«Белавтостраде» 10 лет
Недавно коллектив Республиканского унитарного предприятия “Белавтострада” отметил свой 10-летний юбилей. Вместе с тем корни этого предприятия, вернее, автомобильной дороги Брест — Минск — граница с Россией, которую оно обслуживает, уходят в далекую историю. История этой дороги берет отсчет с 20-х годов ХХ века, когда по решению советского правительства было начато строительство современной автомагистрали от Москвы до Минска, имеющей 3 полосы движения в двух направлениях (при ширине проезжей части 12 м и ширине обочин по 3 м) и твердое покрытие, в основном, в виде булыжной мостовой. К 1936 году на участке Орша — Минск этой дороги было уложено (впервые в Беларуси) асфальтобетонное покрытие.
Современный технический уровень дорога начала приобретать в послевоенные годы, особенно в период подготовки к проведению Олимпийских игр 1980 года в г. Москве.
Принятое в 1975 году постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР “О подготовке проведения Олимпиады-80 в г. Москве с определением олимпийских объектов и объектов, способствующих проведению Олимпиады-80 в г. Москве” определило задачи и объемы работ по возведению олимпийских объектов, в число которых вошел и белорусский участок дороги Москва — Минск — Брест.
В 1976 году был создан и сразу же развернул строительные работы на участке от Столбцов до Кобрина дорожно-строительный трест “Белдорстрой” Министерства транспортного строительства СССР. К сооружению участка Минск — Брест, в том числе его проектированию, наряду с Белгипродором были привлечены проектные институты “Союздорпроект”, “Киевгипротранс”, “Мосгипротранс” и другие, что позволило своевременно выполнить подготовительные работы. В сжатые сроки были запроектированы производственные базы с железнодорожными путями в Кобрине, на станциях Бронная Гора, Грицевец, в Столбцах.
На протяжении от Бреста до Столбцов земляное полотно возведено из песчаных грунтов притрассовых резервов. Конструкция дорожной одежды на участке Кобрин — Столбцы предусматривала цементобетонное покрытие слоем толщиной 24 см и основание из гравийно-песчаной смеси, укрепленной цементом, 16-18 см.
В 1977 году в составе ДСТ-5 Миндорстрой БССР создает управление “Автогрейд” для обеспечения скоростного строительства бетонного покрытия на обходе Столбцов. Использовался бетоноукладочный комплект ДС-110 Брянского завода, а для приготовления дорожного бетона — бетоносмесители непрерывного действия СБ-109 Славянского завода. Дорожное основание устраивалось из гравийно-песчаных смесей, укрепленных цементом, в специальных установках ДС-50 и ДС-50А на производственных базах или притрассовых карьерах.
Доставка на подготовленное земляное полотно цементогрунта производилась автомашинами МАЗ и КрАЗ, распределение — бульдозерами и автогрейдерами, профилирование и доведение до проектных размеров — профилировщиком ДС-97 из комплекта ДС-100, и доуплотнение — самоходными пневмокатками Д-263, Д-551.
Вскоре Миндорстрой приобрел второй бетоноукладочный комплект ДС-110. Это стало началом широкого применения монолитного бетона при строительстве дорог.
Ведение всего комплекса строительства — от устройства малых искусственных сооружений и возведения земляного полотна до устройства дорожной одежды и производства отделочных работ — заканчивалось практически за один сезон. Исключение составляли мосты, путепроводы и высокие (от 3 до 10 м) насыпи, сооружение которых занимало 1-2 года, что не позволяло вести поток непрерывно. Возникали технологические разрывы, а это усложняло проезд, вызывало дополнительные перевозки бетоноукладочных комплектов и, главное, сказывалось на качестве работ.
Возведение земляного полотна велось в две смены, гидронамыв осуществлялся круглосуточно. К началу Олимпиады-80 в Москве задача по пропуску автомобильного движения по вновь построенным участкам автодороги от Минска до Бреста была успешно решена.
За истекший период после реконструкции (16-20 лет) необходимо было проведение ремонтных работ по реабилитации цементобетонного покрытия. Был объявлен международный тендер на проведение ремонтных работ, который выиграла итальянская фирма “ТОДИНИ”. Заказчик (РГПП “Белавтострада”) совместно с консалтинговой фирмой КАМПСАКС (Дания) осуществляли технический надзор, а подрядчик (фирма “ТОДИНИ”) совместно с привлеченными для выполнения работ различными дорожно-строительными фирмами (в числе которых основной объем работ выполнен белорусскими дорожно-строительными трестами ДСТ-4, ДСТ-7, ДСТ-2) завершили работы в 1998 году. За период 1995-1998 гг. было модернизировано 234 км дороги I категории М 1/Е30 на участке км 141 — км 375. В дальнейшем (1999-2003 гг.) темпы модернизации дороги снизились, и за этот период было отремонтировано175 км дороги (подрядчики — дорожно-строительные тресты ДСТ-8, ДСТ-5, ДСТ-1, Брестдорстройтрест).
В течение этого периода НПО “Белавтодорпрогресс” (с 2000 г. РУП “БелдорНИИ”) проводили научное сопровождение работ. В ходе этих работ был внесен ряд изменений и дополнений в проект — как в части изменения технических решений, так и в плане более полного учета природно-климатических условий при выборе материалов и технологий.
Так, анализ французских норм, которые лежали в основе проектных решений, по цементу, цементобетону, битумам и асфальтобетону показал, что технические требования этих норм не соответствуют особенностям климатических условий Беларуси (многократные переходы температуры через ноль, значительные по продолжительности периоды увлажнения покрытий). Поэтому в техническую документацию по Контрактам №1 и №2 были внесены необходимые изменения, касающиеся требований к цементобетону, асфальтобетону, цементу и битумам.
По результатам проведенных в 1995-2003 гг. работ по модернизации автомобильной дороги М1/Е30 был апробирован ряд новых технологий по ремонту цементобетонных покрытий, устройству тонких защитных слоев, новым составам асфальтобетонных смесей, мероприятий по ограничению отраженных трещин (организованные трещины, армирующие и трещинопрерывающие прослойки), новые технологии ямочного ремонта, конструктивно-технологические решения по осушению зоны сопряжения цементобетонного покрытия с обочиной и др.
В настоящее время продолжается творческое сотрудничество работников РУП “БелдорНИИ” и РУП “Белавтострада” по совершенствованию конструктивных решений тонкослойных асфальтобетонных покрытий, применяемых для защиты существующих цементобетонных покрытий, имеющих поверхностные повреждения, но достаточную несущую способность. Для обеспечения трещиностойкости покрытий разрабатывается комплексный подход, который предусматривает как выбор оптимальных смесей и толщины асфальтобетонных слоев и трещиностойких асфальтобетонов, так и устройство трещинопрерывающих слоев и прослоек, а также швов в асфальтобетонном покрытии над швами цементобетонного покрытия.
Подготовил Александр ПАНИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 04 за 2004 год в рубрике дороги