Заказчик и подрядчик должны работать слаженно


Одним из центральных вопросов мартовской коллегии “Белавтодора” была работа предприятий республиканских автомобильных дорог по проведению тендеров на выполнение дорожных работ по объектам, включенным в Программу работ 2004 года. Еще в начале коллегии директор департамента Александр Минин подчеркнул, что главной ее целью является определение недостатков и упущений на старте сезона дорожных работ, чтобы устранить их уже на этом этапе и в итоге прийти к должному результату. Наверняка эти слова можно прямо отнести и к вопросу проведения тендеров. О сложившейся на данный момент ситуации докладывал начальник отдела координации и подрядных работ “Белавтодора” Юрий Барковский.

По словам Юрия Борисовича, в соответствии с утвержденной программой на 2004 год департаментом запланированы работы на 309 вновь начинаемых объектах, в том числе на 19 объектах строительства и реконструкции, 28 — капитального ремонта, и 262 — среднего ремонта.
При этом 31 объект из общего количества вновь начинаемых требует проведения подрядных торгов. По состоянию на 15 марта были проведены торги по 23 объектам, что составляет 74% от необходимого. Следует отметить, что время по оставшимся объектам у заказчиков еще есть — начало работ здесь запланировано на второе полугодие нынешнего года, и торги будут проводиться по мере оформления проектно-сметной документации.
Отдельно докладчик остановился на экономической эффективности проведения торгов — это, в принципе, является одной из главных целей тендера. Как показала практика, этот показатель варьируется от 1% по “Минскавтодору” до 1,4% по “Гродноавтодору” от стартовой цены объекта. Приводя такие данные, Юрий Барковский отметил, что все заказчики обеспечили правильный выбор применяемого вида тендерных торгов. Однако по объектам капитального ремонта у “Магистральавтодора” имели место случаи организации тендеров без утвержденной и прошедшей экспертизу проектно-сметной документации и оформленного отвода земель.

В целом же по состоянию на 15 марта обеспеченность вновь начинаемых объектов программы работ нынешнего года договорами подряда по строительству и реконструкции составила 42%, капитальному ремонту — 82%, среднему ремонту — 72%.
Недостаточная работа заказчиков по своевременному обеспечению вновь начинаемых объектов ПСД осложнила разработку программы на 2004 год, не позволила своевременно (в январе-феврале согласно поручению правительства) провести торги и заключить договоры подряда по объектам реконструкции и строительства.
Все это создало условия для нарушения нормального ритма строительно-монтажных работ. Поэтому назрела необходимость увеличения цикла планирования объектов строительства и капремонта до 2-х лет. Такая практика позволит обеспечить своевременное проведение подрядных торгов и начало работ на объектах.
Позицию проектировщика высказал директор “Белгипродора” Алексей Федоров. По его словам, на проектировщика идет обоюдное давление: вначале со стороны заказчика, затем — подрядчика.

Очень важно дать проектировщику достаточное и благоприятное время на работу: ведь нередки случаи, когда изыскания проводятся зимой, а это может сказаться на конечном качестве объекта. Много времени уходит и на согласование ПСД.
Поэтому Алексей Георгиевич обеими руками за практику двухлетнего планирования.
Начальник отдела развития дорожной сети департамента Владимир Мардилович, в свою очередь, отметил, что процедура прохождения согласования и утверждения документации значительно ускоряется, если заказчик с должной ответственностью сопровождает этот процесс. Владимир Александрович также выдвинул предложение о включении в Государственную инвестиционную программу будущего года только тех объектов, которые имеют необходимую документацию.
Заместитель директора департамента Михаил Пихутин поддержал предложение руководителя “Компьютерного центра” Виктора Улитина об апробации практики договорных контрактных цен в этом году. По мнению Михаила Андреевича, для этого нужно определить конкретные объекты.
Завершая рассмотрение коллегией этого вопроса, руководитель штаба дорожной отрасли Александр Минин отметил, что нельзя недооценивать роль подрядчика.

По словам Александра Васильевича, есть яркие примеры того, когда на подрядчиках был поставлен, образно говоря, крест, и к чему это в итоге привело. Так, в Казахстане сегодня отечественных подрядчиков нет, их собирают с других стран, в результате не только растут цены, но и возникают те проблемы, которых со своим подрядчиком быть не должно. Поэтому нам, по мнению Александра Минина, надо поставить заказчика под такое напряжение, чтобы подрядчик мог развиваться и уверенно смотреть в завтрашний день. Относительно проектно-сметной документации директор департамента подчеркнул, что организация дорожного движения при работах на дороге должна быть самостоятельным разделом проекта. Кроме того, ПСД должна выдаваться своевременно. По словам Александра Васильевича, нужно четко определить и экономическую эффективность от проведения тендеров. Что касается самих торгов, то они должны быть завершены в самые кратчайшие сроки.
В целом же департамент ставит заказчикам задачу внести предложения по 2-летнему плану строительства и капитального ремонта дорог до 1 июля этого года. Как подчеркнул Александр Минин, мы уже сегодня должны определить, что будем строить и ремонтировать в 2005-2006 годах. Это очень серьезная и принципиальная задача, требующая решения в самое ближайшее время.

Василий КУРЛОВИЧ, Алексей ПЕКУН, Юрий ЛУКАШЕВИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 13 за 2004 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость