Россия активизировала международное сотрудничество


Росавтодор осуществляет сотрудничество с зарубежными странами на многосторонней и двусторонней основе, а также с международными организациями. Сотрудничество со странами СНГ осуществляется, в основном, в рамках Межправительственного Совета дорожников, который существует с 1992 года. Примером двустороннего сотрудничества может служить соглашение между Росавтодором и Дорожным комитетом Республики Беларусь по вопросам сотрудничества в области развития сети автомобильных дорог и создания базовой машины для содержания и ремонта автомобильных дорог.

С 1995 г. Росавтодор является членом Всемирной дорожной ассоциации (PIARC), с 1994 г. — членом Международной дорожной федерации (IRF), крупнейших международных дорожных организаций.
Росавтодор принимает участие в работе Комитета по внутреннему транспорту ЕЭК ООН, Комитета по транспорту и связи ЭСКАТО ООН, Рабочей группы по автомобильным дорогам G-24 Комиссии Европейских Сообществ, Всемирной дорожной ассоциации, Международной дорожной федерации и других международных организаций.
В плановом порядке выполняются работы по гармонизации отечественной нормативно-технической базы с требованиями основополагающих норм стран Европейского Союза (ЕС) в рамках программы технического содействия ЕС "Тасис", реализация которой осуществляется с участием отечественных и зарубежных специалистов.

В этом году удалось осуществить большой прорыв в привлечении инвестиций в дорожное хозяйство. Подписано соглашение с Европейским банком реконструкции и развития на 229 млн долларов, которое было оформлено в кратчайшие сроки. Эти средства направляются на два объекта: дорогу Чита — Хабаровск и КАД Санкт-Петербурга в составе 9-го Международного транспортного коридора. Между Росавтодором и Европейским банком реконструкции и развития достигнута договоренность о продолжении кредитования дорожного хозяйства России. В июле 2003 года подписано Соглашение о займе на сумму 290 млн долларов США. В 2004 г. предполагается выйти из режима суверенных или государственных гарантий.
Строительство автомобильной дороги Москва — Владивосток на участке Чита — Хабаровск ведется в непроходимой тайге в условиях вечной мерзлоты. На участке протяженностью 20 км дорожники сталкиваются с 50 видами грунтов, и на каждом нужны особые технологии работ. Незначительные ошибки в расчетах дорожной одежды влекут за собой нарушения температурного баланса, и летом дорога может уйти под воду. Это дорогостоящий процесс, но все затраты окупятся сторицей, потому что дорога наконец откроет автомобильное сообщение между восточной и западной частями России, что даст мощный толчок экономическому развитию страны. В этом году на строительство дороги Чита — Хабаровск пойдут 79 млн долларов, а в следующем году на это планируется направить более 150 млн долларов.

Аналогичная ситуация на северо-западе, где по болотам и торфяникам прокладывается 9-й Международный транспортный коридор. На обходе Санкт-Петербурга, выходах к погранпереходам в Финляндию приходится производить выемку торфа на глубину до 8 м, иначе дорога провалится. Но эта дорога тоже имеет огромное социально-экономическое значение, на ее строительство в этом году направляется 150 млн долларов.
Финляндия стала одним из основных торгово-экономических партнеров РФ, сегодня это ворота России: львиная доля грузопотоков идет через финскую границу. В обосновании инвестиций рассчитано, что в 2015 г. интенсивность движения здесь составит более 85 тысяч автомобилей в сутки, из них 15 тысяч придется на транзит. Обход позволит вывести этот транспорт из города и сохранить его бесценные исторические памятники.
В апреле 2002 г. Росавтодор провел торги по всей кольцевой дороге Санкт-Петербурга, в которых участвовали очень именитые фирмы России и зарубежных стран. Победили те, кто выполняет работы качественно и недорого. Проведена работа над упрощением инженерных решений. Общая экономия, достигнутая за счет торгов и работы с проектировщиками, составила более 30 млрд рублей по сравнению с первоначальным проектом.
Росавтодор провел ряд встреч с представителями Европейского инвестиционного банка (ЕИБ), на которых ЕИБ выразил принципиальное согласие на предоставление с 2004 г. кредитных ресурсов в объеме до 1 млрд долларов США для финансирования строительства крупных мостовых переходов и продолжений панъевропейских транспортных коридоров в европейской части России. Рамочное соглашение между Российской Федерацией и ЕИБ, подписанное 6 декабря 2002 г., открывает широкие возможности для сотрудничества в этом направлении, в том числе с использованием механизма так называемых "достаточных гарантий".

За последние 5 лет Европейский инвестиционный банк в государствах — участниках Евросоюза инвестировал в объекты транспортной инфраструктуры более 46 млрд долларов. Это морские порты, внутренние водные пути, аэропорты, взлетно-посадочные полосы и автомобильные дороги общего пользования.
Росавтодором активно ведутся переговоры с Международным банком реконструкции и развития (МБРР). В настоящее время существует договоренность о финансировании в 2004 г. проектов реконструкции участков автодороги М-4 "Дон", которая является составной частью перспективного продления международного Критского трансъевропейского коридора №9 и включена в перечень Европейских международных автомобильных дорог под номером Е-45. Строительство и реконструкция этой автодороги включены в Федеральную целевую программу "Модернизация транспортной системы России". Кроме планируемого к реализации займа МБРР в дорогу "Дон", в 2004 году продолжится реализация двух указанных выше займов ЕБРР. Росавтодор вышел также с инициативой привлечения займа ЕБРР на финансирование проекта завершения мостового перехода на Волге.

В рамках сотрудничества с Банком Японии для Международного Сотрудничества (Банк Японии) Росавтодором было предложено 3 проекта для финансирования в Дальневосточном регионе России: строительство участков автодорог Лидога — Ванино, Чита — Хабаровск, Хабаровск — Находка, которое существенно улучшит условия прохождения транспортных потоков — как международных (на Японию, Юго-Восточную Азию, Австралию, США), так и внутристрановых. Общая сумма финансирования проектов в Дальневосточном регионе России составит около 330 млн долларов США.
Также выполнение программы дорожных работ, предусмотренной по проектам, финансируемым Банком Японии, потребует обновления парка дорожной техники дорожно-строительных предприятий Дальневосточного региона России. В связи с этим обсуждается проект приобретения дорожной техники японского производства с помощью кредита Банка Японии на сумму около 35 млн долларов США.
Ведется активное взаимодействие с Северным инвестиционным банком. В перспективе планируется налаживание контактов и привлечение к сотрудничеству таких ведущих международных финансовых институтов, как Черноморский банк торговли и развития, Азиатский банк реконструкции и развития и другие.

Задача, поставленная Росавтодором, — начиная с 2004 г. выйти из режима суверенных гарантий и перейти на так называемые достаточные гарантии, которые дает субъект Федерации или муниципальное образование.
Это могут быть проекты, формирующиеся по принципу проектного финансирования, долевого участия федерального бюджета, бюджета субъекта Федерации, заемных средств и средств инвесторов.

Материалы подготовили Василий КУРЛОВИЧ, Алексей ПЕКУН, Юрий ЛУКАШЕВИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 09 за 2004 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость