Дороги России: программа модернизации


Основной целью программы "Автомобильные дороги" федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (до 2010 года)" является создание условий для улучшения социально-экономического положения страны и освоения новых территорий, укрепления обороноспособности и экономической безопасности государства, повышения конкурентоспособности отечественных товаров за счет снижения транспортных издержек при перевозках автомобильным транспортом и поэтапного развития автомобильных дорог в соответствии с темпами автомобилизации страны. В ее основу заложен принцип развития международных и российских транспортных коридоров: Балтика — Центр — Юг, Западная граница — Центр — Урал, Север — Юг, Северо-Запад — Урал, Западная Сибирь — Дальний Восток и др.

Этим коридорам принадлежит центральная роль в решении транспортных проблем, связанных с расширением межгосударственных и межрегиональных экономических, культурных и других связей, а также с усилением оборонной мощи страны. Программа рассчитана на 9 лет и должна быть реализована в два этапа. На первом этапе (до 2005 г.) будут выполнены работы, направленные на обеспечение функционирования дорожной сети, уменьшение отставания по срокам ремонтов автомобильных дорог с одновременным повышением их технического уровня и пропускной способности. Продолжится реализация проектов строительства и реконструкции автомобильных дорог в районах, наиболее перегруженных движением автодорожных узлов, а также строительства дорожных объектов, обеспечивающих геополитические интересы и безопасность государства.
На втором этапе (2006-2010 гг.) планируется ликвидировать отставание по срокам ремонтов на сети федеральных автомобильных дорог и сократить это отставание на сети территориальных автомобильных дорог. Будут значительно увеличены объемы работ по реконструкции существующих автодорог, особенно на подходах к крупным городам. Продолжатся работы на участках федеральных и основных территориальных дорог, обеспечивающих международные и межрегиональные связи.

В результате реализации подпрограммы планируется довести протяженность сети автомобильных дорог общего пользования до 670 тыс. км (увеличение в 1,1 раза), в т.ч. протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием — до 640 тыс.км. Протяженность автодорог, имеющих 4 и более полосы движения, увеличится с 4,3 до 8 тыс. км, или почти в 2 раза, что позволит уменьшить вероятность образования транспортных заторов на основных автомобильных дорогах. Пропускная способность наиболее загруженных участков на важнейших межрегиональных и международных маршрутах возрастет в 1,5-3 раза, а в среднем по сети — на 10-12%. Около 8 тысяч сельских населенных пунктов получат постоянную круглогодичную связь с районными центрами и опорной дорожной сетью по дорогам с твердым покрытием.
Финансирование программы предусмотрено в объеме 2077,9 млрд рублей, из них за счет федерального бюджета — 857,7 млрд рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации — 1189,5 млрд рублей, внебюджетных источников — 30,7 млрд рублей (в ценах 2001 г.).
Достижение целей и задач Программы обеспечивается реализацией двенадцати программных проектов:

1. Программный проект "Строительство и реконструкция федеральных автомобильных дорог"
Цель проекта — решение приоритетных задач по построению опорной дорожной сети для содействия гармоничному развитию транспортной системы страны, обеспечения связи между крупнейшими региональными центрами Российской Федерации, а также развития транспортно-экономических связей развивающихся и отдаленных регионов России, решения социальных проблем населения районов Крайнего Севера и Дальнего Востока, обеспечения стратегических и оборонных интересов государства, создания целостного геополитического и единого транспортного пространства межгосударственного союза Российской Федерации и Республики Беларусь, а также государств — участников СНГ. Программным проектом предусмотрено выполнение работ по оборудованию части автомобильных дорог для платной эксплуатации. Предполагается осуществить строительство и реконструкцию 10 тыс. км важнейших федеральных автомобильных дорог России.

2. Программный проект "Строительство и реконструкция территориальных автомобильных дорог"
Цель проекта — обеспечение транспортного обслуживания населения и содействие решению социальных задач на основе формирования единой сети автомобильных дорог, обеспечение связи населенных пунктов с опорной дорожной сетью, повышение технического уровня наиболее перегруженных участков, строительство участков на границах административных единиц, завершение приемки ведомственных дорог, связывающих населенные пункты, в сеть дорог общего пользования. Предполагается осуществить строительство и реконструкцию 61 тыс. км территориальных автомобильных дорог.

Росавтодор обеспечивает концентрацию ресурсов для осуществления приоритетных инвестиционных проектов строительства и реконструкции федеральных автомобильных дорог России, дающих наибольший мультипликативный эффект от инвестиций. Формирование перечней объектов для реализации этих задач осуществляется по критерию максимума совокупного экономического эффекта от развития дорожной сети и срока окупаемости объекта не более 6-7 лет с учетом обеспечения геополитических, стратегических и оборонных интересов государства.
Основополагающий принцип совершенствования инвестиционной политики по модернизации и развитию опорной дорожной сети страны — переход от практики выполнения работ на отдельных участках дорог и сооружениях к маршрутному развитию автодорожных коридоров и их крупных отрезков с учетом очередности развития сети и повышения технического уровня дорог и их полного развития. Значительная часть объектов строительства и реконструкции дорог входит в состав международных транспортных коридоров, в основу которых положены установленные на второй Общеевропейской конференции по транспорту международные транспортные (критские) коридоры №№ 1, 2 и 9.

3. Программный проект "Ремонт и содержание федеральных дорог"
Цель проекта — обеспечение необходимого транспортно-эксплуатационного состояния федеральной дорожной сети для эффективного обслуживания пользователей в условиях резкого повышения интенсивности движения, увеличения доли тяжелых автомобилей в транспортном потоке и связанного с этими факторами ускоренного износа федеральных автомобильных дорог общего пользования. Предполагается осуществить замену и ремонт изношенных покрытий (в т.ч. с расширением проезжей части), провести другие работы с целью восстановления 9 тыс. км автодорог; провести устройство поверхностной обработки, восстановление изношенных слоев дорожных покрытий на 36,7 тыс. км автодорог, круглогодичные работы с целью сохранения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог; обеспечить сохранность дорог.

4. Программный проект "Ремонт и содержание территориальных автомобильных дорог"
Цель проекта — выполнение приоритетных задач по обеспечению необходимого транспортно-эксплуатационного состояния дорожной сети субъектов Российской Федерации на основе резкого сокращения отставания по срокам ремонтов и обеспечения полного комплекса круглогодичных работ на всей сети дорог.
Предполагается осуществить замену и ремонт изношенных покрытий (в т.ч. с расширением проезжей части), проведение других работ с целью восстановления 54,5 тыс. км автодорог; устройство поверхностной обработки, восстановление изношенных слоев дорожных покрытий на 213,5 тыс. км дорог; проведение круглогодичных работ с целью сохранения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог, обеспечение сохранности автодорог.

Решение проблемы сохранения и улучшения транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог в условиях их ускоренного старения при резком повышении интенсивности движения и увеличения доли тяжелых автомобилей в общем транспортном потоке. На смену практике ремонта отдельных небольших участков дорог и сооружений на них приходит технология маршрутного ремонта протяженных участков на основе диагностики их транспортно-эксплуатационного состояния с использованием современных автоматизированных методов прогнозирования состояния дорог и планирования ремонтных работ.

Учитывая наличие на большей части территории Российской Федерации продолжительного и сурового зимнего периода, особое внимание уделяется зимнему содержанию автомобильных дорог, особенно оперативному принятию мер по борьбе с зимней скользкостью и снежными заносами. Планирование работ осуществляется в тесном контакте со службами Росгидромета на основе оповещения и прогнозирования метеоусловий.

5. Программный проект "Модернизация производственной базы"
Цель проекта — создание на основе отечественного дорожного машиностроения и стройиндустрии современной производственной базы предприятий дорожного хозяйства, обеспечивающей устойчивую работу автомобильных дорог и их развитие, улучшение условий труда на дорожных работах.

6. Программный проект "Повышение безопасности дорожного движения и развитие дорожного сервиса"
Цель проекта — существенное снижение уровня аварийности на автомобильных дорогах, улучшение качества обслуживания пользователей дорог, обеспечение сохранности автомобильных дорог и сооружений на них.

7. Программный проект "Снижение отрицательного воздействия на окружающую среду"
Проект направлен на обеспечение принятия неотложных мер по существенному снижению воздействия дорожной составляющей транспортно-дорожного комплекса на окружающую природную среду в условиях нарастающей автомобилизации страны.

8. Программный проект "Научно-техническое обеспечение подпрограммы"
Основные цели проекта:
— создание научной основы развития сети автомобильных дорог, повышение надежности и долговечности дорожных конструкций, а также качества дорожных работ;
— создание новых материалов, технологий, машин и механизмов, обеспечивающих импортозамещение, энерго- и ресурсосбережение;
— совершенствование системы стандартов и нормативно-технических документов в области дорожного хозяйства;
— сохранение и умножение научного потенциала отрасли.

Планируется провести поисковые и фундаментальные исследования, прикладные научно-исследовательские работы, опытно-конструкторские работы, разработку стандартов и норм на основе апробированных результатов научных исследований.
В среднем за год проводятся работы по 300-350 научным темам, эффективность от внедрения которых составляет:
— повышение долговечности дорожных одежд — 15%;
— повышение долговечности мостовых конструкций — 15%;
— повышение безопасности дорожного движения — 10-15%.
Росавтодором проводятся работы по гармонизации отечественной нормативно-технической базы с требованиями основополагающих норм стран Европейского Союза (ЕС) с привлечением возможностей программы технического содействия ЕС ТАСИС.

9. Программный проект "Подготовка кадров"
Цель — обеспечение дорожного хозяйства рабочими и специалистами, профессиональные качества которых будут удовлетворять современным требованиям с учетом предусмотренного активного внедрения новых технологий, материалов, методов работы, содействия решению проблемы трудоустройства лиц, высвобожденных в других отраслях экономики.

10. Программный проект "Информационное обеспечение"
Основная цель проекта — формирование и поддержание системы информационного обеспечения органов управления, организаций и предприятий дорожного хозяйства.
В целях обеспечения большей полноты и прозрачности публичной информации о дорожном хозяйстве Российской Федерации Росавтодором осуществляется постоянное размещение и обновление информационных материалов, включающих в себя, помимо общих данных и оперативной информации, нормативные акты и руководящие документы, информацию о проводимых конкурсных торгах, материалы по научно-техническим вопросам и другие данные. Регулярно рассылаются пресс-релизы о деятельности дорожной отрасли в центральные информационные агентства "Интерфакс", ПРАЙМ-ТАСС, "АК&М Росбизнесконсалтинг". Традиционным стало освещение в СМИ событий, связанных с историей отрасли, ее ветеранами. На регулярной основе обеспечиваются публикации, раскрывающие динамику развития дорожной отрасли в России, в центральной и региональной печати.

11. Программный проект "Правовое обеспечение"
Программный проект должен обеспечить совершенствование правовых, организационных и финансово-экономических основ дорожной деятельности, правовых основ обеспечения сохранности, высокой работоспособности и надежности автомобильных дорог общего пользования.
Планируется подготовить систему законов и нормативно-правовых актов по дорожному хозяйству. Законодательство Российской Федерации в сфере автомобильных дорог и дорожной деятельности призвано учитывать особенности автомобильных дорог общего пользования как имущественного комплекса, обеспечивающего конституционные права граждан России на свободу передвижения, безопасность и охрану здоровья, а также экономическое и социальное развитие страны. В первую очередь, Росавтодор принимает активное участие в принятии системообразующего федерального закона "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности". Ведется проработка закона "О финансировании автомобильных дорог" с формированием правовой базы, обеспечивающей достаточное и стабильное финансирование строительства, содержания и ремонта автомобильных дорог, что позволит обеспечить среднесрочное и долгосрочное планирование и развитие дорожной сети автомобильных дорог общего пользования.

Предусматривается совершенствование земельного законодательства в направлениях определения правового режима земель дорожного хозяйства, порядка резервирования земель для перспективного развития дорог и изъятия их для государственных нужд. Проводится разработка ряда законодательных актов, регулирующих вопросы привлечения негосударственных инвестиций в дорожное хозяйство, в том числе предусматривается принятие федеральных законов "О платных автомобильных дорогах" и "О концессиях в дорожном хозяйстве". Особое внимание уделяется разработке нормативных правовых актов, обеспечивающих сохранность автомобильных дорог за счет регламентации организации проезда транспортных средств, осуществляющих перевозку сверхтяжелых и крупногабаритных грузов. Намечено разработать ряд нормативных правовых актов, регулирующих управление имущественным комплексом дорожного хозяйства.
Важное место занимает развитие системы конкурсов и торгов, в т.ч. с применением предварительной квалификации исполнителей любых форм деятельности, что позволит значительно усилить ответственность сторон договоров за результаты деятельности, долговечность и эксплуатационную надежность дорожных сооружений.

Задачи обеспечения правоприменительной деятельности в дорожном хозяйстве будут решаться на основе обобщения судебно-арбитражной практики в области защиты государственной собственности дорожного комплекса, изъятия земель для автомобильных дорог, компенсационных выплат при отводе земель для государственных нужд, возмещения ущерба от дорожно-транспортных происшествий по сопутствующим дорожным условиям, исполнения договорных отношений со стороны подрядных организаций и т.д. Судебно-арбитражная деятельность будет осуществляться с проведением необходимых специализированных экспертиз. Для обеспечения выполнения этих задач предусмотрено финансирование до 2010 г. в размере 219,9 млн рублей.

12. Программный проект "Управление дорожным хозяйством"
Этот программный проект предусматривает обеспечение эффективного управления автодорогами на основе совершенствования структуры предприятий дорожного хозяйства, управления имущественным комплексом, совершенствования землепользования в дорожном хозяйстве.
Планируется реализовать следующие мероприятия:
— создание и функционирование системы управления автомобильными дорогами;
— совершенствование управления имущественным комплексом, в т.ч. обеспечение инвентаризации, учета и ведения реестров имущества организаций дорожного хозяйства;
— совершенствование землепользования.

Подготовил по материалам Росавтодора Юрий ЛУКАШЕВИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 07 за 2004 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость