О программе «Жилье-2004»
В 2004 году жилищное строительство, как и прежде, является одним из главных приоритетов социально-экономического развития. В соответствии с важнейшими параметрами прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2004 год (утверждены Указом Президента Республики Беларусь от 4 декабря 2003 г. №555) ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования определен в объеме 2,7-3,2 млн м2 общей площади.
Совместным постановлением Совета Министров и Национального банка Республики Беларусь от 31 декабря 2003 г. №1737/29 установлены конкретные задания с учетом дополнительных объемов жилищного строительства (0,3 млн м 2) по областям, г. Минску, республиканским органам государственного управления и другим организациям по вводу в эксплуатацию общей площади жилых домов. Это соответствует программному требованию о дальнейшем развитии в 2001-2005 годах жилищного строительства на безэмиссионной основе с максимальным использованием внебюджетных источников финансирования. Всего в 2004 году планируется ввести в действие 3,5 млн м 2 общей площади жилья, в том числе в сельской местности 960 тыс. м 2, или 30% от основного задания (по оперативным данным Минстата, в прошлом году было сдано в эксплуатацию 3041 тыс. м 2, или 101,4% к заданию; в сельской местности — соответственно 912 тыс. м 2 и 101,3%).
С учетом складывающейся структуры жилищного строительства и наличия “незавершенки” в текущем году установлены следующие поквартальные параметры ввода в эксплуатацию жилья: в 1 квартале — не менее 15%, в первом полугодии — не менее 40%, и за 9 месяцев 2003 года — 70% годового объема (в 2003 году эти показатели составляли соответственно 22%, 45% и 75% годового объема). Поставлена также задача по сокращению в 2004 году на 50% сверхнормативного незавершенного жилищного строительства с его полной ликвидацией к 1 января 2006 г.
Выполнение программы жилищного строительства должно обеспечиваться ритмичным и своевременным финансированием строек. Поэтому постановлением Правительства установлены расчетные показатели по финансированию жилищного строительства в 2004 году по регионам и источникам финансирования. Всего для выполнения годового задания по вводу в эксплуатацию жилья требуется 1867 млрд рублей. Намечено, что эти потребности на 38,6% будут покрыты средствами населения (722 млрд руб.), на 40,3% — льготными кредитными ресурсами (752 млрд руб.), на 6,3% — средствами предприятий и организаций включая займы и инновационные фонды (118 млрд руб.), на 10,2% — средствами местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов (191,11 млрд руб.), на 4,51% — за счет бюджетных средств, направляемых на строительство жилых помещений с использованием субсидий, на ликвидацию последствий аварии на ЧАЭС и для льготных категорий граждан, определенных законодательством (83,85 млрд руб.).
Как известно, традиционно средства местных бюджетных жилищно-инвестиционных фон-дов направлялись на предоставление займов (кредитов) и ссуд гражданам, а также на строительство жилья в сельской местности (в размере не менее 30%) путем предоставления кредитов юридическим лицам (осуществляющим предпринимательскую деятельность по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства) для строительства (реконструкции) и приобретения жилых помещений. Кроме того, эти средства направлялись на строительство объектов инженерно-транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки.
В текущем году в соответствии с пп. 4.1 и 4.2 статьи 11 Закона Республики Беларусь “О бюджете Республики Беларусь на 2004 год” областные Советы депутатов должны направлять эти средства на предоставление займов (кредитов) или субсидий только сельскохозяйственным организациям, осуществляющим строительство (реконструкцию) и приобретение жилых помещений, а также в установленном порядке на строительство объектов инженерно-транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки.
Минскому городскому Совету депутатов предписано направлять средства целевого бюджетного жилищно-инвестиционного фонда на предоставление займов (кредитов) гражданам, осуществляющим строительство (реконструкцию) и приобретение жилых помещений, а также на строительство объектов инженерно-транспортной инфраструктуры. Кроме того, 30% средств этого фонда должны быть переданы в соответствующие фонды областных Советов депутатов (по 5% в каждый) для строительства жилых помещений в сельской местности.
До 10% средств жилищно-инвестиционных фондов областные и Минский городской Совет депутатов должны направлять на строительство жилых помещений для переселения в установленном порядке граждан из сносимых и переоборудуемых для использования в других целях ветхих и непригодных для проживания жилых домов.
Установлено также, что республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству, местные исполнительные и распорядительные органы могут использовать на финансирование строительства жилья и объектов инженерно-транспортной инфраструктуры часть средств инновационных фондов, а также другие средства, находящиеся в их распоряжении. Причем гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, эти средства должны предоставляться в виде займов в порядке и на условиях, определенных Примерным положением, утвержденным постановлением Совета Министров от 30.03.2000 г. №428.
Согласно Закону “О бюджете Республики Беларусь на 2004 год” (подпункт 2.2 пункта 2 статьи 23) источником финансирования жилищного строительства будет являться и часть средств местных бюджетов, направляемая в соответствии со статьей 21 Закона о приватизации жилищного фонда на индексацию именных приватизационных чеков “Жилье”, начисленных непосредственно гражданам, членам их семей, нуждающимся в улучшении жилищных условий, и используемая на погашение стоимости строительства, реконструкции или приобретения жилых помещений, задолженности по кредитам банков и ссудам юридических лиц, взятым и использованным на указанные цели.
Особо важной задачей при реализации государственной жилищной политики является совершенствование механизма финансирования строительства (реконструкции) и ремонта жилых помещений. Прежде всего речь идет о более широком использовании внебюджетных источников финансирования, введении в практику новых финансово-кредитных механизмов.
В текущем году предусматривается продолжить начатую в 2003 году отработку новой схемы финансирования жилищного строительства в условиях прекращения выделения Национальным банком преимущественно эмиссионных средств на льготное кредитование граждан. ОАО “Сберегательный банк “Беларусбанк” предложено предоставить за счет собственных ресурсов льготные кредиты гражданам (на условиях, определенных Указом Президента Республики Беларусь от 14.04.2000 г. №185) для строительства и реконструкции жилых помещений на сумму 500 млрд руб. (в 2003 году — 100 млрд руб.). Ожидается также, что и другие банки (“Белагропромбанк”, “Белинвестбанк”, “Приорбанк”, “Белвнешэкономбанк”, “Белпромстройбанк”, “Белгазпромбанк”, “Инфобанк”, “РРБ-банк”) примут участие в финансировании программы жилищного строительства, предоставив гражданам кредиты на строительство жилья на своих условиях. Размер их участия оценивается в объеме 42,6 млрд руб. (в том числе в сельской местности — 1,5 млрд руб.), что в свою очередь позволит привлечь на финансирование строительства жилья и дополнительные собственные средства граждан.
В целях дальнейшего стимулирования привлечения средств населения на жилищное строительство в 2004 году сохраняется действовавшее в прошлом году положение об освобождении граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и осуществляющих строительство жилья с финансовой поддержкой государства (субсидии, займы и льготные кредиты) или за счет собственных средств, от платы за создание жилищной инфраструктуры в пределах нормируемого размера общей площади строящегося жилого помещения. Для граждан, не состоящих на квартирном учете, размер платы за создание указанной инфраструктуры будет установлен облисполкомами и Минским горисполкомом по согласованию с Минстройархитектуры и Минэкономики.
Будет продолжена работа по развитию и совершенствованию внебюджетного финансирования жилищного строительства на основе муниципальных жилищных займов. Дальнейшее развитие получит долевое строительство жилья за счет средств граждан и юридических лиц.
Важное место в работе по дальнейшей активизации жилищного строительства занимает совершенствование нормативной правовой базы. В этих целях продолжается разработка необходимых документов, обеспечивающих создание системы ипотечного жилищного кредитования, и в первую очередь в части реализации правового принципа единства собственности на земельные участки и объекты жилищного строительства, а также расширения оснований приобретения земельных участков в собственность.
Особое внимание в 2004 году будет уделено жилищному строительству в сельской местности. Облисполкомам, Министерству сельского хозяйства и продовольствия поручено обеспечить строительство жилых домов из расчета в среднем не менее 5 домов (квартир) в каждой сельскохозяйственной организации, в том числе в каждой области не менее 100 деревянных дешевых домов. Всего для 1959 сельскохозяйственных организаций в текущем году должно быть построено 9795 усадебных жилых домов (квартир) общей площадью 726 тыс. м 2.
В целях снижения стоимости жилищного строительства в сельской местности возведение жилья будет осуществляться по определенным Минстройархитектуры совместно с облисполкомами проектам экономичных благоустроенных домов усадебного типа с минимальными количеством и площадью хозяйственных построек (общей площадью жилых помещений до 20 м 2 на одного члена семьи), водопроводом, автономной канализацией и стоимостью в эквиваленте 15-18 тыс. долларов США. Комлесхозу поручено обеспечить продажу сельскохозяйственным организациям леса по таксовой стоимости для обустройства указанных жилых домов, а также изготовление по заявкам облисполкомов деревянных срубов и хозяйственных построек.
Распределение построенного жилья в сельскохозяйственных организациях будет осуществляться в соответствии с действующим законодательством. Квартиры (усадебные дома) должны предоставляться работникам этих организаций, нуждающимся в улучшении жилищных условий, как служебные жилые помещения с заключением соответствующих договоров найма. Исключение этих жилых помещений из числа служебных может иметь место после погашения колхозом, совхозом, другой сельскохозяйственной организацией банковского кредита. Рабочие и служащие, прекратившие трудовые отношения с сельскохозяйственной организацией по собственному желанию или в связи с освобождением от работы за нарушение трудовой дисциплины, совершение по месту работы хищения имущества, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания, а также колхозники, исключенные из членов колхоза или вышедшие из колхоза по собственному желанию, подлежат в соответствии с законодательством выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения. Отдельные категории граждан могут быть выселены из служебного жилья только с предоставлением другого жилья (ст.96 Жилищного кодекса Республики Беларусь).
Ход выполнения установленных заданий по жилищному строительству находится на постоянном контроле в Совете Министров. В этих целях созданы республиканский, областные, районные и ведомственные штабы по жилищному строительству. Персональная ответственность за обеспечение выполнения установленных на 2004 год заданий по строительству (реконструкции) жилых домов возложена на министра архитектуры и строительства, министра сельского хозяйства и продовольствия, председателей облисполкомов и Минского горисполкома, председателей правлений открытых акционерных обществ “Сберегательный банк “Беларусбанк” и “Белагропромбанк”.
Предоставление во владение и пользование построенного жилья должно осуществляться в соответствии со ст. 48 Конституции Республики Беларусь, стст. 12, 13 и 101 Жилищного кодекса. Малообеспеченным нетрудоспособным гражданам (доход на одного члена семьи не должен превышать ежеквартально утверждаемого показателя бюджета прожиточного минимума — с 30.10.2003 г. — 108.790 руб.), состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, должны предоставляться жилые помещения социального пользования в порядке очередности, устанавливаемой местными исполнительными и распорядительными органами. Малообеспеченные трудоспособные граждане (доход на одного члена семьи не должен превышать двух величин ежеквартально утверждаемого показателя минимального потребительского бюджета — с 21.10.2003 г. — 174.810 руб.) осуществляют строительство и приобретение жилья в частную собственность с использованием государственной поддержки (льготные кредиты, субсидии и иные формы поддержки), предоставляемой в порядке очередности, устанавливаемой местными исполнительными и распорядительными органами.
Определенная часть жилья будет построена гражданами, как очередниками, так и не состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, только за счет собственных средств (при необходимости с использованием кредитов, предоставляемых банками на своих условиях). При этом, согласно законодательству, граждане могут иметь на правах собственности жилые дома, квартиры и иные жилые помещения без ограничения их количества и размера.
При планировании конкретных заданий и разработке графиков жилищного строительства на текущий год местные исполнительные и распорядительные органы должны учитывать также рекомендации Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь (постановление от 13.06.2002 г. №483-П2/1V “О рекомендациях по итогам парламентских слушаний на тему “Государственная жилищная политика Республики Беларусь: реализация и перспективы”) о том, что в качестве основного показателя решения жилищной проблемы в Республике Беларусь необходимо считать количество семей, снятых с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, как в результате жилищного строительства, так и в результате покупки, обмена жилого помещения.
Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь Республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 03 за 2004 год в рубрике недвижимость