Не смешиваем понятия «учет», «очередь», «очередность»


Право на жилище является одним из важнейших социально-экономических прав, которые конституционно гарантируются каждому гражданину Республики Беларусь. Гарантии права на жилище, предусмотренные ст.48 Конституции Республики Беларусь, по существу имеют экономический характер. В то же время они выражаются в обязанностях, которые приняло на себя государство для обеспечения предоставленного гражданам права: развивать государственный и частный жилищный фонд; содействовать гражданам в приобретении жилья; предоставлять жилище гражданам, нуждающимся в социальной защите или по доступной для них плате.

Реализация права на жилище возможна в установленном порядке как по месту жительства граждан, так и по месту их работы.
Для государственных предприятий, учреждений, организаций, имеющих жилищный фонд и осуществляющих жилищное строительство, порядок предоставления жилых помещений своим работникам устанавливается в соответствии с Жилищным кодексом и коллективными договорами. Организации негосударственной формы собственности вправе устанавливать иной порядок предоставления жилых помещений, не ущемляя при этом прав граждан, предусмотренных жилищным законодательством Республики Беларусь.

Федерацией профсоюзов Беларуси изданы Методические материалы для разработки коллективных договоров в 2004 году. Они разработаны на основе Конституции Республики Беларусь, Трудового кодекса Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь "О профессиональных союзах", других нормативных правовых актов. Коллективный договор позволяет устанавливать дополнительные по сравнению с действующим законодательством положения не только об условиях труда и его оплаты, но и о социальном и жилищно-бытовом обеспечении работников организации, гарантии и компенсации, представляемые нанимателем.
В соответствии с указанными Методическими материалами, содержащими макет коллективного договора, к коллективному договору должно быть разработано отдельное Положение по обеспечению жилой площадью работников данной организации.

В этом Положении предусматривается порядок принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы, а также определяются виды учета (списков очередности), которые будут вестись в данной организации (общие, на получение жилых помещений в первую очередь, вне очереди). Конкретно определяются категории работников, которые будут иметь право на получение жилья по этим очередям, порядок и условия предоставления жилых помещений работникам организации (по договору найма, с частичной или полной оплатой и т.д.). Здесь же устанавливаются размеры (в процентах) распределения общей площади жилых помещений на общую и льготные очереди.
На практике иногда смешиваются понятия "учет", "очередь", "очередность". В связи с этим необходимо отметить, что "очередность" наряду с "учетом" является самостоятельной категорией в жилищном законодательстве.

Очередность при предоставлении гражданам жилых помещений устанавливается в целях справедливого распределения жилья. При этом в соответствии со ст. 25 Жилищного кодекса Республики Беларусь общественный контроль за установлением очередности на получение жилых помещений должен осуществляться специальными общественными комиссиями, созданными при местных исполнительных и распорядительных органах, на предприятиях, в учреждениях, организациях, с участием депутатов, представителей профсоюзов и трудовых коллективов.

Ранее в жилищном законодательстве выделялись категории граждан, которым жилье предоставлялось вне очереди и в первую очередь. С введением в действие нового Жилищного кодекса (с 1.07.1999 г.) право на внеочередное получение жилых помещений получили отдельные категории граждан из числа тех, кому в соответствии со ст. 12 ЖК РБ должны предоставляться жилые помещения социального пользования. К этой категории относятся больные активной формой туберкулеза, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находившиеся в детских учреждениях, у родственников, опекунов (попечителей) либо на обучении в высшем, среднем специальном профессионально-техническом учебном заведении, на службе в Вооруженных Силах Республики Беларусь, если за ними не сохранилось жилое помещение или если они не могут быть по другим причинам вселены в жилое помещение, из которого выбыли. Законодательными актами Республики Беларусь могут быть определены и иные случаи предоставления гражданам вне очереди жилых помещений социального пользования. В то же время предоставление гражданам жилых помещений в первоочередном порядке Жилищным кодексом не предусмотрено, поэтому местные исполнительные и распорядительные органы и не ведут таких списков при осуществлении учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства.

Однако при заключении коллективных договоров могут быть, в частности, предусмотрены как льготные основания принятия работников на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так и порядок предоставления им жилых помещений, в том числе в первоочередном и во внеочередном порядке включая и установление либо перенос очередности.
Очередность на получение жилого помещения по месту работы совместным решением администрации и профкома может быть перенесена, как это было и ранее, на более поздние сроки злостным нарушителям трудовой дисциплины, лицам, к которым в течение года неоднократно применялись меры административного взыскания или общественного воздействия за пьянство, совершившим мелкое хищение государственного или общественного имущества либо мелкое хулиганство, а также осужденным за совершение преступления. В решении о перенесении гражданам очередности на получение жилого помещения указываются мотивы и срок, на который переносится очередность.
Законодательством не определен перечень случаев злостного нарушения трудовой дисциплины.

В каждом конкретном случае этот вопрос решается администрацией совместно с профсоюзным комитетом с учетом мнения трудового коллектива. Иногда очередность не переносится, если в семье лица, совершившего правонарушение или антиобщественный поступок, имеются малолетние дети или больные либо если семья проживает в крайне тяжелых жилищных условиях.
Очередность может быть перенесена гражданам также в связи с безосновательным отказом от получения жилого помещения, отвечающего установленным требованиям и размеру. Безосновательным считается отказ от получения жилого помещения по мотиву отдаленности его расположения от центра города, размещения на менее удобном этаже, отсутствия балкона и т.п.
На практике отступления от принципа очередности при предоставлении жилья иногда имеют место в связи с отсутствием жилых помещений необходимого размера.

Так, если первой на очереди состоит семья из 5-6 человек, а предприятие в текущем году построило (или имеет в наличии) только двухкомнатные и однокомнатные квартиры, то они предоставляются другим семьям, состоящим на очереди вторыми, третьими и т.д.
Во избежание подобных случаев исполкомы местных Советов депутатов, являющиеся традиционно и сейчас основными заказчиками при долевом строительстве, при выделении предприятиям и организациям жилья должны учитывать их потребность в квартирах того или иного типа.
Кроме того, при отсутствии квартир необходимых типов по решению администрации и профсоюзного комитета, с ведома исполкома местного Совета депутатов, допустим взаимообразный обмен квартирами между предприятиями, организациями, находящимися в данном населенном пункте.
Вопросы, связанные с определением очередности предоставления жилых помещений, могут возникать и при заключении контрактов с работниками. Пунктом 11 Положения о порядке и условиях заключения контрактов нанимателей с работниками (утверждено постановлением Совета Министров №1476 от 25.09.1999 г.) определено, что стороны могут предусмотреть в контракте дополнительные по сравнению с законодательством социально-бытовые льготы и гарантии для работника.

Эти льготы могут касаться сроков предоставления жилья или оказания материальной помощи для приобретения жилья в собственность и т.д. Вместе с тем наличие записи в контракте о предоставлении такой льготы не освобождает администрацию предприятия и профсоюзный комитет от включения соответствующих мер, обеспечивающих реализацию этой льготы в коллективный договор.
В разделе макета коллективного договора "Жилищное строительство. Постановка на учет и распределение жилья. Компенсации, льготы" рекомендовано предусматривать конкретные объемы строительства и ввода в эксплуатацию жилья, в том числе через УКС местного исполкома, хозяйственным способом, в ЖСК, КИЗ и по долевому участию с другими организациями.
Предусматривается также предоставление работникам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, одноразовых безвозмездных субсидий, займов на строительство (реконструкцию) или покупку жилых помещений, предоставление беспроцентных ссуд индивидуальным застройщикам, членам жилищно-строительных кооперативов, коллективов индивидуальных застройщиков, а также работникам, приобретающим (выкупающим) жилье в собственность.

Кроме того, может быть предусмотрено оказание индивидуальным застройщикам помощи стройматериалами, машинами, механизмами, а также выделение средств для установки приборов учета расхода газа, воды и регулирования расхода тепловой энергии в ведомственном жилищном фонде, компенсации затрат работникам организации, установившим указанные приборы за счет собственных средств.
Таким образом, коллективный договор предоставляет работникам организаций более широкие возможности для улучшения жилищных условий и тем самым дополняет государственные социальные гарантии по решению жилищных проблем граждан по месту жительства.
Наниматели несут ответственность за своевременное и полное выполнение обязательств и мероприятий, принятых в коллективном договоре. Контроль за выполнением договора осуществляется профкомом, нанимателем и постоянной комиссией по разработке и контролю за выполнением договора.

Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь Республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 24 за 2004 год в рубрике недвижимость

©1995-2024 Строительство и недвижимость