Совершенствование содержания автомобильных дорог


Содержание автомобильных дорог — это многогранный комплекс работ, проводимых в течение года с целью обеспечения сохранности дорог и дорожных сооружений и поддержания их транспортно-эксплуатационного состояния и потребительских свойств, обеспечивающих непрерывное и безопасное движение в любое время года.

Одной из наиболее важных работ, влияющих на безопасность дорожного движения, является уход за дорожным покрытием. А это и своевременная ликвидация ямочности, и восстановление покрытий, и повышение ровности и сцепных качеств, и нанесение разметки, и осветление покрытий и др.
На республиканских автомобильных дорогах проблемы ямочности в настоящее время практически не существует. Если в 1996 году Кабинет Министров Республики Беларусь принимал специальное Распоряжение “О мерах по улучшению содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования”, то сейчас у нас существует норма — ямочность должна быть ликвидирована в течение 3-х суток со дня появления.
Эта норма выполняется, и у нас уже есть возможности сократить ее до 2-х суток. Хуже обстоят дела на местных дорогах, где не удается своевременно ликвидировать ямочность на всех дорогах.

Не всегда удовлетворяет нас качество выполнения ямочного ремонта, особенно в зимний период.
И здесь надо более широко использовать применение литых асфальтобетонных смесей и технологий с применением Патчерных установок.
Восстановление дорожного покрытия — также важный элемент содержания дороги. Сегодня 1160 км республиканских дорог имеют значительную дефектность покрытия, а это значит, что за зимний период они могут разрушиться, если не принимать мер. На местных дорогах эта цифра значительно больше.
Наличие колейности, трещин и неровностей на дорожном покрытии снижает комфортабельность поездки и может представлять опасность для движения транспортных средств, особенно в зимний период. Восстановления дорожного покрытия можно достигнуть путем укладки новых слоев асфальтобетона — тонких слоев.
В текущем году на республиканских дорогах будет уложено около 600 км тонкослойных покрытий, а потребность в них на 2004 год — 1745 км — т.е. только треть от необходимого. На местных дорогах в текущем году будет уложено всего лишь около 100 км тонких слоев при потребности более 5 тысяч км.
Повышение ровности и сцепных качеств дорожного покрытия — также важный фактор в безопасности дорожного движения.
Сегодня 3702 км (23,1%) республиканских дорог не соответствуют нормативным требованиям ровности покрытия и 473 км (3,0%) — нормативным требованиям коэффициента сцепления.

По местным дорогам эти показатели намного выше. И если неровности на покрытиях не увеличивают количество ДТП, а ухудшают условия движения и увеличивают стоимость транспортных затрат, то хорошее сцепление шины колеса автомобиля с дорожным покрытием — это основополагающая предпосылка для безопасности движения, и мы не должны допускать наличие участков с необеспеченным коэффициентом сцепления.
Наибольшее количество таких участков на республиканских дорогах имеют Магистральавтодор, Минскавтодор и Могилевавтодор.
Как ни парадоксально, но улучшение содержания дорог не всегда положительно сказывается на безопасности дорожного движения. Степень влияния выполненных отдельных работ неадекватна. Так, например, укладка нового слоя асфальтобетона, ликвидация ямочности и неровностей приводят к некоторому увеличению количества дорожно-транспортных происшествий, связанных с увеличением скорости движения. Наличие ямочности и неровностей на дорожном покрытии вынуждает водителей снижать скорость и более внимательно управлять автомобилем. Но это не означает, что мы должны добиваться снижения аварийности, допуская наличие постоянной ямочности и неровностей на проезжей части.
Основной задачей службы эксплуатации и содержания является улучшение пропускной способности дорог и повышение комфортабельности поездок, добиваясь при этом снижения аварийности. А этого можно достичь только работая вместе: работникам служб ГАИ — повышая ответственность и дисциплинированность водителей; дорожным организациям — применяя современные технические средства и проектные решения по регулированию движения и умелому ограждению мест производства работ; другим ведомствам и организациям — улучшая воспитательную и просветительную работу начиная с детского возраста.

Здесь однозначно нужен комплексный подход. Большое внимание мы уделяем патрулированию дорог.
Особое место занимает зимнее содержание автомобильных дорог, которое является наиболее трудоемким, сложным и ответственным периодом для работников дорожно-эксплуатационной службы. Достаточно сказать, что ежегодно на зимнее содержание автомобильных дорог тратится более 50% всех средств, выделяемых на содержание дорог. Около 80% случаев дорожно-транспортных происшествий, сопутствующей причиной которых являются дорожные условия, приходится на зимний период. Начинать подготовку к работе в зимних условиях необходимо с подготовки техники, создания необходимых запасов противогололедных материалов и ГСМ, а также детальной инженерной проработки, увязывающей все звенья служб содержания и предусматривающей все особые нестандартные случаи. Большое значение придается работе ЛДД, которые в настоящее время созданы на всей сети республиканских автодорог.
Зимнее содержание включает работы по защите дорог от снежных заносов, предотвращению образования и ликвидации зимней скользкости и очистке дорог от снега.
Для защиты автомобильных дорог общего пользования от снежных заносов применяются активные и пассивные методы. В настоящее время дорожные организации все больше переходят на активные методы борьбы со снегом, объясняя это большими потерями при применении снегозадерживающих щитов, которые уносят местные жители, и неприживанием ели. Но отказываться от пассивной защиты нельзя, нужно использовать хорошо приживающиеся кустарники и другие виды.

Из временных снегозадерживающих преград РУП “БелдорНИИ” разработаны преграды из бортовых колец (отход шинной промышленности), которые могут устанавливаться без забивки кольев. Срок службы таких преград превышает 25 лет, что в 3-4 раза больше срока службы стандартных щитов из древесины. Положительный опыт применения таких преград имеется в РУП “Могилевавтодор” и РУП “Белавтострада”.
Предотвращение образования зимней скользкости или ее ликвидация в возможно кратчайшие сроки является первостепенной задачей службы содержания дорог. Успех этого мероприятия определяется тремя основными факторами: наличием эффективных противогололедных материалов (ПГМ), соблюдением сроков и норм их распределения, своевременностью и полнотой очистки покрытия и обочин от снега.
Одной из нерешенных проблем зимнего содержания дорог является применение профилактической обработки покрытий с целью предотвращения образования гололеда и снежно-ледяного наката. Для ее решения в необходимых объемах требуется обустройство дорог специальными метеостанциями, которые уже имеются на Минской кольцевой дороге и дороге М1/Е30. До 2005 года на республиканских дорогах будет устроено еще около 40 — по периметру границы республики и на важнейших направлениях, которые будут входить в общую систему.
Внедрение дорожной метеослужбы позволит значительно сократить время наличия зимней скользкости на проезжей части дорог и за счет этого повысить безопасность движения при одновременном снижении затрат на зимнее содержание дорог.

Эта работа с внедрением компьютерного комплекса Winter активно проводится в РУП “Белавтострада”.
Впервые в практике содержания дорог разработан паспорт зимнего содержания автомобильных дорог. Он разработан с целью накопления и анализа данных о работе дороги за 10-летний период наблюдений с ежегодным указанием снегозаносимых участков и участков с интенсивным обледенением, расхода материальных, технических и финансовых ресурсов, количества ДТП и их тяжести. Паспортные данные будут использованы при разработке программного комплекса по прогнозированию образования снежных заносов и зимней скользкости для целенаправленной разработки мероприятий по повышению качества содержания дорог и снижению аварийности на дорогах. В ближайшие 2-3 года необходимо разработать такие паспорта для всех дорог общего пользования и обеспечить изготовление электронных карт по снегозаносимости дорог и состоянию проезда по ним для пользователей дорог.

Совершенствование содержания дорог с применением эффективных технологий, техники и современных технических средств регулирования дорожного движения — это залог повышения безопасности дорожного движения, и в этом направлении все мы должны работать.

Материалы подготовили Василий КУРЛОВИЧ, Алексей ПЕКУН, Юрий ЛУКАШЕВИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 45 за 2003 год в рубрике дороги

©1995-2022 Строительство и недвижимость