Дороги и мосты республики. Состояние и перспективы развития дорожно-мостового хозяйства


Окончание. Начало в СиН №40

Однако на белорусских республиканских автотрассах в последние годы в целом наблюдается тенденция к некоторому уменьшению количества дорожно-транспортных происшествий. Это происходит в значительной степени благодаря поддержанию трасс в надлежащем состоянии, нанесению разметки практически на всех республиканских дорогах, установке соответствующих дорожных знаков локализации особо опасных мест и проведению других мероприятий по повышению безопасности движения. Одна из отправных точек в этом направлении — разработанная отраслевая программа “Повышение безопасности движения на автомобильных дорогах общего пользования на 2000-2005 годы”.

Вопросы безопасности движения на дорогах достаточно многогранные. И не случайно в этом году очередное 4-е Республиканское Совещание дорожников пройдет с повесткой “Проблемы безопасности дорожного движения в Республике Беларусь”.
На ухудшении состояния автомобильных дорог сказываются, как известно, имеющиеся сложности по финансированию дорожных работ. Финансирование Государственной программы “Дороги Беларуси” должно осуществляться за счет средств дорожных фондов, республиканского и местных бюджетов в объемах, ежегодно определяемых при формировании бюджета на планируемый год. По данным департамента “Белавтодор”, объем финансирования дорожных работ, ежегодно утверждаемый бюджетом, ниже необходимого для реализации Государственной программы “Дороги Беларуси” (за 2001 год объем финансирования составил 40%, в 2002 году — 38%, и на 2003 год объем финансирования дорожных работ предусмотрен на уровне 46%). Соответственно недостаточная обеспеченность дорожных работ финансовыми ресурсами является основной причиной роста недоремонтов дорог. Достаточно высокий уровень материало- и энергоемкости дорожных работ также сказывается на снижении их фактического финансирования.

Важным при оценке уровня финансирования дорожных работ является то обстоятельство, что плата, взимаемая за проезд тяжеловесных транспортных средств, не сопоставима с затратами, необходимыми для восстановления дорог после пропуска такой нагрузки. По оценке, затраты, необходимые для этих целей, могут составить около 180 млрд руб. ежегодно, в то время как взимаемая плата за проезд ТКТС — только 5 млрд рублей.
Сборы за проезд по платной автомобильной дороге М1/ЕЗО (Брест — Минск — граница с Российской Федерацией) составляют около 33 млрд рублей. Объeм средств, направляемых на поддержание этой дороги от платы за проезд, составляет только 17,8% от потребностей. Возникает острая необходимость в дополнительных источниках финансирования для поддержания условий быстрого, комфортного и безопасного движения по этой дороге. Это вынуждает Министерство транспорта и коммуникаций инициировать введение взимания хотя бы мизерной платы за проезд по этой дороге и с отечественных владельцев легкового транспорта.

В условиях недостатка финансовых ресурсов департамент “Белавтодор” был вынужден изменить приоритетные направления в выполнении дорожных работ. Основное внимание уделено работам по систематическому уходу за существующей сетью автомобильных дорог, предупреждению и устранению мелких повреждений дорог и сооружений, улучшению условий для безопасного движения транспорта. Это позволяет быстро устранять ямочность дорожных покрытий, осуществлять устройство тонких защитные слоев, наносить дорожную разметку, улучшать информированность водителей об условиях и направлениях движения путем введения маршрутного ориентирования и своевременной замены либо установки дорожных знаков, а также об оперативной обстановке на дорогах через средства массовой информации.
Конечно же, в условиях дефицита финансовых средств на первый план выходят вопросы экономии и бережливости. Эта работа под руководством Штаба дорожной отрасли проводится постоянно. В рамках вопроса экономного расходования финансовых средств, материальных, топливно-энергетических ресурсов в свое время была разработана и, образно говоря, новая экономическая политика. В ней красной нитью проходит комплекс мероприятий, цель которых — выполнить те или иные работы, с одной стороны, более качественно, с другой — как можно дешевле. Настойчиво проводится линия на выполнение подрядных работ строго на тендерной основе. Каждому дорожному предприятию предстоит с учeтом его специфики настойчиво искать и находить резервы, всячески поощрять работников, добившихся в этом положительных результатов.
Дорожники, имея приоритеты в поддержании ныне существующей сети дорог в проезжаемом состоянии, также и реконструируют, строят их.
Так, ещe несколько лет назад Минская кольцевая (МКАД) представляла собой на ряде участков лишь двухполосную автодорогу. В 2001 году общий транспортный поток на кольцевой составлял 313 тысяч автомобилей в сутки. Средняя скорость автотранспорта на ней составляла 40 км в час. Это было обусловлено большим потоком автомобилей при маленькой пропускной способности дороги. Кроме того, на некоторых дорожных участках стояли светофоры, существовало ограничение скорости.

