Подведение итогов проверки состояния мостов

Бесспорно, что вопрос состояния мостового парка страны находится в центре внимания руководства отрасли. Этой проблеме было посвящено III Республиканское совещание дорожников, ее рассматривали осенью прошлого года на коллегии департамента. Однако коренного перелома к лучшему пока так и не произошло. Именно таким образом охарактеризовал сложившуюся ситуацию заместитель начальника управления содержания дорожной сети "Белавтодора" Александр Головнев, говоря о состоянии мостовых сооружений. Этой проблеме, а также работе предприятий по содержанию и повышению эксплуатационных качеств мостов и путепроводов была посвящена коллегия департамента "Белавтодор".

По последним данным, сегодня на автодорогах общего пользования насчитывается 5329 мостовых сооружений, в том числе 2263 сооружения — на республиканской сети. При этом на республиканских дорогах 367 сооружений (16,2%) требуют капитального ремонта и 557 (24,6%) — среднего ремонта. По результатам специальных обследований и диагностики в АСУСМ "Белмост" было выяснено, что 22 сооружения на маршрутах движения грузового транзитного транспорта требуют реконструкции ввиду недостаточного габарита, а 29 мостовых переходов требуют в приоритетном порядке проведения комплекса работ по усилению конструкций. Больше всего таких объектов по объективным причинам приходится на "Магистральавтодор" и "Белавтостраду". На местных дорогах доля мостовых сооружений, имеющих ограничения по нагрузке, колеблется от 46,9% в Витебской области до 2,4% в Минской. Около 35% мостов на местной сети не соответствуют требованиям по габариту.
Особенно остро стоит вопрос о режиме эксплуатации сооружений, построенных под нагрузку Н-10, Н-13 и Н-18. В настоящее время в большинстве случаев такие мосты эксплуатируются без ограничений, что вполне может привести к созданию аварийных ситуаций. В этой связи Александр Головнев обратил внимание на то, что отраслевой науке было поручено разработать рекомендации по эксплуатации сооружений с пониженной грузоподъемностью, однако эта работа не была сделана. В то же время довести все мосты и путепроводы до требуемого состояния просто невозможно даже за 3-4 года, поэтому сейчас предельно важно определить, что делать с сооружением, как его эксплуатировать, пока до него не дошла очередь ремонта.

В докладе Александра Головнева прозвучали серьезные претензии в адрес мостовых инспекций автодоров, работа которых должна являться основным фактором, влияющим на эксплуатационное состояние сооружений. Так, одна из главных функций инспекций — это участие в формировании программ по содержанию, ремонту и строительству мостов и путепроводов. Однако данные диагностики сооружений при разработке программы работ на 2005 год практически полностью проигнорированы. К примеру, у "Магистральавтодора" из 12 заявленных сооружений требуют капитального ремонта только 4, у "Гродноавтодора" из 6 — 0, у "Белавтострады" из 3 — 1.
Еще одна из функций инспекций — координация и контроль за работой подрядчиков и участие в приемке всех видов работ, связанных с мостовыми сооружениями. Однако эффективность капитальных ремонтов остается крайне низкой. По некоторым данным, из 116 объектов, отремонтированных капитальным ремонтом за последние 5 лет, 16 уже требуют среднего ремонта, а 8 — капитального. Есть вопросы по качеству строительства, надзору и обоснованности принятых проектных решений. Что касается такого аспекта работы инспекций, как эксплуатация своей части системы "Белмост", а также обеспечение ее наполнения фактическими сведениями о состоянии сооружений и об изменениях на них, то здесь также не все гладко. Так, все мостовые инспекции, за исключением "Гомельавтодора", практически полностью самоустранились от контроля за наполнением и состоянием базы данных. К примеру, в "Магистральавтодоре" до настоящего времени не внесены изменения в базу данных относительно мостов, капитально отремонтированных в прошлом году.
Недостаточно ведется и работа по проведению диагностики сооружений: на сегодняшний день продиагностировано и внесено в базу только 1880 сооружений, или 83% от общего количества. Это задание не выполнили "Могилевавтодор", "Гродноавтодор" и "Бреставтодор". Кроме того, практически во всех автодорах отсутствуют систематизированные описи архивных документов, а работа по поиску и восстановлению утраченных материалов не проводится. К тому же, многие предприятия привлекают к диагностике сторонние организации, качество работы которых, мягко говоря, оставляет желать лучшего.

Мостовые инспекции практически игнорируют проведение проверок у подрядчиков систем обеспечения качества выполненных работ, нет анализа эффективности использования средств, выделенных на ремонт и содержание сооружений. Отсюда возникают такие случаи, как ремонт плит пролетных строений на дороге М-2 без ремонта гидроизоляции. Следствием отсутствия целенаправленной работы инспекций является низкий уровень содержания мостов. Например, при проведении весеннего осмотра на мостах и путепроводах было выявлено 240 критических дефектов, представляющих опасность для движения. И хотя по сравнению с прошлым годом это количество уменьшилось (весной 2003 г. было выявлено 322 дефекта), работа мостовых инспекций явно недостаточна.
Завершая свое выступление, Александр Головнев оценил работу инспекций автодоров по количеству выполняемых функций. Так как основных функций у них семь, то получилась своеобразная семибалльная шкала. В результате "Магистральавтодор" и "Могилевавтодор" получили по "единице", Брестский, Витебский и Минский автодоры — по "двойке", "Гродноавтодор" — "тройку", и лишь "Гомельавтодор" и "Белавтострада" — по "четверке" каждый. Объясняя причины сложившейся ситуации, заместитель директора "Магистральавтодора" Сергей Исаков частично согласился с претензиями в адрес предприятия. Хотя, отметил он, у автодора были и объективные основания: тяжело болен начальник мостовой инспекции, а его подчиненные не смогли должным образом организовать работу. Кроме того, Сергей Степанович отметил, что многие мосты и путепроводы вошли в программу следующего года в составе проектов реконструкции и ремонта дорог.
О положительной динамике в состоянии мостового парка "Могилевавтодора" доложил его руководитель Анатолий Лопатин. По его словам, в программу работ в первую очередь включаются мосты, расположенные на важнейших дорогах. Он также заверил коллегию в том, что диагностика сооружений будет полностью завершена в установленные сроки. С точки зрения подрядчика выступил генеральный директор "Мостостроя" Леонид Максименко. По его мнению, нельзя ограничивать проектирование ремонта видами работ: проект должен учесть все недостатки сооружения и определить пути их устранения. Ведь частичные ремонты — это не выход из положения, так как через короткий промежуток времени приходится вновь возвращаться на объект. Есть вопросы у Леонида Борисовича и по поводу цемента: на его взгляд, тот материал, который используют сегодня мостовики, обладает низким качеством, и буквально за год-два бетон на его основе подвергается разрушению. Здесь, по словам Леонида Максименко, необходимы научно обоснованные рекомендации.

Во время обсуждения проекта постановления коллегии по данному вопросу и.о. директора департамента Геннадий Чепцов отметил, что в отрасли долго шли дискуссии по мостовой проблематике, непросто далось и создание мостовых инспекций, а также разработка системы "Белмост". Вся эта работа была в первую очередь направлена на получение конкретного эффекта, однако, к сожалению, должного результата мы так и не получили. Поэтому каждому руководителю необходимо на месте разобраться, почему так происходит, и более ответственно подойти к этой проблеме, определить, наконец, стратегию ремонта и реконструкции парка мостовых сооружений. При этом первоочередной задачей становится ремонт и реконструкция сооружения на основных маршрутах движения грузового транзитного транспорта с целью доведения их параметров до нормативных требований. В постановлении коллегии отмечается, что безусловное выполнение задания по диагностике сооружений должно быть завершено до 1 октября нынешнего года. Уже в ближайшее время будут выработаны согласованные предложения по формированию программы реконструкции и капитального ремонта мостов на 2005-2006 годы. Отраслевой науке, в свою очередь, поручено разработать рекомендации по эксплуатации сооружений со сниженной грузоподъемностью. Эта работа должна быть завершена в начале следующего года.

Подготовили Василий КУРЛОВИЧ, Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 35 за 2004 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость