Дороги Беларуси и их составляющая
По состоянию на 1 января 2004 г. протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет 81.216 км, в т.ч. республиканских — 15.396 км и местных — 65.820 км. Дороги с твердым покрытием составляют 70.194 км, или 86,4%, и грунтовые — 11.022 км, или 13,6%.
За 2003 год сеть дорог возросла на 1226 км, из них на 1201 км увеличилась сеть местных дорог за счет принятия на баланс внутрихозяйственных дорог от сельскохозяйственных предприятий. По состоянию на 1 января 2004 года дорогами общего пользования связано 23,4 тыс. сельских населенных пунктов, или 97% их общего количества.
Плотность автомобильных дорог на 1 км2 территории составляет 0,39 км (для сравнения: в России в целом — 0,06 км, Европейской части России — 0,15 км) и на 1000 жителей — 8,2 км (в России — 5,1 км). На автомобильных дорогах общего пользования имеется 5219 мостов и путепроводов длиной 166.861 пог. м.
Несмотря на сравнительно небольшой удельный вес республиканских автомобильных дорог в общей протяженности дорог общего пользования (19,0%), они имеют огромное значение во всем дорожном комплексе государства. Эти дороги несут основную транспортную нагрузку, обеспечивая более 80% всей работы автомобильного транспорта и обслуживая практически все международные автомобильные сообщения.
Характеризуя техническое состояние автомобильных дорог на основе ежегодно проводимой диагностики, следует отметить, что 10 тыс. км республиканских дорог (65,0%) нуждаются в капитальном ремонте, восстановлении своих первоначальных характеристик, из них 6,5 тыс. км не способны воспринимать нагрузки на одиночную ось в 10 тонн.
По системе "Белмост" в 2003 году была проведена диагностика 1285 (57,0%) мостовых сооружений, по результатам которой от общего количества мостовых сооружений на республиканских автомобильных дорогах нормативным требованиям по габаритам не соответствуют 12% сооружений (149), и по нагрузке — 26% (334).
Потребность в объемах дорожных работ и их обеспеченность финансовыми ресурсами
Дорожные предприятия республики в истекшем отчетном году, как и в предыдущие годы, осуществляли планомерную работу, направленную на:
— обеспечение качественного улучшения транспортно-эксплуатационного состояния дорог и развитие сети автомобильных дорог, повышение безопасности дорожного движения;
— повышение качества и сокращение сроков дорожных работ;
— улучшение уровня обслуживания пользователей автомобильных дорог.
Однако наличие хронического дефицита финансовых ресурсов не позволяло не только в должной мере решать вопросы по расширению сети автомобильных дорог, но и поддерживать в нормальном состоянии существующую сеть автомобильных дорог, что оборачивалось немалыми потерями для экономики республики в целом.
Фактическое финансирование дорог в 2003 году по сравнению с 1991 годом уменьшилось почти в 2 раза и составило менее 40% от потребности. Как следствие этому увеличился недоремонт дорог и ухудшается их техническое состояние. Если в 1992 году была восстановлена несущая способность 670 км республиканских и 1980 км местных дорог, то в 2003 году из-за недостатка финансовых ресурсов — только 187 км и 48 км соответственно.
Бюджет республиканского дорожного фонда в 2003 году и его использование
Доходы дорожных фондов в 2003 году формировались за счет источников, определенных Законом Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О дорожных фондах в Республике Беларусь" от 29 декабря 2001 г. №73-3 и с учетом поступления платы за проезд по автомобильной дороге М-1/Е-30 Брест — Минск — граница с Российской Федерацией (53,1 млрд рублей) и были определены в сумме 605,8 млрд рублей, фактически же составили 625,9 млрд рублей.
Средства республиканского дорожного фонда с учетом привлечения дополнительных ресурсов позволили обеспечить финансирование основных мероприятий, вошедших в план социально-экономического развития дорожного хозяйства, относящегося к республиканской собственности, на 2003 год. В результате объем дорожных работ на республиканских автомобильных дорогах выполнен на 100,9%, что позволило обеспечить круглосуточное бесперебойное движение по ним транспортных средств в течение года.
В целях повышения контроля за целевым использованием средств республиканского дорожного фонда предприятия республиканских автомобильных дорог в 2003 году переведены на финансирование расходов через территориальные органы Главного государственного казначейства Министерства финансов.
По состоянию на 31.12.03 г. плановые расходы из-за отвлечения Министерством финансов средств республиканского дорожного фонда на цели, не связанные с содержанием, ремонтом и развитием республиканских автомобильных дорог, профинансированы на 96,5% к плану.
Основная масса финансовых ресурсов республиканского дорожного фонда (60,7%) использована на содержание и ремонт существующей сети дорог. Такая позиция в условиях ограниченности в финансовых ресурсах в полной мере согласуется с принципами регулирования дорожной деятельности, одним из которых является приоритет направления средств на поддержание состояния существующей сети автомобильных дорог.
Фактические расходы на содержание и текущий ремонт республиканских автомобильных дорог составили 102,5 млрд рублей, на средний ремонт — 132,7 млрд рублей и на капитальный ремонт — 136,7 млрд рублей. За счет этих средств в зимний период для обеспечения непрерывного безопасного движения на республиканских дорогах, ликвидации гололедицы и очистки от снега было израсходовано 552 тыс. тонн песчано-соляной смеси, 36 тыс. тонн чистой технической соли и 111 тысяч тонн моторного топлива. В среднем в сутки работало 300 единиц снегоочистительной и пескосолераспределительной техники, а в дни интенсивных снегопадов привлекалось до 1000 единиц техники. Стоимость зимнего содержания республиканских автомобильных дорог составила 50 млрд рублей.
При подготовке республиканских автомобильных дорог к летнему сезону было ликвидировано 136 тыс. м2 ямочности, произведена окраска 950 км барьерных и 164 км перильных ограждений, 172,6 тыс. стоек дорожных знаков, 86 тыс. железобетонных и деревянных сигнальных столбиков. Спрофилированы обочины, приведено в порядок 24 тыс. га полос отвода дорог, отремонтировано 62 тыс. дорожных знаков, отремонтировано и окрашено 4380 автопавильонов. Подготовка дорог к летнему сезону и приведение в порядок полос отвода обошлись государству в 19 млрд рублей.
В летне-осенний период на республиканских автомобильных дорогах проведен комплекс работ по их содержанию и текущему ремонту, в том числе ликвидация размывов обочин и откосов земляного полотна, вызванных дождями на участках протяженностью 2010 пог. м, скашивание травы и вырубка кустарника в полосе отвода на всей сети (15.396 км), ремонт и восстановление кюветов — 3150 пог. м, ремонт деформационных швов и заливка трещин дорожного покрытия — 1029 км.
Средним ремонтом отремонтировано 1674,9 км республиканских дорог при программе 1666 км (100,5%) и 2434,4 пог. м мостов при программе 2266,1 пог. м (107,4%). Осуществлено устройство 650 км защитных слоев дорожных покрытий, горизонтальной разметки на 15.470 км, выполнен ремонт 79.358 пог. м барьерного ограждения, устроено нового барьерного ограждения 66.774 пог. м, установлено около 33 тысяч дорожных знаков, посажено 100,7 км снегозащитных насаждений, приняты меры по повышению безопасности движения более чем на 200 участках концентрации ДТП.
С целью восстановления несущей способности дорог и мостов осуществлены работы по капитальному ремонту.
Отремонтировано 186,9 км республиканских дорог при программе 184,2 км (101,5%) и 1544,8 пог. м мостов при программе 1519,6 пог. м (101,7%).
В 2003 году устроено на 46 площадок для остановки автобусов (121 шт.), на 153 автобусных павильона (276 шт.), на 42 площадки для отдыха (104 шт.), на 35 км пешеходных дорожек (73 км), на 97. переходно-скоростных полос и на 33 виража больше по сравнению с 2002 годом. Перестроено под требуемые габариты
39 мостов (1553 пог. м), наращены бордюры на мостах (2950 пог. м).
Для выполнения задач, поставленных главой государства и правительством, потребовалась максимальная концентрация материальных, технических, финансовых и кадровых ресурсов, широкое применение новых материалов и конструкций, прогрессивных технических решений и технологий, обеспечивающих высокое качество работ, удобство и безопасность движения транспорта.
В 2003 году выполнены работы по реконструкции и ремонту наиболее грузонапряженных участков республиканских автомобильных дорог общей протяженностью 158,9 км (101%). На реконструкцию и строительство республиканских автомобильных дорог направлено 69,1 млрд рублей. Реконструировано и построено 54,6 км республиканских автомобильных дорог:
— М-3 Минск — Витебск на участке км 132 — км 140 (протяженностью 8,0 км);
— Р-20 Витебск — Полоцк — граница с Латвийской Республикой — км 28 — км 36 (протяженностью 7,7 км);
— обход г. Бобруйска (протяженностью 11,4 км);
— обход г. Гомеля (протяженностью 15,2 км);
— обход г. Гродно (протяженностью 11,9 км).
Кроме того, в 2003 году введен в эксплуатацию мост через р. Припять на км 101 автодороги Ивацевичи — Пинск — Столин протяженностью 373,7 пог. м.
В составе работ по строительству, среднему и капитальному ремонту республиканских дорог реализован комплекс мер по дальнейшему развитию проходящих по территории республики международных транспортных коридоров. Из них отремонтированы:
— транспортный коридор II — автомобильная дорога М-1/Е-30 Брест (Козловичи) — Минск — граница с Российской Федерацией (Редьки) протяженностью 54,1 км с суммой расходов 42,2 млрд рублей;
— ветвь транспортного коридора IХ Б — Минск — Гродно, км 10,5 — км 15,5 (автомобильная дорога М-6) протяженностью 5 км с суммой расходов 5,3 млрд рублей.
Выполнены работы по приведению в надлежащее состояние автомобильных дорог в 50-километровой зоне вокруг г. Минска общей протяженностью 4648 км, в т.ч. республиканских дорог — 828 км, местных — 3820 км.
Проводились реконструкция и ремонт первого этапа участков автомобильных дорог на выходах из г. Минска в Брестском, Витебском, Гродненском и Могилевском направлениях.
За счет субвенций, выделенных областям из республиканского дорожного фонда в сумме 5,5 млрд рублей, в 2003 году построено и реконструировано 31,2 км местных дорог (при задании 18,9 км) и 136,4 пог. м мостов (при задании 135,2 пог. м).
В 2003 году в доход республиканского дорожного фонда поступило платы за проезд по автомобильной дороге Брест — Минск — граница с Российской Федерацией около $21 млн, из которых 58% направлено на погашение основного долга по кредиту Европейского банка реконструкции и развития и уплату процентов за пользование им, создание полуторагодового запаса очередного платежа по сроку на 20 января 2004 г., и 42% ($8,8 млн) — на содержание и ремонт данной автомобильной дороги при потребности на эти работы около $30 млн.
Остаток средств на счету обслуживания кредита Европейского банка реконструкции и развития на 1 января 2004 г. для уплаты очередного платежа по сроку на 20 января 2004 г. составил $7,0 млн.
Работа, направленная на экономию средств республиканского дорожного фонда
В условиях ограниченной обеспеченности республиканского дорожного хозяйства финансовыми ресурсами департаментом "Белавтодор" принимались меры, направленные на усиление контроля за экономным и целевым расходованием средств республиканского дорожного фонда и совершенствование ценовой политики.
Ценовая политика была направлена на стабилизацию темпов роста индексов изменения стоимости дорожных работ. Инфляционная составляющая стоимости дорожных работ за 2003 год составила 23,1% при уточненном прогнозе Минэкономики 25%, хотя цены на потребительские товары выросли на 25,4%, и на продукцию производственно-технического назначения — на 31,1%.
Необходимо отметить, что дорожные работы достаточно материало- и энергоемки, удельный вес материальных ресурсов составляет по некоторым видам работ более 80%, из них около 50% занимают материалы, производимые предприятиями других министерств и ведомств. При этом за 2003 год стоимость битума увеличилась на 17,1%, дизтоплива — на 41,7%, щебня — на 26%, тарифы на железнодорожные перевозки выросли на 25%.
Департаментом осуществлялся жесткий контроль за ценами на материалы, изделия и конструкции, производимые предприятиями отрасли. Всего отслеживаются цены по более чем 700 видам и типам дорожно-строительных материалов на 104 предприятиях — производителях и поставщиках. Благодаря осуществляемым мерам удалось снизить цены на барьерное ограждение из черного металла, мастику, нерудные материалы, материалы, выпускаемые собственным производством РУП "Мостострой", продукцию, производимую ЗЖБМК, что привело к снижению стоимости выполненных работ на сумму около 4,85 млрд рублей.
Особое внимание уделялось проверке цен на материалы, применяемые при реконструкции выходов в 50-километровой зоне г. Минска. В результате существенно снижены цены на кабельную продукцию, эмаль ПФ-115 различных цветов, сталь и проволоку, светильники, трубы ПВХ, трубы стальные, кирпич, цемент, автопавильоны и др. Это позволило сэкономить около 950 млн рублей средств дорожного фонда.
Таблица использования средств республиканского дорожного фонда, млрд рублей
Динамика ремонта и строительства дорог и мостов в 2002-2003 гг.
отражена в нижеприведенной таблице:
Материалы полосы подготовили Василий КУРЛОВИЧ, Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 22 за 2004 год в рубрике дороги