Изучая опыт скандинавов
Изучая опыт скандинавов
Для изучения опыта стран Западной Европы в области организации дорожного движения и повышения его безопасности делегация департамента “Белавтодор” в составе начальника управления содержания дорожной сети департамента “Белавтодор” Яковлева В.А., генерального директора РУП “Белдорцентр” Чернюка Н.И., первого заместителя генерального директора РУП “Белавтострада” Вушева В.П. посетила Хельсинки (Финляндия), Карлокруна (Швеция) и Копенгаген (Дания).
Город Хельсинки, Финляндия
Во время командировки представители белорусской стороны ознакомились с работой Финской дорожной администрации. Сеть автомобильных дорог Финляндии составляет 386 тыс. км, из них 78 тыс. км — дороги общего пользования, в т.ч. магистральные дороги —13,2 тыс. км, автомагистрали — 591 км, пешеходные и велосипедные дорожки — 4,3 тыс. км, мосты и путепроводы — 13,8 тыс. единиц. Основное движение сконцентрировано на магистральных дорогах, где пропускается около 62% транспортных средств. При этом 66% поездок совершается на легковых автомобилях, 26% — на общественном транспорте, 5% — на велосипедах и 3% — на прочих видах транспортных средств. 78% финнов в возрасте 18 лет и старше имеют водительские права.
Финансовый план расходов в 2002 г. на дороги общего пользования составляет 845 млн евро, в т.ч. 620 млн евро — на управление дорогами. Автомобильный парк Финляндии составляет 2,5 млн транспортных единиц, в т.ч. легковых — 2,1 млн единиц. Средний возраст автомобилей — 10,3 года. Число автомобилей на 100 жителей в 1990 году достигло среднего уровня стран Евросоюза.
В 2001 году на автомобильных дорогах общего пользования было совершено 3.694 ДТП, в которых погибло 325 человек, и в целом по всем дорогам, городам и населенным пунктам погибло 425 человек, ранено 8,3 тыс. человек.
Основная доля ДТП с тяжелыми последствиями приходится на магистральные дороги, которые в пересчете на 1 км забирают в 8 раз больше человеческих жизней, чем дороги прочих категорий.
Наибольшее число ДТП со смертельным исходом совершается в жилых зонах, населенных пунктах, прилегающих к автомобильным дорогам, и на магистральных дорогах с высокой интенсивностью движения.
Основные направления деятельности дорожной администрации Финляндии по обеспечению безопасности дорожного движения:
— управление дорожным движением, автоматическое регулирование скоростных режимов движения;
— выполнение мероприятий в местах концентрации ДТП;
— широкое применение ограждающих устройств (заградительных сеток, барьерных ограждений, противошумовых стенок, заборов и др.).
Основную роль в обеспечении этой задачи выполняют транспортно-диспетчерские центры девяти окружных дорожных округов Финляндии. Центры осуществляют мониторинг дорожной ситуации и информируют участников дорожного движения о сбоях, ведут дистанционное управление знаками дорожного движения, ограничением скорости, показаниями информационных, предупредительных табло, метеостанциями, постами учета интенсивности движения. Центры обслуживают движение во взаимодействии с полицией, аварийно-диспетчерскими центрами, добровольной службой помощи на дорогах, строительными организациями, метеослужбой, государственной радиовещательной компанией, местными радиостанциями и муниципальными организациями.
Техническое оснащение центров Финляндии
Техническое оснащение центров Финляндии состоит из 120 метеостанций и постов учета интенсивности дорожного движения, 400 управляемых дорожных знаков и табло, 160 видеокамер. Около 70% дорожной разметки выполняется термопластами, преимущества которых — в 2-3 раза более продолжительный срок службы, чем у холодных пластов и краски, а также улучшенная видимость, особенно в условиях повышенной влажности. Нанесение профилированной разметки краевых полос шириной 20-30 см в условиях Финляндии позволяет снизить показатели аварийности на 30-60% благодаря шумовому эффекту, создаваемому при наезде на нее, к тому же, профилированные линии обладают лучшими дренирующими свойствами, чем сплошные.
В ходе своей командировки белорусские дорожники получили возможность ознакомиться с производством и укладкой термопластов шведской фирмы ЕКС/АВ. В компетенции компании находятся: регулирование скоростного режима, особенно в зимний период (скорость снижается до 20%, в т.ч. и на магистральных дорогах); устройство ограждений для предотвращения свободного доступа на дороги пешеходов и животных на автомагистралях — 100%, на магистральных дорогах участков с расположенными вблизи населенными пунктами; освещение автомагистралей — 100%, магистральных дорог вблизи населенных пунктов, транспортных развязок, мостов и путепроводов; осуществление мероприятий на пересечениях вместе с созданием островков безопасности, кольцевых пересечений, раздельных полос движения. По данным дорожной администрации, это снижает аварийность на 20-30%.
Безопасность дорожного движения
По данным сравнительных анализов, Финляндия, Дания и Швеция относятся к числу стран, в которых безопасность дорожного движения находится на высоком уровне и считается одним из основных государственных приоритетов. По данным методик, разработанных в Дании, потери государства от дорожно-транспортных происшествий с одним погибшим составляют 1 млн долларов.
В целях дальнейшего повышения безопасности дорожного движения правительство Финляндии приняло ряд новых постановлений и решений, определив главной целью всех мероприятий снижение к 2010 году числа ДТП со смертельным исходом до 250.
Перспективным видится применение тросового барьерного ограждения, которое в настоящее время широко распространено в Швеции, вытесняя традиционные типы ограждений дорог.
Ограждение представляет собой три предварительно натянутых троса диаметром 19 мм, рассчитанных на воздействие температур широкого диапазона, агрессивной среды и высоких ударных нагрузок. Каждый трос способен выдержать минимальную разрушающую нагрузку до 16,7 тонн. Натяжение тросов производится с учетом окружающей температуры и варьируется в пределах 14-36 кН. Функциональный срок службы — 25 лет. Барьерное ограждение такого типа можно устанавливать на бетонное основание (с металлическими соединительными муфтами или без них), забивать в грунт, а также монтировать на бетонном мостовом полотне.
Стойки, на которые навешивается тросовое ограждение, выполняются в обтекаемой форме, т.к. не имеют острых кромок или крепежных элементов (например, хомутов), представляющих потенциальную опасность для незащищенных участников дорожного движения — например, мотоциклистов. Усовершенствованная конструкция пазов обеспечивает сохранение положения и целостность тросов во время ударных воздействий при наезде автотранспортных средств.
Тросовое ограждение является высокоэффективным с экономической точки зрения, поскольку практически не требует содержания и быстро ремонтируется в случае повреждения автотранспортными средствами. Ориентировочная стоимость 1 погонного метра тросового ограждения (заводская цена) со всеми комплектующими и крепежными деталями составляет $12 (без затрат на установку).
В ходе командировки ее участникам были представлены материалы исследований по вопросам безопасности дорожного движения датской полицией CONSIA на примере различных стран с анализом программ по безопасности дорожного движения. План действий по безопасности дорожного движения в Дании предусматривает инвестиции на предупреждение одного ДТП со смертельным исходом в размере 3,9 млн евро, а в России — 90 тыс. евро.
В большинстве стран развитие безопасности дорожного движения можно разделить на четыре этапа:
1. Характеризуется отсутствием осознания проблемы безопасности дорожного движения, для которого характерно значительное количество ДТП, эффективные меры по повышению безопасности движения не реализуются.
2. Проводится систематическая работа с инженерными мероприятиями. Она заключается, в основном, в ликвидации мест концентрации ДТП на дорожной сети.
3. Вводятся меры по профилактике и предупреждению ДТП, безопасности дорожного движения. Проводится внедрение мероприятий, основанных на комбинированном использовании инженерных решений, работе с участниками движения и контроле со стороны органов правопорядка за соблюдением действующих правил и законодательства. Предусматривается многоотраслевой подход к безопасности дорожного движения.
4. Непрерывная работа по поддержанию безопасности дорожного движения. Основное внимание уделяется развитию дорожной системы, способной обеспечить безопасное движение даже для самого неопытного водителя.
По мнению датских специалистов, учитывая количество ДТП в Беларуси республика находится на втором этапе развития.
Проезжая по дорогам Германии и Польши
Возвращаясь в Беларусь, делегация департамента “Белавтодор” ознакомилась с опытом работы по организации дорожного движения предприятием, осуществляющим управление автобанами земли Бранденбург (Германия). На обслуживаемых дорогах в последние десять лет широко применяется автоматическое управление движением с использованием информационно-указательных знаков, что позволило снизить количество ДТП на 30%. Необходимо отметить, что расходы на ремонт и содержание дорог в последние годы в Германии снижены и составляют в году 20 тыс. евро на 1 км (при 30 тыс. евро в 2001 г.). Для поддержания необходимого уровня содержания дорог Германия с 1 сентября текущего года вводит плату за проезд грузовых автомобилей с использованием спутниковой системы взимания платежей.
Заслуживает внимания опыт Польши по реализации концессионных проектов по реконструкции автомобильной дороги А-2. В настоящее время заканчивается строительство южного обхода г. Познань. Проектом предусмотрены и реализованы новейшие технологии устройства покрытия (верхний слой — щебне-мастичный асфальтобетон), природоохранные мероприятия по полной очистке сточных вод на всем протяжении трассы. Построена производственная база для эксплуатации объекта в составе трех объектов (здания для дорожной службы с транспортно-диспетчерским центром, здание полиции, технологическая база для зимнего содержания дорог). После окончания строительства дорога будет сдана в аренду сроком на 40 лет согласно концессионному контракту.
По возвращении домой белорусская делегация еще раз убедилась в том, что безопасность дорожного движения требует особого внимания и значительных финансовых средств. Чтобы безопасность дорожного движения была более эффективной, планируется внести изменения в нормативные документы:
1. По устройству дорожной разметки с применением термопластов на пересечениях и примыканиях, а также применению профилированной разметки.
2. По применению тросовых ограждений.
3. По ограничению скорости в зимнее время.
4. По устройству островов безопасности на пересечениях и примыканиях автомобильных дорог в одном уровне в населенных пунктах или вблизи них.
5. Установка автоматических регулируемых дорожных знаков по управлению движением.
6. Использование автоматизированной системы контроля скорости.
В 2003-2004 годах предполагается провести специальные исследования и разработать каталог типовых решений по повышению безопасности дорожного движения включая расчет эффективности в части профилактики ДТП конкретного типа.
Разрабатываются и будут приниматься методика анализа проблем безопасности дорожного движения на опасных маршрутах, Мероприятия по повышению безопасности движения. В предполагаемой программе предусматриваются первоочередные меры по ликвидации мест концентрации ДТП. Особое внимание в документе уделяется безопасности пешеходов (асфальтирование обочин, устройство пешеходных и велодорожек, островков безопасности, освещение пешеходных переходов, устройство “лежачих полицейских”, заградительных сеток, заборов, стенок и др.).
Учитывая масштабность проблемы безопасности дорожного движения в республике и количество организаций, вовлеченных в ее решение, возможно, будет создан Национальный совет по безопасности дорожного движения, наделенный правами и полномочиями для реализации конкретной деятельности в этой области.
По материалам зарубежной командировки делегации департамента “Белавтодор”подготовилЮрий ЛУКАШЕВИЧ
Для изучения опыта стран Западной Европы в области организации дорожного движения и повышения его безопасности делегация департамента “Белавтодор” в составе начальника управления содержания дорожной сети департамента “Белавтодор” Яковлева В.А., генерального директора РУП “Белдорцентр” Чернюка Н.И., первого заместителя генерального директора РУП “Белавтострада” Вушева В.П. посетила Хельсинки (Финляндия), Карлокруна (Швеция) и Копенгаген (Дания).
Город Хельсинки, Финляндия
Во время командировки представители белорусской стороны ознакомились с работой Финской дорожной администрации. Сеть автомобильных дорог Финляндии составляет 386 тыс. км, из них 78 тыс. км — дороги общего пользования, в т.ч. магистральные дороги —13,2 тыс. км, автомагистрали — 591 км, пешеходные и велосипедные дорожки — 4,3 тыс. км, мосты и путепроводы — 13,8 тыс. единиц. Основное движение сконцентрировано на магистральных дорогах, где пропускается около 62% транспортных средств. При этом 66% поездок совершается на легковых автомобилях, 26% — на общественном транспорте, 5% — на велосипедах и 3% — на прочих видах транспортных средств. 78% финнов в возрасте 18 лет и старше имеют водительские права.
Финансовый план расходов в 2002 г. на дороги общего пользования составляет 845 млн евро, в т.ч. 620 млн евро — на управление дорогами. Автомобильный парк Финляндии составляет 2,5 млн транспортных единиц, в т.ч. легковых — 2,1 млн единиц. Средний возраст автомобилей — 10,3 года. Число автомобилей на 100 жителей в 1990 году достигло среднего уровня стран Евросоюза.
В 2001 году на автомобильных дорогах общего пользования было совершено 3.694 ДТП, в которых погибло 325 человек, и в целом по всем дорогам, городам и населенным пунктам погибло 425 человек, ранено 8,3 тыс. человек.
Основная доля ДТП с тяжелыми последствиями приходится на магистральные дороги, которые в пересчете на 1 км забирают в 8 раз больше человеческих жизней, чем дороги прочих категорий.
Наибольшее число ДТП со смертельным исходом совершается в жилых зонах, населенных пунктах, прилегающих к автомобильным дорогам, и на магистральных дорогах с высокой интенсивностью движения.
Основные направления деятельности дорожной администрации Финляндии по обеспечению безопасности дорожного движения:
— управление дорожным движением, автоматическое регулирование скоростных режимов движения;
— выполнение мероприятий в местах концентрации ДТП;
— широкое применение ограждающих устройств (заградительных сеток, барьерных ограждений, противошумовых стенок, заборов и др.).
Основную роль в обеспечении этой задачи выполняют транспортно-диспетчерские центры девяти окружных дорожных округов Финляндии. Центры осуществляют мониторинг дорожной ситуации и информируют участников дорожного движения о сбоях, ведут дистанционное управление знаками дорожного движения, ограничением скорости, показаниями информационных, предупредительных табло, метеостанциями, постами учета интенсивности движения. Центры обслуживают движение во взаимодействии с полицией, аварийно-диспетчерскими центрами, добровольной службой помощи на дорогах, строительными организациями, метеослужбой, государственной радиовещательной компанией, местными радиостанциями и муниципальными организациями.
Техническое оснащение центров Финляндии
Техническое оснащение центров Финляндии состоит из 120 метеостанций и постов учета интенсивности дорожного движения, 400 управляемых дорожных знаков и табло, 160 видеокамер. Около 70% дорожной разметки выполняется термопластами, преимущества которых — в 2-3 раза более продолжительный срок службы, чем у холодных пластов и краски, а также улучшенная видимость, особенно в условиях повышенной влажности. Нанесение профилированной разметки краевых полос шириной 20-30 см в условиях Финляндии позволяет снизить показатели аварийности на 30-60% благодаря шумовому эффекту, создаваемому при наезде на нее, к тому же, профилированные линии обладают лучшими дренирующими свойствами, чем сплошные.
В ходе своей командировки белорусские дорожники получили возможность ознакомиться с производством и укладкой термопластов шведской фирмы ЕКС/АВ. В компетенции компании находятся: регулирование скоростного режима, особенно в зимний период (скорость снижается до 20%, в т.ч. и на магистральных дорогах); устройство ограждений для предотвращения свободного доступа на дороги пешеходов и животных на автомагистралях — 100%, на магистральных дорогах участков с расположенными вблизи населенными пунктами; освещение автомагистралей — 100%, магистральных дорог вблизи населенных пунктов, транспортных развязок, мостов и путепроводов; осуществление мероприятий на пересечениях вместе с созданием островков безопасности, кольцевых пересечений, раздельных полос движения. По данным дорожной администрации, это снижает аварийность на 20-30%.
Безопасность дорожного движения
По данным сравнительных анализов, Финляндия, Дания и Швеция относятся к числу стран, в которых безопасность дорожного движения находится на высоком уровне и считается одним из основных государственных приоритетов. По данным методик, разработанных в Дании, потери государства от дорожно-транспортных происшествий с одним погибшим составляют 1 млн долларов.
В целях дальнейшего повышения безопасности дорожного движения правительство Финляндии приняло ряд новых постановлений и решений, определив главной целью всех мероприятий снижение к 2010 году числа ДТП со смертельным исходом до 250.
Перспективным видится применение тросового барьерного ограждения, которое в настоящее время широко распространено в Швеции, вытесняя традиционные типы ограждений дорог.
Ограждение представляет собой три предварительно натянутых троса диаметром 19 мм, рассчитанных на воздействие температур широкого диапазона, агрессивной среды и высоких ударных нагрузок. Каждый трос способен выдержать минимальную разрушающую нагрузку до 16,7 тонн. Натяжение тросов производится с учетом окружающей температуры и варьируется в пределах 14-36 кН. Функциональный срок службы — 25 лет. Барьерное ограждение такого типа можно устанавливать на бетонное основание (с металлическими соединительными муфтами или без них), забивать в грунт, а также монтировать на бетонном мостовом полотне.
Стойки, на которые навешивается тросовое ограждение, выполняются в обтекаемой форме, т.к. не имеют острых кромок или крепежных элементов (например, хомутов), представляющих потенциальную опасность для незащищенных участников дорожного движения — например, мотоциклистов. Усовершенствованная конструкция пазов обеспечивает сохранение положения и целостность тросов во время ударных воздействий при наезде автотранспортных средств.
Тросовое ограждение является высокоэффективным с экономической точки зрения, поскольку практически не требует содержания и быстро ремонтируется в случае повреждения автотранспортными средствами. Ориентировочная стоимость 1 погонного метра тросового ограждения (заводская цена) со всеми комплектующими и крепежными деталями составляет $12 (без затрат на установку).
В ходе командировки ее участникам были представлены материалы исследований по вопросам безопасности дорожного движения датской полицией CONSIA на примере различных стран с анализом программ по безопасности дорожного движения. План действий по безопасности дорожного движения в Дании предусматривает инвестиции на предупреждение одного ДТП со смертельным исходом в размере 3,9 млн евро, а в России — 90 тыс. евро.
В большинстве стран развитие безопасности дорожного движения можно разделить на четыре этапа:
1. Характеризуется отсутствием осознания проблемы безопасности дорожного движения, для которого характерно значительное количество ДТП, эффективные меры по повышению безопасности движения не реализуются.
2. Проводится систематическая работа с инженерными мероприятиями. Она заключается, в основном, в ликвидации мест концентрации ДТП на дорожной сети.
3. Вводятся меры по профилактике и предупреждению ДТП, безопасности дорожного движения. Проводится внедрение мероприятий, основанных на комбинированном использовании инженерных решений, работе с участниками движения и контроле со стороны органов правопорядка за соблюдением действующих правил и законодательства. Предусматривается многоотраслевой подход к безопасности дорожного движения.
4. Непрерывная работа по поддержанию безопасности дорожного движения. Основное внимание уделяется развитию дорожной системы, способной обеспечить безопасное движение даже для самого неопытного водителя.
По мнению датских специалистов, учитывая количество ДТП в Беларуси республика находится на втором этапе развития.
Проезжая по дорогам Германии и Польши
Возвращаясь в Беларусь, делегация департамента “Белавтодор” ознакомилась с опытом работы по организации дорожного движения предприятием, осуществляющим управление автобанами земли Бранденбург (Германия). На обслуживаемых дорогах в последние десять лет широко применяется автоматическое управление движением с использованием информационно-указательных знаков, что позволило снизить количество ДТП на 30%. Необходимо отметить, что расходы на ремонт и содержание дорог в последние годы в Германии снижены и составляют в году 20 тыс. евро на 1 км (при 30 тыс. евро в 2001 г.). Для поддержания необходимого уровня содержания дорог Германия с 1 сентября текущего года вводит плату за проезд грузовых автомобилей с использованием спутниковой системы взимания платежей.
Заслуживает внимания опыт Польши по реализации концессионных проектов по реконструкции автомобильной дороги А-2. В настоящее время заканчивается строительство южного обхода г. Познань. Проектом предусмотрены и реализованы новейшие технологии устройства покрытия (верхний слой — щебне-мастичный асфальтобетон), природоохранные мероприятия по полной очистке сточных вод на всем протяжении трассы. Построена производственная база для эксплуатации объекта в составе трех объектов (здания для дорожной службы с транспортно-диспетчерским центром, здание полиции, технологическая база для зимнего содержания дорог). После окончания строительства дорога будет сдана в аренду сроком на 40 лет согласно концессионному контракту.
По возвращении домой белорусская делегация еще раз убедилась в том, что безопасность дорожного движения требует особого внимания и значительных финансовых средств. Чтобы безопасность дорожного движения была более эффективной, планируется внести изменения в нормативные документы:
1. По устройству дорожной разметки с применением термопластов на пересечениях и примыканиях, а также применению профилированной разметки.
2. По применению тросовых ограждений.
3. По ограничению скорости в зимнее время.
4. По устройству островов безопасности на пересечениях и примыканиях автомобильных дорог в одном уровне в населенных пунктах или вблизи них.
5. Установка автоматических регулируемых дорожных знаков по управлению движением.
6. Использование автоматизированной системы контроля скорости.
В 2003-2004 годах предполагается провести специальные исследования и разработать каталог типовых решений по повышению безопасности дорожного движения включая расчет эффективности в части профилактики ДТП конкретного типа.
Разрабатываются и будут приниматься методика анализа проблем безопасности дорожного движения на опасных маршрутах, Мероприятия по повышению безопасности движения. В предполагаемой программе предусматриваются первоочередные меры по ликвидации мест концентрации ДТП. Особое внимание в документе уделяется безопасности пешеходов (асфальтирование обочин, устройство пешеходных и велодорожек, островков безопасности, освещение пешеходных переходов, устройство “лежачих полицейских”, заградительных сеток, заборов, стенок и др.).
Учитывая масштабность проблемы безопасности дорожного движения в республике и количество организаций, вовлеченных в ее решение, возможно, будет создан Национальный совет по безопасности дорожного движения, наделенный правами и полномочиями для реализации конкретной деятельности в этой области.
По материалам зарубежной командировки делегации департамента “Белавтодор”подготовилЮрий ЛУКАШЕВИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 34 за 2003 год в рубрике дороги