Добротный сервис на дорогах
Беларусь, казалось бы, занимает в Европе достаточно выгодное положение с точки зрения транзитных автомобильных маршрутов и с хорошей перспективой. Само это обязывает сделать поездку для автомобилиста по нашим дорогам привлекательной. Среди отечественных и зарубежных пользователей белорусскими дорогами сложилось хорошее мнение о безопасности на наших дорогах, добротности на фоне других стран СНГ самих автодорог. Что касается качественных сервисных придорожных услуг, то нельзя сказать, что их нет, но на ряде дорог автолюбителям хотелось бы, чтобы подобных объектов было как можно больше. Они должны притягивать и своим внешним видом и внутренним содержанием.
Перед Министерством транспорта и коммуникаций республики, другими органами управления поставлена задача по-новаторски взглянуть на проблему, найти государственные рычаги, позволяющие в сервисном обслуживании на дорогах сделать шаг вперед, значительно повысить прибыльность в этом деле.
Вначале на основании данных, представленных Минтрансом, Минторгом, концерном “Белнефтехим”, Белкоопсоюзом, Минсвязи и облисполкомами, был подготовлен уточненный список объектов придорожного сервиса. Заведен банк данных по объектам придорожного сервиса и Минстатом разработана единая форма отчета владельцев объектов придорожного сервиса о товарообороте и объемах платных услуг.
По уточненным данным на 1 апреля текущего года на автомобильных дорогах насчитывается 946 платных объектов придорожного сервиса (412 пунктов питания, 311 АЗС, 84 СТО, 70 пунктов постоя, 69 охраняемых стоянок).
Кроме того, Правительством установлено задание на ближайшие 3 года по строительству и реконструкции объектов придорожного сервиса в количестве 338 объектов, в том числе 125 объекта в 2003 году.
Впервые за последние годы Минстатом организован учет и представлены данные по объему розничного товарооборота на объектах придорожного сервиса за январь-март 2003 года, который составил более 50 млрд рублей, или 111,5% в сопоставимых ценах к первому кварталу прошлого года.
Возросла и реализация платных услуг, оказанных населению.
Глубже изучив проблемы развития придорожного сервиса, заинтересованные органы государственного управления, конкретные предприятия поняли, что подобный вид услуг пользователям дорог во многом не поддается администрированию.
В организации сервиса на дорогах есть и свои неписаные законы. Инвестора тех или иных проектов, будь это автозаправочная станция, гостиничный комплекс, да и тот же пункт питания, интересует не в последнюю очередь вопрос: насколько объект будет востребован, окупаем?
Следует также сказать, что в собственности госструктур и ведомств (концерна “Белнефтехим”, “Белкоопсоюза” и др.) находится только около 35% всех объектов придорожного сервиса, остальные — в частной собственности, которые функционируют по законам рынка.
Одной из основных причин, влияющих на состояние дорожного сервиса, является реальная интенсивность движения. Чем больше автомобилей проходит по той или иной дороге, тем выгоднее развивать подобные услуги. Как показывает международный опыт, сервисные объекты развиваются в первую очередь там, где интенсивность движения составляет более 8 тысяч автомобилей в сутки. Сегодня же на белорусских магистральных дорогах, по которым осуществляется большая часть всех транзитных перевозок, среднесуточная интенсивность движения составляет лишь 3136 автомобилей. В Беларуси только на отдельных участках дороги М-1/Е-30 Брест-Москва, Минской кольцевой дороге движение автомашин идет в ритме, обеспечивающем прекрасные возможности для высокой рентабельности сервисных объектов. Таким образом, для стимулирования этого дела необходимо, прежде всего, увеличение транзитного потока транспорта.
Государство понимает, что на белорусских дорогах права автомобилистов должны быть обеспечены в как можно большем объеме. Немаловажна и идея, что транзит по нашей республике должен давать более существенную для государства прибыль.
Развитие придорожного сервиса в республике идет преимущественно на магистральных дорогах. На них сегодня сосредоточено 444 из 946 подобных объектов. В 1999 году еще во время работы Комитета по автомобильным дорогам (сегодняшнее название департамент “Белавтодор”) была разработана “Схема развития придорожного сервиса на сети магистральных дорог республики до 2005 года”.
Согласно ей на главных дорогах страны к 2005 году должно быть построено 1125 сервисных объектов. В настоящее время потребность дорог, по которым осуществляются основные транзитные потоки, по европейским меркам обеспечена в автозаправочных станциях (АЗС) на 52%, в станциях технического обслуживания — на 36%, пунктах питания — на 53%. В наибольшей степени обустроен объектами дорожного сервиса трансъевропейский коридор №2 — дорога М-1/Е-30 Брест-Минск-граница России.
Наиболее активно сегодня ведется строительство АЗС — из всех объектов придорожного сервиса они наиболее прибыльные.
Между тем, большая часть автозаправочных станций, существующих в Беларуси, не отвечает всем европейским требованиям. Для улучшения этой ситуации в марте текущего года Министерством транспорта и коммуникаций было принято решение при выдаче технических условий на строительство новых АЗС предусматривать обязательное наличие объектов бытового обслуживания — моек, туалетов ит.д.
Кроме того, концерну “Белнефтехим” было рекомендовано провести реконструкцию действующей системы АЗС в части улучшения услуг бытового обслуживания.
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 24 за 2003 год в рубрике дороги