Расходы дорожной отрасли прозрачны для общества


Один из основных принципов работы дорожной отрасли — открытость и прозрачность. В последнее время традицией стала публикация отчета об использовании средств республиканского дорожного фонда. Таким образом самые широкие круги общественности могут ознакомиться, как был израсходован буквально каждый "дорожный" рубль. Нынешний год не стал исключением: уже подготовлен соответствующий отчет по прошлому году, который и был представлен на рассмотрение коллегии департамента "Белавтодор".

Выступившая с докладом по этому вопросу заместитель начальника отдела дорожных фондов и финансов департамента Тамара Щорс пояснила, что основным источником финансирования работ, связанных с расширением сети республиканских автодорог и поддержанием их в нормальном состоянии, в 2003 г., как и в предыдущие годы, был республиканский дорожный фонд (РДФ). Его формирование и использование осуществлялось в соответствии с Законом "О дорожных фондах в Республике Беларусь" в редакции 2001 г.
Как отметила Тамара Дмитриевна, первоначально бюджет РДФ по доходам и расходам на 2003 год был утвержден в сумме 499 млрд рублей. Сюда вошли источники, формируемые в соответствии с законом о бюджете на минувший год (446 млрд руб.), а также плата за проезд автотранспортных средств и ТКТС по дороге М-1/Е-30 с учетом остатка этих средств на 01.01.2003 г. — 53 млрд рублей.
Помимо этого, для выполнения в установленные сроки поручений главы государства, данных им 7 ноября 2002 г. при открытии движения по МКАД, в части реконструкции и ремонта наиболее грузонапряженных участков дорог был привлечен кредит АСБ "Беларусбанк" в сумме 81,5 млрд рублей для обеспечения финансирования этих работ. Таким образом, с учетом заемных средств общая сумма доходов и расходов составила 580,5 млрд рублей.

Однако, как констатировала Тамара Щорс, в процессе исполнения бюджета по всем источникам формирования средств РДФ фактическое поступление превышало прогнозное, за исключением сбора за проезд иностранных автотранспортных средств по автодорогам общего пользования Беларуси (86,8%). В связи с этим указом главы государства показатели доходов и расходов РДФ, формируемого через бюджет, были увеличены на 25,3 млрд рублей, и в общем итоге уточненные плановые доходы и расходы составили 605,8 млрд рублей.
Фактически доходная часть РДФ была выполнена на 103,3% и составила 625,9 млрд рублей, что в долларовом эквиваленте составило $305 млн. Тем не менее, по состоянию на начало нынешнего года плановые мероприятия были профинансированы лишь в сумме 584,5 млрд рублей, что составило 96,5% к плану, или 96,1% к фактическим расходам. В результате, как отметила Тамара Дмитриевна, на 1 января 2004 г. задолженность Минфина по финансированию дорожных работ к плановым назначениям 2003 г. составила 22 млрд рублей, а к фактическому поступлению доходов РДФ — 41,4 млрд рублей.

В минувшем году предприятия республиканских автомобильных дорог были переведены на финансирование дорожных работ через территориальные органы Главного государственного казначейства Минфина. Как пояснила Тамара Щорс, это было сделано для повышения контроля за целевым использованием средств РДФ. Однако избежать неритмичности финансирования (к слову, для отрасли это стало уже традиционной ситуацией) не удалось. Дело в том, что Министерство финансов отвлекало средства РДФ на цели, не связанные со строительством и ремонтом дорог: на посевную и уборочную кампании, на финансирование расходов защищенных статей бюджета. В результате плановые расходы были профинансированы лишь на 96,5%.

А теперь о главном: как расходовались средства РДФ в минувшем году. По словам Тамары Дмитриевны, основная сумма финансовых ресурсов РДФ (60,7%, или 354,7 млрд рублей) была использована на содержание и ремонт существующей сети автодорог. Такая позиция в условиях дефицита средств согласуется с принципами регулирования дорожной деятельности, одним из которых является приоритет направления средств на поддержание существующей сети дорог. На реконструкцию и строительство республиканских дорог было направлено 69,1 млрд рублей.
За счет средств РДФ в 2003 году на техническое перевооружение отрасли было направлено 29,6 млрд рублей. За эти деньги подведомственные организации приобрели 322 единицы техники, в числе которых — солераспределители, погрузчики, автогрейдеры, асфальтосмесительные установки, асфальтоукладчики, дорожные катки, дробильно-сортировочные линии, подметально-уборочные машины, другие специальные механизмы, а также необходимое диагностическое оборудование и оргтехника.

Кроме того, из РДФ были выделены субвенции областям в сумме 31,8 млрд рублей и трансферты городу Минску в сумме 29,2 млрд рублей. Всего указанные расходы составили 10,4% к общей сумме профинансированных расходов.
Среди других расходов РДФ также значатся: погашение кредита, полученного в 2002 году в АСБ "Беларусбанк" на окончание работ на МКАД — 13,9 млрд рублей; погашение кредиторской задолженности за работы 2002 года — 5,5 млрд рублей; обслуживание кредита Европейского банка реконструкции и развития — 24,9 млрд рублей; расходы по науке — 5,5 млрд рублей и т.д.
Заслушав доклад Тамары Дмитриевны, коллегия департамента одобрила представленный отчет об использовании средств РДФ за 2003 год и направила его на дальнейшее утверждение в Министерство транспорта и коммуникаций, после чего отчет будет опубликован в центральных СМИ. При этом исполняющий обязанности директора департамента "Белавтодор" Геннадий Чепцов высказал мнение о необходимости проведения тщательного анализа в части потерь в дорожном хозяйстве, к которым приводит неритмичность финансирования отрасли.

Материалы подготовили Василий КУРЛОВИЧ, Алексей ПЕКУН, Юрий ЛУКАШЕВИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 18 за 2004 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость