Декларация об основных направлениях развития дорожного хозяйства государств — участников СНГ
Декларация об основных направлениях развития дорожного хозяйства государств — участников СНГ
Руководители и полномочные представители дорожных администраций Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана и Украины, принимающие участие в работе ХХ заседания Межправительственного совета дорожников 26 июня 2003 г. в г. Петрозаводск (Российская Федерация), руководствуясь основными положениями Декларации Глав государств — участников СНГ об основных направлениях развития Содружества Независимых Государств и Соглашения о принципах формирования общего транспортного пространства и взаимодействия государств — участников СНГ в области транспортной политики, подписанного 9 октября 1997 г. в г. Бишкек, признавая особую роль Межправительственного совета дорожников в развитии международных автомобильных дорог стран Содружества, развитии и укреплении многостороннего сотрудничества между дорожными администрациями государств — участников СНГ, выражая озабоченность состоянием автомобильных дорог и дорожного хозяйства государств — участников СНГ, наличием ряда проблем, связанных с законодательно-правовым обеспечением их финансирования и организационного развития, а также формированием эффективной структуры управления дорожным хозяйством, учитывая, что изменяющиеся экономические, социальные, технологические, экологические и иные аспекты дорожной деятельности, рост автомобилизации продолжают создавать новые условия и предъявляют новые требования ко всем странам Содружества, принимая во внимание решение XIX заседания Межправительственного совета дорожников, состоявшегося 11-12 декабря 2002 г. в г. Одесса, о разработке Концепции развития дорожного хозяйства стран СНГ, признают, что приоритетным вопросом для МСД становится решение проблем скоординированного развития нормативных требований к техническому уровню и эксплуатационному состоянию автомобильных дорог в странах Содружества.
Главной тенденцией мирового развития в XXI веке становится глобализация национальных экономик. Открывается единое информационное пространство, мировой рынок капиталов, товаров и услуг, рабочей силы. Транспорт как составная часть производственной инфраструктуры в мировой экономике выступает важнейшей составляющей интеграционных процессов. Расширение спроса на перевозки автомобильным транспортом на мировых рынках сопровождается новыми более высокими требованиями к качеству сети автомобильных дорог и дорожной инфраструктуре. Таким образом, одним из ключевых звеньев развития мировой экономики является совершенствование автомобильных дорог и всего дорожного хозяйства.
Развитие национальных сетей автомобильных дорог и международных автомобильных дорог СНГ является важнейшим условием сближения народов и стран Содружества, формирования благоприятного инвестиционного климата, обеспечения свободы передвижения населения и грузов, а интеграция транспортной инфраструктуры государств — участников СНГ в мировую транспортную систему становится частью общего процесса их интеграции в мировое экономическое сообщество.
Основные принципы реализации государственной дорожной политики:
1. Автомобильные дороги являются общественным достоянием и средством централизации государства. Государство несет основную ответственность за финансирование их содержания и развития.
2. Спрос на услуги автомобильного транспорта должен находиться на оптимально необходимом общественном уровне (по возможностям общества и государства).
3. Пользователи автомобильных дорог должны возмещать обществу и государству издержки, которые связаны со строительством и поддержанием их в состоянии, необходимом для проезда по ним автомобильного транспорта.
4. Все виды дорожных работ осуществляются субъектами хозяйствования различных форм собственности на конкурсной основе при четком определении обязанностей органов управления (заказчика) и хозяйствующего субъекта.
5. Все осуществляемые программы, все используемые средства и все результаты деятельности в дорожном хозяйстве должны быть открыты для правительства, парламента, пользователей дорог и общества в целом.
Проведение согласованной дорожной политики государств — участников СНГ должно основываться на следующих принципах:
1. Уважения интересов каждого из государств с учетом приоритетов, ориентированных на достижение общих целей, стоящих перед Содружеством.
2. Добровольности участия в разработке и реализации согласованной дорожной политики.
3. Учета специфики и особенностей дорожного хозяйства каждого государства.
4. Координации развития сети автомобильных дорог в соответствии с Протоколом о международных автомобильных дорогах СНГ, подписанным 11 сентября 1998 г.
5. Соблюдения принятых ранее международных обязательств в области дорожного хозяйства.
6. Эволюционного характера формирования механизмов реализации согласованной дорожной политики исходя из стратегии экономической интеграции государств — участников СНГ.
7. Обеспечения преемственности принятых решений.
МСД признает необходимым сосредоточить усилия дорожных администраций на разработке согласованной базы правовых актов и технических нормативных документов с целью сближения подходов государств — участников СНГ в проведении экономической и научно-технической политики при осуществлении дорожной деятельности. При этом основополагающими документами должны являться законы об автомобильных дорогах, финансировании дорожного хозяйства, межгосударственные и региональные стандарты в рамках СНГ.
Разработку национальных стандартов следует проводить с учетом единого нормативного поля по основным характеристикам и показателям, определяющим требования к безопасности дорожного движения, и гармонизации их с международными нормами.
Дорожники подтверждают также целесообразность совершенствования систем государственного управления дорожным хозяйством для более полного обеспечения нужд экономики и интересов населения каждой страны в транспортных связях, включая:
1) совершенствование методов управления;
2) формирование организационных структур управления.
Основными требованиями при совершенствовании систем управления дорожным хозяйством следует считать:
1) разделение функций заказчика и подрядчика;
2) формирование рынка дорожных работ и всемерное развитие справедливой и открытой конкуренции на нем;
3) наделение национальных дорожных администраций достаточными полномочиями и самостоятельностью по управлению дорожным хозяйством.
В качестве основного приоритета названо обеспечение устойчивого и достаточного финансирования дорожного хозяйства как за счет средств государственного бюджета, так и за счет бюджета дорожных фондов, формируемых из дорожных налогов и сборов.
При этом предпочтение рекомендуется отдавать финансированию из целевых дорожных фондов, исходя из следующих преимуществ:
1. Определение средств дорожных фондов как основного источника финансирования дорожной деятельности позволяет дорожным администрациям обеспечивать долгосрочное планирование дорожных работ, распределять эти средства в соответствии с административно-территориальным делением государств и классификацией автомобильных дорог.
2. Обеспечение целостности и сохранности собранных налогов и сборов, запрещение отвлечения средств дорожных фондов на цели, не связанные с дорожной деятельностью.
3. В целом в дорожном хозяйстве государств, которые придерживаются принципов его финансирования из дорожных фондов, складывается более стабильная и прогнозируемая обстановка в финансовом обеспечении дорожной деятельности.
МСД рекомендует следующие инициативы при осуществлении скоординированной деятельности дорожных администраций государств — участников СНГ:
1. Обеспечение сохранности автомобильных дорог стран Содружества от ненормативных воздействий и повышение технического уровня дорог и мостов за счет реконструкции и ремонта наиболее грузонапряженных участков дорог и при возможности расширение национальной дорожной сети.
2. Выработка единых подходов к методике формирования источников финансирования дорожного хозяйства на основе более полного привлечения средств пользователей автомобильными дорогами с учетом степени воздействия транспортных средств на дороги и образующегося при этом износа дорог и дорожных сооружений.
3. Восстановление и развитие национальных научных школ и научных кадров, проведение фундаментальных научных исследований за счет совместных усилий дорожных администраций всех государств — участников СНГ.
4. Реализация совместных мероприятий по подготовке и повышению квалификации кадров, в т.ч. на базе ведущих ВУЗов СНГ, организация и проведение научно-технических конференций, семинаров, симпозиумов, школ передового производственного опыта с участием представителей дорожного хозяйства стран Содружества.
5. Обеспечение регулярного обмена информацией о деятельности дорожных администраций по правовому и нормативно-техническому обеспечению дорожного хозяйства, ежегодное издание “Ведомостей Межправительственного совета дорожников Содружества Независимых Государств”.
По информации, предоставленной Департаментом “Белавтодор”, подготовил Юрий ЛУКАШЕВИЧ
Руководители и полномочные представители дорожных администраций Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана и Украины, принимающие участие в работе ХХ заседания Межправительственного совета дорожников 26 июня 2003 г. в г. Петрозаводск (Российская Федерация), руководствуясь основными положениями Декларации Глав государств — участников СНГ об основных направлениях развития Содружества Независимых Государств и Соглашения о принципах формирования общего транспортного пространства и взаимодействия государств — участников СНГ в области транспортной политики, подписанного 9 октября 1997 г. в г. Бишкек, признавая особую роль Межправительственного совета дорожников в развитии международных автомобильных дорог стран Содружества, развитии и укреплении многостороннего сотрудничества между дорожными администрациями государств — участников СНГ, выражая озабоченность состоянием автомобильных дорог и дорожного хозяйства государств — участников СНГ, наличием ряда проблем, связанных с законодательно-правовым обеспечением их финансирования и организационного развития, а также формированием эффективной структуры управления дорожным хозяйством, учитывая, что изменяющиеся экономические, социальные, технологические, экологические и иные аспекты дорожной деятельности, рост автомобилизации продолжают создавать новые условия и предъявляют новые требования ко всем странам Содружества, принимая во внимание решение XIX заседания Межправительственного совета дорожников, состоявшегося 11-12 декабря 2002 г. в г. Одесса, о разработке Концепции развития дорожного хозяйства стран СНГ, признают, что приоритетным вопросом для МСД становится решение проблем скоординированного развития нормативных требований к техническому уровню и эксплуатационному состоянию автомобильных дорог в странах Содружества.
Главной тенденцией мирового развития в XXI веке становится глобализация национальных экономик. Открывается единое информационное пространство, мировой рынок капиталов, товаров и услуг, рабочей силы. Транспорт как составная часть производственной инфраструктуры в мировой экономике выступает важнейшей составляющей интеграционных процессов. Расширение спроса на перевозки автомобильным транспортом на мировых рынках сопровождается новыми более высокими требованиями к качеству сети автомобильных дорог и дорожной инфраструктуре. Таким образом, одним из ключевых звеньев развития мировой экономики является совершенствование автомобильных дорог и всего дорожного хозяйства.
Развитие национальных сетей автомобильных дорог и международных автомобильных дорог СНГ является важнейшим условием сближения народов и стран Содружества, формирования благоприятного инвестиционного климата, обеспечения свободы передвижения населения и грузов, а интеграция транспортной инфраструктуры государств — участников СНГ в мировую транспортную систему становится частью общего процесса их интеграции в мировое экономическое сообщество.
Основные принципы реализации государственной дорожной политики:
1. Автомобильные дороги являются общественным достоянием и средством централизации государства. Государство несет основную ответственность за финансирование их содержания и развития.
2. Спрос на услуги автомобильного транспорта должен находиться на оптимально необходимом общественном уровне (по возможностям общества и государства).
3. Пользователи автомобильных дорог должны возмещать обществу и государству издержки, которые связаны со строительством и поддержанием их в состоянии, необходимом для проезда по ним автомобильного транспорта.
4. Все виды дорожных работ осуществляются субъектами хозяйствования различных форм собственности на конкурсной основе при четком определении обязанностей органов управления (заказчика) и хозяйствующего субъекта.
5. Все осуществляемые программы, все используемые средства и все результаты деятельности в дорожном хозяйстве должны быть открыты для правительства, парламента, пользователей дорог и общества в целом.
Проведение согласованной дорожной политики государств — участников СНГ должно основываться на следующих принципах:
1. Уважения интересов каждого из государств с учетом приоритетов, ориентированных на достижение общих целей, стоящих перед Содружеством.
2. Добровольности участия в разработке и реализации согласованной дорожной политики.
3. Учета специфики и особенностей дорожного хозяйства каждого государства.
4. Координации развития сети автомобильных дорог в соответствии с Протоколом о международных автомобильных дорогах СНГ, подписанным 11 сентября 1998 г.
5. Соблюдения принятых ранее международных обязательств в области дорожного хозяйства.
6. Эволюционного характера формирования механизмов реализации согласованной дорожной политики исходя из стратегии экономической интеграции государств — участников СНГ.
7. Обеспечения преемственности принятых решений.
МСД признает необходимым сосредоточить усилия дорожных администраций на разработке согласованной базы правовых актов и технических нормативных документов с целью сближения подходов государств — участников СНГ в проведении экономической и научно-технической политики при осуществлении дорожной деятельности. При этом основополагающими документами должны являться законы об автомобильных дорогах, финансировании дорожного хозяйства, межгосударственные и региональные стандарты в рамках СНГ.
Разработку национальных стандартов следует проводить с учетом единого нормативного поля по основным характеристикам и показателям, определяющим требования к безопасности дорожного движения, и гармонизации их с международными нормами.
Дорожники подтверждают также целесообразность совершенствования систем государственного управления дорожным хозяйством для более полного обеспечения нужд экономики и интересов населения каждой страны в транспортных связях, включая:
1) совершенствование методов управления;
2) формирование организационных структур управления.
Основными требованиями при совершенствовании систем управления дорожным хозяйством следует считать:
1) разделение функций заказчика и подрядчика;
2) формирование рынка дорожных работ и всемерное развитие справедливой и открытой конкуренции на нем;
3) наделение национальных дорожных администраций достаточными полномочиями и самостоятельностью по управлению дорожным хозяйством.
В качестве основного приоритета названо обеспечение устойчивого и достаточного финансирования дорожного хозяйства как за счет средств государственного бюджета, так и за счет бюджета дорожных фондов, формируемых из дорожных налогов и сборов.
При этом предпочтение рекомендуется отдавать финансированию из целевых дорожных фондов, исходя из следующих преимуществ:
1. Определение средств дорожных фондов как основного источника финансирования дорожной деятельности позволяет дорожным администрациям обеспечивать долгосрочное планирование дорожных работ, распределять эти средства в соответствии с административно-территориальным делением государств и классификацией автомобильных дорог.
2. Обеспечение целостности и сохранности собранных налогов и сборов, запрещение отвлечения средств дорожных фондов на цели, не связанные с дорожной деятельностью.
3. В целом в дорожном хозяйстве государств, которые придерживаются принципов его финансирования из дорожных фондов, складывается более стабильная и прогнозируемая обстановка в финансовом обеспечении дорожной деятельности.
МСД рекомендует следующие инициативы при осуществлении скоординированной деятельности дорожных администраций государств — участников СНГ:
1. Обеспечение сохранности автомобильных дорог стран Содружества от ненормативных воздействий и повышение технического уровня дорог и мостов за счет реконструкции и ремонта наиболее грузонапряженных участков дорог и при возможности расширение национальной дорожной сети.
2. Выработка единых подходов к методике формирования источников финансирования дорожного хозяйства на основе более полного привлечения средств пользователей автомобильными дорогами с учетом степени воздействия транспортных средств на дороги и образующегося при этом износа дорог и дорожных сооружений.
3. Восстановление и развитие национальных научных школ и научных кадров, проведение фундаментальных научных исследований за счет совместных усилий дорожных администраций всех государств — участников СНГ.
4. Реализация совместных мероприятий по подготовке и повышению квалификации кадров, в т.ч. на базе ведущих ВУЗов СНГ, организация и проведение научно-технических конференций, семинаров, симпозиумов, школ передового производственного опыта с участием представителей дорожного хозяйства стран Содружества.
5. Обеспечение регулярного обмена информацией о деятельности дорожных администраций по правовому и нормативно-техническому обеспечению дорожного хозяйства, ежегодное издание “Ведомостей Межправительственного совета дорожников Содружества Независимых Государств”.
По информации, предоставленной Департаментом “Белавтодор”, подготовил Юрий ЛУКАШЕВИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 32 за 2003 год в рубрике дороги