Когда желаемое совпадает с действительностью


12 декабря в Минске состоялось заседание коллегии департамента “Белавтодор”, посвященное ожидаемому выполнению программы дорожных работ нынешнего года и других доведенных заданий и показателей, результатам подготовки предприятий отрасли к устойчивой работе в зимний период, а также программе дорожных работ будущего года. Как видим, предметом обсуждения коллегии оказались самые что ни на есть актуальные на текущий момент вопросы: именно сейчас, когда до конца года осталось меньше месяца, можно с определенной степенью вероятности прогнозировать итоги 2003 года, делать конкретные наметки на год будущий, а также еще раз перепроверить готовность отрасли к устойчивой работе зимой.

Об ожидаемом выполнении в 2003 году программы дорожных работ рассказывал начальник отдела развития дорожной сети департамента Владимир Мардилович. По словам Владимира Александровича, в целом программа работ нынешнего года по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству автодорог общего пользования и сооружений на них составляет порядка 600 млрд рублей. Названным документом предусмотрено проведение различного рода дорожных работ на 4755 километрах дорог и 5783 погонных метрах мостов. При этом ожидаемое выполнение программы в денежном выражении составляет более 104%. Если обратиться к физическим объемам, то это 4890 км дорог (102,8% к годовой программе) и 7043 пог. м мостов (121,8% соответственно).

Что касается республиканских автодорог, то ожидаемое выполнение здесь составляет 106,8% к программе года. В частности, в составе общего объема работ программа по содержанию и текущему ремонту, как ожидается, будет выполнена полностью, т.е. в пределах установленных на год лимитов. Что касается среднего ремонта, то здесь при плане на год в 1463 км дорог и 1722 пог. м мостов выполнение составляет 110,7%: 1668 км дорог и 2044 пог. м мостов. С капитальным ремонтом также не должно возникнуть вопросов: ожидаемое выполнение по этому показателю составляет 186 км дорог (108,1%), 1519 пог. м мостов (125%). Благополучно обстоит дело и с реконструкцией и строительством: предусмотренные программой вводы 54,6 км дорог и 374 пог. м мостов будут обеспечены.
Как сообщил далее Владимир Мардилович, особое место в общем объеме работ нынешнего года заняли работы по ремонту и реконструкции наиболее грузонапряженных участков дорог и по строительству обходов городов в соответствии с постановлением Совмина “О некоторых мерах по развитию в 2003-2005 годах автомобильных дорог”. На сегодняшний день уже введено в эксплуатацию 111 км дорог, в т.ч. участки обходов Гомеля, Гродно, Бобруйска, участки дорог М1/Е30: Брест — Минск — граница с РФ (48,1 км), М-3: Минск — Витебск (8 км), Р-20: Витебск — Полоцк (7,7 км), М-4: Минск — Могилев (9 км). Всего же к концу года, согласно постановлению Совмина, будет введено 159 км дорог, или 101% к программе. Кроме того, в рамках этого документа будет выполнено задание по приведению в надлежащее состояние республиканских дорог в 50-километровой зоне вокруг Минска общей протяженностью почти 300 км. По итогам года ожидается и устройство 12 дорожно-измерительных станций в рамках задачи по созданию компьютерных систем управления содержанием республиканских дорог. Значительный шаг вперед сделан в сфере дорожного сервиса: при задании в 125 объектов предусматривается создание более 240 таких объектов.

Если говорить о местных автомобильных дорогах, то здесь программу ожидается выполнить на 100%, как за счет средств местного дорожного фонда, так и за счет субвенций из РДФ. Планируется, что будут выполнены работы по ремонту, строительству и реконструкции на 2981 км дорог (97,3%) и 3106 пог. м мостов (125,6%). Однако в связи с отвлечением по решению облисполкомов средств местных дорожных фондов отдельными облдорстроями программа работ не выполняется. В частности, поэтому Минским, Могилевским и Гомельским облдорстроями внесены предложения по уточнению программ работ по местным дорогам с учетом наличия финансовых средств на эти цели.
Начальник экономического отдела департамента Тамара Камера отметила, что, в отличие от программы дорожных работ, здесь получается картина несколько иного плана. Хотя из ее уст прозвучала и оговорка: информация, которой она оперировала, предоставлялась за определенное время до начала коллегии, поэтому сегодня она может быть не полностью адекватной нынешней ситуации.

Так или иначе, но в числе основных показателей ожидается выполнение таких из них, как производство промышленной продукции, предоставление платных услуг населению, экспорт строительных и прочих транспортных услуг, строительство жилья и энергосбережение. При этом здесь есть перекосы: одни предприятия перевыполнили отдельные показатели, другие — не выполнили в полном объеме. Достаточно напряженная ситуация складывается в сфере инвестиций в основной капитал. Дело в том, что программа инвестиций неоднократно менялась в течение года, и окончательный вариант появился только в ноябре. Отсюда, в основном, и трудности в реализации этой программы. Это касается приобретения оборудования, техперевооружения за счет средств амортизационного фонда, привлечения иностранных инвестиций. В своем докладе Тамара Владимировна буквально по каждому пункту отметила расхождения с годовой программой.
Предваряя отчеты руководителей предприятий, директор департамента “Белавтодор” Александр Минин подчеркнул, что цель заседания коллегии — разобраться со всеми отклонениями перед окончанием года, проанализировать их и на основе такого анализа приложить максимум усилий для достойного завершения года.

По словам генерального директора “Мостостроя” Леонида Максименко предприятие намерено использовать 75% от начисленного амортизационного фонда. Что касается иностранных инвестиций, то до конца года мостостроители планируют приобрести немецкий завод стоимостью свыше 130 тыс. евро. Есть определенные вопросы с рентабельностью — она в тресте составляет лишь 1,7%. Причины, в силу которых сложилась такая ситуация, будут предметом тщательного анализа с выработкой соответствующих решений.
В довольно сложной ситуации оказались многие подрядчики. К примеру, управляющий 5-м трестом Валерий Кириченко посетовал на большую дебиторскую задолженность. За некоторые выполненные работы предприятие не может получить денег: в одном случае работы невозможно процентовать из-за того, что не отведена земля, в другом — заказчик выбрал свои лимиты, и поэтому не рассчитывается с трестом.
Определенный прогресс наметился в “Белтрансстрое”. По словам главного инженера треста Ивана Чижика, задание по привлечению инвестиций уже выполнено на 70%, работа в этом направлении активно продолжается. Что касается рентабельности, то по сравнению с прошлым годом она увеличилась вдвое.

В целом отчеты руководителей были достаточно аргументированы, и практически каждый выступавший четко обрисовывал перспективы и действия своего предприятия в оставшееся до конца года время. Тем не менее, первый заместитель директора департамента Геннадий Чепцов еще раз предупредил руководителей об их персональной ответственности за выполнение доведенных заданий.
Подводя итоги заседания коллегии по данному вопросу, директор департамента “Белавтодор” Александр Минин отметил, что сегодня каждый параметр развития предприятия должен быть детально проработан и проанализирован — это очень важные и актуальные аспекты. Руководители предприятий должны предельно настроиться на работу, чтобы успешно выполнить прогнозные показатели социально-экономического развития отрасли. Что касается ситуации, когда заказчики не платят за работу подрядчикам в силу перерасхода лимитов, то здесь, подчеркнул Александр Минин, вся ответственность лежит на заказчиках, поэтому они обязаны рассчитаться с трестами, пусть и за счет собственных средств.


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 48 за 2003 год в рубрике дороги

©1995-2022 Строительство и недвижимость