Проблемы ветхого и аварийного жилья
Каким бы парадоксальным это ни могло показаться, но разговор на эту тему придется начать с того, что в республике нет законодательного определения понятий “ветхого” и “аварийного” жилья. Нет таких терминологических определений ни в действующем Жилищном кодексе Республики Беларусь (введен в действие с 1 июля 1999 г.), ни в проекте новой редакции Жилищного кодекса (которая уже принята Палатой Представителей Национального Собрания Республики Беларусь в первом чтении и готовится для рассмотрения во втором чтении).
Но, с другой стороны, может быть, это и правильно. Жилищный кодекс регулирует правоотношения в жилищном фонде, а какой же это может быть фонд из ветхих и аварийных зданий, которые подлежат сносу, а семьи, проживающие в них, — переселению в благоустроенное жилье.
Тем не менее, в основном жилищном законе есть ряд норм, регламентирующих порядок переселения граждан из домов, находящихся в аварийном состоянии или грозящих обвалом, подлежащих сносу, непригодных для проживания и подлежащих переоборудованию в нежилые.
Ведется и статистический учет такого жилья, причем достаточно детальный. При этом органы статистики руководствуются постановлениями Совета Министров от 3.09.1999 г. №1372 “О порядке государственного учета жилищного фонда”, от 7.09.1999 г. “О порядке обследования состояния жилых помещений, признания их не соответствующими установленным для проживания санитарным и техническим требованиям, непригодными для проживания” и постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства (согласованным с Минстройархитектуры и Минздравом) от 2.05.2000 г. №4 “Об утверждении условий, при которых жилые помещения признаются не соответствующими санитарным и техническим требованиям, непригодными для проживания”.
Согласно указанному нормативному документу Минжилкомхоза к жилым помещениям, непригодным для проживания, отнесены каменные жилые дома с фактическим износом свыше 70% и деревянные жилые дома (и со стенами из прочих материалов) с износом свыше 65%, а также жилые помещения в аварийном состоянии, устранение которого невозможно.
По данным Минстата, общая площадь ветхого и аварийного жилья в республике составляет более 822 тыс. м 2, или 0,4% от всего жилищного фонда. Почти 66 тыс. м 2 — это аварийные дома, проживание в которых вообще невозможно, так как они представляют собой реальную опасность не только для здоровья, но и для жизни людей.
Тем не менее, в республике в ветхих и аварийных домах проживает более 35 тысяч человек — это практически целый город такого масштаба, как Вилейка, Осиповичи или Сморгонь.
Больше, чем у других, такого жилья насчитывается в Гомельской (163,1 тыс. м 2), Витебской (158,5 тыс. м 2) и Минской (151,9 тыс. м 2) областях. Доля ветхого и аварийного жилья по Витебской и Гомельской областям превышает среднереспубликанский показатель и составляет 0,5% от общего объема жилищного фонда в каждой из этих областей.
Меньше ветхого и аварийного жилья в Гродненской области (60,6 тыс. м 2) и г. Минске (59,9 тыс. м 2). Здесь его удельный вес в общем объеме жилфонда значительно ниже среднереспубликанского уровня и составляет 0,2%.
Если рассматривать наличие только аварийного жилья, то “лидирующее” положение занимают Гомельская (17,9 тыс. м 2), Могилевская (16,7 тыс. м 2) и Витебская (15,1 тыс. м 2) области. Меньше, чем у других, такого жилья в Гродненской (2,7 тыс. м 2), Брестской (4,8 тыс. м 2), Минской (5,1 тыс. м 2) областях и г. Минске (3,4 тыс. м 2).
Характерен и еще один показатель. Если в целом по республике ветхого и аварийного жилья находится больше (почти в 3 раза) в городской местности (на селе оно составляет 0,3% от общего объема жилищного фонда), то в сельской местности гораздо выше доля аварийного жилья (14%), чем в городах (5,9%) в соответствующих общих объемах ветхих и аварийных жилых домов.
Проблема наличия ветхого и аварийного жилья осложняется постоянным “недоремонтом” жилищного фонда, невыполнением в установленные сроки плановых ремонтно-принудительных работ. Недостаток средств, направляемых на ремонт, реконструкцию и модернизацию жилья, приводит к его ускоренному износу.
В соответствии с поручением Президента Республики Беларусь в 2000 году необходимо было по объему вводимого в эксплуатацию после капитального ремонта жилья достичь уровня 1990 года (610 тыс. м 2 общей площади). Однако в 2000 году было введено в действие только 324 тыс. м 2, в 2001 — 343, и в 2002 году — 386 тыс. м 2.
Постановлением Совета Министров от 17.01.2003 г. №45 “О мерах по повышению эффективности эксплуатации жилищного фонда, объектов коммунального и социально-культурного назначения и защите прав потребителей коммунальных услуг” установлено задание (в разрезе областей и г. Минска) по вводу в 2003 году в эксплуатацию общей площади жилых домов после капитального ремонта (тепловой модернизации) в объеме 610 тыс. м 2. За 9 месяцев введено в действие 370 тыс. м 2. На эти цели на местах еще недостаточно привлекаются финансовые ресурсы и далеко не полностью используются все возможности по снижению стоимости ремонтно-строительных работ.
Указанным постановлением Правительства определены и задания на 2003-2005 годы по отселению граждан из ветхих и аварийных жилых домов. Для этого необходимо построить за 3 года 701,4 тыс. м 2 жилья. Источники финансирования должны определяться при формировании проекта бюджета и прогноза социально-экономического развития на очередной год.
В частности, Законом о бюджете Республики Беларусь на 2003 год предписано областным и Минскому городскому Советам депутатов направлять для переселения в установленном порядке граждан из сносимых и переоборудуемых для использования в других целях ветхих и непригодных для проживания жилых домов до 20% средств местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов (это в целом по республике около 38 млрд рублей). На эти цели могут быть также направлены ресурсы для льготного кредитования граждан, средства, предусмотренные на представление одноразовых безвозмездных субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.
Причем для граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, установлены льготы на получение государственной поддержки. Так, в соответствии с п.п. 1.10 Указа Президента Республики Беларусь от 14.04.2000 г. №185 “О предоставлении гражданам льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений” указанные граждане вне очереди включаются в списки на получение льготных кредитов. Согласно п.п. 1.11 этого Указа им предоставлено право на совместное использование льготного кредита и одноразовой безвозмездной субсидии на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.
Местные исполнительные и распорядительные органы имеют также право предоставлять гражданам, проживающим в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, вне очереди субсидии на строительство и приобретение жилых помещений. При этом базовая доля субсидии указанным гражданам начисляется независимо от времени нахождения на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в максимальном размере с учетом всех остальных установленных критериев для определения величины субсидии.
В решении освещаемой проблемы есть и определенные организационные особенности. Дело в том, что ветхое и аварийное жилье неравномерно распределено по городам и сельским районам. Еще более неравномерно распределяется новое жилищное строительство. Поэтому может оказаться так, что там, где наиболее остро стоит проблема переселения граждан из непригодных для проживания помещений, как раз и недостаточно строится жилья или вообще не запланировано жилищное строительство.
Здесь очень велика роль местных исполнительных и распорядительных органов. После утверждения на республиканском уровне заданий по строительству жилья на очередной год ими разрабатываются конкретные графики строительства жилых домов с учетом всех местных особенностей, и переселение граждан из ветхих и аварийных жилых помещений должно рассматриваться как одно из приоритетных направлений.
В сельской местности для этих целей могут быть использованы пустующие дома. По данным статистики, на 1.01.2003 г. там насчитывалось более 36 тысяч жилых домов (квартир), в которых не проживают (не прописаны) собственники и члены их семей. Значительная часть этого жилья имеет не очень большой износ и может быть заселена после проведения необходимых ремонтных работ.
Покупка таких домов сельскохозяйственными организациями может осуществляться по ценам, которые в 5-6 раз ниже стоимости нового строительства.
Таким образом, вовлечение в оборот пустующего жилого фонда является резервом решения данной жилищной проблемы, тем более, что разрешено направлять для выкупа их у собственников не менее 15% выделяемых на жилищное строительство в сельской местности льготных кредитных ресурсов.
Активизация на всех уровнях работы по ликвидации ветхих и аварийных жилых домов и переселению проживающих там семей в благоустроенные жилые помещения явится конкретным проявлением заботы государства о реализации предусмотренного ст. 21 Конституции Республики Беларусь права всех граждан на достойный уровень жизни включая нормальные жилищные условия.
Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь Республиканского межведомственного Совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 49 за 2003 год в рубрике недвижимость