О должном использовании квадратного метра
Государственный контроль за использованием и обеспечением сохранности жилищного фонда направлен на обеспечение соблюдения правил пользования жилыми помещениями и содержания их в технически исправном состоянии и осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами, а также специально уполномоченными на то государственными органами в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Законодательством установлены виды правонарушений, за которые в области жилищных отношений установлена ответственность, в частности, за:
— нарушение порядка принятия граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, снятия с учета и предоставления жилых помещений;
— нарушение правил выделения земельных участков под жилищное строительство;
— нарушение правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых помещений и вспомогательных помещений жилого дома, пожарной безопасности и иных правил;
— самовольное переустройство и перепланировку жилых помещений и использование их не по назначению;
— самовольное строительство жилых помещений;
— нарушение правил регистрации организаций граждан-застройщиков;
— нарушение правил эксплуатации жилых помещений, инженерного оборудования, бесхозяйственное их содержание;
— порчу жилых помещений, инженерного и иного оборудования, конструктивных элементов жилого дома, объектов благоустройства;
— нарушение права на неприкосновенность жилища;
— самоуправство в реализации своих интересов и ущемление законных прав и интересов других граждан и их организаций.
Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях установлены и размеры ответственности (штрафы на граждан и должностных лиц) за допущенные нарушения в области жилищных прав граждан, строительства, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства (статьи 140-143/1).
Вместе с тем, несмотря на определенную работу, проведенную в последние годы по упорядочению и обновлению законодательства об административных правонарушениях, действующий Кодекс об административных правонарушениях еще далеко не в полной мере учитывает результаты изменения правоотношений и их регулирования, предусмотренные в новых Гражданском и Жилищном кодексах, Законе о совместном домовладении и других законодательных актах.
Возникновение новых правоотношений обусловлено, в частности, массовой приватизацией жилищного фонда, введением новых механизмов финансирования жилищного строительства, оказания государственной поддержки гражданам при строительстве (реконструкции) и приобретении жилья, формированием рынка жилья и других объектов недвижимости.
В Кодексе об административных правонарушениях отсутствует немало имеющих место на практике и требующих адекватного воздействия (и предупреждения их возникновения) правонарушений.
К таким правонарушениям могут быть отнесены:
— нарушение установленного порядка отнесения граждан к категории имеющих право на получение льготных кредитов, субсидий и иных форм государственной поддержки для строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения;
— нарушение установленного порядка предоставления одноразовых безвозмездных субсидий и льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений (на практике имеют место случаи нарушения очередности исходя из времени постановки семей на квартирный учет, незаконного включения в списки на получение субсидий и льготных кредитов, отказа без аргументированных и законных оснований в предоставлении субсидий и кредитов, отказа в совместном предоставлении субсидий и льготных кредитов льготным категориям граждан, задержек перечисления средств на финансирование строительства жилья и др.);
— нарушение порядка приобретения в частную собственность жилых помещений (приватизация занимаемого по договору найма жилья в государственном жилищном фонде, купля-продажа жилых помещений, долевое участие физических и юридических лиц в строительстве жилья и др.);
— длительное незаселение ряда квартир во введенных в эксплуатацию (без выполнения отделочных и других специальных работ) жилых домах, что создает большие неудобства для других жителей;
— действия граждан и должностных лиц, связанные с ограничением прав собственности (включая право владения, пользования и распоряжения) на жилые помещения;
— использование жилых помещений не по назначению (размещение в жилых помещениях офисов, контор, складов, мастерских, торговых точек и т.д.);
— непредоставление доступа в жилое помещение при аварийных и других чрезвычайных обстоятельствах в целях спасения жизни и сохранения здоровья граждан и их имущества;
— самоуправство в реализации жилищных интересов, повлекшее ущемление законных прав и интересов других граждан и организаций;
— нарушение прав временно отсутствующих граждан в месте постоянного проживания; нарушение права на неприкосновенность жилища.
Особого рассмотрения требуют вопросы, связанные с совершенствованием порядка приемки жилых домов в эксплуатацию. По мнению Минстройархитектуры, получившая в последние годы широкое распространение практика приемки жилых домов в эксплуатацию без выполнения отдельных видов работ в квартирах зарекомендовала себя с положительной стороны и позволила более рационально использовать средства, выделяемые на жилищное строительство, а также увеличить количество вводимого в эксплуатацию жилья.
В то же время, эта практика породила и большие неудобства для граждан, своевременно заселившихся во вновь построенные дома, а также создала ряд проблем, связанных с самовольными перепланировками квартир, изменениями систем отопления, водо- и электроснабжения. Из-за недостатка у граждан-застройщиков средств для завершения строительства квартир значительная их часть после сдачи дома в эксплуатацию длительное время не заселяется (от нескольких месяцев до года и более). Это не только создает неудобства для граждан, проживающих в других квартирах дома, но и делает невозможным надлежащее техническое обслуживание как самого здания, так и инженерно-технических систем. Кроме того, из-за длительного незаселения квартир, задержек с передачей инженерных коммуникаций на баланс специализированных эксплуатационных организаций длительное время не оформляются технические паспорта на введенные в эксплуатацию жилые дома и их государственная регистрация, что, в свою очередь, не позволяет и гражданам своевременно оформить свои квартиры в собственность.
К тому же, выполнение работ при самовольных перепланировках квартир осуществляется в большинстве случаев без соответствующей проектной документации силами организаций или частных лиц, не имеющих лицензий на выполнение строительных работ. Отсутствие надлежащего государственного контроля за выполнением таких работ чревато серьезными последствиями.
Предусмотренные действующим законодательством санкции за административные правонарушения налагаются специально уполномоченными органами и должностными лицами.
Например, в проектировании и строительстве это органы государственного управления архитектурной и градостроительной деятельностью, органы государственного строительного надзора, в области использования и охраны земель — органы по земельным ресурсам, землеустройству, геодезии и картографии.
Должностным лицам указанных органов предоставлено право не только составлять протоколы, рассматривать дела об административных правонарушениях, налагать штрафы, но и, что не менее важно (а, может, и более важно для воспитания правомерного поведения), давать предписания по устранению нарушений законодательства, требований нормативно-технической документации.
Вместе с тем, несмотря на значительное расширение и возникновение новых правоотношений в области жилищных прав граждан и жилищно-коммунального хозяйства в республике отсутствует специально уполномоченный орган по надзору за соблюдением законодательства в этой сфере деятельности. Таким органом могла бы стать Жилищно-коммунальная инспекция, предложения о создании которой вносились Минжилкомхозом еще в 1996 году, однако по ряду причин не были приняты.
Актуальность создания такого органа, по мнению Минжилкомхоза, обусловлена существенным увеличением после принятия законов “О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь”, “О совместных домовладениях” и дальнейшим наращиванием удельного веса индивидуальных и коллективных субъектов собственности в жилищной сфере. Развитие негосударственных форм собственности вызывает необходимость усиления контроля за соблюдением законодательства субъектами хозяйствования в жилищно-коммунальном секторе экономики.
Это тем более важно еще и потому, что значительная доля жилищного фонда и объектов коммунального назначения находится в хозяйственном распоряжении различных министерств, других органов государственного управления, концернов, объединений, предприятий и организаций.
Главная цель создания такой инспекции видится в защите жилищных прав граждан, осуществлении надзора за эксплуатацией жилищного фонда и объектов коммунального назначения, а также в защите прав всех потребителей жилищно-коммунальных услуг независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
Жилищно-коммунальная инспекция могла бы взять на себя выполнение следующих функций:
— контроль за разработкой, совершенствованием и изданием нормативно-правовых актов по вопросам использования, содержания и ремонта жилых домов и объектов коммунального назначения;
— контроль за соблюдением законодательства при осуществлении учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установлением очередности на получение жилых помещений или государственной поддержки для строительства (реконструкции) или покупки жилого помещения, правильностью отнесения граждан к категории имеющих право на получение указанной государственной поддержки;
— контроль за своевременным заселением жилых домов-новостроек, соблюдением требований жилищного законодательства и других нормативных документов при осуществлении перепланировок и переоборудования жилых помещений;
— контроль за соблюдением порядка приобретения гражданами в собственность жилых помещений, в том числе при приватизации жилья, купле-продаже, вступлении в члены организации граждан-застройщиков, долевом участии в строительстве жилья и др.;
— контроль за использованием по целевому назначению жилых помещений, придомовых территорий, объектов коммунального назначения, контроль за соблюдением нанимателями и собственниками правил пользования жилыми помещениями, содержания и ремонта жилых домов и инженерного оборудования;
— контроль за соблюдением законодательства при обеспечении населения и юридических лиц жилищно-коммунальными услугами, а также за обоснованностью устанавливаемых нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг и соблюдением нормативного уровня и режима обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами;
— контроль за выполнением мероприятий по подготовке жилищного фонда и объектов коммунального назначения к эксплуатации в осенне-зимний период, за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов и воды;
— контроль за соблюдением порядка обследования состояния жилых помещений, признания их несоответствующими установленным для проживания санитарным и техническим требованиям, непригодными для проживания, а также перевода их в нежилые.
Для реализации изложенных функций органы Жилищно-коммунальной инспекции должны иметь право:
— проводить инспекционные обследования и выдавать предписания собственникам и нанимателям жилых помещений (независимо от принадлежности жилищного фонда), должностным лицам жилищно-эксплуатационных и коммунальных предприятий и организаций об устранении выявленных нарушений;
— налагать предусмотренные действующим законодательством санкции на граждан и должностных лиц, допускающих нарушения действующего законодательства, правил и нормативов, связанных с соблюдением жилищных прав граждан, использованием, содержанием и ремонтом жилых домов и объектов коммунального назначения;
— участвовать в работе постоянно действующих межведомственных комиссий, образуемых местными исполнительными и участвовать в работе постоянно действующих межведомственных комиссий, образуемых местными исполнительными и распорядительными органами при рассмотрении вопросов о признании жилых помещений непригодными для проживания или несоответствии их санитарным и техническим требованиям.
Думается, что вопрос о создании Жилищно-коммунальной инспекции заслуживает внимания и может быть обсужден на законодательном уровне при рассмотрении в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь проекта Закона о новой редакции Жилищного кодекса.
Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь Республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 13 за 2004 год в рубрике недвижимость