Сотрудничество без границ


15-16 июля нашу страну посетила делегация Генеральной дирекции национальных дорог и автострад Республики Польша. Целью визита стало обсуждение вопросов, связанных со строительством моста через Западный Буг на автодорожном пограничном переходе Козловичи — Кукурыки на белорусско-польской государственной границе и ознакомление с основными направлениями деятельности дорожного хозяйства Беларуси.

В первый день визита высокопоставленные гости — заместитель генерального директора национальных дорог и автострад Збигнев Котлярек, директор бюро управления дорогами и мостами Ежи Козицки и директор Восточного отдела Януш Вуйтович — побывали на строительной площадке моста. В итоге польская сторона пришла к мнению, что возникшее отставание в возведении объекта можно ликвидировать к концу августа. (Напомним, что согласно межправительственному договору финансирование работ по строительству моста совместно осуществляют белорусская и польская стороны). В дальнейшем гости также ознакомились с ходом работ по развитию автомобильной дороги М1/Е30 Брест — Минск — граница с Россией и условиями ее содержания, с деятельностью РУП “Белавтострада”, обслуживающей эту дорогу, а также осмотрели Минскую кольцевую дорогу и памятники истории и культуры Беларуси в Несвиже и Мире.

16 июля польскую делегацию принимали в департаменте “Белавтодор”. Первый заместитель министра транспорта и коммуникаций — директор департамента Александр Минин, его первый заместитель Геннадий Чепцов, ряд руководящих работников департамента и предприятия “Белавтострада” обсудили с польскими коллегами основные направления деятельности дорожных хозяйств стран-соседок.
В своем обращении к коллегам Александр Минин отметил, что у нас много общих проблем организационного и технического плана. Кроме того, нас связывает совместная стройка. Далее Александр Васильевич подробно рассказал об организационной структуре белорусского дорожного хозяйства, о тех изменениях, которые произошли в течение последних лет. Кроме того, директор “Белавтодора” остановился на динамике роста протяженности сети дорог, количества транспорта и уменьшения финансирования отрасли за последние 10 лет. Так, если в 1992 году сеть дорог общего пользования составляла 49 тыс. км, то в нынешнем — уже 80 тыс. км. При этом построенных дорог в этой цифре лишь около 10%, остальное — принятые от сельхозпредприятий дороги, связывающие между собой населенные пункты. В 1992 году в Беларуси было немногим более 900 тыс. автомобилей, а сегодня — свыше 2,6 млн. И при такой высокой положительной динамике роста сети дорог и количества автомобилей финансирование дорожного хозяйства сократилось более чем в 2 раза. Так, в 1992 году средства дорожных фондов составляли сумму, эквивалентную $625 млн, а в 2003 — лишь $326 млн.

В своем выступлении польские коллеги отметили, что у них также произошли определенные структурные изменения буквально за последнюю неделю. Генеральная дирекция национальных дорог и автострад Республики Польша входит в состав Министерства инфраструктуры. В это министерство также входят органы управления строительством, геодезией, коммунальным хозяйством, железными дорогами, автомобильным и морским транспортом. До недавнего времени польское дорожное хозяйство реализовывало программу развития дорог на период 2002-2005 гг. Однако из-за недостатка средств этот документ не претворился в жизнь в полном объеме. Поэтому премьер-министр Польши потребовал поднять дорожную проблему на более высокий уровень. Был назначен новый генеральный директор, подчиненный непосредственно польскому правительству. Соответственно была разработана новая программа развития дорог на 2003-2006 годы. В рамках бюджета Евросоюза готовится соответствующая программа на 2003-2013 годы, в которой оговорено развитие автострад и скоростных дорог, обходов городов и усиление дорог, входящих в международные транспортные коридоры, под европейский стандарт нагрузки 11,5 тонн на одиночную ось. Задача усиления сети магистральных дорог является одним из основополагающих условий для вступления Польши в ЕС. К этому моменту наши соседи должны подготовить 550 км таких дорог, до 2010 года — 2.900 км, а до 2015 года — 5,5 тыс. км. Таким образом, многие польские магистрали будут модернизированы и укреплены.

Польские коллеги также подробно остановились на проблеме пропуска тяжелого транспорта. Оказывается, что их дорожная администрация непосредственно управляет организацией движения, и в ее составе работает Инспекция дорожного транспорта, наделенная широкими полномочиями. Инспекция контролирует движение грузового транспорта, а с будущего года будет заниматься его взвешиванием. Что касается действующих в Польше нагрузок, то на большинстве дорог она составляет 8 тонн на одиночную ось, на трассах национального значения — 10 тонн и только на без малого 500 км — 11,5 тонн.
Как было сказано выше, одним из условий вступления Польши в Евросоюз было обеспечение пропуска транспорта с нагрузкой 11,5 тонн на одиночную ось. В связи с возникшими серьезными финансовыми и техническими проблемами наши коллеги добились определенной отсрочки такого решения до 2008 года. До этого срока международные перевозчики будут перемещаться по сети магистралей межгосударственного значения только за дополнительную плату (90 евро). Сейчас аналогичное разрешение, выдаваемое перевозчикам прямо на границе, обходится им в сумму порядка 120 долларов (хотя эта сумма даже близко не покрывает ущерб, наносимый дороге в результате движения грузового транспорта). Но это только при условии, что нагрузка не превышает 11,5 тонн на одиночную ось. Если больше — необходимо заблаговременно получать разрешение у дорожников, а плата за проезд оказывается намного дороже. Поэтому перевозчики стараются не превышать указанные параметры. Об этом говорят и следующие данные: если за год на польских границах было выдано всего около 30 тысяч разрешений, то на превышение допустимой нагрузки на ось — только 3.

Кстати, проблема недобросовестных перевозчиков (в основном это касается внутригосударственных транспортировок) в Польше также существует. Но здесь на законодательном уровне закреплены штрафы таких размеров, что они, бывает, составляют сумму, превышающую стоимость самого грузовика-нарушителя. А недавно в стране-соседке было принято решение об уменьшении общей массы автопоезда с 42 до 40 тонн.
Кроме этого, польские коллеги подробно рассказали о том, как у них осуществляется содержание дорог, какие механизмы при этом используются. Отдельно гости остановились на проблеме дорожно-транспортных происшествий. По их словам, в Польше ежегодно гибнет порядка 7 тысяч человек. Основные причины ДТП — превышение скорости и нетрезвые водители. 30% всех происшествий — случаи наезда на пешеходов и велосипедистов. Поэтому в течение последних двух лет в стране реализуется программа по строительству пешеходных и велодорожек. Кстати, согласно исследованиям поляков, влияние дороги на число ДТП составляет лишь около 0,5%, и у них нет такого понятия, как авария по сопутствующей причине из-за состояния дороги.

В ходе встречи обе стороны обсудили целый ряд других проблем и вопросов. Основным же итогом стала подготовка проекта Меморандума о взаимопонимании по вопросам сотрудничества в области дорожного хозяйства. В этом документе, придавая большое значение развитию взаимных отношений и сотрудничества, предусматривается на регулярной основе проводить консультации по самому широкому спектру вопросов, связанных с дорожными хозяйствами обеих стран. Кроме того, с настоящего времени у коллег появится возможность проведения совместных встреч, совещаний, семинаров и конференций. Определенный импульс должно получить и сотрудничество между дорожными организациями приграничных регионов: Брестской и Гродненской областей Беларуси и Люблинского и Белостоцкого воеводств Польши.
В заключение встречи обе стороны выразили уверенность в том, что подобный конструктивный обмен мнениями получит дальнейшее развитие в сфере сотрудничества дорожных администраций наших государств.

Материалы подготовили Алексей ПЕКУН,Екатерина ГРИБ, Юрий ЛУКАШЕВИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 28 за 2003 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость