Качество дорог снова в центре внимания


Следует отметить, что к вопросу качества в дорожной отрасли отношение всегда было серьезным: внедрение систем управления качеством было и остается для нее важнейшей задачей. В последние годы этот процесс идет в рамках международных стандартов: дорожные предприятия работают над внедрением менеджмента качества и экологии на базе ИСО 9000 и ИСО 14000. О том, на какой стадии сегодня находится эта работа, шел разговор на коллегии “Белавтодора”.

Выступивший с основным докладом начальник научно-технического отдела департамента Николай Климачев отметил, что в соответствии с решением коллегии, состоявшейся еще в январе прошлого года, все предприятия дорожного хозяйства должны были разработать и внедрить систему качества ИСО 9000 и ИСО 14000. Однако получили сертификаты в прошлом году только 5 предприятий из 13.
В связи с этим Минтранс обязал не выполнивших эту задачу руководителей закончить сертификацию до 1 марта текущего года. К указанному сроку сертификаты получили “Автомагистраль”, 6-й, 7-й и 8-й тресты. В течение марта закончили работу по сертификации 4-й и 5-й тресты, а также “Мостострой”. Вместе с тем, 2-й трест не обеспечил сертификацию систем качества, и работа внешнего аудита на этом предприятии запланирована только на апрель.
При анализе уже полученных сертификатов научно-технический отдел департамента обнаружил, что организации отрасли по-разному подошли к разработке и внедрению систем менеджмента качества. Так, сертификат на весь комплекс дорожно-строительных работ включая содержание и приготовление асфальтобетонных смесей получили только ДСУ-1 и 8-й трест (хотя у последнего в него не включены вопросы выполнения общестроительных работ).

В своем выступлении докладчик подчеркнул, что получение сертификата соответствия — это не конечная цель, а только начало планомерной и системной работы предприятий по достижению намеченных целей. И хотя судить о результатах внедрения системы ИСО 9000 еще рано (сертификаты, в основном, были получены совсем недавно), но сам факт организации работ по внедрению заставил руководителей дорожных хозяйств обратить внимание на качество работ, привести в надлежащее соответствие дорожные лаборатории в части их оснащения необходимым оборудованием и нормативно-технической базой. Кроме того, всем инженерно-техническим работникам пришлось перед проведением внешнего аудита обратиться к нормативно-технической литературе. При этом к аудиту и сертификации готовились не только ИТР, но и многие механизаторы и рабочие.
Касаясь внедрения систем экологического менеджмента на основании международных стандартов ИСО 14000, Николай Климачев отметил, что внедрять их будет сложнее по сравнению со стандартами ИСО 9000. И дело здесь не в сложности разработки нормативных документов, а в финансировании и решении давно назревших экологических проблем на каждом конкретном предприятии. Эту работу дорожникам предстоит провести в течение 2004-2006 годов: составлен специальный график по сертификации системы экологического менеджмента ИСО 14000. Уже в этом году такие сертификаты должны получить “Белавтострада”, “Мостострой” и “Автомагистраль”.

Наличие на предприятии сертифицированных систем менеджмента качества ИСО 9000 и экологического менеджмента ИСО 14000 сегодня становится актуальным условием для победы в конкурентной борьбе, а также обеспечивает уверенность потребителя в способности предприятия предоставить ему продукцию, работу или услугу соответствующего качества. При этом преимущества предприятия, имеющего такие сертификаты, очевидны: повышаются шансы на победу при участии в торгах и при заключении контрактов, увеличивается объем сбыта продукции и повышается ее качество, а также эффективность производства. Улучшается и управляемость предприятия путем строгого распределения ответственности при выполнении производственных процессов, а сами процессы становятся прозрачными, снижаются затраты на исправление брака и повышается мотивация персонала относительно достижения конечных результатов.
Немаловажно и то, что формируется общественное мнение о прочном и стабильном положении предприятия на рынке, а также увеличивается доверие со стороны инвестиционных компаний, что приводит к росту инвестиционной поддержки на развитие мощностей и совершенствование производственных процессов. При этом Николай Климачев призвал руководителей предприятий с большей ответственностью подходить к решению вопросов сертификации систем качества и буквально с первого дня этого процесса взять под личный контроль разработку и сертификацию этих систем.

Затем коллегия заслушала руководителей предприятий, которые не сертифицировали системы менеджмента качества в установленные сроки. Из объяснений директоров “Мостостроя”, 5-го и 4-го трестов выяснилось, что системы у них были внедрены вовремя, и они уже давно готовы к получению сертификатов. Однако организация, которая их удостоверяет, не успевает по срокам.
Подводя итоги рассмотрения коллегией этого вопроса, директор департамента Александр Минин подчеркнул актуальность задачи по внедрению на предприятиях отрасли менеджмента качества международных стандартов. По мнению Александра Васильевича необходимо, чтобы заказчики уже в ближайшее время начали вводить в тендерную документацию требования по обязательному наличию у участников торгов сертификатов ИСО 9000, а затем — и ИСО 14000. Кроме того, руководитель штаба дорожной отрасли предложил провести школу-семинар на базе одного из трестов по изучению опыта внедрения систем менеджмента качества.


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 13 за 2004 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость