Трассе Минск — Москва 70 лет
Трассе Минск — Москва 70 лет
Развитие транспортных коммуникаций всегда имело основополагающее значение в общественном прогрессе, обеспечивая связь между народами, способствуя усилению торговых и деловых отношений. История распорядилась так, что Республика Беларусь по своему географическому положению оказалась на перекрестке основных транспортных направлений, связывающих народы Западной Европы с Востоком, регионы Черноморского побережья со странами Балтийского моря. Конечно, этот потенциал должен быть использован в интересах республики как одно из важных и необходимых условий экономического и социального развития городов и территорий. С другой стороны, на нашей стране лежит и большая ответственность в обеспечении качественного, безопасного и выгодного транзита зарубежных грузов и пассажиров через ее территорию.
Дороги — артерии жизни
В едином транспортном комплексе страны автомобильные дороги оказывают огромное влияние на ее социальное и экономическое развитие, так как 74% всех грузовых и 93% пассажирских перевозок осуществляется автомобильным транспортом.
В настоящее время Республика Беларусь обладает хорошо развитой дорожной сетью. Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет 63,5 тыс. км, из них 15,5 тыс. км — дороги республиканского значения и 48 тыс. км — дороги местного значения. На 1000 км2 территории приходится 305 км дорог общего пользования.
Общеевропейские транспортные коридоры
Признавая важный вклад общеевропейских конференций по вопросам транспорта, состоявшихся в Праге (1991 г.), на о. Крит (1994 г.) и в Хельсинки (1997 г.), в развитие плодотворного сотрудничества в области транспорта и их важность в формировании основных направлений создания единой транспортной политики в Европе, Республика Беларусь проводит целенаправленную работу по развитию проходящих по ее территории трансъевропейских транспортных коридоров.
Территорию Республики Беларусь пересекают два общеевропейских транспортных коридора, которые определены по международной классификации под номером II (Запад — Восток) и под номером IX (Север — Юг) с ответвлением IX Б.
По территории Республики Беларусь в рамках трансъевропейского транспортного коридора номер II проходит автомобильная дорога М-1/Е-30 Брест — Минск — граница с Российской Федерацией протяженностью 606 км.
Автомобильная дорога М-8/Е-95 граница с Российской Федерацией — Витебск — Гомель — граница с Украиной пересекает территорию республики с севера на юг, имеет протяженность 456 км и является участком Критского транспортного коридора IX, который соединяет Финляндию, Литву, Россию, Беларусь, Украину, Молдову, Румынию, Болгарию и Грецию.
Ответвление этого коридора IXB Гомель — Минск — Вильнюс — Клайпеда/Калининград имеет протяженность по территории Беларуси 468 км и обеспечивает выход грузовладельцев из областей Восточной Украины и Центральной России к специализированным морским портам Клайпеды, Вентспилса и Калининграда.
Автомобильная дорога М-1/Е-30 Брест — Минск — граница с Российской Федерацией
Автомобильная дорога М-1/Е-30 Брест — Минск — граница с Российской Федерацией является участком Критского коридора II Берлин — Варшава — Минск — Москва — Нижний Новгород, соединяющего Германию, Польшу, Беларусь и Россию и определенного Европейским Союзом как высший приоритет среди Критских коридоров в связи с важным значением проходящих по нему торговых потоков между Востоком и Западом. Протяженность ее по территории республики составляет 606 км. Автомобильная дорога строилась на различных участках в период с 1940 по 1997 год и практически на всем своем протяжении, за исключением участка длиной 37 км от Орши до границы с Российской Федерацией, имеет четыре полосы движения с центральной разделительной полосой. Интенсивность движения на отдельных участках дороги достигает 8500-10000 автомобилей в сутки.
Управление автомобильной дорогой
Республиканское государственное производственное предприятие “Белавтострада” (РГПП “Белавтострада”) создано в 1994 году в целях осуществления модернизации автомобильной дороги М-1/Е-30 Брест — Минск — граница с Российской Федерацией, обеспечения управления этой дорогой на современном уровне и создания для пользователей дороги безопасных, комфортных, надежных и быстрых условий передвижения.
РГПП “Белавтострада” является государственным предприятием, основанным на республиканской собственности, и в рамках своих полномочий реализует следующие основные направления деятельности: осуществление функций заказчика по проектированию, строительству, реконструкции и содержанию дороги и сооружений на ней; разработка перспектив развития автомобильной дороги, структуры и системы управления ею; развитие службы сервиса для пользователей дороги с привлечением хозяйствующих субъектов различной формы собственности; изучение режима и условий движения транспортных средств, разработка и осуществление мероприятий по совершенствованию организации движения; взимание платы за проезд автотранспорта по дороге; осуществление контроля за проездом тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств.
Структурная организация РГПП “Белавтострада” включает аппарат управления и 8 дорожно-эксплуатационных управлений, равномерно расположенных вдоль трассы дороги, а также службы технологической связи механизации и сервисных услуг. Дорожно-эксплуатационные организации оснащены современным оборудованием для зимнего и текущего содержания автомобильных дорог, введена в эксплуатацию система метеорологических станций, которая позволяет осуществлять постоянный контроль за состоянием дорожного покрытия и принимать оперативные меры по организации зимнего содержания дороги.
Модернизация автомобильной дороги
Правительство Республики Беларусь и дорожная администрация страны постоянно придают особое значение развитию автомобильной дороги М-1/Е-30 Брест — Минск — граница с Российской Федерацией, являющейся важнейшей международной транспортной магистралью республики, и выделяют для этого необходимые ресурсы и финансовые средства. Республика Беларусь в 1982 году присоединилась к Европейскому соглашению о международных автомагистралях (СМА) и таким образом взяла на себя обязательства по обеспечению требований к таким дорогам. Следует отметить, что автомобильная дорога М-1/Е-30 в основном отвечает требованиям, предъявляемым к трансъевропейским магистралям.
Европейская Комиссия в рамках программы ТАСИС в 1992-1993 годах оказала содействие дорожной администрации Беларуси в проведении исследований, подготовке технико-экономического обоснования и разработке проекта поэтапного развития этой автомобильной дороги. Правительство Республики Беларусь в январе 1994 г. приняло решение о проведении модернизации этой автомобильной дороги в целях доведения ее параметров до международных стандартов в соответствии с требованиями Европейского Соглашения о международных автомагистралях (СМА). Правительство Республики Беларусь и Европейский банк реконструкции и развития в апреле 1994 г. подписали Соглашение о предоставлении займа по Проекту модернизации автомобильной дороги М-1/Е-30 Брест — Минск — граница с Российской Федерацией, в соответствии с которым банк предоставил кредит, эквивалентный 50 млн долларов США, для финансирования работ.
Выполнение комплекса работ по модернизации дороги на участке от г. Ивацевичи до г. Минска протяженностью 234 км было начато в сентябре 1994 г. и закончено в октябре 1998 г., а погашение кредита должно быть завершено в 2007 году. Работы по модернизации участка дороги выполнила выигравшая международный тендер фирма Todini Costruzioni General! S.p.A. (Италия) совместно с белорусскими подрядными организациями, а технический надзор осуществляли специалисты фирмы Kampsax International A/S (Дания).
В соответствии с условиями Соглашения о предоставлении займа и решением Правительства Республики Беларусь с 1 ноября 1996 г. с владельцев транспортных средств взимается плата за проезд по этой дороге и направляется на уплату кредита и процентов по нему Европейскому банку реконструкции и развития, а также на содержание, ремонт и реконструкцию дороги. Начиная с 1994 г. расходы Республики Беларусь, связанные с модернизацией дороги, составили 122 млн долларов США, в том числе средства кредита ЕБРР — 50 млн долларов США, и 72 млн — за счет средств бюджета республики. В 1999 году работы по модернизации дороги продолжены на участке от обхода г. Минска до г. Жодино протяженностью 35 км. Одновременно за счет средств республики в 1998 году полностью завершена реконструкция участка этой дороги Борисов — Орша общей протяженностью 123,8 км. Пользователи автомобильных дорог получили практически новую магистраль с четырьмя полосами движения и центральной разделительной полосой, отвечающую по своим техническим параметрам современным требованиям. Необходимо отметить, что реконструкция этого участка дороги обошлась республике в около 110 млн долларов США.
Сервис для пользователей автомобильной дороги
В соответствии с разработанной “Схемой развития дорожного сервиса на сети магистральных дорог Республики Беларусь до 2005 года” на автомобильной дороге М-1/Е-30 Брест — Минск — граница с Российской Федерацией в настоящее время функционирует 9 комплексов сервисного обслуживания, включающих автозаправочные станции, кафе, гостиницы, мотели, кемпинги, платные стоянки, станции технического обслуживания автомобилей.
Среди них особой популярностью у водителей автотранспорта пользуются комплексы “Лукойл-Брест” (км 19), “Новая Веска” (км 257), “Гном” (км 279), “Веста” (км 314), “Магистраль” (км 442), “Лукойл-Белоруссия” (км 602).
Система сервисного обслуживания пользователей дороги включает 23 автозаправочные станции, 9 станций технического обслуживания, 21 охраняемую стоянку, 8 мотелей, 32 постоянных пункта питания. В стадии строительства находится еще 25 объектов сервиса, в том числе 3 комплекса, предусматривающих оказание водителям и пассажирам полного перечня необходимых услуг. Согласованы проекты на строительство еще 23 таких объектов. Таким образом, в ближайшие годы будет практически полностью завершено формирование структуры сервисного обслуживания на этой дороге. Следует отметить, что дальнейшее развитие сервисных услуг на дороге будет происходить, в основном, за счет привлечения инвестиций частного сектора.
Система телекоммуникаций
Существующая телекоммуникационная сеть на участке автомобильной дороги М-1/Е-30 Брест — Минск — граница с Российской Федерацией от г. Бреста до г. Борисова, что составляет примерно 70% протяженности этой дороги, дает возможность пользователям связываться с дежурным оператором на соответствующем участке магистрали. Оператор действует между пользователем и организацией, обеспечивающей требуемые услуги: связь с Государственной автомобильной инспекцией, медицинскими учреждениями, технической помощью, дорожной службой и т.д. На автомобильной дороге оборудовано 117 пунктов экстренной связи.
На автомобильной дороге действует современная система раннего обнаружения гололеда ГФС-2000, которая позволяет прогнозировать погодно-климатическую обстановку и своевременно принимать необходимые меры для обеспечения безопасности движения автотранспорта. На дороге действует 12 метеорологических постов, 7 пунктов учетов транспортного потока и 4 пункта взвешивания транспортных средств.
В настоящее время разработан проект развития системы телекоммуникаций автомобильной дороги М-1/Е-30 на участке от г. Борисова до границы с Российской Федерацией. Предусмотрено использование волоконнооптических линий связи для увязки всех технологических (дорожно-эксплуатационных) комплексов в единую систему управления содержанием автомобильной дороги. Планируется дополнительно оборудовать одну метеостанцию, 85 пунктов экстренной связи, радиосвязь с подвижными объектами, а также обеспечить включение пунктов сервиса в единую сеть.
Система взимания платы за проезд
Решением Правительства Республики Беларусь с ноября 1996 г. введена плата с владельцев (пользователей) транспортных средств за проезд по автомобильной дороге М-1/Е-30 Брест — Минск — граница с Российской Федерацией. Взимание платы за проезд транспортных средств по дороге осуществляет Республиканское государственное производственное предприятие “Белавтострада” в соответствии с установленными ставками сбора.
Поступающие суммы платы за проезд направляются на погашение кредита Европейского банка реконструкции и развития, уплату процентов за пользование им и возврат привлеченных через международный финансовый рынок валютных средств, а также для оплаты работ по модернизации, содержанию и ремонту указанной дороги. От уплаты за проезд по автомобильной дороге по представлению в РГПП “Белавтострада” соответствующих документов освобождаются владельцы (пользователи) транспортных средств, осуществляющие перевозку грузов в порядке гуманитарной помощи.
Система взимания платы за проезд предусматривает проведение расчетов в различных видах валют, расчеты с помощью пластиковых электронных карточек, ведение безналичных расчетов для иностранных пользователей с помощью пластиковых карт EUROSHELL. В настоящее время проводится усовершенствование системы взимания платы в целях упрощения расчетов и введения безналичных расчетов с использованием кредитных карточек типа VISA и EURO-Card/MASTER-Card.
Обеспечение безопасности дорожного движения
Благодаря совершенствованию дорожной инфраструктуры и созданию благоприятных условий для участников дорожного движения в последние годы наметилась устойчивая тенденция к сокращению количества дорожно-транспортных происшествий на автомобильной дороге М-1/Е-30 Брест — Минск — граница с Российской Федерацией.
Реализация в ходе проведения работ по модернизации этой дороги комплекса мер, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, позволила в 1998 году по сравнению с 1995 годом более чем на 35% снизить количество дорожно-транспортных происшествий, при этом количество пострадавших в них сократилось в 1,3 раза. Проводится целенаправленная работа по обеспечению своевременного ремонта дорожного покрытия в целях недопущения появления на нем дефектов и деформаций, которые могут послужить причиной дорожно-транспортных происшествий. При производстве ремонтных работ используются современные технические средства ограждения мест производства работ.
