Перспективы минского метро
В повестке дня Архитектурного совета с новым председателем — главным архитектором города Минска Русланом Белогорцевым — рассматривался вопрос об архитектурно-художественном оформлении павильонов над входами станций пятого участка второй линии метрополитена от станции “Пушкинская” до станции “Каменная горка”.
Докладчик от проектной организации ОАО “Минскметрополитен” Николай Грибов в начале своего выступления сразу пояснил, что представленная работа является частью работ, проводимых от улицы Притыцкого. Объект находится в западной части города на пересечении улиц Бельского, Жудро, Лещинского. Станция “Каменная горка” в результате будет иметь шесть входов, один переход и четыре торговых павильона с четырьмя лифтами. Согласно представленной работе торговые павильоны располагаются на третьем, четвертом, пятом и шестом этажах. Площадь торгового павильона на пятом и шестом входе — около 90 м2, а на 3-4 — 120 м2.
Станция “Кунцевщина”, по мнению проектной организации, имеет четыре входа, из которых два входа совмещаются с двумя павильонами. Станция “Спортивная” полностью идентична станции “Кунцевщина”. На сегодняшний день имеется несколько вариантов строительства павильонов для их дальнейшей регистрации. Как пояснили газете “Строительство и недвижимость”, первый вариант — это строительство павильонов на базе сводчатого типа, а второй — на базе каркаса прямоугольного сечения с элементами арки в верхней части. Какому плану в конечном итоге отдадут предпочтение, станет известно в ближайшее время.
Отметим, что аналог павильона сводчатого типа находится на станции метро “Могилевская”, и частично такой же тип павильона находится на улице Долгобродской. Есть в этом случае и особое мнение заказчика — дирекции строящегося метрополитена: все павильоны в городе, связанные со входом в метрополитен, должны иметь общий внешний вид и должны повторяться во всех дальнейших разработках.
Авторское послесловие
Основой системы общественного транспорта остается метрополитен, который перевозит более 30% пассажиров. Вторым по значимости в объемах пассажирских перевозок является трамвай. Рельсовый транспорт является важным фактором мобильности населения, и на него приходится существенная доля объема пассажирских перевозок. Так, в Германии городские железные дороги всех видов (S-Bahn, метрополитен, трамвай) выполняют до 16% всего пассажирооборота (вместе с региональными — до 48%) и до71% общего числа поездок (вместе с региональными — до 97%).
В то же время следует отметить, что в Европе недооценивается значимость внутригородского и пригородного общественного пассажирского транспорта, а возможности железных дорог используются плохо, но, тем не менее, рост железнодорожных перевозок необратим. Перераспределение населения во многих регионах в пользу пригородов приводит к увеличению пассажиропотоков, особенно интенсивных в часы пик и преимущественно направленных в сторону города утром и из города вечером. Перегруженность автомобильных дорог неизбежно повышает интерес к рельсовому транспорту, обладающему высокой провозной способностью и экологически более чистому.
Немного истории и современности
Минский метрополитен находится в собственности города Минска, подчиняясь производственному управлению транспорта и связи Мингорисполкома. 4 февраля 1977 г. Советом Министров БССР принято постановление о строительстве метрополитена в столице республики. 3 мая 1977 г. строительство было начато. 30 июня 1984 г. открыто регулярное движение поездов на участке от станции “Институт культуры” до станции “Московская”. Всего в первый год работы Минского метрополитена было перевезено 38,3 млн человек. В 1985 году начато строительство второй линии от станции “Тракторный завод” до станции “Фрунзенская”.
В 1990 году вступила в строй вторая линия протяженностью более шести километров с шестью станциями. 7 ноября 1997 г. введен в эксплуатацию участок второй линии от станции “Тракторный завод” до станции “Автозаводская” длиной 3,5 км. Две новые станции Минского метрополитена — “Партизанская” и “Автозаводская” — впервые открыли свои двери для пассажиров 7 ноября 1998 года, добавив еще 2 км к общей длине метро. Общая длина линий минского метро — 24 км. Всего в системе 20 станций и 144 вагона, перевозящих 183 млн пассажиров в год.
С течением времени число пассажиров, пользующихся услугами этого вида транспорта, возрастет еще больше. Это связано с планируемым пуском новых участков на двух действующих линиях. В настоящее время продолжаются работы по строительству линии “Пушкинская” — “Кунцевщина”. По его завершению в ведение Минского метрополитена перейдут 3,94 км путей и 3 станции. Остальные участки находятся в стадии проектировки. На еще более отдаленную перспективу отнесено строительство третьего направления — “Корженевского” — “Зеленый Луг”.
В настоящее время пропускная способность двух линий метрополитена города Минска позволяет проходить за час 40 парам поездов. После введения в эксплуатацию новых станций количество курсирующих поездов, естественно, увеличивается. Стоимость прокладки и строительства одного километра метрополитена со всеми сопутствующими работами, по некоторым оценкам, достигает 25 млн долларов США.
Перспективы
В перспективе минская подземка должна разрастись до 4 линий с пересадочными узлами на “Тракторном заводе”, “Фрунзенской”, “Академии Наук”, “Московской”.
Строительство двух линий метрополитена Минска планируется завершить в 2010 году. После в план развития Минска до 2030 года включено и развитие третьей линии метро.
Метро в мире
Сегодня порядка ста городов мира имеют подземную железную дорогу. Самый короткий метрополитен — Стамбульский: 610 метров и две станции. Самый длинный — 410 километров, 40 линий и 490 станций — Нью-Йоркский. Метро в Мексиканских Кордильерах находится на высоте 2279 метров над уровнем моря, в Пхеньяне — на глубине более ста метров.
Юрий ЛУКАШЕВИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 02 за 2004 год в рубрике дороги