Платная магистраль: за что платит автовладелец?


Практика платных автомобильных дорог существует во многих странах мира. Беларусь в этом плане тоже не исключение: на главной дороге страны М1/Е30 Брест — Минск — граница с Российской Федерацией сегодня взимаются сборы на четырех пунктах со всех пользователей, кроме белорусских владельцев легковушек, микроавтобусов и двухосных грузовиков. Впервые отдельные категории автотранспорта начали платить за проезд по “олимпийке” еще в 1996 году после реконструкции некоторых участков дороги, для чего привлекались заемные средства Европейского банка реконструкции и развития.

Средства эти, составившие сумму порядка $50 млн, надо вернуть: согласно договору погашение кредита должно быть завершено в 2007 году за счет взимания в соответствии с условиями банка и решением правительства республики платы с владельцев (пользователей) транспортных средств за проезд по этой дороге.

Кстати, ежегодно в среднем в доход республиканского дорожного фонда поступает около $15 млн за проезд по этой автодороге, из которых порядка 75% направляется на погашение основного долга по кредиту Европейского банка реконструкции и развития за пользование им и уплату процентов. И только 25% (около $4 млн) этой платы используется на содержание и ремонт данной дороги при ежегодной потребности около $30 млн. Поэтому плата за проезд по М1/Е30 вводилась и продолжает вводиться поэтапно и дифференцированно, с учетом интересов всех сторон. Не исключено, что вскоре и белорусские микроавтобусы и легковые автомобили, а также двухосные грузовики будут платить за проезд по “олимпийке”. Сколько? Не так уж и много: предположительная ставка сбора с легкового авто составит около 1 тысячи рублей на каждом ПВДС, что вполне сопоставимо со стоимостью одно литра 92-го бензина и даже дешевле городской парковки. А ведь взамен пользователю предлагаются достаточно комфортные, безопасные и скоростные (местами до 120 км/ч) условия дорожного движения, неплохой набор сервисных услуг. Тем более, есть и альтернативные маршруты: не хочешь платить, поезжай по практически параллельной М1/Е30 дороге.
Но насколько велика взимаемая у нас плата? Наверняка этим вопросом задавались многие автолюбители, проезжающие по М1/Е30. Что ж, попробуем выяснить это в сравнении с другими странами. Для этого достаточно взглянуть на данные, приведенные в таблице.

Ставки платы за проезд по автомагистралям в ряде европейских стран в 1997-2003 годах

№ пп

Страна

Ставки платы за проезд на 1 км (долларов США)

Легковой автомобиль

Грузовой автомобиль 3 оси

Грузовой автомобиль = > 5 осей

Норвегия

0,046

0,093

0,093

Франция

0,055

0,124

0,124

Италия

0,040

0,054

0,099

Испания

0,067

0,125

0,146

Португалия

0,046

0,104

0,115

Греция

0,015

0,028

0,034

Словения

0,032

0,099

0,132

Венгрия

0,067

-

-

Хорватия

0,022

0,068

0,136

Македония

0,018

0,055

0,114

Россия

0,016

0,033

0,066

Беларусь

0,010/0,0033 (иностранные государства/Россия)

0,033

0,082

Источники информации: “Мировое развитие”, отчет Международного банка реконструкции и развития за 1998/99 гг.; Европейская ассоциация концессионных компаний для автомагистралей и объектов гражданского строительства, Париж; отчет компании DORSCH CONSULT по проекту “Автомобильная дорога Зеница — Сараево. Учет движения и обоснование платности”.

Кстати, совсем недавно Европейская комиссия опубликовала Белый Доклад “Транспортная политика Европы до 2010 года: время решать”, в котором заложено стремление уменьшить использование слишком перегруженных автодорог и перейти к более интенсивной эксплуатации железнодорожного и водного транспорта. Это, по мнению авторов доклада, позволит решить главную проблему дорожной сети, где около 10% автодорог перегружено. Учитывая это, Евросоюз предлагает ряд мер, в числе которых — введение автодорожных сборов, возрождение альтернативных видов транспорта и др. По сути, это означает поощрение людей к пользованию общественным транспортом и перевод грузовых перевозок на железнодорожные и водные пути.
Германия решила не откладывать дело в долгий ящик: к концу лета там планируют ввести дорожный сбор с грузовых автомашин по автострадам: 15 евроцентов за один километр пути.

По пути развития платных магистралей пошла и Украина. Как сообщили СМИ, на основе эксперимента эксплуатации на платной основе будет осуществлена реконструкция 282-километрового участка дороги Киев — Одесса. Такой закон приняла Верховная Рада Украины. Уже начали поступать средства коммерческих банков на реализацию проекта строительства дороги. Предполагается, что плата за проезд легкового автомобиля составит 21 гривну, грузового — 38 гривен (1 доллар приблизительно равен 5 гривнам).
Возвращаясь к плате за проезд по М1/Е30, следует отметить, что российская сторона неоднократно обращалась с просьбой к белорусам уравнять российских автовладельцев с нашими. С 1 февраля нынешнего года Беларусь сделала определенный шаг навстречу своей соседке: плата за проезд для отдельных категорий транспорта снизилась. Теперь, скажем, легковой автомобиль, зарегистрированный в России, платит на каждом пункте взимания дорожных сборов по 0,5 доллара. А что если обратиться к практике российских платных дорог? В этом на личном опыте смогли убедиться члены белорусской делегации, возвращавшиеся с заседания МСД из Петрозаводска в Минск через Полоцк.

Оказалось, что в Псковской области существует несколько платных дорог: обход города Печоры, участок дороги Печоры — Изборск — Палкино — Остров, участок дороги Нестрино — Остров — граница с Латвийской Республикой, Опочка — Полоцк, общим протяжением почти 170 км. Специальное постановление по этому поводу в прошлом году издала администрация области. В нем, в частности, говорится: “В целях обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования государственной собственности области, имеющих высокую интенсивность движения, а также в целях недопущения ухудшения их эксплуатационного состояния и на основании... технико-экономической оценки целесообразности организации эксплуатации на платной основе территориальных автомобильных дорог постановляю установить, что следующие территориальные автомобильные дороги (см. выше), находящиеся в стадии реконструкции, используются на платной основе”. В постановлении областных властей оговариваются и альтернативные бесплатные маршруты. А транспортные средства, зарегистрированные на территории Псковской области, а также ряд специальных, оперативных и дорожных служб от платы за проезд освобождаются.

Белорусской делегации довелось проехать по участку дороги Опочка — Полоцк протяженностью чуть больше 80 км. За проезд микроавтобуса в специальном пункте наши дорожники заплатили 150 российских рублей, или 6 американских центов за 1 километр. При этом дорога эта была явно четвертой категории, правда, без открытой ямочности, но с буйными зарослями растущих чуть ли не у кромки проезжей части травы и кустарника, в целом — неухоженная. Но это еще цветочки! Еще раз обратите внимание на дословный текст постановления Псковской администрации, а именно: “дороги..., находящиеся в стадии реконструкции, используются на платной основе...” Так вот, участок дороги, по которому проезжала наша делегация, действительно реконструировался! И реконструировался со всеми вытекающими отсюда последствиями, в числе которых — объезды по проселочным дорогам, ограничение скорости движения и т.д., и т.п. И за этот “комфорт” почти 5 долларов?! Дорога еще не построена, а за проезд по ней уже взимаются деньги, и достаточно немалые! Да, именно таким оказался в реальности платный российский “автобан”.
А теперь сравните эту, с вашего позволения, дорогу с нашей “олимпийкой”, с условиями движения по ней, с качеством покрытия и содержания дороги, с размером платы за проезд. Согласитесь, выводы напрашиваются сами собой...

В качестве резюме следует отметить, что институт платных дорог прочно входит в обиход не только европейских стран, но и государств бывшего СССР. И если в Европе в последнее время введением платы зачастую стремятся разгрузить дороги, решить ряд экологических проблем, то у нас ситуация несколько другая: в экс-союзных республиках катастрофически не хватает дорожных бюджетов, и введение платы хоть каким-то образом помогает смягчить эту проблему. В том числе и за счет обустройства по европейским стандартам отдельных автомагистралей, реконструкция которых осуществляется на заемные средства. Но взимание средств, само собой, начинается уже после обустройства дороги, ведь пользователь платит за дополнительный комфорт. И только попытка российских коллег брать деньги за проезд по дороге, которая еще не реконструирована, для того, чтобы это сделать, просто не идет ни в какие рамки и явно алогична. А сколько еще подобных случаев можно встретить на бескрайних просторах нашей соседки? Хочется верить, что опыт Псковской администрации является единственным в своем роде исключением...



Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 28 за 2003 год в рубрике дороги

©1995-2022 Строительство и недвижимость