Мост: как отойти от опасной черты?
Окончание.Начало в СиН №38
Причиненный вред нужно возмещать
Еще одним предметом обсуждения коллегии стал вопрос работы дорожных предприятий по возмещению вреда, причиненного дорогам и искусственным сооружениям на них. Основным докладчиком здесь выступил начальник отдела правовой работы и общих вопросов департамента Андрей Золотарев.
В целом эта проблема имеет несколько аспектов. Один из них — возмещение вреда в результате его нанесения при нарушении Закона об автомобильных дорогах. К таким случаям, к примеру, можно отнести дикие съезды, проведение каких-либо работ без согласования с владельцем дороги, складирование мусора в полосе отвода и т.д. Надо сказать, что в этом плане предприятиями автомобильных дорог проводится определенная работа, но, увы, не везде и не в полном объеме. Второй аспект проблемы — причинение ущерба дороге в результате дорожно-транспортных происшествий. С введением в действие закона об обязательном страховании автогражданской ответственности эта проблема решается во внесудебном порядке: в таких случаях нанесенный дороге вред обязаны возмещать страховые компании.
Третий аспект — это действия вандалов, ворующих и ломающих дорожные знаки, сигнальные столбики, другие элементы обустройства дорог. Как показывает практика, в данной ситуации найти виновного оказывается практически невозможно, да и органы внутренних дел далеко не всегда оказывают дорожникам всестороннюю помощь в этом вопросе.
Какова ситуация по этой проблеме в отрасли на сегодняшний день, можно увидеть из приведенных таблиц.
Информация за 1 полугодие 2003 г.
Минск АД | Гомель АД | Могилев АД | Витебск АД | Брест АД | Гродно АД | Магистр. АД | ИТОГ | |
Составлено протоколов | 28 | 23 | 11 | 15 | 71 | 8 | 8 | 162 |
Вандализм | ||||||||
Сигнальн. столбики | 138 | 430 | 3 | 33 | 46 | 650 | ||
Сумма, тыс. руб. | 252 | 3030 | 25,368 | 377,5 | 121,98 | 3806,848 | ||
Щитки дорожных знаков | 77 | 78 | 2 | 31 | 22 | 33 | 77 | 320 |
Сумма, тыс. руб. | 2891 | 4533,6 | 625,558 | 774,1 | 1270,735 | 2468,4 | 3034,58 | 15597,973 |
Стойки дорожных знаков | 35 | 18 | 10 | 27 | 94 | 23 | 65 | 272 |
Сумма, тыс. руб. | 232 | 174,38 | 174,632 | 516,9 | 2118,019 | 333,5 | 2199,76 | 5749,191 |
Павильон | 4 | 2 | 3 | 1 | 8 | 18 | ||
Сумма, тыс. руб. | 274 | 19 | 1037,445 | 11,3 | 370 | 1711,745 | ||
Снегозадерживающие щиты | 224 | 36 | 260 | |||||
Сумма, тыс. руб. | 1039,9 | 149,8 | 1189,7 | |||||
Барьерные ограждения | 75 | 75 | ||||||
Сумма, тыс. руб. | 27 | 27 | ||||||
Снегозадерживающие насаждения | 895 | 895 | ||||||
Сумма, тыс. руб. | 1410 | 1410 | ||||||
Прочие потери | 271,6 | 2005,5 | 1489,6 | 3203,991 | 901,2 | 1634 | 9505,891 | |
Общая сумма потерь от вандализма | 3920 | 9761,98 | 1865,488 | 3158,1 | 7660,526 | 5274,2 | 7387,42 | 37162,226 |
ДТП | ||||||||
Общая сумма потерь от ДТП | 924,545 | 1340,3 | 1328,78 | 16967,2 | 20560,825 | |||
Взыскано | 124,545 | 599 | 896,58 | 3623 | 5243,125 |
В последние годы лучше других предприятий по выявлению случаев ущерба и его возмещению работает Бреставтодор. По словам его генерального директора Владимира Майсюка, в автодоре налажена четкая система, утверждены списки лиц, отвечающих за эту проблему, они снабжены соответствующей нормативной базой и материально заинтересованы в решении данного вопроса. Об эффективности работы автодора в этом направлении говорят и следующие данные. Так, если в 2000 году было запротоколировано 7 случаев причинения вреда дорогам, то в 2001 — 68, в 2002 — 84, а с начала нынешнего года — уже более 130. При этом Бреставтодор добился неплохого показателя по возмещению ущерба — сегодня он достиг 72,4%. Проводится и разъяснительная работа с населением через средства массовой информации.
Более всего Владимира Майсюка беспокоит вандализм. Да, сумма вреда, наносимого вандалами, в большинстве случаев незначительна, но безнаказанность практически безгранична. Тем не менее, у руководителя автодора есть уверенность в том, что в результате четко организованной работы предприятия в этом направлении количество случаев нанесения вреда дороге должно все-таки снизиться.
Минск ОДС | Гомель ОДС | Могилев ОДС | Витебск ОДС | Брест ОДС | Гродно ОДС | ИТОГ | |
Составлено протоколов | 18 | 23 | 4 | 3 | 1 | 49 | |
Вандализм | |||||||
Сигнальные столбики | 460 | 312 | 112 | 41 | 925 | ||
Сумма, тыс. руб. | 825,5 | 1132,5 | 355,895 | 80,58 | 2394,475 | ||
Щитки дорожных знаков | 200 | 1007 | 372 | 33 | 1612 | ||
Сумма, тыс. руб. | 15557 | 11528,583 | 1148,38 | 28233,963 | |||
Стойки дорожных знаков | 14 | 482 | 170 | 156 | 36 | 858 | |
Сумма, тыс. руб. | 8537 | 1638,6 | 2390,146 | 325,99 | 12891,736 | ||
Павильон | 5 | 44 | 5 | 54 | |||
Сумма, тыс. руб. | 3428 | 261,355 | 3689,355 | ||||
Снегозадерживающие щиты | 27 | 27 | |||||
Сумма, тыс. руб. | 200 | 18,846 | 218,846 | ||||
Барьерные ограждения | 200 | 200 | |||||
Сумма, тыс. руб. | 400 | 400 | |||||
Снегозадерживающие насаждения | |||||||
Сумма, тыс. руб. | |||||||
Прочие потери | 2072,387 | 257,671 | 2330,058 | ||||
Общая сумма потерь от вандализма | 30860 | 28947,5 | 9088,755 | 16608,366 | 1812,621 | 87317,242 | |
Возмещен ущерб | 180 | 180 | |||||
ДТП | |||||||
Общая сумма потерь от ДТП | |||||||
Взыскано |
Финишная прямая строительного сезона
Последним вопросом повестки дня коллегии “Белавтодора” значилось ожидаемое выполнение программы работ по республиканским автомобильным дорогам за 9 месяцев текущего года. Как подчеркнул еще в начале рассмотрения этого вопроса директор департамента Александр Минин, руководители подрядных предприятий в это время были намеренно отпущены с заседания, чтобы заказчики лишний раз почувствовали всю ответственность за конечный результат выполнения программы дорожных работ.
Выступивший затем начальник отдела развития дорожной сети департамента Владимир Мардилович подробно остановился на выполнении показателей по всем видам ремонтов и строительства и отметил, что ожидаемое выполнение программы за 9 месяцев будет обеспечено как в денежном, так и в материальном выражении (единственное “но” пока — работы по технологии “Сларри Сил”). Тем не менее, в октябре дорожникам предстоит достаточно напряженная работа — в этом месяце будет введено в эксплуатацию большинство запланированных на этот год объектов строек и капитального ремонта.
Начальник управления содержания дорожной сети департамента Василий Яковлев отметил, что имеющиеся сегодня данные выполнения программы обнадеживают. Настораживают, правда, отдельные мостостроительные объекты, которые в ряде случаев могут сдержать окончание непосредственно дорожных работ. Кроме того, Василий Яковлев обратил внимание заказчиков на то, что перевыполнение лимитов этого года пойдет уже в счет программы будущего года. Это значит, что рассчитаться по этим работам автодоры смогут в лучшем случае только в январе, и это, само собой, сократит их программу-2004. Еще один момент — необходимо уже в этом году обеспечить важнейшие объекты следующего года проектно-сметной документацией, провести тендеры по капитальному ремонту и строительству.
Выступавшие затем руководители республиканских предприятий автомобильных дорог отмечали, что программа дорожных работ этого года будет выполнена. Да, есть определенные сложности, на отдельных объектах (к примеру, на обходе Гродно) предстоит достаточно напряженная работа, но уверенность в успешном завершении программы звучала в каждом выступлении.
Что касается предприятий местных автомобильных дорог, то их руководители весьма положительно оценили опыт по выделению облдорстроям субвенций из республиканского дорожного фонда на выравнивание уровня развития местной сети. Что касается вопроса с финансированием местных дорожников в целом, то отдельные области столкнулись с достаточно ощутимым недобором средств. (Кстати, эту информацию, в т.ч. и относительно РДФ, подтвердил начальник отдела дорожных фондов и финансов “Белавтодора” Валерий Силин. По его словам, в ближайшее время финансовая служба департамента подготовит ожидаемое наполнение дорожных фондов этого года с корректировкой на сложившуюся ситуацию.) А у Минского облдорстроя финансовую картину омрачило решение облисполкома направить определенную сумму средств местного фонда на приобретение техники. В связи с этим директор департамента “Белавтодор” Александр Минин поручил проанализировать расходование средств местных дорожных фондов на предмет их целевого использования.
Сегодня, как подчеркнул Александр Минин, мы вышли на финишную прямую строительного сезона и года в целом. И сейчас предельно важно сконцентрировать все средства и ресурсы для успешного выполнения программы дорожных работ.
Материалы полосы подготовили Василий КУРЛОВИЧ, Алексей ПЕКУН, Юрий ЛУКАШЕВИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 39 за 2003 год в рубрике дороги