Результаты реализации проекта модернизации автомобильной дороги
Реализация проекта модернизации уже сейчас позволяет владельцам автотранспортных средств ощутить реальные преимущества этой трассы и полностью убедиться в том, что за счет улучшения транспортно-эксплуатационных показателей дороги уменьшаются эксплуатационные затраты на автомобильном транспорте, снижается износ шин, обеспечивается экономия горючего, повышаются комфортность и безопасность движения.
Вложенные республикой в модернизацию и реконструкцию этой дороги средства, а также привлечение иностранных инвестиций дали возможность оснастить дорогу современными средствами оповещения о состоянии погодных условий и дорожного покрытия, усовершенствовать систему содержания дороги и оснастить эксплуатационные организации мобильной высокопроизводительной техникой. Введен в действие грузовой таможенный терминал в г. Бресте. Предусматриваемые мероприятия по совершенствованию работы пограничного перехода “Козловичи — Кукурыки” должны сократить время простоя автомобильного транспорта при пересечении белорусско-польской границы. Намечено в ближайшие годы совместно с Министерством транспорта и морского хозяйства Республики Польша разработать проект и осуществить строительство нового моста через реку Западный Буг на этом пограничном переходе.
Осуществляется полное взаимодействие между дорожными администрациями Беларуси и России в рамках межправительственного Соглашения по развитию автомобильной дороги Москва — Минск — Варшава — Берлин на участке Брест — Минск — Москва, которое предусматривает сотрудничество сторон в вопросах обеспечения единой технической политики, обмена информацией, исследований, безопасности движения автотранспорта, равноправного участия белорусских и российских подрядчиков в торгах на выполнение работ по развитию автомобильной дороги на территориях обоих государств, а также в пропуске автотранспорта по взаимно согласованным маршрутам.
Перспективы развития трансъевропейского транспортного коридора номер II и автомобильной дороги М-1/Е-30
Принимая во внимание важную роль Критского коридора II для дальнейшего развития транспортного сообщения и торговли как в Западной, так и в Восточной Европе, а также существенный вклад Республики Беларусь в его развитие, целесообразно продолжить модернизацию этой дороги с привлечением инвестиций международных финансовых организаций и других заинтересованных инвесторов, готовых выгодно вложить свои капиталы в развитие как автомобильной дороги, так и дорожной инфраструктуры.
Проведенные исследования и результаты технико-экономического обоснования развития проекта модернизации автомобильной дороги М-1/Е-30 Брест — Минск — граница с Российской Федерацией показывают, что потребность в инвестициях по проекту составляет 119,0 млн долларов США, в том числе 60,7 млн долларов США заемных средств. Привлечение инвестиций возможно в форме долгосрочного кредита международных финансовых организаций или других заинтересованных инвесторов на 10 и более лет.
Возврат таких кредитов возможен за счет средств, взимаемых за проезд автотранспорта по этой дороге, за вычетом суммы, необходимой для погашения первого кредита Европейского банка реконструкции и развития и процентов по нему. Также предлагается вариант привлечения инвестиций пу-тем создания акционерного общества (управляющей компании) на базе РГПП “Белавтострада” с участием белорусских и иностранных инвесторов, одним из которых может выступить Европейский банк реконструкции и развития. В обязанности такого акционерного общества будут входить производство ремонта оставшейся части автомобильной дороги М-1/Е-30, осуществление содержания всей дороги в течение установленного срока, взимание платы за пользование автомобильной дорогой и погашение предыдущего и последующего кредитов, привлеченных для ее развития. В республике создана современная эффективная система гарантий и защиты иностранных инвестиций, обеспечивающая снижение инвестиционных рисков и повышение доверия не только к белорусским субъектам хозяйствования, но и к государству в целом. По мнению Министерства транспорта Российской Федерации, продление трансъевропейского транспортного коридора номер II до Нижнего Новгорода в перспективе с дальнейшим развитием Транссибирской магистрали до Владивостока и Находки и последующее возрождение Транссибирской магистрали при соответствующем развитии транспортной инфраструктуры позволит создать возможности для функционирования сбалансированной по техническим и эксплуатационным параметрам межконтинентальной евроазиатской интермодальной транспортной системы.
Белорусский участок трансъевропейского коридора проходит по территории 16 административных районов, а в городах и населенных пунктах, расположенных вдоль него, проживает 3,4 млн человек, или треть населения республики. Здесь расположены крупнейший экономический и культурный центр — столица страны город Минск, динамично развивающийся Брест, три крупных промышленных города — Барановичи, Борисов, Орша. Концентрация промышленности и экономического потенциала во многом обусловлена теми преимуществами, которые дает развитая транспортная инфраструктура.
В августе 1996 г. с фирмой “Тодини” (Италия) был подписан контракт на выполнение дорожных работ на участке Столбцы — Ивацевичи. Фирма поставила на объект необходимую дорожно-строительную технику, оборудование, машины и механизмы, привлекла высококвалифицированных специалистов. В полном объеме завершен комплекс ремонтных работ стоимостью около 40 млн долларов США, в том числе 22 млн долларов США за счет местной составляющей. Обеспечению высокого качества работ в полной мере способствовало осуществление технического надзора за их ведением фирмой “Кампсакс” (Дания). Совместная работа белорусских специалистов с иностранными подрядчиками и консультантами в соответствии с международными правилами заложила основу для создания независимой службы по ведению технического надзора в дорожном хозяйстве республики. Реальную помощь в реализации проекта оказали консультационные фирмы “Рендел Пальмер и Тритон” и “Мотт Мак Дональд” (Великобритания), которые содействовали разработке тендерной документации и заключению контрактов с подрядными организациями и поставщиками оборудования и материалов. Особо следует отметить постоянное активное участие в решении всех возникающих в ходе модернизации вопросов представителей Европейского банка реконструкции и развития.
Обзор существующей телекоммуникационной системы автодороги М1/ЕЗО
Существующая телекоммуникационная сеть автодороги М1/ЕЗО функционирует на протяжении от г. Бреста до г. Крупки, что составляет примерно 75% автотрассы (458 км). Телекоммуникационная сеть позволяет пользователям связываться с дежурным оператором на соответствующем участке магистрали. Оператор действует как живой интерфейс между пользователем и организацией, обеспечивающей требуемые услуги: связь с ГАИ, медицинскими учреждениями, технической помощью, дорожной службой и т.д. Оператор фиксирует потребности пользователя и передает эту информацию в соответствующую организацию путем подключения к государственной телефонной сети.
Существующая магистральная связь основана на восьмипарном медном кабеле и 12-канальной аналоговой аппаратуре связи. Кабель начали укладывать с 1980 года, и в настоящее время он не может обеспечить потребности РУП “Белавтострада”. Станционное оборудование, отражающее технологии 50-60 годов, уже не является надежной системой. Следует отметить большой вклад ЕБРР, предоставившего кредит на развитие действующих телекоммуникаций автодороги, и фирм “Бошунг Мекатроник” (Швейцария), TDC (Англия), реализовавших контракты по устройству 12 метеопостов, 7 пунктов учета транспортного потока и 4 пунктов взвешивания.
Наличие на автомагистрали системы раннего обнаружения гололеда ГФС-2000 позволяет прогнозировать транспортную обстановку при неблагоприятных климатических условиях, а также с помощью компьютерного оборудования по программе “Винтер” рационально планировать расход противогололедных материалов.
Одним из требований к автотрассе, определенной как Европейская транспортная магистраль, является наличие телефонов аварийной связи. В данный момент на автодороге М1/ЕЗО оборудовано 130 пунктов экстренной связи (ПЭС). Порой расстояние между ними больше 11 км. К тому же, они установлены, в основном, на одной стороне дороги, что подвергает дополнительной опасности участников движения при переходе дороги, чтобы сделать звонок. В каждом ДЭУ на базе отечественных средств связи открыто 8 радиосетей (более 150 радиостанций), которые позволяют диспетчеру управлять и контролировать работу транспортных средств и механизмов, занятых содержанием автомагистрали.
Зимнее содержание автомобильной дороги М1/ЕЗО Брест (Козловичи) — Минск — граница с РФ (Редьки)
Одной из важнейших задач РУП “Белавтострада” является обеспечение круглосуточного бесперебойного и безопасного движения в зимнее время. Для решения этой задачи РУП “Белавтострада” располагает необходимыми материально-техническими ресурсами, которые позволяют обеспечить устранение зимней скользкости в установленные директивные сроки, которые не должны превышать 3 часа с момента образования (обнаружения) гололеда. Это, в первую очередь, солераспределители фирмы Schmidt, позволяющие устанавливать расход противогололедных материалов с точностью до 1 г/м2 при нормах распределения до 40 г/м2, и 10 г/м2 при нормах распределения свыше 40 г/м2, самозагружающие погрузчики соли, установки по приготовлению соляных растворов, система для раннего обнаружения гололеда Boschung, программа Winter по расчету норм распределения, расхода противогололедных материалов и сроков выполнения работ по обработке покрытия ПГМ, а также снегоочистке с учетом снегозаносимости дороги.
Анализ работы РУП “Белавтострада” в зимние периоды 1997-2002 гг. показал, что для борьбы с зимней скользкостью экономически более выгодно применение чистых солей, позволяющих сократить в полтора раза затраты на зимнее содержание. Поэтому применение чистой соли выросло с 24% в зимний период 1997-1998 гг. до 58% в зимний период 2001-2002 гг. Использование современной техники позволило уменьшить расход ГСМ (особенно бензина).
По расчетам, выполненным согласно РД “Зимнее содержание автомобильных дорог Беларуси”, РУП “Белавтострада” для работы в зимний период 2002-2003 гг. требовалось 30103 тонн технической соли, из которых 17460 тыс. тонн использовалось в чистом виде, остальные использовались для приготовления 40478 тонн ПСС. Заготовлено 980 тонн кормовой соли для приготовления рассолов, используемых для увлажнения чистой соли, и 35829 тыс. тонн песка для приготовления ПСС и создания технологического запаса.
Подготовка предприятия РУП “Белавтострада” к работе в зимний период 2002-2003 гг. была направлена в первую очередь на соответствие норм распределения ПГМ нормам, установленным РД “Зимнее содержание автомобильных дорог Беларуси”. В этой связи была произведена проверка и аттестация солераспределителей на минимальные нормы распределения и правильности дозирования ПГМ в зависимости от вида зимней скользкости. Большое внимание было уделено подготовке работников — как ИТР, так и водителей и рабочих, — занятых на зимнем содержании. Разработаны технологические схемы и карты по ликвидации зимней скользкости, направленные на уменьшение времени обработки покрытия ПГМ и очистку их от снега, а также на сокращение холостых пробегов техники с учетом того, что на работу техники при зимнем содержании дорог расходуется более 80% денежных средств.
Основным звеном, отвечающим за организацию работ по зимнему содержанию в РУП “Белавтострада”, является инженерно-диспетчерская служба, структура которой следующая: в каждом из восьми ДЭУ имеется персонал диспетчеров, который несет круглосуточное дежурство и обеспечивает организацию работ по зимнему содержанию включая ночное время и выходные дни. Во всех ДЭУ РУП “Белавтострада” сформированы бригады по зимнему содержанию, в состав которых входят водители солераспределителей, машинист погрузчика и оператор установки по приготовлению соляных растворов. Руководство бригадами осуществляет инженер-диспетчер.
В настоящее время диспетчерская служба РУП “Белавтострада” оснащена системой раннего обнаружения гололеда фирмы Boschung, позволяющей определить наличие зимней скользкости на покрытии дороги на ранней стадии ее образования и провести превентивную обработку ПГМ. Кроме того, имеется программа Winter, которая позволяет рассчитать норму распределения и общее количество противогололедных материалов, исходя из конкретных дорожных и климатических условий. Инженер-диспетчер постоянно собирает и анализирует данные по метеоусловиям (визуальные наблюдения, данные системы раннего обнаружения гололеда, информация линейных работников и работников дорожной милиции). При поступлении сигнала о возможном гололеде или начале его образования (начале снегопада) инженер-диспетчер принимает решение применения той или иной технологической схемы, вида противогололедного материала, при помощи программы Winter рассчитывает требуемое количество и норму распределения противогололедного материала. После этого выдает задание дежурной бригаде по технологии проведения снегоочистки и устранения скользкости. О своих действиях инженер-диспетчер докладывает в центральную диспетчерскую РУП “Белавтострада”. При выполнении работ оформляется необходимая документация (путевые листы, журнал зимней скользкости, журналы учета работы солераспределительной и снегоочистительной техники) и подводятся итоги. В случае дорожно-транспортных происшествий инженер-диспетчер организует выезд на место ДТП представителей ДЭУ.
Подготовил по материалам департамента “Белавтодор” Александр ПАНИЧ
Развитие транспортных коммуникаций всегда имело основополагающее значение в общественном прогрессе, обеспечивая связь между народами, способствуя усилению торговых и деловых отношений. История распорядилась так, что Республика Беларусь по своему географическому положению оказалась на перекрестке основных транспортных направлений, связывающих народы Западной Европы с Востоком, регионы Черноморского побережья со странами Балтийского моря. Конечно, этот потенциал должен быть использован в интересах республики как одно из важных и необходимых условий экономического и социального развития городов и территорий. С другой стороны, на нашей стране лежит и большая ответственность в обеспечении качественного, безопасного и выгодного транзита зарубежных грузов и пассажиров через ее территорию.
Дороги — артерии жизни
В едином транспортном комплексе страны автомобильные дороги оказывают огромное влияние на ее социальное и экономическое развитие, так как 74% всех грузовых и 93% пассажирских перевозок осуществляется автомобильным транспортом.
В настоящее время Республика Беларусь обладает хорошо развитой дорожной сетью. Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет 63,5 тыс. км, из них 15,5 тыс. км — дороги республиканского значения и 48 тыс. км — дороги местного значения. На 1000 км2 территории приходится 305 км дорог общего пользования.
Общеевропейские транспортные коридоры
Признавая важный вклад общеевропейских конференций по вопросам транспорта, состоявшихся в Праге (1991 г.), на о. Крит (1994 г.) и в Хельсинки (1997 г.), в развитие плодотворного сотрудничества в области транспорта и их важность в формировании основных направлений создания единой транспортной политики в Европе, Республика Беларусь проводит целенаправленную работу по развитию проходящих по ее территории трансъевропейских транспортных коридоров.
Территорию Республики Беларусь пересекают два общеевропейских транспортных коридора, которые определены по международной классификации под номером II (Запад — Восток) и под номером IX (Север — Юг) с ответвлением IX Б.
По территории Республики Беларусь в рамках трансъевропейского транспортного коридора номер II проходит автомобильная дорога М-1/Е-30 Брест — Минск — граница с Российской Федерацией протяженностью 606 км.
Автомобильная дорога М-8/Е-95 граница с Российской Федерацией — Витебск — Гомель — граница с Украиной пересекает территорию республики с севера на юг, имеет протяженность 456 км и является участком Критского транспортного коридора IX, который соединяет Финляндию, Литву, Россию, Беларусь, Украину, Молдову, Румынию, Болгарию и Грецию.
Ответвление этого коридора IXB Гомель — Минск — Вильнюс — Клайпеда/Калининград имеет протяженность по территории Беларуси 468 км и обеспечивает выход грузовладельцев из областей Восточной Украины и Центральной России к специализированным морским портам Клайпеды, Вентспилса и Калининграда.
Автомобильная дорога М-1/Е-30 Брест — Минск — граница с Российской Федерацией
Автомобильная дорога М-1/Е-30 Брест — Минск — граница с Российской Федерацией является участком Критского коридора II Берлин — Варшава — Минск — Москва — Нижний Новгород, соединяющего Германию, Польшу, Беларусь и Россию и определенного Европейским Союзом как высший приоритет среди Критских коридоров в связи с важным значением проходящих по нему торговых потоков между Востоком и Западом. Протяженность ее по территории республики составляет 606 км. Автомобильная дорога строилась на различных участках в период с 1940 по 1997 год и практически на всем своем протяжении, за исключением участка длиной 37 км от Орши до границы с Российской Федерацией, имеет четыре полосы движения с центральной разделительной полосой. Интенсивность движения на отдельных участках дороги достигает 8500-10000 автомобилей в сутки.
Управление автомобильной дорогой
Республиканское государственное производственное предприятие “Белавтострада” (РГПП “Белавтострада”) создано в 1994 году в целях осуществления модернизации автомобильной дороги М-1/Е-30 Брест — Минск — граница с Российской Федерацией, обеспечения управления этой дорогой на современном уровне и создания для пользователей дороги безопасных, комфортных, надежных и быстрых условий передвижения.
РГПП “Белавтострада” является государственным предприятием, основанным на республиканской собственности, и в рамках своих полномочий реализует следующие основные направления деятельности: осуществление функций заказчика по проектированию, строительству, реконструкции и содержанию дороги и сооружений на ней; разработка перспектив развития автомобильной дороги, структуры и системы управления ею; развитие службы сервиса для пользователей дороги с привлечением хозяйствующих субъектов различной формы собственности; изучение режима и условий движения транспортных средств, разработка и осуществление мероприятий по совершенствованию организации движения; взимание платы за проезд автотранспорта по дороге; осуществление контроля за проездом тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств.
Структурная организация РГПП “Белавтострада” включает аппарат управления и 8 дорожно-эксплуатационных управлений, равномерно расположенных вдоль трассы дороги, а также службы технологической связи механизации и сервисных услуг. Дорожно-эксплуатационные организации оснащены современным оборудованием для зимнего и текущего содержания автомобильных дорог, введена в эксплуатацию система метеорологических станций, которая позволяет осуществлять постоянный контроль за состоянием дорожного покрытия и принимать оперативные меры по организации зимнего содержания дороги.
Модернизация автомобильной дороги
Правительство Республики Беларусь и дорожная администрация страны постоянно придают особое значение развитию автомобильной дороги М-1/Е-30 Брест — Минск — граница с Российской Федерацией, являющейся важнейшей международной транспортной магистралью республики, и выделяют для этого необходимые ресурсы и финансовые средства. Республика Беларусь в 1982 году присоединилась к Европейскому соглашению о международных автомагистралях (СМА) и таким образом взяла на себя обязательства по обеспечению требований к таким дорогам. Следует отметить, что автомобильная дорога М-1/Е-30 в основном отвечает требованиям, предъявляемым к трансъевропейским магистралям.
Европейская Комиссия в рамках программы ТАСИС в 1992-1993 годах оказала содействие дорожной администрации Беларуси в проведении исследований, подготовке технико-экономического обоснования и разработке проекта поэтапного развития этой автомобильной дороги. Правительство Республики Беларусь в январе 1994 г. приняло решение о проведении модернизации этой автомобильной дороги в целях доведения ее параметров до международных стандартов в соответствии с требованиями Европейского Соглашения о международных автомагистралях (СМА). Правительство Республики Беларусь и Европейский банк реконструкции и развития в апреле 1994 г. подписали Соглашение о предоставлении займа по Проекту модернизации автомобильной дороги М-1/Е-30 Брест — Минск — граница с Российской Федерацией, в соответствии с которым банк предоставил кредит, эквивалентный 50 млн долларов США, для финансирования работ.
Выполнение комплекса работ по модернизации дороги на участке от г. Ивацевичи до г. Минска протяженностью 234 км было начато в сентябре 1994 г. и закончено в октябре 1998 г., а погашение кредита должно быть завершено в 2007 году. Работы по модернизации участка дороги выполнила выигравшая международный тендер фирма Todini Costruzioni General! S.p.A. (Италия) совместно с белорусскими подрядными организациями, а технический надзор осуществляли специалисты фирмы Kampsax International A/S (Дания).
В соответствии с условиями Соглашения о предоставлении займа и решением Правительства Республики Беларусь с 1 ноября 1996 г. с владельцев транспортных средств взимается плата за проезд по этой дороге и направляется на уплату кредита и процентов по нему Европейскому банку реконструкции и развития, а также на содержание, ремонт и реконструкцию дороги. Начиная с 1994 г. расходы Республики Беларусь, связанные с модернизацией дороги, составили 122 млн долларов США, в том числе средства кредита ЕБРР — 50 млн долларов США, и 72 млн — за счет средств бюджета республики. В 1999 году работы по модернизации дороги продолжены на участке от обхода г. Минска до г. Жодино протяженностью 35 км. Одновременно за счет средств республики в 1998 году полностью завершена реконструкция участка этой дороги Борисов — Орша общей протяженностью 123,8 км. Пользователи автомобильных дорог получили практически новую магистраль с четырьмя полосами движения и центральной разделительной полосой, отвечающую по своим техническим параметрам современным требованиям. Необходимо отметить, что реконструкция этого участка дороги обошлась республике в около 110 млн долларов США.
Сервис для пользователей автомобильной дороги
В соответствии с разработанной “Схемой развития дорожного сервиса на сети магистральных дорог Республики Беларусь до 2005 года” на автомобильной дороге М-1/Е-30 Брест — Минск — граница с Российской Федерацией в настоящее время функционирует 9 комплексов сервисного обслуживания, включающих автозаправочные станции, кафе, гостиницы, мотели, кемпинги, платные стоянки, станции технического обслуживания автомобилей.
Среди них особой популярностью у водителей автотранспорта пользуются комплексы “Лукойл-Брест” (км 19), “Новая Веска” (км 257), “Гном” (км 279), “Веста” (км 314), “Магистраль” (км 442), “Лукойл-Белоруссия” (км 602).
Система сервисного обслуживания пользователей дороги включает 23 автозаправочные станции, 9 станций технического обслуживания, 21 охраняемую стоянку, 8 мотелей, 32 постоянных пункта питания. В стадии строительства находится еще 25 объектов сервиса, в том числе 3 комплекса, предусматривающих оказание водителям и пассажирам полного перечня необходимых услуг. Согласованы проекты на строительство еще 23 таких объектов. Таким образом, в ближайшие годы будет практически полностью завершено формирование структуры сервисного обслуживания на этой дороге. Следует отметить, что дальнейшее развитие сервисных услуг на дороге будет происходить, в основном, за счет привлечения инвестиций частного сектора.
Система телекоммуникаций
Существующая телекоммуникационная сеть на участке автомобильной дороги М-1/Е-30 Брест — Минск — граница с Российской Федерацией от г. Бреста до г. Борисова, что составляет примерно 70% протяженности этой дороги, дает возможность пользователям связываться с дежурным оператором на соответствующем участке магистрали. Оператор действует между пользователем и организацией, обеспечивающей требуемые услуги: связь с Государственной автомобильной инспекцией, медицинскими учреждениями, технической помощью, дорожной службой и т.д. На автомобильной дороге оборудовано 117 пунктов экстренной связи.
На автомобильной дороге действует современная система раннего обнаружения гололеда ГФС-2000, которая позволяет прогнозировать погодно-климатическую обстановку и своевременно принимать необходимые меры для обеспечения безопасности движения автотранспорта. На дороге действует 12 метеорологических постов, 7 пунктов учетов транспортного потока и 4 пункта взвешивания транспортных средств.
В настоящее время разработан проект развития системы телекоммуникаций автомобильной дороги М-1/Е-30 на участке от г. Борисова до границы с Российской Федерацией. Предусмотрено использование волоконнооптических линий связи для увязки всех технологических (дорожно-эксплуатационных) комплексов в единую систему управления содержанием автомобильной дороги. Планируется дополнительно оборудовать одну метеостанцию, 85 пунктов экстренной связи, радиосвязь с подвижными объектами, а также обеспечить включение пунктов сервиса в единую сеть.
Система взимания платы за проезд
Решением Правительства Республики Беларусь с ноября 1996 г. введена плата с владельцев (пользователей) транспортных средств за проезд по автомобильной дороге М-1/Е-30 Брест — Минск — граница с Российской Федерацией. Взимание платы за проезд транспортных средств по дороге осуществляет Республиканское государственное производственное предприятие “Белавтострада” в соответствии с установленными ставками сбора.
Поступающие суммы платы за проезд направляются на погашение кредита Европейского банка реконструкции и развития, уплату процентов за пользование им и возврат привлеченных через международный финансовый рынок валютных средств, а также для оплаты работ по модернизации, содержанию и ремонту указанной дороги. От уплаты за проезд по автомобильной дороге по представлению в РГПП “Белавтострада” соответствующих документов освобождаются владельцы (пользователи) транспортных средств, осуществляющие перевозку грузов в порядке гуманитарной помощи.
Система взимания платы за проезд предусматривает проведение расчетов в различных видах валют, расчеты с помощью пластиковых электронных карточек, ведение безналичных расчетов для иностранных пользователей с помощью пластиковых карт EUROSHELL. В настоящее время проводится усовершенствование системы взимания платы в целях упрощения расчетов и введения безналичных расчетов с использованием кредитных карточек типа VISA и EURO-Card/MASTER-Card.
Обеспечение безопасности дорожного движения
Благодаря совершенствованию дорожной инфраструктуры и созданию благоприятных условий для участников дорожного движения в последние годы наметилась устойчивая тенденция к сокращению количества дорожно-транспортных происшествий на автомобильной дороге М-1/Е-30 Брест — Минск — граница с Российской Федерацией.
Реализация в ходе проведения работ по модернизации этой дороги комплекса мер, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, позволила в 1998 году по сравнению с 1995 годом более чем на 35% снизить количество дорожно-транспортных происшествий, при этом количество пострадавших в них сократилось в 1,3 раза. Проводится целенаправленная работа по обеспечению своевременного ремонта дорожного покрытия в целях недопущения появления на нем дефектов и деформаций, которые могут послужить причиной дорожно-транспортных происшествий. При производстве ремонтных работ используются современные технические средства ограждения мест производства работ.
Результаты реализации проекта модернизации автомобильной дороги
Реализация проекта модернизации уже сейчас позволяет владельцам автотранспортных средств ощутить реальные преимущества этой трассы и полностью убедиться в том, что за счет улучшения транспортно-эксплуатационных показателей дороги уменьшаются эксплуатационные затраты на автомобильном транспорте, снижается износ шин, обеспечивается экономия горючего, повышаются комфортность и безопасность движения.
Вложенные республикой в модернизацию и реконструкцию этой дороги средства, а также привлечение иностранных инвестиций дали возможность оснастить дорогу современными средствами оповещения о состоянии погодных условий и дорожного покрытия, усовершенствовать систему содержания дороги и оснастить эксплуатационные организации мобильной высокопроизводительной техникой. Введен в действие грузовой таможенный терминал в г. Бресте. Предусматриваемые мероприятия по совершенствованию работы пограничного перехода “Козловичи — Кукурыки” должны сократить время простоя автомобильного транспорта при пересечении белорусско-польской границы. Намечено в ближайшие годы совместно с Министерством транспорта и морского хозяйства Республики Польша разработать проект и осуществить строительство нового моста через реку Западный Буг на этом пограничном переходе.
Осуществляется полное взаимодействие между дорожными администрациями Беларуси и России в рамках межправительственного Соглашения по развитию автомобильной дороги Москва — Минск — Варшава — Берлин на участке Брест — Минск — Москва, которое предусматривает сотрудничество сторон в вопросах обеспечения единой технической политики, обмена информацией, исследований, безопасности движения автотранспорта, равноправного участия белорусских и российских подрядчиков в торгах на выполнение работ по развитию автомобильной дороги на территориях обоих государств, а также в пропуске автотранспорта по взаимно согласованным маршрутам.
Перспективы развития трансъевропейского транспортного коридора номер II и автомобильной дороги М-1/Е-30
Принимая во внимание важную роль Критского коридора II для дальнейшего развития транспортного сообщения и торговли как в Западной, так и в Восточной Европе, а также существенный вклад Республики Беларусь в его развитие, целесообразно продолжить модернизацию этой дороги с привлечением инвестиций международных финансовых организаций и других заинтересованных инвесторов, готовых выгодно вложить свои капиталы в развитие как автомобильной дороги, так и дорожной инфраструктуры.
Проведенные исследования и результаты технико-экономического обоснования развития проекта модернизации автомобильной дороги М-1/Е-30 Брест — Минск — граница с Российской Федерацией показывают, что потребность в инвестициях по проекту составляет 119,0 млн долларов США, в том числе 60,7 млн долларов США заемных средств. Привлечение инвестиций возможно в форме долгосрочного кредита международных финансовых организаций или других заинтересованных инвесторов на 10 и более лет.
Возврат таких кредитов возможен за счет средств, взимаемых за проезд автотранспорта по этой дороге, за вычетом суммы, необходимой для погашения первого кредита Европейского банка реконструкции и развития и процентов по нему. Также предлагается вариант привлечения инвестиций пу-тем создания акционерного общества (управляющей компании) на базе РГПП “Белавтострада” с участием белорусских и иностранных инвесторов, одним из которых может выступить Европейский банк реконструкции и развития. В обязанности такого акционерного общества будут входить производство ремонта оставшейся части автомобильной дороги М-1/Е-30, осуществление содержания всей дороги в течение установленного срока, взимание платы за пользование автомобильной дорогой и погашение предыдущего и последующего кредитов, привлеченных для ее развития. В республике создана современная эффективная система гарантий и защиты иностранных инвестиций, обеспечивающая снижение инвестиционных рисков и повышение доверия не только к белорусским субъектам хозяйствования, но и к государству в целом. По мнению Министерства транспорта Российской Федерации, продление трансъевропейского транспортного коридора номер II до Нижнего Новгорода в перспективе с дальнейшим развитием Транссибирской магистрали до Владивостока и Находки и последующее возрождение Транссибирской магистрали при соответствующем развитии транспортной инфраструктуры позволит создать возможности для функционирования сбалансированной по техническим и эксплуатационным параметрам межконтинентальной евроазиатской интермодальной транспортной системы.
Белорусский участок трансъевропейского коридора проходит по территории 16 административных районов, а в городах и населенных пунктах, расположенных вдоль него, проживает 3,4 млн человек, или треть населения республики. Здесь расположены крупнейший экономический и культурный центр — столица страны город Минск, динамично развивающийся Брест, три крупных промышленных города — Барановичи, Борисов, Орша. Концентрация промышленности и экономического потенциала во многом обусловлена теми преимуществами, которые дает развитая транспортная инфраструктура.
В августе 1996 г. с фирмой “Тодини” (Италия) был подписан контракт на выполнение дорожных работ на участке Столбцы — Ивацевичи. Фирма поставила на объект необходимую дорожно-строительную технику, оборудование, машины и механизмы, привлекла высококвалифицированных специалистов. В полном объеме завершен комплекс ремонтных работ стоимостью около 40 млн долларов США, в том числе 22 млн долларов США за счет местной составляющей. Обеспечению высокого качества работ в полной мере способствовало осуществление технического надзора за их ведением фирмой “Кампсакс” (Дания). Совместная работа белорусских специалистов с иностранными подрядчиками и консультантами в соответствии с международными правилами заложила основу для создания независимой службы по ведению технического надзора в дорожном хозяйстве республики. Реальную помощь в реализации проекта оказали консультационные фирмы “Рендел Пальмер и Тритон” и “Мотт Мак Дональд” (Великобритания), которые содействовали разработке тендерной документации и заключению контрактов с подрядными организациями и поставщиками оборудования и материалов. Особо следует отметить постоянное активное участие в решении всех возникающих в ходе модернизации вопросов представителей Европейского банка реконструкции и развития.
Обзор существующей телекоммуникационной системы автодороги М1/ЕЗО
Существующая телекоммуникационная сеть автодороги М1/ЕЗО функционирует на протяжении от г. Бреста до г. Крупки, что составляет примерно 75% автотрассы (458 км). Телекоммуникационная сеть позволяет пользователям связываться с дежурным оператором на соответствующем участке магистрали. Оператор действует как живой интерфейс между пользователем и организацией, обеспечивающей требуемые услуги: связь с ГАИ, медицинскими учреждениями, технической помощью, дорожной службой и т.д. Оператор фиксирует потребности пользователя и передает эту информацию в соответствующую организацию путем подключения к государственной телефонной сети.
Существующая магистральная связь основана на восьмипарном медном кабеле и 12-канальной аналоговой аппаратуре связи. Кабель начали укладывать с 1980 года, и в настоящее время он не может обеспечить потребности РУП “Белавтострада”. Станционное оборудование, отражающее технологии 50-60 годов, уже не является надежной системой. Следует отметить большой вклад ЕБРР, предоставившего кредит на развитие действующих телекоммуникаций автодороги, и фирм “Бошунг Мекатроник” (Швейцария), TDC (Англия), реализовавших контракты по устройству 12 метеопостов, 7 пунктов учета транспортного потока и 4 пунктов взвешивания.
Наличие на автомагистрали системы раннего обнаружения гололеда ГФС-2000 позволяет прогнозировать транспортную обстановку при неблагоприятных климатических условиях, а также с помощью компьютерного оборудования по программе “Винтер” рационально планировать расход противогололедных материалов.
Одним из требований к автотрассе, определенной как Европейская транспортная магистраль, является наличие телефонов аварийной связи. В данный момент на автодороге М1/ЕЗО оборудовано 130 пунктов экстренной связи (ПЭС). Порой расстояние между ними больше 11 км. К тому же, они установлены, в основном, на одной стороне дороги, что подвергает дополнительной опасности участников движения при переходе дороги, чтобы сделать звонок. В каждом ДЭУ на базе отечественных средств связи открыто 8 радиосетей (более 150 радиостанций), которые позволяют диспетчеру управлять и контролировать работу транспортных средств и механизмов, занятых содержанием автомагистрали.
Зимнее содержание автомобильной дороги М1/ЕЗО Брест (Козловичи) — Минск — граница с РФ (Редьки)
Одной из важнейших задач РУП “Белавтострада” является обеспечение круглосуточного бесперебойного и безопасного движения в зимнее время. Для решения этой задачи РУП “Белавтострада” располагает необходимыми материально-техническими ресурсами, которые позволяют обеспечить устранение зимней скользкости в установленные директивные сроки, которые не должны превышать 3 часа с момента образования (обнаружения) гололеда. Это, в первую очередь, солераспределители фирмы Schmidt, позволяющие устанавливать расход противогололедных материалов с точностью до 1 г/м2 при нормах распределения до 40 г/м2, и 10 г/м2 при нормах распределения свыше 40 г/м2, самозагружающие погрузчики соли, установки по приготовлению соляных растворов, система для раннего обнаружения гололеда Boschung, программа Winter по расчету норм распределения, расхода противогололедных материалов и сроков выполнения работ по обработке покрытия ПГМ, а также снегоочистке с учетом снегозаносимости дороги.
Анализ работы РУП “Белавтострада” в зимние периоды 1997-2002 гг. показал, что для борьбы с зимней скользкостью экономически более выгодно применение чистых солей, позволяющих сократить в полтора раза затраты на зимнее содержание. Поэтому применение чистой соли выросло с 24% в зимний период 1997-1998 гг. до 58% в зимний период 2001-2002 гг. Использование современной техники позволило уменьшить расход ГСМ (особенно бензина).
По расчетам, выполненным согласно РД “Зимнее содержание автомобильных дорог Беларуси”, РУП “Белавтострада” для работы в зимний период 2002-2003 гг. требовалось 30103 тонн технической соли, из которых 17460 тыс. тонн использовалось в чистом виде, остальные использовались для приготовления 40478 тонн ПСС. Заготовлено 980 тонн кормовой соли для приготовления рассолов, используемых для увлажнения чистой соли, и 35829 тыс. тонн песка для приготовления ПСС и создания технологического запаса.
Подготовка предприятия РУП “Белавтострада” к работе в зимний период 2002-2003 гг. была направлена в первую очередь на соответствие норм распределения ПГМ нормам, установленным РД “Зимнее содержание автомобильных дорог Беларуси”. В этой связи была произведена проверка и аттестация солераспределителей на минимальные нормы распределения и правильности дозирования ПГМ в зависимости от вида зимней скользкости. Большое внимание было уделено подготовке работников — как ИТР, так и водителей и рабочих, — занятых на зимнем содержании. Разработаны технологические схемы и карты по ликвидации зимней скользкости, направленные на уменьшение времени обработки покрытия ПГМ и очистку их от снега, а также на сокращение холостых пробегов техники с учетом того, что на работу техники при зимнем содержании дорог расходуется более 80% денежных средств.
Основным звеном, отвечающим за организацию работ по зимнему содержанию в РУП “Белавтострада”, является инженерно-диспетчерская служба, структура которой следующая: в каждом из восьми ДЭУ имеется персонал диспетчеров, который несет круглосуточное дежурство и обеспечивает организацию работ по зимнему содержанию включая ночное время и выходные дни. Во всех ДЭУ РУП “Белавтострада” сформированы бригады по зимнему содержанию, в состав которых входят водители солераспределителей, машинист погрузчика и оператор установки по приготовлению соляных растворов. Руководство бригадами осуществляет инженер-диспетчер.
В настоящее время диспетчерская служба РУП “Белавтострада” оснащена системой раннего обнаружения гололеда фирмы Boschung, позволяющей определить наличие зимней скользкости на покрытии дороги на ранней стадии ее образования и провести превентивную обработку ПГМ. Кроме того, имеется программа Winter, которая позволяет рассчитать норму распределения и общее количество противогололедных материалов, исходя из конкретных дорожных и климатических условий. Инженер-диспетчер постоянно собирает и анализирует данные по метеоусловиям (визуальные наблюдения, данные системы раннего обнаружения гололеда, информация линейных работников и работников дорожной милиции). При поступлении сигнала о возможном гололеде или начале его образования (начале снегопада) инженер-диспетчер принимает решение применения той или иной технологической схемы, вида противогололедного материала, при помощи программы Winter рассчитывает требуемое количество и норму распределения противогололедного материала. После этого выдает задание дежурной бригаде по технологии проведения снегоочистки и устранения скользкости. О своих действиях инженер-диспетчер докладывает в центральную диспетчерскую РУП “Белавтострада”. При выполнении работ оформляется необходимая документация (путевые листы, журнал зимней скользкости, журналы учета работы солераспределительной и снегоочистительной техники) и подводятся итоги. В случае дорожно-транспортных происшествий инженер-диспетчер организует выезд на место ДТП представителей ДЭУ.
Подготовил по материалам департамента “Белавтодор” Александр ПАНИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 02 за 2004 год в рубрике дороги