Реконструкция кольцевой дороги вокруг Минска в рекордно сжатые сроки стала самым грандиозным проектом в новейшей истории нашего государства.
Кольцевая дорога вокруг Минска сегодня важнейшая магистраль, которая служит для пропуска транзитного транспорта в обход Минска. Конечно же, она обеспечивает и внутригородское сообщение, предназначена для перераспределения транспортных потоков на выездах из города в направлении Москвы, Могилева, Гомеля, Слуцка, Дзержинска и далее на Брест, на Молодечно и Нарочь, Мядель, Витебск и Полоцк.
Дорога является скоростной магистралью. Доведение еe до шести полос на всeм протяжении, устройство развязок в разных уровнях, ликвидация светофорного регулирования позволили увеличить скорость передвижения по кольцевой до 90 км в час. На протяжении 56,2 км этой дороги имеется 30 транспортных развязок, 19 подземных и наземных пешеходных переходов. На кольцевой установлены дорожно-измерительные станции, имеется наружное освещение в границах транспортных потоков и жилой застройки. На ней произведено защитное и декоративное озеленение.

Водители активно пользуются кольцевой для быстрого проезда из одного района города в другой. После ввода минского кольца в эксплуатацию уже в текущем году общий транспортный поток по нему за сутки ожидается почти до 500 тысяч автомобилей. А максимальная интенсивность движения по этой дороге со дня еe ввода возросла с 29,4 тысяч до 50 тысяч автомобилей в сутки.
МКАД является уникальным объектом как для еe строителей, так и для еe пользователей. Это и сжатые сроки строительства, и совмещение геометрических параметров загородной магистрали с требованиями, предъявляемыми к городским улицам и дорогам, и применение самых современных технологий и материалов, с тем чтобы обеспечить надeжность и долговечность, предотвратить колееобразование, снизить отрицательное воздействие на экологию.
Некоторые технические решения по обустройству МКАД не имеют аналогов в практике отечественного строительства дорог. Это и шумозащитные ограждающие экраны, установленные в местах близкого расположения жилой застройки, и противоослепляющие конструкции на барьерном ограждении по оси разделительной полосы, и дорожно-измерительные станции...
Напомним, что общая стоимость работ на кольцевой составила 141,4 млрд рублей, или примерно 76 млн долларов США. Километр этой дороги обошелся в среднем в 2,34 млрд рублей, а стоимость 1 квадратного метра — 47 долларов США.
Если сравнивать Минскую кольцевую с ее аналогами в других странах, то окажется, что “кольцо” нашей столицы на порядок дешевле. Так, окружная дорога Мюнхена оценивается в 447 долларов за квадратный метр, Мадрида — 338 долларов, французского Анже Тур — 320 долларов, Лиона — 447, Кельна — 560, а Лондона — почти 600 долларов за квадратный метр. Кстати, не так уж и дешево стоит Московская кольцевая — здесь каждый квадратный метр обошелся российской казне в 256 долларов.

На этом фоне наша кольцевая имеет прекрасные показатели и по окупаемости, срок которой по последним оценкам составляет 2,9 года. Ежегодно потребители дороги, а следовательно, и народное хозяйство за счeт уменьшения транспортных расходов получает выгоду по сравнению с ранее функционировавшей дорогой около 50 млрд рублей в действующих ценах. А за счет увеличения скорости движения транспортного потока эффект составит около 32 млрд рублей (оценка прямого эффекта выполнена с использованием международной экономико-математической модели НДМ-4). Реконструировалось и строилось минское кольцо в непростых условиях. Была поставлена задача, и дорожники со всех уголков республики, подключив все свои силы и знания, сделали все возможное и невозможное, чтобы выполнить данное им поручение. В реконструкции кольцевой приняло участие около ста предприятий и организаций. Ежедневно на ней работало около 3-х тысяч человек со всех уголков страны.
Порой проектные решения не поспевали за темпами самого строительства, деньги, исключая последние несколько месяцев, поступали неритмично, многие строительные материалы, в том числе и ГСМ, брались в долг. Да и качество отечественного щебня и битума оставляло желать лучшего. Обращались вплоть до правительства с просьбой закупить эти составляющие асфальтобетона более высокого качества за рубежом, но таких денег у государства не было. Дорогу пришлось мостить и на сложнейших болотистых участках. В честь человека труда в настоящее время прорабатываются проекты создания на Минской кольцевой Памятного знака. Принято решение, что этот знак дорожники будут возводить за свои личные средства.

Продолжается изучение мнений пользователей этой дороги. Не так давно в департаменте “Белавтодор” был на самом высоком уровне проведен круглый стол по вопросам дальнейшего развития кольцевой. В нeм приняли участие руководители дорожного департамента, минского горисполкома, столичной области, Управления ГАИ МВД республики. Выработаны конкретные мероприятия.
В апреле этого года заключено соглашение между Минским горисполкомом и департаментом “Белавтодор”. В нeм предусматривается разработка предложений по дополнительному строительству надземных (подземных) пешеходных переходов через кольцевую дорогу с обязательным строительством в этом году подземного пешеходного перехода на 30-м километре в районе улицы Есенина.
Необходимо обеспечить в 2003-2004 г.г. строительство пешеходного перехода в разных уровнях в районе поста ГАИ на пересечении кольцевой с автодорогой Минск — Витебск. Заказчиком выступает ЗАО “АКВАБЕЛ”.
Предстоит серьeзно поработать над ремонтом дорожных выходов из столицы. Требуется выполнить капитальный ремонт на ряде участков автодороги Минск — Могилeв с устройством шести полос движения и ликвидацией левых поворотов. Надо обеспечить в 2003-2004 годах ремонт участка автодороги Минск — Витебск от 8,5 до 19,9 км (пост ГАИ до начала развязки на Раубичи, в эти же сроки — ремонт автодороги Минск — Гродно: МКАД — подъезд к Хатежино (поворот).
А в 2004-2005 годах предстоит завершить строительство Долгиновского тракта на участке от АЭС “Новинки” до МКАД в увязке с новым направлением автодороги Минск — Паперня — Калачи — Мядель и ряд других работ.
Конечно же, общественность требует, как бы это ни было для государства накладно, полного освещения кольцевой. Эти работы планируется завершить до 2005 года. В том числе уже в этом году предстоит установить освещение от проспекта Скорины до проспекта Машерова протяжением 9 км. Что касается выполнения достаточно насыщенной Программы дорожных работ на 2003 год, то они входят в заключительную фазу.

В этом году дорожниками страны уже был введен в строй ряд важных для страны и ее экономики дорожных объектов. Не так давно, например, состоялось открытие автодорожного обхода Бобруйска. За 9 месяцев текущего года проведен средний ремонт 1536 км дорог, капитальный ремонт — 90,5 км. Но немалое число участков республиканской сети дорог ещe предстоит сдать в эксплуатацию в этом году.
Выполняя поручения главы государства о доведении до высокого уровня автомобильных дорог в 50-километровой зоне вокруг Минска, в течение октября дорожниками республики планируется завершить капитальный ремонт участка дороги Минск — Витебск с 8,6 км по 20,9 км, к 31 октября полностью реконструировать участок дороги Минск — Витебск от 132 км по 140 км. Кроме этого, на Гродненщине дорожниками проводится комплекс мероприятий по строительству в соответствии с поручениями автодорожного обхода Гродно.
Предпринимаются необходимые усилия, чтобы к концу ноября завершить на Брестчине строительство моста через реку Припять длиной 373,7 погонных метра, расположенного на 101 км дороги Ивацевичи — Пинск — Столин.
Витебские дорожники к 29 октября должны реконструировать с 28 по 36 км участок дороги Витебск — Полоцк — граница с Латвийской Республикой.

На Гомельщине к 30 числу этого месяца планируют сдать в эксплуатацию юго-восточный обход областного центра (от автодороги Калинино — Тереховка — граница 3-х республик до автодороги граница с Российской Федерацией (Селище) — Гомель — Кобрин (12,5 км — 27,6 км).
На нашей главной магистрали М1/ЕЗО Брест — Минск — граница с Российской Федерацией реконструирован на автодорожном погранпереходе Козловичи — Кукурыки правобережный подход к мосту через Западный Буг. А к концу этого месяца на этой магистрали планируется завершить капитальный ремонт дорожных участков с 15,6 км по 21,6 км и с 130 по 147 км.
Введение в эксплуатацию вышеназванных дорожных объектов станет весомым вкладом в выполнение программы дорожных работ на 2003 год, позволит создать более комфортные и безопасные условия проезда для пользователей дорог.
В настоящее время дорожники ведут активную работу по подготовке к эксплуатации дорог в зимних условиях. Заготавливаются необходимые запасы песчано-соляных смесей и технической соли, создаeтся и требуемый резерв горючего.
В зимний период ежесуточно только на республиканских дорогах в бой со снегом и гололeдом вступает несколько сотен единиц специальной техники. В результате, несмотря на непогоду, дороги общего пользования работают бесперебойно. Серьeзных нареканий в адрес организаций, обеспечивающих зимнее содержание дорог, пока не поступало.

Хотелось бы напомнить, что все автомобильные дороги общего пользования в соответствии с утверждeнным документом разделены на 5 уровней содержания. В основе такой градации и народнохозяйственное и административное значение, и интенсивность движения по ним. Так, к трассам 1-го уровня содержания относят, к примеру, дороги, соединяющие Минск с национальным аэропортом и областными центрами, а также последние между собой. В обычных условиях для устранения, например, гололедицы с этих дорог дорожным службам отводится 3 часа с момента начала ее образования. А, к примеру, для дорог, соединяющих центральные усадьбы колхозов с ближайшими железнодорожными станциями (5-й уровень содержания), этот временной отрезок может составлять до 9 часов. Конечно же, эти нормативы при более высокой технической оснащeнности дорожных хозяйств, более весомой финансовой поддержке могли бы стать еще более жесткими.
В последнее время руководство страны уделяет повышенное внимание вопросам благоустройства. Известно, что 2003 год — год благоустройства страны. Площадь территории Беларуси составляет 207,6 тыс. км2. Площадь же земель, входящих в контролируемую зону, составляет 31,6 тыс. км2 — а это более 15% от площади территории страны. Вопросы благоустройства автодорог, в том числе полос отвода и контролируемых зон (это территория по 200 метров в каждую сторону от оси дороги), а также улучшения среды обитания были включены в программу школ производственного опыта, прошедших под эгидой департамента в Гомельской и Минской областях. Недавно общеминистерский семинар по наведению порядка на земле состоялся на Брестчине. В целом же работа по благоустройству и приведению в порядок территорий организаций дорожного хозяйства проходит в рамках специального плана мероприятий, разработанного департаментом “Белавтодор” на 2003 год.

Подготовил по материалам пресс-конференции Общественного пресс-центра Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 41 за 2003 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость