Департамент «Белавтодор»: задачи и приоритеты


В департаменте "Белавтодор", как и в ряде других министерств и ведомств, состоялась итоговая коллегия. Традиционно на таких мероприятиях осмысливают прошедший год в разрезе сделанного и определяют задачи отрасли на текущий год. Среди приглашенных принять участие в дискуссии можно было увидеть, помимо руководства и сотрудников "Белавтодора", министра транспорта и коммуникаций Михаила Борового, руководящие кадры из Совета Министров, министерств экономики, финансов, архитектуры и строительства, жилищно-коммунального хозяйства, Республиканской ГАИ, облисполкомов.


С основным докладом на коллегии выступил первый заместитель министра транспорта и коммуникаций директор департамента "Белавтодор" Александр Минин. Обращаясь к участникам заседания, руководитель штаба дорожной отрасли подчеркнул, что при подведении сегодня итогов работы за 2003 год и определении задач на 2004 год во многом предопределяются итоги социально-экономического развития страны на 2001-2005 годы. При этом дорожное хозяйство Беларуси представляет собой одну из важнейших отраслей экономики республики в связи с тем, что производственные, торговые и другие сферы непосредственно зависят от состояния и надежной работы автодорожной сети, которая является одним из важных элементов Европейской транспортной системы.

Динамика развития: общая информация
Характеризуя сеть автомобильных дорог общего пользования, директор департамента заострил внимание собравшихся на динамике роста протяженности дорожной сети и количества транспортных средств и одновременном уменьшении финансирования дорожного хозяйства. Так, по состоянию на нынешний год сеть автодорог составила 81025 км, в т.ч. 15395 км республиканских и 65630 км — местных. Количество транспортных средств в Республике Беларусь увеличилось с 1991 по 2003 годы в 3 раза до 2895 тыс., протяженность дорог увеличилась в 1,6 раза, а финансирование дорожной отрасли за этот период уменьшилось с $625 млн до $333 млн, или в 1,8 раза. При этом за 2003 год сеть дорог возросла на 1035 км, из них на 1011 км увеличилась сеть местных дорог за счет принятия на баланс внутрихозяйственных дорог. Что интересно: в настоящее время 23,4 тыс. сельских населенных пунктов, или 97% от общего количества, имеют подъезды по дорогам общего пользования, а 725 сельских населенных пункта еще не имеют таких подъездов. В этом году необходимо завершить работу по включению в сеть местных дорог 1179 км внутрихозяйственных дорог и обеспечить их содержание.

Финансовая сторона вопроса
По словам Александра Минина, в целях обеспечения выполнения основных параметров социально-экономического развития была разработана и успешно реализована в установленные сроки Программа действий департамента. В результате все параметры прогноза социально-экономического развития департамента "Белавтодор" на 2003 год были выполнены. Так, инвестиции в основной капитал составили 106,3%; иностранных инвестиций было привлечено в размере 3,1 млн долларов США; было введено в эксплуатацию 54,6 км республиканских автодорог. Кроме того, снижено потребление энергоресурсов на 7%; достигнут рост производства товарной продукции промышленности в сопоставимых ценах 105,8%; рост объема платных услуг населению в сопоставимых ценах — 113%. Объем экспорта услуг составил 16,2 млн долларов США, или 128,6% от программных параметров. В прошлом году было введено в эксплуатацию 1355 м2 жилья (135,5%); среднемесячная заработная плата возросла на 127,2%. Уровень рентабельности ожидается в размере 7,5%, рост балансовой прибыли — 113%.

Если говорить о финансовом обеспечении дорожной отрасли, то бюджет республиканского и местного дорожных фондов составил 726,3 млрд рублей. По оперативным данным, за 2003 год в дорожные фонды поступило 770 млрд рублей (106%), в т.ч. в республиканский дорожный фонд — 529 млрд рублей (104%). По всем источникам формирования республиканского дорожного фонда обеспечено перевыполнение прогнозного поступления средств, за исключением сбора за проезд автотранспорта иностранных государств по дорогам общего пользования (86,6%). Доходная часть местных дорожных фондов выполнена в сумме 240,6 млрд рублей (110,4%). По всем областям достигнуто перевыполнение прогнозных показателей доходов местных дорожных фондов, за исключением Могилевской области (98,3%).
Следует отметить, что в течение года финансирование дорожных работ осуществлялось неритмично и с перекосами. В частности, это было обусловлено нарушением планово-финансовой дисциплины автодорами вследствие перевыполнения программы дорожных работ. Однако в результате перевыполнения доходной части республиканского дорожного фонда и уточнения отдельных показателей бюджета появилась возможность профинансировать перекосы, допущенные перевыполнением объемов работ.
В целях повышения контроля за целевым использованием республиканского дорожного фонда с 1 мая "Минскавтодор", а с 1 октября — остальные автодоры переведены на финансирование дорожных работ через территориальные органы Главного государственного казначейства.
С нового года все заказчики, использующие республиканский дорожный фонд (РДФ), будут также финансироваться через систему казначейства. Введенный порядок позволяет улучшить расчеты заказчика с подрядчиком, усиливает контроль финансовых органов за целевым использованием и не допускает отклонений в постатейном расходовании средств РДФ.

Модернизация, реконструкция и ремонт
Важным итогом минувшего года стало выполнение Программы работ по дорогам общего пользования по всем показателям. Так, в 2003 году было отремонтировано 4914 км дорог (104,9%) и 7239 погонных метров мостов (110,3%), реконструировано и построено 104 км дорог (120,9%) и 510 пог. м мостов (100,2%). В частности, на республиканской сети программа работ выполнена в объеме 445 млрд рублей (100,9%) всеми заказчиками, которые при этом обеспечили бесперебойное движение автотранспорта. При этом средним ремонтом отремонтировано 1674 км дорог и 2434,5 пог. м мостов; капитальным — 187 км дорог и 1539 пог. м мостов. В эксплуатацию было введено 54,6 км дорог и 374 пог. м мостов.
Выполнение программы работ за счет местного дорожного фонда за 2003 год составило 184 млрд рублей, или 104,4%. Средним ремонтом отремонтировано 2658 км местных дорог и 2768 пог. м мостов; капитальным — 48 км дорог и 290 пог. м мостов. Введено в эксплуатацию 18,3 км местных дорог. За счет субвенций из республиканского дорожного фонда отремонтировано, реконструировано и построено 377 км дорог и 209 пог. м мостов.
Вместе с тем, следует отметить, что значительная часть субвенций облисполкомами направлялась не на развитие местных дорог, а на ремонт улиц городов. К сожалению, Государственная программа "Дороги Беларуси" в 2003 году была обеспечена финансовыми средствами только на 41,2% от потребности.

Для дорожников прошедший год был крайне напряженным. Александр Минин отметил, что это было обусловлено необходимостью выполнения в полном объеме и в установленные сроки поручений Президента, данных 7 ноября 2002 г. при открытии движения транспорта по кольцевой дороге вокруг города Минска. Для выполнения задач, поставленных главой государства, потребовалась максимальная концентрация материальных, технических, финансовых и кадровых ресурсов, широкое применение новых материалов, конструкций, прогрессивных технических решений и технологий, обеспечивающих высокое качество работ, удобство и безопасность движения транспорта. Следует отметить, что успешная реализация этих поручений достигнута за счет напряженной и конкретной работы практически всех подразделений дорожных организаций: проектировщиков, эксплуатационников и строителей, работников науки и промышленности, аппарата департамента.
Так, в прошедшем году выполнены работы по реконструкции и ремонту наиболее грузонапряженных участков республиканских автомобильных дорог общей протяженностью 158,9 км (101%). Были реконструированы участки дорог Минск — Витебск (8 км), Витебск — Полоцк (7,7 км), завершено строительство обходов городов Бобруйска (11,4 км), Гомеля (15,2 км), Гродно (первая очередь 11,9 км). Кроме того, был выполнен ремонт автомобильных дорог М1/Е30 Брест — Минск — граница с Российской Федерацией (54,1 км) и М-4 Минск — Могилев (20 км). Для обеспечения финансирования работ отрасли пришлось привлечь кредит АСБ "Беларусбанк" в сумме 81,5 млрд рублей.
Кроме того, были выполнены работы по приведению в надлежащее состояние автомобильных дорог в 50-километровой зоне вокруг г. Минска протяженностью более 4,5 км. Проводились реконструкция и ремонт первого этапа участков автомобильных дорог на выходах из Минска в Брестском, Витебском, Гродненском и Могилевском направлениях. Вместе с тем, отдельные заказчики недостаточно сработали в плане отвода земель под объекты, работы на которых предусматривается осуществлять в нынешнем году.

Наведение порядка на земле
Как известно, 2003 год был годом наведения порядка на земле. Организации дорожного хозяйства провели серьезную работу по очистке от мусора и посторонних предметов полос отвода республиканских и местных автомобильных дорог, площадок отдыха, автобусных остановок и автопавильонов на них, наведению порядка на территории производственных баз. Всего было отремонтировано 61 тыс. дорожных знаков на республиканских дорогах и 99 тыс. — на местных, ликвидирована ямочность покрытия проезжей части дорог соответственно в объемах 392 и 906 тыс. м2, окрашено или побелено ограждений (барьерных и перильных) — 1112 и 286 км, 123 и 297 тыс. штук сигнальных столбиков. Дорожники привели в порядок 4380 и 4865 автопавильонов, обновили разметку проезжей части дорог на 15,3 тыс. км республиканских дорог и на 9,2 тыс. км местных дорог.
В настоящее время Минтрансом рассматриваются материалы по определению лучшей организации по образцовому содержанию территорий. От дорожных организаций на это звание претендуют ДЭУ-6 "Белавтострады", ЛДД-432 (г. Наровля) "Гомельавтодора" и "Компьютерный центр".
Вместе с тем, отмечались случаи содержания не на должном уровне полос отвода автомобильных дорог и территорий производственных баз, недостаточного контроля предприятиями республиканских и местных автомобильных дорог за исполнением землепользователями обязанностей по поддержанию порядка на земельных участках, находящихся в контролируемых зонах автомобильных дорог. За 2003 год дорожно-эксплуатационными организациями в отношении нарушителей правил пользования дорогами и пользователей земель, находящихся в контролируемых зонах дорог, в 1410 случаях были составлены соответствующие протоколы или выданы предписания на устранение недостатков.

Качество и состояние дорожной сети
В целом эксплуатационное состояние и качество содержания республиканских дорог по результатам осеннего осмотра 2003 года осталось на уровне осеннего осмотра 2002 года, хотя отдельными предприятиями было допущено ухудшение эксплуатационного состояния и содержания.
Как показали результаты диагностики республиканских дорог, только 5208 км, или 32,5%, соответствуют нормам, не обеспечена требуемая ровность покрытия на 4401 км, или 29%, республиканских дорог, а протяженность участков дорог с недостаточной прочностью и значительными дефектами дорожной одежды составила 3970 км, или 24,8%. Кроме того, 925, или 43%, мостов на республиканских автомобильных дорогах не соответствуют нормативным требованиям. При этом только 397 км республиканских дорог способны пропускать нагрузки в 11,5 т на ось, 6234 км — 10 т, 8764 — менее 10 т, а 854 км могут выдерживать нагрузки не более 6 т на одиночную ось.
Немаловажно, что 1397 км республиканских дорог требуют неотложного капитального ремонта, тогда как в программе на 2004 год предусмотрено лишь 143 км, и 4784 км требуют неотложного среднего ремонта (программа на 2004 год — 1438). Помимо этого, 10774 км республиканских и 30100 км местных дорог, имеющих твердое покрытие, эксплуатируются с просроченными межремонтными сроками капитального ремонта.
В целом при улучшении качества содержания республиканских дорог ухудшается их техническое состояние. Главными причинами этого являются воздействие на дорожные одежды сверхдопустимых для них нагрузок от проезда и соответственно недостаточное финансирование.
Вызывает тревогу у руководства департамента и состояние мостов. Их парк на дорогах общего пользования составляет на сегодняшний день 5172 сооружения, 2200 из которых (42,5%) не соответствуют нормативам. В настоящее время эксплуатируется ряд мостовых сооружений, имеющих ограничения по грузоподъемности, в т.ч. 381 в республиканской сети и 242 — в местной. В целях повышения транспортно-эксплуатационных показателей этих сооружений в 2003 году проведен комплекс работ по капитальному и среднему ремонтам. Немаловажно, что отмечен устойчивый рост количества вводных объектов капитального (156%) и среднего (110%) ремонта к уровню 2002 года.

Еще раз о движении тяжелогруженого транспорта
В отчетном году по системе "Белмост" проводилась диагностика мостовых сооружений и наполнение базы данных. Проведена полная диагностика на маршрутах движения грузового транзитного автомобильного транспорта (757 мостов). Из них 303 сооружения, или 40,1%, имеют неудовлетворительное состояние. В то же время, потребность средств для доведения мостов только на транзитных маршрутах до требуемого состояния составляет 351 млрд рублей. Результаты диагностики были использованы при формировании программы мостовых работ на 2004 год. В настоящее время в соответствии с решением коллегии департамента разрабатывается программа 2005 года. Анализ состояния продиагностированных мостов показывает, что в условиях постоянного роста массы автотранспортных средств подобная ситуация требует незамедлительных кардинальных мер. На основе этих данных во II квартале необходимо разработать комплексную программу усиления сооружений, подготовить и принять Постановление Совета Министров "О контроле за пропуском ТКТС".
Говоря о контроле за проездом ТКТС, следует отметить, что передвижными и стационарными постами весогабаритного контроля было проверено около полутора миллионов единиц транспортных средств. По предварительным заявкам было выдано более 6 тысяч спецразрешений. В то же время, было выявлено 73616 грузовиков, следующих без специального разрешения, и 3505 случаев нарушения установленного режима движения.

Безопасность движения
Одним из важнейших аспектов в работе отрасли является повышение безопасности движения. В прошедшем году на автомобильных дорогах общего пользования произошло 3319 ДТП, в которых погибло 1239 человек и 3330 человек получили ранения, что несколько больше, чем в 2002 году. Одна из причин такой ситуации — рост интенсивности движения транспорта в целом на 10-12%. А по отдельным магистральным автодорогам (М-8, М-9, М-10) интенсивность возросла на 28-50%.
Из общего числа погибших в ДТП 584 человека (47%) — пешеходы и велосипедисты, причем за последние 5 лет количество погибших на дорогах пешеходов увеличилось на 5,5%. Одной из главных причин таких ДТП является нетрезвое состояние пешеходов — 193 случая в 2003 году (20%) и снижение доступной маршрутной сети автобусного движения.
Следует отметить, что по прямой причине неудовлетворительного состояния дорог дорожно-транспортных происшествий допущено не было, однако в 48 ДТП была зарегистрирована сопутствующая причина неудовлетворительного состояния дорог (против 45 в 2002 году).
В соответствии с отраслевой программой "Повышение безопасности движения на автомобильных дорогах" в 2003 году на республиканских дорогах были выполнены работы на 154 участках концентрации ДТП, что, по оценкам специалистов, позволит снизить количество ДТП в этих местах на 15-20%.

Взаимодействие органов ГАИ и дорожных организаций
В ноябре 2003 г. было проведено IV республиканское совещание дорожников, посвященное вопросам безопасности движения, с участием всех руководителей дорожных организаций и работников ГАИ от всех областей. Как подчеркнул директор департамента, такая работа будет активно проводиться и в дальнейшем.

Придорожный сервис и бизнес
Значительное внимание в своей работе департамент уделил и вопросу развития объектов придорожного сервиса, находящемуся под особым контролем со стороны Президента и Правительства. Как известно, на "Белавтодор" возложены функции по координации работ по развитию и функционированию объектов сервиса. В прошлом году предприятиями дорожного хозяйства было выдано 211 технических условий и согласований на размещение объектов придорожного сервиса. При этом Александр Минин отметил, что работа по развитию сервиса значительно активизировалась, возросло внимание к этой сфере органов власти и облисполкомов.
Всего на автодорогах сегодня функционирует 1085 платных объектов придорожного сервиса (488 пунктов питания, 335 АЗС, 91 пункт постоя, 108 станций технического обслуживания, 63 охраняемые стоянки). За 2003 год было введено в эксплуатацию 23 объекта быстрого питания, 16 АЗС, 4 магазина, 4 мойки, 2 кафе, 2 ПТО, установлено 156 универсальных телефонов-автоматов, выполнен ремонт и приведено в надлежащее санитарно-техническое состояние 65 объектов торговли и общественного питания, построено и реконструировано 25 площадок отдыха. Возросли и доходы бюджета от функционирования объектов сервиса: по данным Минфина и Министерства по налогам и сборам, за 9 месяцев 2003 года этот рост составил 33% в сопоставимых ценах.

Работа на местах и в рамках СНГ
Департамент "Белавтодор" принимает постоянное участие в деятельности Межправительственного совета дорожников СНГ (МСД). В частности, в прошедшем году на заседаниях МСД была принята Декларация о развитии дорожного хозяйства государств — участников СНГ, рассмотрен широкий круг вопросов, связанных с законодательно-правовым обеспечением финансирования и организационного развития дорожного хозяйства, разработкой межгосударственных стандартов, лицензионной деятельностью.
В результате проведения эффективной амортизационной политики в отрасли было обеспечено выполнение задания по инвестициям. Амортизационный фонд не остался в итоге записью в бухгалтерских отчетах и не обесценился в условиях инфляции, а превратился в основные фонды, необходимые для производственной деятельности. Так, начисленные средства были вложены в объекты строительства и реконструкции, приобреталось оборудование, машинные парки подведомственных организаций пополнились современной дорожной техникой.
При том, что департамент выполнил свое задание по вводу жилья, работа по улучшению жилищных условий работников является пока недостаточной. По словам директора департамента, из 1913 очередников только 41 работник (2%) улучшил в прошлом году свои жилищные условия. При таких темпах для ликвидации существующей очереди потребуется около 50 лет.
Касаясь подрядных организаций департамента, Александр Минин отметил, что программа их работ выполнена в целом и по всем источникам финансирования, за исключением "Белтрансстроя". При этом "Белдорресурс" обеспечил потребность предприятий в основных дорожно-строительных материалах. Подрядные организации, задействованные в строительстве и ремонте наиболее грузонапряженных участков республиканских автодорог, обеспечили ввод объектов в эксплуатацию, хотя в процессе строительства ими и допускались отклонения от графиков производства работ.
Далее в докладе Александра Васильевича прозвучала информация о том, что в отчетном году промышленными предприятиями департамента было выпущено товарной продукции на сумму 16,3 млрд рублей. Были выполнены и основные мероприятия Программы импортозамещения, а полученная экономия валютных средств превысила 1,7 млн у.е. Однако пока есть определенные претензии по качеству отдельных видов машиностроительной продукции и организации гарантийного и сервисного обслуживания дорожных машин. Это становится приоритетной задачей промышленников, подчеркнул директор департамента.

Научный потенциал и кадры решают все
Научно-исследовательские, технологические и опытно-конструкторские работы в прошлом году были выполнены в соответствии с тематическим планом по 118 темам.
Подробно Александр Минин остановился на кадровом вопросе. По его словам, сегодня в системе дорожного хозяйства работают квалифицированные кадры инженерно-технических работников и рабочих, всего — более 38,5 тысяч человек. При этом за минувший год численный состав работников дорожного хозяйства увеличился на 0,5%, что свидетельствует о росте престижа дорожной профессии.
Как подчеркнул директор департамента, профессионализм кадров играет решающую роль в производственном процессе, от них зависит, насколько эффективно используются средства производства и насколько успешно работает организация и отрасль в целом. В 2003 году трудовые достижения работников дорожного хозяйства были отмечены на высоком уровне: государственные награды и почетные грамоты Совета Министров получили 69 человек, Минтранс отметил 53 человека, департамент "Белавтодор" наградил 521 работника дорожного хозяйства.

Контроль и деньги

Отдельно Александр Минин остановился на работе по стабилизации цен. По его словам, департаментом постоянно ведется работа в этом направлении. В результате систематического контроля и проведения тендеров цены на основные дорожно-строительные материалы, производимые предприятиями отрасли, оставались стабильными, в то время как цены на топливно-энергетические ресурсы, нефтепродукты и тарифы на грузовые перевозки значительно выросли.
Требует усиления, по мнению Александра Васильевича, контрольно-ревизионная работа. Серьезным экзаменом для отрасли стала проверка КГК результатов реконструкции МКАД. Как подчеркнул директор департамента, мы должны реализовать намеченный комплекс мер и сделать правильные выводы.
Как сообщил далее руководитель "Белавтодора", основным достижением в плане нормативно-правового обеспечения работы дорожного комплекса явилось принятие новой редакции Закона Республики Беларусь "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности", этого своеобразного "дорожного кодекса". Кроме того, в 2003 году был разработан и принят целый ряд приказов и постановлений различного уровня.
Такими были итоги работы дорожного хозяйства в минувшем году. В нынешнем году, по словам Александра Минина, отрасли предстоит достаточно напряженная работа по выполнению Программы дорожных работ, Программы действий и параметров прогноза социально-экономического развития отрасли. При этом следует отметить, что объем финансирования составит 91% к 2003 году.

Инвестиционные проекты
Как подчеркнул директор департамента, одной из важнейших задач становится увеличение инвестиций в основной капитал на 145%. Кроме того, дорожникам необходимо обеспечить ввод в эксплуатацию 42,4 км республиканских дорог, в т.ч. следующих участков дорог: Минск — Могилев (7,8 км), Минск — Витебск (6,2 км), Витебск — Полоцк (5,1 км), М-1/Е-30 Брест — Минск — граница с Российской Федерацией (8 км), завершить работы по строительству обходов городов Климовичи и Гродно (второй очереди).
В соответствии с решением главы государства и условиями Договора между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Польша в первом полугодии этого года необходимо завершить строительство моста через реку Западный Буг на автодорожном пограничном переходе Козловичи — Кукурыки.
Капитальным ремонтом предстоит отремонтировать 143 км республиканских дорог. Важнейшими объектами, по словам Александра Васильевича, будут следующие автодороги: М-6 (8,6 км), Р-1 (5,5 км), Р-23 (9,0 км), М-3 (16,1 км), М-8 (8,5 км). После капитального ремонта необходимо ввести в эксплуатацию 830 пог. м мостов, среди них — мост через р. Березина и мост через р. Гайна на автодороге М-3, мост через р. Цна на автодороге Р-3 и другие. В ряду важнейших задач отрасли этого года — обеспечение ввода объектов в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь "О некоторых мерах по развитию в 2003-2005 гг. автомобильных дорог".
В целях повышения безопасности дорожного движения предприятиям отрасли предстоит обеспечить повышение технического уровня и эксплуатационных качеств республиканских автомобильных дорог, выполнить на 166 участках концентрации ДТП мероприятия по повышению безопасности движения с применением современных материалов и технологий. Будет продолжено и совершенствование организации движения транспортных средств и пешеходов на МКАД. Также необходимо будет ввести в эксплуатацию 7 дорожно-измерительных станций, обеспечив при этом их работу в единой системе.

Задачи и приоритеты
В числе задач экономической политики Александр Минин назвал, в первую очередь, повышение эффективности использования средств дорожных фондов за счет совершенствования ценообразования и маркетинговых исследований стоимости применяемых материалов; обеспечение своевременного и ритмичного финансирования дорожных работ, а также усиление контроля за производственно-хозяйственной деятельностью предприятий и целевым использованием средств дорожных фондов.
Как подчеркнул директор "Белавтодора", главное для работников штаба отрасли и руководителей всех уровней — это создать такое напряжение, чтобы в дорожных организациях, на каждом рабочем месте собранный и доверенный дорожникам "народный" рубль с максимальной эффективностью был использован на дорогах. При этом со стороны департамента должен осуществляться действенный и постоянный контроль за эффективным использованием средств дорожных фондов.
В текущем году будет продолжена работа по сохранению действующих в настоящее время источников формирования дорожных фондов. Кроме того, важной задачей станет разработка и поиск источников дополнительного финансирования дорожного хозяйства. В целом же необходимо обеспечить прозрачность всех затрат в дорожном хозяйстве.
Техническая политика "Белавтодора" будет посвящена переходу к системе управления качеством в соответствии с требованиями международных стандартов; обеспечению техперевооружения предприятий за счет максимального использования амортизационных отчислений; снижению издержек производства за счет оптимальных проектных решений, применения современных материалов, технологий и оборудования, а также разработке и реализации мер по развитию инжиниринга и внедрению международных систем управления проектами по методологии FIDIC.
Как подчеркнул директор "Белавтодора", руководителям организаций-заказчиков и РУП "Белгипродор" необходимо повысить уровень инженерной подготовки строительства и ремонта объектов, активизировать работу по изготовлению и утверждению проектно-сметной документации на объекты, проведению конкурсов. В составе проектно-сметной документации следует разрабатывать схемы установки временных технических средств организации дорожного движения на время выполнения дорожных работ и предусматривать применение при обустройстве мест дорожных работ травмобезопасных конструкций дорожных ограждений и современных технических средств организации дорожного движения. Следует также принять меры по обеспечению отвода земель и получению разрешений на выполнение работ.

Автомобильные дороги, принятые в сеть местных дорог, должны быть взяты на учет, и в программе работ на 2004 год необходимо предусмотреть финансовые средства на их содержание и выполнение неотложных работ по обеспечению устойчивого круглогодичного проезда по ним.
Как отметил Александр Васильевич, реализация программы "Дороги Беларуси" вступает в свою завершающую стадию. Поэтому в текущем году необходимо подготовить новый программный документ, в котором следует определить перспективные направления развития дорожного хозяйства республики. На очередном заседании коллегии департамента будет рассмотрен проект концепции разработки долгосрочной Государственной программы "Дороги Беларуси на рубеже ХХI века". При разработке этого стратегически важного для страны и отрасли документа необходимо глубоко проанализировать современное состояние дорожного хозяйства, четко определить цели и задачи программы, обосновать потребности в финансовых и материально-технических ресурсах, определить механизм реализации с учетом социально-экономического развития республики.
Подрядным организациям департамента в нынешнем году предстоит продолжить работу по повышению качества выполняемых работ. Еще одна задача — активизация работы по участию в подрядных торгах за пределами основного места дислокации с целью полной загрузки производственных мощностей и повышения конкурентоспособности. Вдобавок на повестке дня остается и повышение экспортного потенциала подрядных и промышленных организаций.
В числе задач социальной политики Александр Минин отметил повышение заработной платы не ниже уровня, установленного правительством, и продолжение строительства жилья в объеме не ниже доведенного задания. Кроме того, необходимо создать Совет ветеранов отрасли. Социальная политика дорожников предусматривает и повышение уровня физкультурно-оздоровительной работы, а также создание условий для ведения здорового образа жизни.

Кадровая политика отрасли, по словам ее руководителя, будет посвящена грамотному подбору и расстановке кадров. Важной задачей становится привлечение в отрасль молодых специалистов из расчета не менее одного человека в каждое структурное подразделение. Будет продолжено совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров с охватом переподготовкой каждого специалиста 1 раз в 5 лет. Кроме того, в отрасли по-прежнему будет проводиться политика Президента по Государственной идеологии и формирование действенного резерва руководящих кадров.
В целом все организации отрасли для полной загрузки имеющихся мощностей и трудовых ресурсов должны вести постоянную работу по организационному развитию, оптимизации численности работающих, повышению производительности труда.
Завершая свое выступление, директор департамента "Белавтодор" Александр Минин поблагодарил руководителей отраслевых предприятий за плодотворную работу в 2003 году и выразил уверенность в том, что поставленные перед дорожниками задачи будут успешно выполнены, а граждане нашей страны будут иметь комфортный и безопасный проезд по дорогам Беларуси.

Материалы полосы подготовили Василий КУРЛОВИЧ, Алексей ПЕКУН, Юрий ЛУКАШЕВИЧ, фото Сергея ШАРУБЫ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 05 за 2004 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость