О перспективах профессии оценщика

С 9 по 11 сентября 2004 г. в Жешуве (Подкарпатское воеводство, Польша) состоялась всепольская конференция оценщиков собственности "Размышления над профессией оценщика собственности в Евросоюзе. Надежды и угрозы". Республику Беларусь на конференции представлял председатель Белорусского общества оценщиков Николай Трифонов, который рассказал о своих впечатлениях нашему корреспонденту.

Со стороны страны-организатора в конференции приняло участие примерно 950 человек. Что же касается приглашенных спикеров из Беларуси, России, Украины и Чехии, то чешский участник был интересен как представитель единственной из соседних стран, являющейся членом Евросоюза. А остальные — как эксперты возможных негативных составляющих развития профессии оценщика, обусловленных вхождением той или иной страны в ЕС.
Проблемы подобного рода, подчеркнул в своем докладе белорусский участник конференции Николай Трифонов, на самом деле имеют место. И хотя вступление Беларуси в ЕС в ближайшее время не планируется, отмеченные вопросы во многом касаются и Беларуси. Дело в том, что и оценочный рынок в разных странах развивается во многом параллельно, и взаимное инвестирование также следует принимать во внимание. Ведь в Беларусь, как и в другие страны, приходит иностранный капитал (разве что в меньшей степени). В Польше такая профессия, как оценщик, организована под эгидой Польской федерации ассоциаций оценщиков. Данная федерация включает около полутора десятка ассоциаций оценщиков, представляющих все воеводства и крупные города страны. Профессия эта сложилась в стране в начале 90-х гг., федерация же была организована в 1994 г. Сейчас общее количество оценщиков в Польше сравнимо с числом оценщиков в России.

Тем не менее, степень развития оценочной профессии в Польше мало изменилась с тех пор, как 10-15 лет назад в стране были установлены некоторые формальные цеховые рамки. Сегодня польские оценщики понимают, что эти формальные рамки должны быть изменены. Например, в Польше имеет место лицензирование оценщика недвижимости (исключительно недвижимости!). Но ведь недвижимость включая землю — это на самом деле основа любой собственности. И сегодня в стране идут разговоры о том, что, мол, пора уже переходить к саморегулированию (то есть отменять лицензирование).
Вообще говоря, профессия оценщика в Польше развита достаточно сильно, и процедура вхождения в профессию во многом позаимствована в старейшей оценочной организации мира — Королевском институте привилегированных землемеров (Royal Institution Of Charted Surveyors) (г-н Трифонов является действительным членом этого института — одним из немногих, а, возможно, и единственным его членом — выходцем из СССР).
Что же именно было взято за образец? Для вхождения в профессию нужно иметь высшее образование. А еще — стажироваться в течение трех лет. То есть, получив высшее образование (разумеется, специальность имеет значение), три года стажироваться у какого-либо высококвалифицированного оценщика в качестве стажера, что является подтверждением наличия официального института наставничества (так принято и в Великобритании, и в Польше). За время своей стажировки будущий специалист должен выполнить ряд различных оценок. По завершении же этого периода комиссия в составе трех экспертов рассматривает документы, которые предъявляет вступающий в сообщество оценщиков. Испытуемый должен представить дневник стажировки (за все три года), подтверждающий прохождение таковой. В данном дневнике должны фиксироваться и подробно описываться все выполняемые в ходе стажировки оценочные работы. Кроме того, представляется письменное заключение руководителя стажировки — наставническая характеристика испытуемого стажера. Разумеется, необходима рекомендация того учебного заведения, где будущий оценщик получал свое высшее образование. После подробного рассмотрения представленных документов проводится собеседование с соискателем. Такой путь в профессию не является самым простым. С другой стороны, вступив в нее, ежегодно подтверждать свою квалификацию совершенно не обязательно — оценщик может в течение десяти лет после признания комиссией его компетентности не учиться ни на каких курсах, не получать никаких свидетельств, не проходить никаких перерегистраций.

Что же касается белорусского института оценки, то в данном случае процедура вхождения в профессию не так сложна. Иметь для этого высшее образование необходимо, но помимо того необходимо представить всего лишь какую-либо одну работу, выполненную в области оценки и демонстрирующую квалификацию испытуемого. Но для того, чтобы и на будущий год продолжать пребывать в статусе оценщика, необходимо не только заплатить членские взносы, но и представить документальное свидетельство обучения на тех или иных курсах повышения квалификации в объеме не менее 14 часов. Это могут быть соответствующие конференции и семинары, в том числе организуемые БОО либо подобные той, о которой идет речь в данной статье. Правда, специалист может просто заниматься самообразованием, не посещая вышеупомянутых мероприятий. В таком случае ему необходимо ежегодно представлять образец своей оценочной работы, выполненной в текущем году (и, разумеется, не иметь нареканий по поводу качества своей оценочной деятельности).
Нужно сказать, что в ходе освещаемой конференции неоднократно выражалась озабоченность тем, что польские специалисты, которые приобрели профессию в 1991 г., и сегодня работают на том же уровне, нисколько не развиваясь. Несовременность подхода к выполнению оценочных работ не может не отражаться на их качестве. Тем не менее, рынок их принимает в силу своей незаполненности.

Вышеупомянутое собеседование (экзамен) может быть трех видов. Это может быть либо письменная работа, представляющая собой совокупность ответов на не менее 60 ответов из 80 (то есть прохождение своего рода теста). Это может быть и устное собеседование, в ходе которого квалификационная комиссия обязана предложить испытуемому не менее пяти и не более десяти вопросов. Это, наконец, может быть просто практический тест — оперативная демонстрация оценки. Комиссия предоставляет испытуемому условные исходные данные, на основании которых он письменно излагает оценку объекта. В любом случае на квалификационный экзамен (тестирование, собеседование) должно затрачиваться не более 360 минут.
А в чем, по мнению польских специалистов, сегодня состоят упомянутые в названии конференции угрозы? Главную угрозу поляки видят в том, что на рынок Польши могут прийти иностранные оценщики и начать выдавливать с него отечественных. С другой стороны, усложненная система вхождения в профессию является в определенной степени ответом на подобный вызов. Ведь для того, чтобы иностранец имел право осуществлять оценочную деятельность в Польше, он должен выполнить все вышеизложенные требования плюс подтвердить знание им на необходимом уровне польского языка. Если же он ранее на территории своей или еще какой-либо страны был оценщиком, встает вопрос взаимного признания дипломов.
В таком случае в соответствии с законами Евросоюза нужно рассматривать имеющееся у конкретного специалиста квалификационное свидетельство и порядок его получения. Если для того, чтобы стать оценщиком у себя в стране, претендент должен был выполнить требования, схожие с требованиями, предъявляемыми к польскому соискателю, значит, он имеет право работать и в Польше. Так или иначе, большинство выступавших на конференции польских спикеров сошлось во мнении, что в ближайшем времени нашествия зарубежных конкурентов-оценщиков опасаться не стоит.

Есть еще одна особенность, которая непременно будет сопутствовать вхождению Польши в Евросоюз. Заключается она в том, что при ЕС действует Европейская группа ассоциаций оценщиков (The European Group Of Valuers Assotiations, или TEGOVA — в русском сокращении ЕГАО). В настоящее время и Беларусь, и Польша являются членами ЕГАО. Нужно сказать, что БОО крайне скептически относится к этой организации. В своем докладе, сделанном на конференции, г-н Трифонов подчеркнул, что, поскольку белорусских специалистов многое в ЕГАО не устраивает, они неоднократно выступали с инициативами определенных изменений. Конкретно же удалось изменить только название евростандартов оценки (ранее стандарты, ныне носящие название "Европейские стандарты оценки", назывались "Европейские стандарты оценки собственности"). Для поляков эта программа достаточно серьезна, так как ЕГАО претендует на роль органа оценки при Евросоюзе. В частности, некоторое время назад ЕГАО предложила систему сертификации оценщиков "Одобрено ЕГАО". Имелось в виду, что все оценщики, в том числе и члены БОО, могут получить такие сертификаты, и это будет определенным образом возвышать обладателей таких сертификатов над остальными оценщиками (процедура данной сертификации на самом деле довольно сложна). Тем не менее, БОО решило не тратить на это времени. Дело в том, что евростандарты, на соответствие которым осуществляется вышеупомянутая сертификация, не точны, не верны и во многом противоречат международным. Иными словами, БОО хотело бы быть ближе к эталону. Быть признанным во всем мире! Тем более, что руководство ЕГАО и само отдает себе отчет в том, что соответствующие стандарты далеки от идеальных.

Поляки также крайне негативно относятся к идее подобной сертификации (в отличие от чехов, которые таковую идею полностью приняли: на сегодняшний день евросертификацию в Чехии прошли уже 200 человек). Основным доводом поляков "против" является следующий: ЕГАО, как правило, объединяет такие относительно небольшие европейские страны, как Италия либо Голландия. Да, в данную группу входят и Франция, и Великобритания, и Германия. Но ассоциации оценщиков этих стран, как ни странно, весьма малы. Так, численность голландской ассоциации гораздо больше, чем германской или же французской. Что же касается сертификации "Одобрено ЕГАО", то, скажем, Великобритания ее абсолютно не поддерживает. Здесь есть своя соответствующая организация — вышеназванный RICS. ЕГАО же начала политическую борьбу и с RICS, и с международным сообществом оценщиков.

А суть претензий к уровню стандартов ЕГАО следующая. В маленьких странах, объединившихся в ЕГАО, значительно более низки требования, предъявляемые к оценщикам. Там профессия оценщика даже не требует высшего образования. И это, как правило, практики со средним или средним специальным образованием. Дело в том, что сама по себе оценка в странах со стабильной экономикой — дело гораздо более простое, чем в странах с экономикой переходной. Скажем, в Беларуси оценка требует значительно больших интеллектуальных усилий, чем в той же Германии. Более сложно устроен рынок, гораздо сложнее на нем работать. Существенно больше разнообразных факторов, которые необходимо учитывать, выполняя оценку. Поэтому для тех же Голландии либо Франции сертификация ЕГАО поднимает уровень оценщика. Поляки же считают, что их оценщики уже находятся на более высоком уровне. В таком случае зачем опускаться на более низкий? И Польша, и Великобритания оценивают свои национальные требования гораздо выше общеевропейских. В чем же тогда смысл сертификации ЕГАО для этих стран (и, кстати, для Беларуси)?

На самом деле изложенные проблемы достаточно универсальны еще и потому, что в настоящее время постепенно назревает ситуация, при которой в странах с переходной экономикой, где раньше государство брало регулирующие функции на себя, сегодня оно по разным причинам (в том числе по причине своей неспособности и невыгодности для себя) отказывается от этого. Оно передает функции регулирования национальным организациям оценщиков (так, как еще 200 лет назад это было сделано в Великобритании). В частности, в России, как известно, приняты "Закон о саморегулирующих организациях" и Решение об отказе с 1 января 2006 г. от лицензирования оценочной деятельности и о передаче функций государственных органов регулирования национальным организациям оценщиков — таким, как Российское общество оценщиков. В Украине создан совместный (50:50) орган, где 50% составляют оценочные организации, а 50% — заинтересованные министерства и ведомства (экономики, торговли, даже МИД). И этот орган регулирует оценочную деятельность в Украине. В Польше сейчас также ставится вопрос о прекращении лицензирования оценщиков с тем, чтобы Польская федерация ассоциаций оценщиков взяла на себя регулирование данной сферы деятельности.

Рассказывая о конференции, г-н Трифонов отметил: ее тематика, помимо политических докладов, включала и научные. Последние касались в основном оценки недвижимости. Оценка, например, предприятий рассматривалась как сфера деятельности, новая для оценщиков Польши. Оценщики Польши только-только приступают к оценке предприятий. Ранее они этим просто не занимались (имеются в виду предприятия как имущественные комплексы). Еще одна новая сфера оценочной деятельности — оценка, выполняемая для нужд инвестиционного планирования, в том числе для развития городов. С одной стороны, в Польше очень сильно развито городское самоуправление. Органы местного самоуправления готовят планы развития, рассчитанные на несколько лет. Сейчас оценщики активно привлекаются к проработке этих планов. При этом данные планы оцениваются как инвестиционные. Сравнение вариантов использования территорий осуществляется подобно сравнению вариантов при проектировании объектов. Там предпочтение отдается наиболее экономичному варианту, при использовании же территорий останавливаются на таком варианте их использования, который в будущем сулит извлечение наибольшей прибыли.
Что же касается Беларуси, то здесь это если и перспектива, то крайне далекая. В стране есть возможность делать оценки инвестиционных планов (в том числе развития населенных пунктов), но нет ни одного примера обращения городских властей к оценщикам именно по данному вопросу. Представляется, что местные власти Беларуси так далеко просто не заглядывают. Не приходилось слышать, чтобы где-либо когда-либо учитывались экономические аспекты развития городов. Во всяком случае, в БОО как к специалистам по данному поводу никто не обращался. В то же время оценка предприятий, которой сейчас начинают интересоваться в Польше, для оценщиков Беларуси — давно пройденный этап. Они активно работают в данном направлении. Поэтому в этой области Беларусь вполне может выдать западным коллегам те или иные рекомендации (кстати, в ходе конференции БОО получило предложение организовать в Беларуси учебу для польских оценщиков именно в области оценки предприятий).

На конференции было отмечено, что, конечно, оценка регулируется законодательно, но во многих странах, например, в Польше, нет специального закона об оценке (подобного тому же российскому). Нужно сказать, что белорусскими парламентариями подобный законодательный акт был подготовлен. Это Закон об оценке стоимости объектов гражданских прав. И было выявлено немало противоречий, для преодоления которых была создана рабочая группа под руководством вице-премьера Кобякова. В группу вошли представители заинтересованных министерств и ведомств Беларуси, а также представители БОО. Это был первый случай, когда государство обратилось к оценщикам страны за помощью в области законотворчества. Тем не менее, несмотря на то, что проект закона содержал немало позитивного, парламентарии в последний момент ввели в него такие положения, которые сделали данный законопроект неприемлемым. В таком виде закон, способствуя резкой коммерциализации рынка оценки, был направлен на передел этого рынка. И в данном виде он не был одобрен на высшем уровне и не был подписан главой государства. Так или иначе, документ должен быть коренным образом переработан.

Вообще говоря, для регулирования оценочной деятельности какой-либо закон не очень-то и нужен. Она и так развивается. Ведь главным образом такая высокоинтеллектуальная отрасль, как оценочная, регулируется не законодательно, а по существу — теми же стандартами (договор об оценке — это обычный договор об оказании услуг за соответствующее вознаграждение, который заключается в соответствии с положениями Гражданского кодекса Беларуси).
Как известно, на базе БОО создан Национальный научно-технический комитет стандартизации оценки стоимости. БОО является организацией, ведущей секретариат этого комитета. Разрабатываются белорусские национальные оценочные стандарты. Такой подход принят во всем мире. Поэтому разрабатываются и принимаются и европейские стандарты оценки, и польские национальные стандарты оценки. Поэтому некоторое время тому назад был создан Совет объединений оценщиков СНГ, целью которого является выработка стандартов оценки стоимости, единых для всех стран содружества — региональных документов на русском языке, учитывающих особенности переходной экономики.

Нужно сказать, что в смысле безопасности белорусские оценщики еще кое в чем опередили польских коллег. При вступлении в БОО его будущие члены принимают и подписывают присягу на верность профессии (то есть дают своего рода клятву Гиппократа). Решение об этом было принято БОО несколько лет назад, после чего долго вырабатывали текст присяги. В частности, присяга обязывает белорусского оценщика постоянно повышать свою квалификацию.

Подготовил Сергей ЗОЛОТОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 38 за 2004 год в рубрике недвижимость

©1995-2024 Строительство и недвижимость