Международные автомобильные перевозки: разработки и перспективы
В современных условиях в государствах с развитой экономикой автомобильный транспорт является главным перевозчиком грузов и пассажиров, оказывая при этом значительное влияние на развитие социально-экономической сферы. Его доля в объеме перевозок грузов и пассажиров в странах ЕС составляет 70-80%; в России и ряде других государств Содружества эта доля, как правило, составляет 52-55%. Автотранспортные издержки составляют свыше 10% от валового внутреннего продукта, а доля основных фондов с учетом дорожной сети — около 11% от всех фондов России. При этом указанные показатели имеют тенденцию дальнейшего увеличения.
За последние 10-12 лет значительно возросла роль автомобильного транспорта в осуществлении внешнеэкономических связей стран Содружества. Пассажирские перевозки в международном сообщении за это время возросли более чем в 8 раз, причем доля перевозок с государствами Содружества составляет не менее 40%. Ценовая емкость рынка международных автотранспортных услуг только в России составляет свыше $3 млрд, с тенденцией увеличения в ближайшие годы до $5 млрд.
Вместе с тем, в автомобильном транспорте имеются серьезные проблемы, которые, если не принять своевременные меры по их решению, могут затормозить дальнейшее развитие экономики и социальной сферы государств СНГ. К ним можно отнести неудовлетворительное состояние материально-технической базы включая автодорожную сеть, автотранспортные средства и другие элементы инфраструктуры; слабое обеспечение отрасли законодательной и нормативно-правовой базой; отсутствие целенаправленной государственной автотранспортной политики по развитию отрасли; недостаточное обеспечение безопасности автотранспортной деятельности и др.
Для их решения необходимо:
1) создание унифицированной с европейскими нормами правовой базы для международных перевозок (Правила перевозок грузов и пассажиров, двусторонние и многосторонние соглашения об автомобильном сообщении и др.);
2) обновление и модернизация парка автотранспортных средств с учетом соответствия требованиям международных стандартов и развития лизинга;
3) упрощение и облегчение таможенных процедур;
4) внедрение высокоэффективных транспортно-логистических технологий с использованием мультимодальных и интермодальных систем и телекоммуникационного обеспечения перевозок;
5) ликвидация существующих барьеров при выполнении международных перевозок в государствах СНГ (фискальные; связанные с процедурами на границах; ограничения по полной массе и габаритам автомобилей и др.).
Придавая важнейшее значение вопросам формирования единого правового пространства государств Содружества в сфере международных автотранспортных услуг и созданию унифицированной нормативно-правовой базы, НИИАТом с участием специалистов других государств СНГ за последние годы подготовлен и представлен для утверждения правительствами государств Содружества ряд нормативно-правовых документов в области автотранспорта, в т.ч.: Конвенция о международных перевозках пассажиров и багажа; Соглашение об обязательном страховании пассажиров при международных автомобильных перевозках; Концепция присоединения государств СНГ к международным конвенциям и соглашениям в области автомобильного транспорта.
В соответствии с решением Экономического Совета СНГ институтом и Международной академией транспорта в 2001 г. разработан проект Программы по развитию международных автотранспортных услуг, целью которой является создание равных и благоприятных условий для осуществления международных автомобильных перевозок и торговли автотранспортными услугами на территории государств СНГ, а также для динамичной интеграции автомобильного транспорта в мировой транспортный рынок.
В проекте Программы сформулированы важнейшие мероприятия по развитию материально-технической базы, экономического, технологического и научного потенциала участников рынка международных автотранспортных услуг, по формированию единого правового пространства, обеспечению безопасности функционирования международного автотранспорта, усилению координирующей роли государств СНГ в развитии этого рынка. Осуществление представленных в проекте Программы организационных и инвестиционных мероприятий до 2010 года позволит увеличить объемы международных автомобильных перевозок и валютные поступления от их выполнения в странах СНГ не менее чем в 2 раза, повысить долю национальных перевозчиков в объеме международных автомобильных перевозок до уровня равновыгодного паритета, обеспечить дополнительно занятость населения в сфере международных автотранспортных услуг не менее чем на 200 тыс. человек.
В связи с поступившими замечаниями, в том числе от Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом Совете СНГ, проект Программы нуждается в доработке. Всего на ее разработку было выделено лишь около 13% от необходимой суммы. К сожалению, транспортные министерства государств Содружества, за исключением Минтранса России, в финансировании работ по Программе участия не принимали.
Вопрос о финансировании НИОКР в государствах Содружества, по мнению многих, имеет принципиальное значение. Для его решения необходимо выработать синтезирующие направления взаимодействия государств — участников СНГ в решении проблемы финансирования не только этой Программы, но и других научно-исследовательских тем, имеющих важное значение для всех участников СНГ. При этом к приоритетным направлениям исследований и разработок в ближайшие годы в области автомобильного транспорта можно отнести следующие:
1) разработка новых законопроектов и нормативных документов, обеспечивающих повышение эффективности функционирования транспортного комплекса, в том числе при осуществлении международных перевозок;
2) разработка высокоэффективных транспортно-логистических технологий товародвижения при осуществлении международных и междугородных перевозок грузов включая контейнерные и контрейлерные системы;
3) разработка целевых программ по сокращению расхода энергоносителей и ресурсосбережению, по повышению конкурентоспособности перевозчиков на международном транспортном рынке, по обеспечению безопасности функционирования автотранспортной деятельности;
4) разработка системы мониторинга состояния рынка автотранспортных услуг по регионам, основным автомагистралям, государствам Содружества и международным транспортным коридорам;
5) разработка экономических и финансовых механизмов, обеспечивающих эффективное развитие рынка автотранспортных услуг и создание интегрированного транспортного пространства.
Вполне очевидно, что невыполнение комплексных исследований и разработок затормозит реализацию на транспорте современных научно-технических достижений; это, в свою очередь, приведет к ухудшению функционирования автомобильного и других видов транспорта, замедлению темпов роста экономики и значительному снижению качества транспортного обслуживания населения.
Василий КУРЛОВИЧ, Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ
За последние 10-12 лет значительно возросла роль автомобильного транспорта в осуществлении внешнеэкономических связей стран Содружества. Пассажирские перевозки в международном сообщении за это время возросли более чем в 8 раз, причем доля перевозок с государствами Содружества составляет не менее 40%. Ценовая емкость рынка международных автотранспортных услуг только в России составляет свыше $3 млрд, с тенденцией увеличения в ближайшие годы до $5 млрд.
Вместе с тем, в автомобильном транспорте имеются серьезные проблемы, которые, если не принять своевременные меры по их решению, могут затормозить дальнейшее развитие экономики и социальной сферы государств СНГ. К ним можно отнести неудовлетворительное состояние материально-технической базы включая автодорожную сеть, автотранспортные средства и другие элементы инфраструктуры; слабое обеспечение отрасли законодательной и нормативно-правовой базой; отсутствие целенаправленной государственной автотранспортной политики по развитию отрасли; недостаточное обеспечение безопасности автотранспортной деятельности и др.
Для их решения необходимо:
1) создание унифицированной с европейскими нормами правовой базы для международных перевозок (Правила перевозок грузов и пассажиров, двусторонние и многосторонние соглашения об автомобильном сообщении и др.);
2) обновление и модернизация парка автотранспортных средств с учетом соответствия требованиям международных стандартов и развития лизинга;
3) упрощение и облегчение таможенных процедур;
4) внедрение высокоэффективных транспортно-логистических технологий с использованием мультимодальных и интермодальных систем и телекоммуникационного обеспечения перевозок;
5) ликвидация существующих барьеров при выполнении международных перевозок в государствах СНГ (фискальные; связанные с процедурами на границах; ограничения по полной массе и габаритам автомобилей и др.).
Придавая важнейшее значение вопросам формирования единого правового пространства государств Содружества в сфере международных автотранспортных услуг и созданию унифицированной нормативно-правовой базы, НИИАТом с участием специалистов других государств СНГ за последние годы подготовлен и представлен для утверждения правительствами государств Содружества ряд нормативно-правовых документов в области автотранспорта, в т.ч.: Конвенция о международных перевозках пассажиров и багажа; Соглашение об обязательном страховании пассажиров при международных автомобильных перевозках; Концепция присоединения государств СНГ к международным конвенциям и соглашениям в области автомобильного транспорта.
В соответствии с решением Экономического Совета СНГ институтом и Международной академией транспорта в 2001 г. разработан проект Программы по развитию международных автотранспортных услуг, целью которой является создание равных и благоприятных условий для осуществления международных автомобильных перевозок и торговли автотранспортными услугами на территории государств СНГ, а также для динамичной интеграции автомобильного транспорта в мировой транспортный рынок.
В проекте Программы сформулированы важнейшие мероприятия по развитию материально-технической базы, экономического, технологического и научного потенциала участников рынка международных автотранспортных услуг, по формированию единого правового пространства, обеспечению безопасности функционирования международного автотранспорта, усилению координирующей роли государств СНГ в развитии этого рынка. Осуществление представленных в проекте Программы организационных и инвестиционных мероприятий до 2010 года позволит увеличить объемы международных автомобильных перевозок и валютные поступления от их выполнения в странах СНГ не менее чем в 2 раза, повысить долю национальных перевозчиков в объеме международных автомобильных перевозок до уровня равновыгодного паритета, обеспечить дополнительно занятость населения в сфере международных автотранспортных услуг не менее чем на 200 тыс. человек.
В связи с поступившими замечаниями, в том числе от Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом Совете СНГ, проект Программы нуждается в доработке. Всего на ее разработку было выделено лишь около 13% от необходимой суммы. К сожалению, транспортные министерства государств Содружества, за исключением Минтранса России, в финансировании работ по Программе участия не принимали.
Вопрос о финансировании НИОКР в государствах Содружества, по мнению многих, имеет принципиальное значение. Для его решения необходимо выработать синтезирующие направления взаимодействия государств — участников СНГ в решении проблемы финансирования не только этой Программы, но и других научно-исследовательских тем, имеющих важное значение для всех участников СНГ. При этом к приоритетным направлениям исследований и разработок в ближайшие годы в области автомобильного транспорта можно отнести следующие:
1) разработка новых законопроектов и нормативных документов, обеспечивающих повышение эффективности функционирования транспортного комплекса, в том числе при осуществлении международных перевозок;
2) разработка высокоэффективных транспортно-логистических технологий товародвижения при осуществлении международных и междугородных перевозок грузов включая контейнерные и контрейлерные системы;
3) разработка целевых программ по сокращению расхода энергоносителей и ресурсосбережению, по повышению конкурентоспособности перевозчиков на международном транспортном рынке, по обеспечению безопасности функционирования автотранспортной деятельности;
4) разработка системы мониторинга состояния рынка автотранспортных услуг по регионам, основным автомагистралям, государствам Содружества и международным транспортным коридорам;
5) разработка экономических и финансовых механизмов, обеспечивающих эффективное развитие рынка автотранспортных услуг и создание интегрированного транспортного пространства.
Вполне очевидно, что невыполнение комплексных исследований и разработок затормозит реализацию на транспорте современных научно-технических достижений; это, в свою очередь, приведет к ухудшению функционирования автомобильного и других видов транспорта, замедлению темпов роста экономики и значительному снижению качества транспортного обслуживания населения.
Василий КУРЛОВИЧ, Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 33 за 2004 год в рубрике дороги