Белорусская железная дорога: цифры и факты
На пресс-конференции, посвященной Дню железнодорожника, руководство БЖД подводило итоги работы белорусской железной дороги, а также рассказывало о состоянии и перспективах. Предлагаем вашему вниманию наиболее интересные фрагменты выступления.
Сегодня Белорусская железная дорога — одно из главных звеньев транспортного комплекса страны. Она занимает важное место в жизнеобеспечении Республики Беларусь, ее многоотраслевой экономики. Устойчивое и эффективное функционирование Белорусской железной дороги является необходимым условием стабильности, подъема и структурной перестройки всей экономики республики.
По итогам прошлого года дорога выполнила основные целевые показатели, установленные правительством Республики Беларусь. Целевой показатель по перевозке грузов выполнен на 112,9%, что на 5,4 процентных пункта выше задания. Показатель по энергосбережению выполнен на уровне 7,0% при задании 7,0%.
За 6 месяцев текущего года Белорусской железной дорогой перевезено 53,2 млн тонн грузов, что на 5,2% больше, чем за аналогичный период 2003 года. Грузооборот составил 19,4 млн тоннокилометров и тем самым увеличился на 3,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В структуре перевозок главное место занимают:
— по вывозу: нефтегрузы — 50,9%; удобрения — 22,2%; стройматериалы — 7,7%; черные металлы — 4,2%;
— по ввозу: нефтегрузы — 17,2%; лом черных металлов — 12,9%; хлебные грузы — 11,0%; черные металлы — 10,8%; остальные грузы — 32,5%;
— по транзиту: нефтегрузы — 49%; черные металлы — 11%; удобрения — 6,4%; уголь — 5,6%; чугун — 2,9%; стройматериалы — 1,7%.
Объем инвестиций в основной капитал за 5 месяцев текущего года составил 115,4%. Показатель по энергосбережению выполнен на уровне 7,6% при годовом 7,0%. Показатель по экспорту транспортных услуг составил 117,1% при плане 112%.
В области тарифной политики Белорусская железная дорога проводит последовательную работу по снижению тарифной нагрузки на перевозки грузов по своей территории. В настоящее время около 90% всех транзитных грузов по территории республики перевозится по фиксированным тарифным ставкам, уровень которых обеспечивает постоянную транспортную составляющую в цене товаров и повышает их конкурентоспособность на внешних рынках.
Одним из факторов повышения объемов перевозок грузов явилось подписанное в 2002 году Межправительственное Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о создании равных условий в области ценовой политики, в соответствии с которой с 1 июля 2002 г. Белорусской железной дорогой введен в действие внутрироссийский тариф на экспортно-импортные перевозки грузов железнодорожным транспортом в сообщении между железными дорогами Беларуси и России (Прейскурант №10-01). Применение внутрироссийского прейскуранта для расчета провозных платежей на перевозки грузов позволило снизить стоимость перевозки на 10-40% в зависимости от родов грузов и дальности перевозок. Это способствовало дальнейшему формированию общего рынка товаров и услуг и положительной динамики объемов перевозок по Белорусской железной дороге назначением в или из России.
Потенциал железнодорожного транспорта Беларуси предопределяет в качестве приоритетного направления развитие международного транзита. На долю этого сегмента грузовых перевозок приходится более трети (34%) общего объема перевозок. Белорусская магистраль работала и продолжает работать в условиях жесткой конкурентной борьбы за транзит с железными дорогами Украины, стран Балтии, предприятиями автомобильного транспорта, в том числе за ввоз и вывоз.
Определяющие для дороги маршруты проходят в основном из регионов России, Казахстана и Украины в Балтийские порты — Клайпеду, Вентспилс, а также Калининград. По итогам 2003 года удельный вес российских грузов в общем объеме транзита составил 76%, в вывозе — 16%, и в ввозе — 68%.
Сегодня на долю Белорусской железной дороги приходится более 50% всех выполняемых пассажирских перевозок. В 2004 году Белорусской железной дороге доведен целевой показатель по выполнению пассажирооборота на 101% к уровню 2003 года. Для достижения установленного задания руководством дороги были разработаны и утверждены "Мероприятия по увеличению пассажирооборота в международном и внутриреспубликанском сообщениях на 2004 год". Объем пассажирооборота за 5 месяцев текущего года составил 50,9 млрд пассажиро-километров и увеличился на 3,7% к такому же периоду прошлого года.
Реконструкция на белорусской магистрали осуществляется комплексно, с заменой инженерных коммуникаций, модернизацией пассажирских платформ, применением новых технологий и оборудования. Использование современных отделочных материалов способствует повышению комфортабельности и эстетической привлекательности вокзалов.
В 2004 году будет завершена реконструкция вокзальных комплексов на станциях Волковыск и Юратишки. Продолжится реконструкция пассажирских платформ с устройством навесов на станциях Минск-Пассажирский, Гомель-Пассажирский, Гродно, Волковыск-Город. За период 2000-2001 гг. дорогой было приобретено 60 новых пассажирских вагонов, из них 44 плацкартных и 16 купированных.
Для поддержания парка пассажирских вагонов в технически исправном состоянии и продления срока службы Белорусской железной дорогой проводится капитально-восстановительный ремонт вагонов на Минском и Гомельском вагоноремонтных заводах. За период 1999-2004 г. в объеме капитально-восстановительного ремонта отремонтировано 109 вагонов. Это и многое другое предпринимаемое коллективом белорусских железнодорожников позволит увеличить объем пассажирских перевозок, а значит, и улучшить экономическое положение Белорусской железной дороги.
Подготовили Василий КУРЛОВИЧ, Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ
Сегодня Белорусская железная дорога — одно из главных звеньев транспортного комплекса страны. Она занимает важное место в жизнеобеспечении Республики Беларусь, ее многоотраслевой экономики. Устойчивое и эффективное функционирование Белорусской железной дороги является необходимым условием стабильности, подъема и структурной перестройки всей экономики республики.
По итогам прошлого года дорога выполнила основные целевые показатели, установленные правительством Республики Беларусь. Целевой показатель по перевозке грузов выполнен на 112,9%, что на 5,4 процентных пункта выше задания. Показатель по энергосбережению выполнен на уровне 7,0% при задании 7,0%.
За 6 месяцев текущего года Белорусской железной дорогой перевезено 53,2 млн тонн грузов, что на 5,2% больше, чем за аналогичный период 2003 года. Грузооборот составил 19,4 млн тоннокилометров и тем самым увеличился на 3,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В структуре перевозок главное место занимают:
— по вывозу: нефтегрузы — 50,9%; удобрения — 22,2%; стройматериалы — 7,7%; черные металлы — 4,2%;
— по ввозу: нефтегрузы — 17,2%; лом черных металлов — 12,9%; хлебные грузы — 11,0%; черные металлы — 10,8%; остальные грузы — 32,5%;
— по транзиту: нефтегрузы — 49%; черные металлы — 11%; удобрения — 6,4%; уголь — 5,6%; чугун — 2,9%; стройматериалы — 1,7%.
Объем инвестиций в основной капитал за 5 месяцев текущего года составил 115,4%. Показатель по энергосбережению выполнен на уровне 7,6% при годовом 7,0%. Показатель по экспорту транспортных услуг составил 117,1% при плане 112%.
В области тарифной политики Белорусская железная дорога проводит последовательную работу по снижению тарифной нагрузки на перевозки грузов по своей территории. В настоящее время около 90% всех транзитных грузов по территории республики перевозится по фиксированным тарифным ставкам, уровень которых обеспечивает постоянную транспортную составляющую в цене товаров и повышает их конкурентоспособность на внешних рынках.
Одним из факторов повышения объемов перевозок грузов явилось подписанное в 2002 году Межправительственное Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о создании равных условий в области ценовой политики, в соответствии с которой с 1 июля 2002 г. Белорусской железной дорогой введен в действие внутрироссийский тариф на экспортно-импортные перевозки грузов железнодорожным транспортом в сообщении между железными дорогами Беларуси и России (Прейскурант №10-01). Применение внутрироссийского прейскуранта для расчета провозных платежей на перевозки грузов позволило снизить стоимость перевозки на 10-40% в зависимости от родов грузов и дальности перевозок. Это способствовало дальнейшему формированию общего рынка товаров и услуг и положительной динамики объемов перевозок по Белорусской железной дороге назначением в или из России.
Потенциал железнодорожного транспорта Беларуси предопределяет в качестве приоритетного направления развитие международного транзита. На долю этого сегмента грузовых перевозок приходится более трети (34%) общего объема перевозок. Белорусская магистраль работала и продолжает работать в условиях жесткой конкурентной борьбы за транзит с железными дорогами Украины, стран Балтии, предприятиями автомобильного транспорта, в том числе за ввоз и вывоз.
Определяющие для дороги маршруты проходят в основном из регионов России, Казахстана и Украины в Балтийские порты — Клайпеду, Вентспилс, а также Калининград. По итогам 2003 года удельный вес российских грузов в общем объеме транзита составил 76%, в вывозе — 16%, и в ввозе — 68%.
Сегодня на долю Белорусской железной дороги приходится более 50% всех выполняемых пассажирских перевозок. В 2004 году Белорусской железной дороге доведен целевой показатель по выполнению пассажирооборота на 101% к уровню 2003 года. Для достижения установленного задания руководством дороги были разработаны и утверждены "Мероприятия по увеличению пассажирооборота в международном и внутриреспубликанском сообщениях на 2004 год". Объем пассажирооборота за 5 месяцев текущего года составил 50,9 млрд пассажиро-километров и увеличился на 3,7% к такому же периоду прошлого года.
Реконструкция на белорусской магистрали осуществляется комплексно, с заменой инженерных коммуникаций, модернизацией пассажирских платформ, применением новых технологий и оборудования. Использование современных отделочных материалов способствует повышению комфортабельности и эстетической привлекательности вокзалов.
В 2004 году будет завершена реконструкция вокзальных комплексов на станциях Волковыск и Юратишки. Продолжится реконструкция пассажирских платформ с устройством навесов на станциях Минск-Пассажирский, Гомель-Пассажирский, Гродно, Волковыск-Город. За период 2000-2001 гг. дорогой было приобретено 60 новых пассажирских вагонов, из них 44 плацкартных и 16 купированных.
Для поддержания парка пассажирских вагонов в технически исправном состоянии и продления срока службы Белорусской железной дорогой проводится капитально-восстановительный ремонт вагонов на Минском и Гомельском вагоноремонтных заводах. За период 1999-2004 г. в объеме капитально-восстановительного ремонта отремонтировано 109 вагонов. Это и многое другое предпринимаемое коллективом белорусских железнодорожников позволит увеличить объем пассажирских перевозок, а значит, и улучшить экономическое положение Белорусской железной дороги.
Подготовили Василий КУРЛОВИЧ, Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 35 за 2004 год в рубрике дороги