку и до направления их в детские интернатные учреждения, к опекуну (попечителю), а не по достижении совершеннолетия. Дело в том, что большинство воспитанников выходят из детских учреждений после получения базового образования в 16 лет с правом внеочередного получения жилого помещения социального пользования. И для них вопрос постановки на квартирный учет для реализации своих жилищных прав является делом первостепенной важности. Предполагалось, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, будут приниматься на учет на основании справок отдела образования, исполняющего функции органа опеки (попечительства) в отношении данного несовершеннолетнего, об устройстве его на воспитание в детское интернатное учреждение, под опеку (попечительство), в приемную семью и отсутствии закрепленного за ним жилого помещения. В случае, если за таким ребенком было закреплено жилое помещение, но вселение в него невозможно, принимается решение местного исполнительного и распорядительного органа о невозможности его вселения в данное жилое помещение и обеспечении его вне очереди равноценным жилым помещением.

Решение данной проблемы заложено в проекте новой редакции Жилищного кодекса (который должен рассматриваться во втором чтении на сессии Парламента). Проектом предусмотрен новый порядок учета детей-сирот, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а именно: они должны приниматься на квартирный учет до наступления совершеннолетия, с даты окончания пребывания в детском интернатном учреждении, у опекунов (попечителей), в приемной семье. Предусматривается также, что за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, сохраняется право состоять на квартирном учете (если они были приняты на учет ранее) при их устройстве на воспитание в детское интернатное учреждение, к опекуну (попечителю), в приемную семью или в других случаях устройства их на воспитание.

Предоставление жилых помещений
В соответствии с Жилищным кодексом обязательный для всех местных исполнительных и распорядительных органов, предприятий, учреждений, организаций порядок предоставления жилых помещений гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, установлен Правилами, утвержденными постановлением Совета Министров от 22.09.1999 г. №1468 (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением от 30.06.2000 г. №988). Государственные организации предоставляют жилые помещения в соответствии с Жилищным кодексом, указанными Правилами и коллективными договорами. Организации негосударственной формы собственности вправе устанавливать иной порядок предоставления жилых помещений, не ущемляя при этом прав граждан, предусмотренных жилищным законодательством Республики Беларусь.

Следует отметить, что по ранее действовавшему жилищному законодательству (до введения в действие с 01.07.1999 г. нового Жилищного кодекса Республики Беларусь) жилые помещения предоставлялись в порядке очередности гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, преимущественно на условиях договора найма в домах государственного и общественного жилищного фонда. Жилые помещения предоставлялись в бессрочное пользование в пределах нормы жилой площади (12 м2 на каждого члена семьи включая детей независимо от их возраста), но не менее 8 м2 на одного члена семьи. При предоставлении жилых помещений не допускалось заселение одной комнаты лицами разного пола старше 9 лет, кроме супругов.
Действовали и определенные льготы при улучшении жилищных условий семей, воспитывающих детей. Так, в частности, в первую очередь жилые помещения предоставлялись: матерям, которым присвоено звание "Мать-героиня", либо награжденным орденом "Материнская слава" или медалью "Медаль материнства"; многодетным семьям, имеющим трех и более несовершеннолетних либо состоящих на иждивении родителей детей (право на получение жилых помещений в первую очередь сохранялось за указанными семьями, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, и в случаях достижения детьми совершеннолетия или прекращения иждивения); одиноким матерям; семьям при рождении близнецов; семьям, воспитывающим детей-инвалидов.

Вне очереди жилые помещения предоставлялись детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в том числе находившимся под опекой или попечительством, по окончании пребывания в детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей либо с их согласия после обучения в высшем, среднем специальном, профессионально-техническом учебном заведении, по окончании срока службы в Вооруженных Силах, если за ними не сохранилось жилое помещение или они не могут быть по другим причинам вселены в жилое помещение, из которого выбыли. Жилые помещения указанным лицам предоставлялись исполнительным комитетом местного Совета депутатов, предприятием, учреждением, организацией. Перечисленные выше категории граждан имели соответственно и право на первоочередное и внеочередное вступление в члены жилищно-строительного кооператива.

С введением в действие с 1.07.1999 г. нового Жилищного кодекса изменился и порядок обеспечения жильем граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно ст. 12 ЖК малообеспеченные нетрудоспособные граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, получили право на получение жилого помещения социального пользования (это жилое помещение типовых потребительских качеств государственного жилищного фонда, предоставляемое гражданам на условиях договора найма и не подлежащее приватизации, разделу и обмену). К таким малообеспеченным гражданам законодательством отнесены: пенсионеры, достигшие возраста 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины); инвалиды I и II групп, у которых среднемесячный совокупный доход на каждого члена семьи не превышает утвержденного бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (постановлением Совета Министров от 6.08.2004 г. №949 БПМ утвержден в размере 128390 рублей), исчисленного за 12 месяцев, предшествующих месяцу постановки на учет (и на день предоставления жилого помещения социального пользования), и располагающим заявленным имуществом, общая стоимость которого не превышает размера стоимости квартиры типовых потребительских качеств исходя из максимальной нормы предоставления общей площади жилого помещения социального пользования (20 м2 на одного члена семьи). К совместно проживающим членам семьи претендента на получение жилого помещения социального пользования относятся супруг (супруга), их нетрудоспособные дети и родители.

Другие нетрудоспособные родственники, а также нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи претендента, если они проживают совместно с ним, ведут общее хозяйство и дали согласие на совместное улучшение жилищных условий. К членам семьи могут быть отнесены и иные нетрудоспособные граждане, в судебном порядке признанные членами семьи претендента.
При предоставлении жилого помещения социального пользования учитывается имущественное положение нетрудоспособного претендента и других нетрудоспособных членов семьи. В состав имущества семьи включаются принадлежащие на праве собственности:
— жилой дом (квартира), часть (доля) жилого дома (квартиры), иные строения и объекты незавершенного строительства, а также их части, доли (в том числе находящиеся в других населенных пунктах);
— дачи и садовые домики в коллективных садоводческих товариществах;
— гаражи, хозяйственные и складские помещения, а также другие строения и сооружения;
— автомобили и другие транспортные средства, стоимость которых превышает 35-кратный размер утвержденного среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи из четырех человек, действующего на момент постановки на учет (за исключением спецтранспорта, предоставленного в соответствии с заключением МРЭК органами социальной защиты безвозмездно или на льготных условиях). Сведения о доходах семьи представляются заявителем за 12 месяцев, предшествующих месяцу постановки на учет.
Жилые помещения социального пользования предоставляются указанным гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности исходя из времени принятия на учет. Вне очереди такие жилые помещения предоставляются:
— гражданам, жилые помещения которых в результате стихийного бедствия, техногенных и социальных катастроф стали непригодными для проживания;
— детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находившимся в детских учреждениях, у родственников, под опекой (попечительством), по окончании пребывания в детских учреждениях, у родственников, опекунов (попечителей) либо с их согласия после обучения в высшем, среднем специальном, профессионально-техническом учебном заведении, по окончании срока службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь, если за ними не сохранилось жилое помещение или если они не могут быть по другим причинам вселены в жилое помещение, из которого выбыли;
— больным активной формой туберкулеза;
— в иных случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

При улучшении жилищных условий по месту работы на предприятиях, в учреждениях, организациях, семьям, в которых имеются дети, жилые помещения могут предоставляться и на условиях обычного договора найма (такое жилье может быть в установленном порядке приватизировано, оно также подлежит обмену и разделу), если это предусмотрено в коллективных договорах. Причем в этих коллективных договорах могут быть предусмотрены и льготные основания предоставления жилых помещений на условиях обычного договора найма (например, многодетным семьям или семьям, воспитывающим детей-инвалидов и т.д.).

Продолжение следует

Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь Республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 38 за 2004 год в рубрике недвижимость

©1995-2024 Строительство и недвижимость