Новые технологии в дорожном строительстве
Не так давно в "БелдорНИИ" состоялся научно-практический семинар "Переработка старого асфальтобетона и использование продуктов дробления (асфальтогранулята) в дорожном строительстве и при благоустройстве территорий", организованный дорожным НИИ и УП "УДМСиБ Мингорисполкома".
Надо сказать, что обращение ученых и специалистов к данной тематике не случайно: как показывает практика, асфальтогранулят (а это сыпучий материал, получаемый в результате дробления асфальтобетонного лома) оказывается достаточно эффективным материалом. Об этом свидетельствует, к примеру, опыт Германии, где в последнее время растут объемы его применения при падении объемов производства асфальтобетона. Так, в 2001 году в этой стране было применено 15 млн тонн асфальтогранулята (рост 19%), 12 млн тонн из которых было использовано для изготовления нового асфальтобетона.
Открывая работу семинара, генеральный директор "БелдорНИИ" Алексей Бусел подчеркнул важность решения проблемы ресурсосбережения в дорожном строительстве. По его словам, вопрос переработки отходов позволяет не только расширить сырьевую базу, но и дает экономический, а также экологический эффект. При этом старый асфальтобетон, запасы которого достаточно большие, — это как раз такое сырье, и лежит оно буквально под ногами. Обновить его, сделать на его основе качественный новый материал и представляет собой задачу ученых и практиков-дорожников. К тому же, эта тема сегодня является достаточно актуальной для нашей республики, так как вывоз старого асфальтобетона на свалку создает экологическое напряжение. Нужно учесть, по мнению Алексея Бусела, и опыт ряда западных стран, где вопрос переработки "бэушного" асфальтобетона поставлен на высокий уровень и стимулируется государством.
Достаточно интересным и содержательным по сути было выступление Александра Одерихо, заместителя управляющего УДМСиБ, который вот уже более 20 лет занимается данной проблемой. По его словам, только в столице ежегодный объем старого асфальтобетона колеблется в пределах около 30 тыс. тонн. Экономический ущерб при этом, по оценке Александра Одерихо, составляет свыше 500 тыс. долларов. Прямые убытки несут и дорожники: вывоз асфальтобетона на свалку обходится им около 7 тыс. рублей за тонну. Надо сказать, что УДМСиБ серьезно занялось решением данной проблемы и инициировало специальную городскую программу по регенерации асфальта. Теоретически обоснованная экономическая целесообразность ее уже подтверждается на практике: по данным Александра Одерихо, за неполные 5 месяцев этого года сдача старого асфальтобетона в УДМСиБ позволила сэкономить городским субъектам хозяйствования более 100 млн рублей. И это в период, когда к основным дорожным работам еще не приступали. Подтверждается также экологический эффект переработки данных отходов. В рамках названной программы была обозначена и административная задача. Теперь, согласно соответствующему решению Мингорисполкома, четко регламентированы обязанности проектных, контролирующих и хозяйствующих организаций в плане сдачи старого асфальта. Отсюда и приведенные результаты.
Что касается технической стороны вопроса, сложность которого заключается в невозможности качественной переработки "бэушного" асфальтобетона на обычных дробильных установках, то УДМСиБ закупило специальный механизм известной фирмы "Беннингховен". О достоинствах этой дробилки участникам семинара рассказал представитель фирмы г-н Клаус Хобер. По его словам, старый асфальтобетон не стоит просто закапывать в землю, ведь в нем есть такие ценные материалы, как битум и щебень. Разработанная фирмой установка как раз и позволяет получить из, казалось бы, ненужных отходов качественный новый материал — асфальтогранулят.
На первой стадии в установку при помощи погрузчика подаются куски асфальта шириной до 1,8 м. На данном этапе асфальт размельчается до фракций 0-60, а автономный магнитный сепаратор собирает металлолом и сбрасывает его в специальную емкость. В этой части установки используется запатентованная технология, решающая проблему зависания. На второй стадии материал дробится до желаемой фракции с помощью валов, оснащенных износостойкими легкозаменяемыми пластинами. Преимуществ у дробилки, по мнению Клауса Хобера, достаточно. Во-первых, в итоге получается незначительное количество мелких частиц: здесь применяется не циклическое дробление, и щебень остается практически тех же фракций, что и был в асфальте, так как он расклеивается, а не дробится. Кроме того, для работы с механизмом необходимо минимум персонала, установка может перерабатывать большой объем материала, обладает малой шумностью и потребляет мало энергии. К слову, с продукцией "Беннингховен" наши дорожники знакомы давно и не понаслышке: в свое время с помощью этой фирмы был модернизирован ряд асфальтобетонных заводов "Тельтомат", имеющихся в арсенале отрасли.
После выступления иностранного гостя вниманию участников семинара был представлен видеофильм, демонстрирующий работу самой дробильной установки. Заведующий лабораторией дорожных конструкций "БелдорНИИ" Андрей Смыковский, комментирующий фильм, отметил, что данная установка является мобильной, обеспечивает непрерывный процесс работы и способна произвести 400 тонн асфальтогранулята в смену. В результате получается вполне кондиционный материал, а щебень, в подтверждение слов Клауса Хобера, остается целым. Отметим, что несколько позже участники семинара смогли наглядно ознакомиться с работой дробильной установки на базе УДМСиБ в Шабанах.
В ходе дальнейшей работы семинара был заслушан целый ряд докладов и сообщений, посвященных различным способам применения асфальтогранулята. Надо сказать, что определенный опыт его использования в дорожной отрасли уже есть. В частности, он применялся в качестве расклинцовки для обеспечения прочности щебеночного основания и заполнения в нем пустот. Он также неплохо себя зарекомендовал при текущем ремонте дорог. Богатым опытом по его производству и применению обладает Минский облдорстрой. Возможно использовать асфальтогранулят и в качестве оснований дорожных одежд проездов, пешеходных путей, велодорожек и прочих объектов благоустройства. Именно к такому выводу, в частности, пришли участники семинара. Помимо этого, выступающие особо выделили преимущество применения асфальтогранулята взамен щебня мелких фракций, поскольку он оказывается технологичней последнего.
В целом практический опыт применения асфальтогранулята при устройстве оснований, текущем ремонте и производстве литого асфальтобетона показал, что в таком случае не только существенно увеличивается надежность конструкций, но и достигается экономический эффект за счет экономии битума и минерального материала. Кроме того, решается и экологическая проблема в части утилизации отслужившего свой срок асфальта.
Само собой разумеется, что в итоге опытного применения асфальтогранулята возникла естественная необходимость нормировать его качественные характеристики. Для решения этой задачи в "БелдорНИИ" разработали Технические условия на асфальтогранулят, где представлены соответствующие требования к материалу, к процессу его производства, а также оптимальная область его применения.
Материалы подготовили Василий КУРЛОВИЧ, Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 23 за 2004 год в рубрике дороги