Ресурсо- и энергосбережение


В последнее время в силу известных причин вопрос энергетической безопасности страны находится под пристальным вниманием как руководства государства, так и всего белорусского общества. Поэтому не случайно показатель по энергосбережению является одним из основных критериев оценки работы всех отраслей народного хозяйства.

Надо сказать, что в дорожной отрасли проводится немалая и целенаправленная работа по экономии топливно-энергетических ресурсов, а также постоянно контролируются расчеты за потребляемый газ, тепловую и электрическую энергию подведомственными предприятиями. О текущем положении дел в этой сфере, а также о перспективных направлениях в данном аспекте деятельности дорожных предприятий шла речь на последней коллегии "Белавтодора". С основным докладом выступил начальник отдела координации и подрядных работ департамента Юрий Барковский.
Касаясь итогов работы отрасли в этой сфере в прошлом году, Юрий Борисович отметил, что во исполнение целого ряда нормативных документов в "Белавтодоре" была разработана программа по энергосбережению на 2003 год, в соответствии с которой предусматривалось сэкономить 2252 тонн условного топлива топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), что составляет 3,6% от фактически потребленных в 2002 году. В результате план был перевыполнен: сэкономлено 2714 т у.т., или 4%.

При этом основными мероприятиями по экономии ТЭР являлись ограничение потребления тепловой энергии административными и производственными зданиями в нерабочее время и выходные дни (30% общей экономии); проведение режимно-наладочных испытаний паровых и водогрейных котлов, горелочных устройств сушильных барабанов асфальтосмесительных установок (19% соответственно); внедрение топочных установок, работающих на местных видах топлива (15%); внедрение энергосберегающих светильников, экономичных ламп и приборов регулирования теплоснабжения (10%) и ряд других.
Оценивая работу организаций отрасли по энергосбережению в минувшем году, Юрий Барковский отметил ДСУ-1, 2-й, 3-й, 5-й и 7-й тресты, а также "Бреставтодор", которые добились хороших результатов по экономии ТЭР. В числе не реализовавших в полном объеме разработанных мероприятий и не достигших запланированной экономии были названы "Мостострой", "Дорстройиндустрия", "Минскавтодор" и 4-й трест. В целом же предприятия департамента в прошлом году достигли показателя по энергосбережению в 7,7% при задании 7%.

Что касается платы за потребленные в 2003 году природный газ, тепло- и электроэнергию, то в общем итоге по департаменту она составила 101,6%. Вместе с тем, ряд предприятий отрасли нерегулярно рассчитывался за эти энергоресурсы в течение года, а некоторые имели задолженность по состоянию на начало нынешнего года, которая затем была погашена.
Если говорить о программе по энергосбережению на текущий год, то ее мероприятия предусматривают экономию ТЭР в количестве 3950 т у.т., что составляет 6,7% от фактического потребления ТЭР в прошлом году. А мероприятиями, разработанными подведомственными организациями, предполагается обеспечить экономию ТЭР в объеме 4766 т у.т., что составляет 7,2%.
Промежуточные результаты этой работы уже видны по итогам первого квартала. Так, по словам Юрия Барковского, фактический целевой показатель по энергосбережению в сопоставимых условиях за январь-март составил 10% при запланированных 7%. При этом задание выполнили практически все дорожные организации за исключением ДСТ-2, у которого показатель составил +8,6%. В целом от внедренных в первом квартале мероприятий программы по энергосбережению сэкономлено 461 т у.т., что составляет 9,7% экономии, предусмотренной на весь нынешний год.
Из недостатков в работе 7-го треста и "Мостростроя" Юрий Борисович назвал тот факт, что в структурных подразделениях этих предприятий до сих пор не созданы фонды энерго- и ресурсосбережения.

Юрий Барковский также заострил внимание на проблеме, связанной с созданием в автодорах новых подразделений — ДЭУ и ЛДД, что приводит к увеличению энергопотребления. Однако, как заметил докладчик, одновременно возрастают и объемы работ, выполняемые собственными силами автодоров, темпы роста которых не всегда адекватны темпам роста энергопотребления. При этом не в полной мере используется потенциал по снижению энергетического пресса. Так, автодоры не пользуются возможностью приведения энергопотребления текущего и предыдущего годов в равные условия, тогда как нормативные акты позволяют это сделать, увеличив энергопотребление в соответствующем периоде за счет вновь созданных подразделений.
Отметил Юрий Борисович и недостаточный контроль в подведомственных организациях над расчетами за потребляемые природный газ, тепло- и электроэнергию: зачастую текущая задолженность погашается только после указания руководства департамента. Нередко аналогичная ситуация складывается и с отчетностью о расходе ТЭР.
Как известно, в Послании Президента Национальному собранию и белорусскому народу были четко определены ориентиры в вопросах энергосбережения на ближайшую перспективу: увеличение процента снижения энергоемкости ВВП и выход за 3 года на мировые стандарты расходования электроэнергии на единицу продукции. Для дорожной отрасли, по словам Юрий Барковского, это реальная экономия ТЭР от выполнения мероприятий программы энергосбережения, что в первую очередь касается обновления и модернизации основных фондов.
В этой связи докладчик привел пример конца 90-х годов, когда по инициативе департамента за счет республиканского дорожного фонда в каждом ДСТ было модернизировано по одной асфальтосмесительной установке "Тельтомат", которые составляют основу нашего энергоемкого асфальтобетонного производства.

В результате произошло значительное сокращение расхода топлива и энергозатрат. Однако серьезного распространения этот опыт не получил, хотя средства для продолжения такой работы сегодня имеются — это амортизационные фонды.
После выступления Юрия Барковского коллегия заслушала объяснения ряда руководителей по поводу фондов энерго- и ресурсосбережения. В частности, Анатолий Жуковец и Леонид Максименко пояснили, что и в 7-м тресте, и в "Мостострое" эти фонды уже созданы, и по апрелю они по ним отчитаются.
Генеральный директор 2-го треста Константин Костенко, в адрес которого были высказаны претензии за невыполнение задания по энергосбережению в первом квартале, отметил, что по его расчетам экономия ТЭР в тресте составила за отчетный период почти 5% (напомним, что по официальным данным — +8,6%). По словам Константина Константиновича, для первого квартала, особенно если уже начато производство асфальтобетона, это неплохой результат. Почему получилось такое разночтение? Руководитель треста объяснил это следующим образом. Для того, чтобы сгладить синусоиду сезонности работ, на предприятии создали комбинат строительных материалов.
В результате сегодня прочие виды деятельности у треста составляют более 20% в общем объеме работ. Само собой, на это трест тратит энергоресурсы, а их засчитывают на строймонтаж.

Константин Костенко не согласен с такой позицией и отстаивает мнение о том, что энергоресурсы, затраченные на прочие виды деятельности, должны идти отдельной строкой. К слову, с этой точкой зрения согласились и в Минтрансе. В департаменте "Белавтодор" сейчас вплотную занимаются этой проблемой и прорабатывают возможность учета потребленной энергии в расчете на выручку предприятия.
Завершая рассмотрение коллегией этого вопроса, исполняющий обязанности директора департамента Геннадий Чепцов подчеркнул, что в настоящее время работа предприятий отрасли по экономии топливно-энергетических ресурсов в целом отлажена.
Однако есть и некоторые шероховатости, которые следует отрегулировать, дабы без проблем достигнуть запланированного результата.

Материалы подготовили Василий КУРЛОВИЧ, Алексей ПЕКУН, Юрий ЛУКАШЕВИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 18 за 2004 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость